
Молодые и не очень мамы
сталкиваются с такой проблемой: они дают какое-либо поручение дочке или сыну,
проходит время, задание не выполнено вообще или выполнено частично. И это
касается детей любого возраста. Как с этим бороться? Ребенок в принципе не хочет
трудиться, выполнять свои обязанности, он хочет играть, отдыхать, гулять,
веселиться. Но, как говорится, «делу – время, потехе – час».
Приведем некоторые примеры. Уже
пора идти спать, а игрушки разбросаны по полу в гостиной, мама просит ребенка
все собрать и уложить на свои места. Уходит по делам на кухню, возвращается, а
игрушки не убраны. А уже пора водных процедур и спать, т.е. из-за того, что
ребенок не послушал маму, сдвигается их режим. Тут мама начинает психовать,
убирает все сама, ребенок напуган и чуть не плачет.
Другой пример: мама просит ребенка
собрать в школу портфель. Разумеется, школьник сам должен помнить об этом и
собирать портфель без напоминаний родителей. Проходит время, портфель так и не
собран. И тут мать либо, психанув и отругав ребенка, сама ему собирает
портфель, либо оставляет все как есть, чтобы ребенок, оказавшись в школе без
нужных учебников и тетрадей понял, что нужно сразу сделать, как просила мама.
Собирая портфель вместо ребенка, мама совершает ошибку, она ему показывает прямым
текстом, что можно проигнорировать поручение мамы, а портфель все равно будет
собран. Так закрепляется определенная поведенческая модель.
Следующий пример: на даче мама
просит ребенка собрать к обеду ягод и зелени с огорода. Ребенок уходит, его
долго нет, потом возвращается… с пустым лукошком. Это вызывает гнев матери, она
сама отправляется в огород… ДА, мама вынуждена сделать это сама, так как ей
необходима зелень прямо сейчас, уже почти все готово, а ребенок получает опыт –
что надо просто потянуть время, и мама сама все сделает…
Примеров еще много, но остановимся
на этом.
Такие дети не понимают, что не
выполнить элементарное поручение своей матери – это девиантное, позорное
поведение. В то время как мать для них делает ВСЁ, они для нее или по ее просьбе
не делают ничего или почти ничего. Это огорчает и раздражает мам. Как отучить
детей игнорировать поручения своих родителей? Здесь поможет
психолого-педагогический тренинг – мама демонстрирует детям их же модель
поведения – она тоже все делает лишь наполовину, «забывая» их просьбы, нарушая
свои обещания и т.д.Например, собрались
поехать в парк аттракционов, но на полпути разворачиваются домой. – Ладно, это
была шутка… А теперь серьезно: Мать подает на обед или ужин наполовину
приготовленные блюда. Дети видят, что такое есть невозможно, а очень хочется.
Вот тут начинается беседа, короткая, но доходчивая. Мама может наглядно
продемонстрировать, что такое выполнить свои обязанности только наполовину, что
значит не доделать начатое. Мама может спросить у своих детей «а что будет,
если я, папа тоже, как и вы, будем все делать лишь наполовину?». Кто-то
предлагает более радикальные приемы – «забыть» приготовить ужин и оставить всех
голодными, чтобы и до них дошло, что значит забывать о своих обязанностях. Речь
не идет о том, чтобы наказать, проучить детей, но о том, чтобы наглядно
продемонстрировать, что такое безответственность и необязательность.
Если у Вас были подобные ситуации,
как Вы с этим боролись? Напишите в комментариях.