Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

"Срезал" Шукшин - краткое содержание (2 варианта) + сочинение


"Срезал" Шукшин - краткое содержание (2 варианта) + сочинение
­"Срезал" - краткое содержание (1 вариант)

Действие рассказа происходит в СССР в 1960-70-ее годы.

В гости к матери в родную деревню приезжает Константин Иванович Журавлев - ученый, состоятельный человек. Константин и его жена являются кандидатами наук (Константин - доктор филологических наук).

О приезде Журавлевых узнает и Глеб Капустин, местный житель, рабочий пилорамы. Глеб известен тем, что умеет в беседе "срезать", выставить дураком любого знатного земляка, приехавшего в деревню. Местные мужики восторгаются Глебом за это умение. 

Вечером на ужин у Журавлевых собираются гости, в том числе и Глеб Капустин, который готовит очередное разоблачение и скандал. Константин и его жена радушно принимают гостя, ничего не подозревая. Наконец Глеб приступает к "делу": он заводит беседу с Константином и забрасывает его вопросами на разные темы. Воспитанный и неглупый Константин спокойно и добродушно отвечает. Видя, что соперник умен, Глеб продолжает сыпать новые научные вопросы, пытаясь "срезать" Константина.

Константин и его жена понимают, что Глеб - начитанный, но малообразованный и плохо воспитанный человек, который нахватался знаний из газет и пытается блеснуть этим перед мужиками. Супруги смеются над нелепым поведением гостя. Они понимают, что Глеб - типичный демагог, с которым нельзя серьезно говорить о науке.

Глеб чувствует свою слабость и решает прямо напасть на соперника, ("катит бочку"): он заявляет Константину, что деревенские жители не все глупы и что кандидаты наук должны быть готов к любым вопросам. Глеб отчитывает Константина за то, что тот мало читает газет и т.д. 

Завершив свою пламенную речь, Глеб гордо уходит. Мужики остаются в восторге от его выступления. Глеб радуется тому, что снова вышел победителем, пусть и в глазах недалеких, необразованных мужиков.

Конец.


"Срезал" - краткое содержание (2 вариант)

В деревеньку Новую в гости к старой Агафье Журавлевой приехал средний сын Константин Иванович, «богатый, ученый». С собой он захватил жену Валентину да дочку школьного возраста. Костя, теперь житель городской, на виду у всей деревни к дому матери подъехал на такси. И с собой привез уйму вещей для комфортного отдыха и быта. Уже вечером мужики узнали главное: Костя и его жена – кандидаты наук. Каких, неизвестно. Значит, вся надежда на Глеба Капустина, сорокалетнего белобрысого въедливого мужика, работника пилорамы, со смаком «срезавшего» (ставившего на место) всех наведывавшихся в деревню «знатных людей». А таких в деревне было не меньше пяти, от полковника до врача.

С одной стороны, людям было в диковину послушать свежего, городского, выбившегося в люди, человека, с другой – приятно посмотреть, как местный мужичок Капустин «срежет знатного», утрет нос выскочке. Тот самый полковник засыпался на вопросе о войне 1812 года. Переврал историческую фамилию. Арбитром спора стала учительница, и победа осталась за Капустиным. Его насмешливые фразы в диалогах с приезжими становились крылатыми.

И в этот раз, как кулачный боец, Капустин вместе с прочим деревенским людом постучался в хату к Журавлевым, подсел к гостеприимному столу. Кандидат с удовольствием вспомнил детство, а после на него коршуном налетел Капустин. Узнав, что «знатный» с филфака, он живо перевел разговор в плоскость философии. Костя имел в виду другой филфак, но разговор продолжил.

Перескакивая от невесомости к шаманизму, красуясь непонятной терминологией, напористой интонацией, Капустин наслаждался восхищением односельчан. А кандидат с женой вначале терялись, потом смеялись, затем чуть рассердились. Но поддерживать якобы ученый разговор не стали. Тогда-то факт стал фактом: Капустин «срезал» кандидата новейшей проблемой контакта с лунной цивилизацией. Пусть все знают, что народ не лыком шит, и газеты читает, и телевизор смотрит, и в состоянии проэкзаменовать любого кандидата. «Скромней надо» быть, ведь «кандидатство – это не костюм, который купил – и раз и навсегда». Мол, ученый человек должен быть во всеоружии и готов отчитаться перед воспитавшим его народом.

Семейная пара Журавлевых в изумлении, они не понимают, в чем их «нескромность», какой вызов они бросили деревенским своим приездом. Услышав отповедь Капустина, Костя заподозрил в нем типичного кляузника, жалобщика. Однако и тут промахнулся: все знали, что Капустин анонимок не писал. Героем уходил Капустин от Журавлевых. Мужики уважительно смотрели ему вслед. Они даже немного сердились на жестокость Глеба, напавшего на растерянных кандидатов. Теперь не раз Капустин спросит на работе «о кандидате», и окружающие подтвердят: «Срезал ты его».



Сочинение по рассказу Шукшина В. М. “Срезал”

Рассказ “Срезал” чрезвычайно важен для понимания ав­торского мировоззрения. Известно, что В. М. Шукшин прида­вал ему особое значение. В центре произведения – фигура Глеба Капустина – начитанного и ехидного мужика.

Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними си­лой интеллекта.

Завязкой сюжета рассказа является приезд к старухе Агафье Журавлевой сына Константина Ивановича. Он кандидат наук, жена его – тоже, а дочка – школьница. В подарок матери привозят они то, что в их понимании необходимо для деревен­ской жизни: электрический самовар, халат и деревянные ложки.
Среди жителей деревни было немало людей, которые сде­лали карьеру и считались знатными (один полковник, два лет­чика, врач, корреспондент). К этой категории можно отнести и кандидата наук Журавлева. Непременным ритуалом приезда таких людей в родную деревню был их рассказ о своей жизни.

При этом они шли на общение с народом с открытой душой, видя в земляках искренний интерес к себе. Глеб же любил устраивать из таких встреч целый спектакль, ожидая удачного момента, чтобы “срезать” зазнавшегося, по его мнению, чело­века, например, найти ошибку в суждении или уличить в не­знании какого-нибудь важного исторического факта.

Ретроспективный рассказ Шукшина о споре Глеба с пол­ковником по поводу того, кто велел поджечь Москву в 1812 году, уже является своеобразным намеком на драматиче­скую развязку сюжета. Амбициозное желание Капустина сре­зать кандидата, как называют Журавлева в рассказе, возникает уже в момент, когда он узнает о приезде Константина Ивано­вича. “Голой рукой не возьмешь”, – заявляет он. Мужики же его подзадоривают, надеясь посмотреть на очередной спек­такль. “Так ведет опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь”, – комментирует В. М. Шукшин их поведение.

Ничего не подозревающий кандидат встречает гостей ра­достно, по-дружески. В повествовании начинает звучать опре­деленная двусмысленность: с одной стороны, Журавлев – кандидат наук, а с другой – кандидат на очередное “среза­ние”, жертва, которая еще не знает, какой поединок ей вскоре предстоит выдержать.

Вместо общих воспоминаний о детстве Капустин начинает беседу на философские темы. Журавлев пытается уклониться от дискуссии, отшучивается, но в планы Глеба это не входит. Слов­но клещ, впившийся в горло, или коршун, камнем падающий на добычу, начинает он доказывать Журавлеву, что не тянет интел­лект того на кандидатскую зарплату, что никакой он не мысли­тель, каким его считают, что не заслужил он того положения в обществе, которое имеет.

А вот провинциалы, над ущербностью которых они с женой готовы посмеяться, ни в чем не уступят по части интеллекта, хоть и не отмечены учеными степенями.

В разговоре с Журавлевыми Капустин открыто объявляет им цель своих скандальных обвинений: “Люблю по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии”. Символичны в этой связи фамилии героев: Журавлевы парят где-то высоко, составляя общественную элиту, а Капустин так и не оторвался от своего огорода. Справедливо ли это?

Разумеется, в споре с Журавлевым Капустин не прав как по форме, так и по содержанию. В его тирадах, обращенных к Константину Ивановичу, больше изощренных оскорблений и обвинений, чем рациональных идей и здравых мыслей. А уж устраивать весь этот спектакль перед человеком, к которому пришел в гости, совсем неуместно.

Однако в позиции Капус­тина немало здравого смысла: совершая открытия и создавая новые книги, представители науки нередко просто прикрыва­ются словами о народном благе, забывая о том, как живет на­род на самом деле и что изменится в его реальной тяжелой и приземленной жизни от этих статей и открытий.

Рассказ В. М. Шукшина заставляет общество внимательнее относиться к интеллектуальному потенциалу русского челове­ка, подчеркивает необходимость поставить заслон на пути создания псевдоискусства, так называемой массовой культу­ры, на деле распространяющей дурной вкус и интеллектуаль­ную убогость. В. М. Шукшин своим произведением прежде всего “по носу щелкнул” любителей разговаривать с народом с позиции знати и кичиться своим высоким положением. Пи­сатель еще раз заставляет нас вспомнить, что социальный ста­тус, помимо благ и привилегий, накладывает на человека оп­ределенные обязанности. Прежде всего он должен ему соответствовать во всех отношениях.

Для этого надо постоян­но работать над собой, расти в профессиональном и творче­ском плане, а не упиваться прежними заслугами.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 35
© 05.05.2022г. Сочинения для школьников
Свидетельство о публикации: izba-2022-3304124

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1