
Кажется, нет утверждений, которые нельзя оспорить,
да я и не стараюсь – я запоминаю фразу из предварительного разговора с интереснейшим
собеседником и замечательным поэтом, имя которого обнаружила, как это водится,
совершенно случайно, прогуливаясь по своей редакторской надобности по рядам
вновь прибывших стихотворных произведений в Избушку:
"Любовь к поэзии непостижимым образом рождается
из любви к родному языку".
Именно с этой фразы я и хочу начать свой диалог с
поэтом и редактором Избы - Читальни
Сергеем Алексеевичем Лисицыным:
https://www.chitalnya.ru/users/Sergefox/
и открыть им новую рубрику КЛиК, которая называется
Разговор с редактором.
-Сергей Алексеевич, а когда у Вас родилась любовь к
родному языку? Когда Вы ощутили и осознали эту любовь?
– Со школьных, конечно же, лет. Русский язык и
литературу вела в нашем классе замечательная учительница Тамара Петровна
Бондарева - именно она открыла многим моим одноклассникам, ну, разумеется, и мне
тоже, глубинную красоту родной русской речи. А происходил этот процесс на
замечательных образцах нашей великой литературы, которые были включены в
общеобразовательную программу советской школы. Но неправильно было бы сказать,
что любовь к печатному слову ограничивалась только произведениями русской и
советской литературы - шедевры мировой классики тоже были открыты нам
замечательными нашими преподавателями.
-А когда увлеклись поэзией? Творчество какого поэта
или поэтов оказало на Вас особенное влияние?
– Увлечение поэзией пришло уже в старших классах.
Особенно полюбился мне Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу",
"Валерик", "Парус". Его стихотворения буквально заполонили
душу. Ну, и поэмы, конечно. Чуть позже проникся Пушкиным. Из "Маленьких трагедий"
без зубрёжки, как-то сама собой наизусть впиталась в память его прекраснейшая
вещь "Моцарт и Сальери". Естественно, великие стихи Александра
Сергеевича стали своеобразным учебником стихосложения. Там есть всё: размер,
силлабо-тоника, ритмика, архитектоника. Словом, читай, вникай и учись. Затем
пришёл черёд и других прекрасных поэтов: Тютчев, Фет, Есенин, Ахматова,
Цветаева, Заболоцкий, Асеев, Рождественский, Рубцов, Евтушенко. В итоге стал
взахлёб читать многих великих и не очень великих, но очень замечательных
поэтов.
-Как известно, поэзия – не точная наука, но
эмоциональное воздействие на читателя оказывает именно ритмический строй стиха.
Что для Вас главное в поэзии, когда Вы – читатель, и что неважно, когда Вы –
поэт?
– По поводу "точности" Вы совершенно
правы: поэзия, конечно, не музыка, которую пушкинский Сальери "поверил
алгеброй". Мне как читателю не столь важным представляется строгое
соблюдение автором канонов стихосложения, где, как говорится, "шаг
вправо-влево считается побегом", главное – интересная мысль, облечённая в приличную
стихотворную форму. Бывает читаешь вещь, состряпанную по всем канонам – не
придерёшься, но там пустота – ни мысли, ни чувства, ни души… Хотя, конечно,
мне-читателю хочется чтобы и форма, и содержание были достойными друг друга.
В своих же стихотворениях стараюсь "не
хулиганить", избегая вычурности и неоправданного экспериментаторства.
Стараюсь сохранять приверженность классическим правилам стихосложения.
-Сергей Алексеевич, а когда Вы впервые ощутили себя
поэтом? Первое признание Вашего таланта – как это произошло?
– Пожалуй, впервые понял, что мои
"творения" что-то из себя представляют, когда в городе Уральске (я
работал там в 2006-2007 годах заместителем главного редактора областной газеты
"Приуралье") мои стихи показали талантливой певице и композитору
Марине Дикиной, и она написала на них несколько песен. К сожалению, она
покинула этот мир в 2011 году. Одна из этих песен – "Снег последнего
дня" представлена на моей страничке в Избе-Читальне.
-На Вашей страничке читатели могут видеть только поэтические
произведения. Будет ли у нас возможность узнать Лисицына – прозаика?
– Не исключаю, что такая возможность будет. Есть
несколько задумок. Пока эти задумки в процессе "варки", если можно
так выразиться, но определённо говорить об этом рано.
-Сергей Алексеевич, я не могу не коснуться Вашей
профессиональной деятельности в качестве редактора печатных изданий: что для
Вас показалось самым интересным на этой стезе, а что – самым мучительным?
– Журналистика сама по себе динамичная и очень
насыщенная событиями сфера деятельности. Главная задача редактора – создать
креативный коллектив, где все, от корректора до зама, энтузиасты и
профессионалы. Тогда рождаются интересные проекты. Помню, однажды в астанинском
еженедельнике мы запустили конкурс со стереокартинками. Это такое
мозаично-узорчатое изображение, на котором надо особым образом сфокусировать
взгляд, чтобы увидеть объёмные фигуры. Разглядывал эти картинки весь город. Кто
видел, кто не видел, но были вовлечены в этот процесс без малого все горожане,
и главной темой разговоров были советы по фокусировке зрения.
Самые же неприятные в редакторской практике моменты
те, когда личные амбиции или обиды ставят издание на грань закрытия. В моей
практике это случалось. Однажды руководителю холдинга, куда входил еженедельник
"Столичный проспект", шеф-редактором которого я на тот момент был,
учредители сообщили, что холдинг закрывают, но при этом оставляют наш
еженедельник. Понятное дело, человек обиделся на учредителей и разослал по всем
типографиям Астаны требование не печатать "Столичный проспект",
причём это произошло буквально накануне выхода очередного номера. Пришлось
предпринять экстренные меры, договорившись (ночью!) с типографией в Караганде,
и подняв на ноги своё учредительское начальство для составления гарантийного
письма. Утром газета была доставлена читателям. На того бывшего руководителя я
обиды не таю, понимая его состояние, тем более именно его решением я и был
назначен шеф-редактором. Такой вот редакторский "переплёт" получился.
-Как Вы считаете, чего и ни при каких условиях не
должен делать редактор?
– Никогда "не выговаривать" подчинённому в
присутствии коллег. Можно побеседовать с ним тет-а-тет, высказав свои замечания
или претензии, но стараться делать это тактично, не ударяясь в крик.
-Можете вспомнить случай, когда Ваше поэтическое
мастерство сыграло важную роль в Вашей редакторской деятельности?
– Однажды мой ответственный секретарь уговорил меня
запустить в газете на целый месяц поэтический конкурс с весьма достойными
призами. Пришлось прочесть массу материала, отбирая то, что можно назвать
стихами. И, по мере возможности, аргументированно объяснять отказ в публикации
тем или иным претендентам. Конкурс провели, но сколько же было обид, слёз и
даже истерик!
-Что важное удалось положить Вам в ларчик своей
личной жизненной философии, находясь на посту редактора?
– Наверное, самое важное, что удалось почерпнуть –
понимание, что жизнь многомерна - она не может существовать в плоскости
"чёрное-белое" или "абсолютное зло - абсолютное добро", и
этих измерений не три, и не пять - их невероятное множество, как и вселенных.
-С Вами невозможно не согласиться, и Ваши слова как
нельзя более точно подходят к нашей Избушке, в которой обитает огромное
количество вселенных – наших авторов. Кстати, как Вам Изба – Читальня?
– Знакомство с порталом, не скрою, было случайным.
Заглянул в Избушку, прохаживаясь по литературным ресурсам. Увидел здесь
авторов, чьё творчество было мне уже знакомо по другим подобным сайтам.
Понадобилось какое-то время, чтобы осмотреться, ознакомиться с функционалом,
ощутить, скажем так, комфортность пребывания здесь. Мне понравилось. Сейчас с
удовольствием захожу в Избу-Читальню, открываю новых интересных авторов и
знакомлюсь с их замечательными произведениями. На свою страничку стараюсь
выкладывать те вещи, которые по моему мнению "созрели" (то есть
подправлены или вовсе исправлены, доработаны, откорректированы) для
представления их читателям. Одним словом, мне здесь хорошо и уютно. И ещё
хочется отметить, что новичкам в литературе здесь можно многое почерпнуть для
творческого роста и оттачивания своего мастерства.
-Скажите пожалуйста, какими Вам видятся перспективы
развития сайта Изба-Читальня и в каком направлении редактору сайта следует
прикладывать максимум своих профессиональных усилий?
– Одним из главных критериев в SEO-политике любого
интернет-ресурса остаётся рост посещаемости. И современные реалии диктуют
необходимость работать в этом направлении. Есть все основания полагать, что
Изба-Читальня упрочит свои позиции в литературном ресурсном сегменте - об этом
свидетельствует уже достаточно высокий рейтинг в сетевой статистике. И
дальнейшая работа в плане перспективы, полагаю, будет направлена на повышение
привлекательности портала для целевой аудитории.
Усилия же редактора, по моему мнению, должны быть
сосредоточены на привлечение новых участников, желающих проявить себя в мире
литературы, поиск среди них талантливых авторов и оказание им поддержки и
помощи в творческом плане. Уверен, что продуктивная работа в этом направлении
сыграет самую положительную роль в развитии Избы-Читальни.
-Сергей Алексеевич, а сейчас я хочу предоставить вам
право обратиться к авторам нашего сайта и сказать своё Редакторское слово.
– Очевидным является то обстоятельство, что авторам,
решившим развивать свой творческий потенциал на этом литературном портале,
предложены многие возможности для этого. Вижу, что многие постояльцы Избушки
эти инструменты применяют и активно пользуются ими. Обращаясь к коллегам, а
авторов я безусловно считаю коллегами по творчеству, хочу отметить, что в
Избе-Читальне царит конструктивная и дружелюбная атмосфера, и нашей с вами
взаимной доброжелательностью она будет гарантированно подпитываться и
укрепляться. Перефразируя слова барона Мюнхгаузена в облике великолепного Олега
Янковского, скажу: "Улыбайтесь, коллеги, улыбайтесь! Ибо хмурые лица
отпугивают вдохновение". Желаю вам, друзья, вдохновения в постоянные и
верные спутники!
-Сергей Алексеевич, я благодарю Вас от лица всего коллектива КЛиК и оставляю наш диалог открытым в режиме оф-лайн, дабы каждый желающий мог с Вами
пообщаться.
И здесь я хочу представить одно из Ваших стихотворений, которое мне очень понравилось - называется оно АЛГОРИТМ:
Звёзды не срываются без спроса
со своих очерченных орбит,
так и голова от Берлиоза
под трамвай сама не отлетит.
Круг земной — в неведомых нам сферах,
но дан шанс не утонуть в грехах,
чтоб бесплотной тенью Агасфера
не скитаться в сумрачных мирах.
Жжёт сердца людей худое слово,
не твори обиды сгоряча,
помни, что не свалится сурово
сам собой обломок кирпича.
Матриц наших выверены коды,
и просчитан жизни алгоритм,
от духовной сложится природы —
воссияем или же сгорим…
https://www.chitalnya.ru/work/3207936/
Разговор начала ред. Марина Новикова-Шведт. Желающие могут присоединиться к беседе и задать Сергею Алексеевичу интересующие их вопросы.