Горький о русских


«Несвоевременные мысли» Максима Горького, на первый взгляд – мужественная, искренняя и честная книга, наполненная болью за русских людей. Читаешь и думаешь: так мог писать только человек истово и непритворно любящий свой народ. Но неужели это тот самый Горький, который через каких-то четыре года будет спокойно и даже удовлетворенно говорить о гибели от голодной смерти ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ русских крестьян – «Вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень»? Может быть, следует, не поддаваясь очарованию горьковских эмоций, внимательно и спокойно проанализировать его публицистическую книгу?
Попробуем найти базисные точки, вокруг которых Горький искусно плетет свои психологические сети, представая перед читателем в образе народного радетеля. Их всего три. Русские, евреи, большевики. За русских он переживает, евреев любит, а большевиков почти ненавидит.

Русский народ – главная тема «Несвоевременных мыслей». «Да, я мучительно и тревожно люблю Россию, люблю русский народ», - пишет Горький. Любовь – одна из самых чистых и беззаветных – родительская. Но ведь и эта любовь может быть разной. Разные родители, разные дети: хорошие и плохие, честные и мерзавцы, умные и дебилы… Вот и Горький любит русский народ так, как любит мать своего сына-идиота, а то и законченного мерзавца. Любит и… ненавидит. Жалеет и… гадит. Крепко гадит. После первого прочтения это не очень-то заметно: в глаза бросаются горьковская боль о России и русском народе, мечты о его преображении в облике культурного, во всех отношениях прекрасного человека.

На фоне боли и переживания за русский народ читатель готов примирительно отнестись к обильно пестрящих на страницах «Несвоевременных мыслей» негативных высказываний Горького о русских, благо они упираются в темы ужасного царского наследия. Судите сами, к примеру, в такой фразе: «Живя среди отравлявших душу безобразий старого режима, среди анархии, рожденной им, видя, как безграничны пределы власти авантюристов, которые правили нами, мы - естественно и неизбежно - заразились всеми пагубными свойствами, всеми навыками и приемами людей, презиравших нас, издевавшихся над нами», - может ли читатель возразить? Вряд ли, учитывая весьма негативное отношение к царизму в годы революции.

Очень искусно Горький связывает воедино ненавистный царский режим и крайне нелестную оценку русскому народу: это ужасный народ, но… в этом повинен старый режим. И попробуй возрази. Все же видели, насколько «старая власть была бездарна» - а с этой оценкой Горького нельзя не согласиться. Но согласиться с утверждением Горького о том, что царизм превратил русского человека в некое страшное чудовище со звериным обликом нельзя ни в коем случае.

Война и голод морально не красят человека. Да, к семнадцатому году много выплыло на божий свет различного дерьма. Но это дерьмо – далеко не весь русский народ, хотя по Горькому как раз именно так. Эка, как он ловко весь народ под одну грязную гребенку подогнал! И моральное обоснование этой нечистоплотности лежит на поверхности: сам-де Горький русский, сам о своем народе правду-матку рубит. Он так и пишет: «Если я вижу, что моему народу свойственно тяготение к равенству в ничтожестве, тяготение, исходящее из дрянненькой азиатской догадки: быть ничтожными - проще, легче, безответственней; если я это вижу, я должен сказать это». Честный он, Горький, значит…

Но мне почему-то вспоминаются другие слова: «Принадлежать народу значит с полною и разумною волею сознавать и любить нравственный и духовный закон, проявлявшийся… в его историческом развитии», - так писал еще в 1845 году А. С. Хомяков («Мнение иностранцев о России»). Вот и получается, что Горький своим потоком грязной лжи и клеветы на русский народ отказал себе в праве на принадлежность к этому народу. По крайней мере, в праве говорить гнусности от лица русского народа.

«Что же нового дает революция, как изменяет она звериный русский быт? Я никогда не был демагогом и не буду таковым. Порицая НАШ народ за его склонность к анархизму, нелюбовь к труду, за всяческую его дикость и невежество, я помню: иным он не мог быть. Условия, среди которых он жил, не могли воспитать в нем ни уважения к личности, ни сознания прав гражданина, ни чувства справедливости, – это были условия полного бесправия, угнетения человека, бесстыднейшей лжи и зверской жестокости». Раз уж мы отказали мистеру Горькому в праве на русскость, третью фразу в приведенном отрывке следует читать так: «Порицая ЭТОТ народ...».

«Мы, Русь, анархисты по натуре, мы жестокое зверье, в наших жилах все еще течет темная и злая рабья кровь - ядовитое наследие татарского и крепостного ига, что тоже правда». Да ложь все это. Не были русские рабами у татар, а что до крепостного ига – а где было лучше? Тот же Хомяков пишет об этом рабстве, которое «не внушило владельцам презрения к своим невольникам-землепашцам… Выслужившийся крестьянин уравнивается не только законом, но и обычаем, и святынею всеобщего мнения, с потомками основателя самого государства». А разве не так? Разве сын сельского священника, даже не дворянин, Михаил Сперанский не стал известным министром, еще и графом? Разве сын крестьянина Никон не стал Патриархом? А адмиралы Нахимов и Макаров (да и не они одни!). Напомнить, кто был дедушками Ленина? Один калмык, другой еврей, а Ленин уже с гордостью писал о себе: «потомственный дворянин».

Русские – жестокое зверье? Это Горький судит по своему дедушке, выкинувшим одиннадцатилетнего мальчика на улицу? А вот И. А. Сикорский в 1895 году в речи, произнесенной в торжественном заседании Славянского благотворительного общества, сказал: «Феноменальное человеколюбие русского солдата в отношении побежденных врагов поражает иностранцев в наше время». И этому нельзя не верить!

Но Горький продолжает лить ушаты помоев: «Русский народ, в силу условий своего исторического развития, огромное дряблое тело, лишенное вкуса к государственному строительству и почти недоступное влиянию идей, способных облагородить волевые акты».

Какой еще народ смог ПОСТРОИТЬ И УДЕРЖАТЬ (не расколоться!), на громаднейшей территории Европы и Азии великое государство – Россию? Способен ли какой-либо другой народ на это? И насколько тяжелы были эти исторические условия: феодальная раздробленность, вторжения вражеских армий, громадные расстояния, способные сломать становой хребет любому государству, а Россия состоялась! И именно благодаря русскому народу.

О каких облагораживающих чужеземных идеях плачется Горький? А нужны ли они нам? Нужна ли России западная толерантность, принявшая самые уродливые и извращенные формы, нужна ли нам их педерастия? Нужны ли нам местные, но чужеродные для русского народа новомодные изобретения – гулаговские концлагеря и газовые камеры? Кто их изобретал и внедрял на русском народе? Фамилии назвать?

«А так как россияне работать не любят и не умеют, и западноевропейский мир это их свойство знает очень хорошо, то - нам будет очень худо, хуже, чем мы ожидаем... Русские люди, из тех одичавших бездельников и лентяев, которые, будучи сами виноваты во всех своих несчастиях, бесстыдно обвиняют за свое ничтожество и неумение жить всех, кого угодно - только не себя». Стоит ли говорить о русском Левше? Кто расчистил и распахал пашни на Руси? Кто поднял Урал, заселил Сибирь, вышел к Тихому океану и даже в Америку переселился? Кто построил величественные храмы? Может быть, таджики? Нет, русские крестьяне и русские мастеровые. И их Горький называет «деревенским темным и дряблым народом»? Способен ли на все это ДРЯБЛЫЙ народ?

Но Горькому все мало и он продолжает глумиться. «Костер зажгли, он горит плохо, воняет Русью, грязненькой, пьяной и жестокой».
Грязная Русь? Русские люди ВСЕГДА отличались чистоплотностью. Можно ли сравнивать русских крестьян с их банями и жуткую грязь в средневековой Европе? Редкие помывки в одном общем чане с несменяемой водой – это там было еще в двадцатом веке. Даже сейчас культурные англичане моют посуду (не ополаскивая) в раковине с грязной водой. Блохоловки на европейских красавицах и туалеты в коридорах Лувра – все это тоже было.

Пьяная Русь? Сто лет назад потребление алкоголя в России на душу населения было в 3 раза меньше, чем теперь и в два раза меньше, чем в те же годы в Америке и Европе. Тогда, накануне революции, 95 % детей до 18 лет, 90 % женщин и 43 % мужчин были абсолютными трезвенниками. А основная масса обществ трезвости, создаваемых по всей России, была под эгидой черносотенцев, столь ненавидимых пролетарским писателем-русофобом.

До 1885 года водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в кабаках. А поставляли их туда винные откупщики. Самый известный – Евзель Гинцбург, сын витебского раввина. Именно его внук Альфред Гинцбург был главным виновником ленского расстрела. Кстати, прадед Ленина, Мойше Ицкевич Бланк, тоже разбогател на торговле спиртным.

Жестокая Русь? Салтычихи на Руси были исключением, а английское огораживание – практикой. Жестокость комиссаров – разве она русская? А нацистская Германия? Уничтожение туземцев американцами и миролюбивое переселение русских в Сибирь – сравнимы?

Может быть, стоит напомнить о русском национальном характере? Русский человек «обходится без внешнего комфорта, необходимого англичанину, без избытка изящества, которым окружает себя француз; русский довольствуется простой внешностью, не ищет удобств и всему предпочитает теплую душу и открытое сердце» (И. А. Сикорский).

Окончание следует…





Рейтинг работы: 20
Количество рецензий: 11
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 2533
© 19.04.2011 Альберт Максимов
Свидетельство о публикации: izba-2011-329334

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Klerkon       25.09.2018   22:14:43

Горький не был «евреем», он был юдофилом. В его неоднозначных, но, по большей части, реалистичных и правдивых произведениях (особенно рекомендую сборник По Руси, 1913) встречается немало сочувственных отзывов об избранном народе, горячих возмущений по поводу государственного антисемитизма; вкупе с действительно острой критикой как царских властей, так и развращенного ими простого народа. Здесь напоминаю классическую цитату Льва Толстого из записанного в дневнике его отзыва о Москве 1881 года: «Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргию, и пируют. Народу больше нечего делать, как, пользуясь страстями этих людей, выманивать у них назад награбленное…» Приемным сыном Максима Горького был старший брат советского большевистского деятеля Якова Свердлова — Зиновий (Залман) Пешков (1884-1966) крупный французский военный деятель, генерал, друг Шарля де Голля, участник обеих мировых войн, похороненный в Париже на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. В 1902 г. Зиновий (Залман) познакомился с известным уже к тому времени в России писателем, своим земляком-нижегородцем, в следующем году перешел из иудаизма в православие и взял фамилию приемного отца, а в 1905 г. переехал к нему жить на Капри. Спустя 8 лет, однако, Зиновий и Горький поссорились, приемный сынок записался в Иностранный легион, затем отличился в войне с кайзером, в 1915 г. познакомился с будущим маршалом Франции. С бывшим приемным отцом хотя и переписывался, теплых отношений больше не поддерживал, а после второй мировой — даже не вспоминал о нем. За свои отзывы о русском народе великий писатель, как известно, заплатил сполна. Равно как и за заботу о нём — последний российский самодержец…
Евгений       27.01.2017   16:28:49

Обращаюсь к таким "экспертам", как М. Горький и ему сочувствующим. Если уж так нужно охарактеризовать ВЕСЬ русский народ В ЦЕЛОМ, будьте любезны, приводите значимые именно объективные, статистически значимые характеристики, как то: уровень образованности, количество убийств, насилия на душу населения, медианный доход и достаток, обеспеченность благами, общий вклад в культуру и науку и т.д, . Это объективно. А пользоваться субъективными критериями, типа: "Вот я, М.Горький, поехал путешествовать в английском смокинге в лорнете по деревням, увидел всюду грязь и говно, везде воняет, все ублюдки как один, будущего нет. Бей русских, эту падаль!". А потом все за знаменитостью подхватывают "Да, поганая Россия, надо убрать их нахрен, и все дела."
Не думаю, что по большинству показателей русский народ более говенен, чем остальные народы. Где-то даже и очень хорош. Нормальный народ, с ним можно делать дела великие и малые.
А кому не нравятся русские - дык уёбывайте туда, где живут строго клёвые и позитивные чуваки, которые вас поймут и оценят! А если душа болит за державу - ну, тогда работайте с тем, что есть, изменяйте к лучшему, просвещайте и вдохновляйте личным примером. Других русских у нас для вас нет. Если, конечно, намерение помочь народу своему (своему ли?) действительно искреннее. В противном случае - лучше не открывать рот, дезориентируя окружающих.
Галина       16.12.2016   14:19:02

Русский народ это дитя. которое никогда не станет взрослым. В этом главная беда и Горький это понял. Это беда и самого народа и окружающих его. Ибо что спросишь с дитяти. Дитя талантливо, игриво, жестоко, ибо не ведает. что творит. Дитя не отвечает за свои поступки. Дитя не помнит зла, ни своего, ни чужого. А как дитя любит себя, как требует рассказов о себе- расскажите, расскажите о дитяти, о его проделках, о его непосредственности. Да, в распоряжении дитяти огромная страна, которую невозможно ни обиходить как следует, ни завоевать ( самим дороже). И ребёнок хвастает всем этим, не думая ни о чём...
Любовь Орлова-Милич       29.07.2016   10:13:28

Горький просто сказал правду.
Для русских слушать горькую правду невыносимо,)
Неавторизованный пользователь       16.03.2016   20:05:07

Грязная русь? Миква в России неизвестна
Андрей       20.02.2016   17:09:18

Горький гений. И он был прав.
Я напомню, что Павлика Морозова только за то, что он подтвердил показания матери на суде, зарезали вместе с девятилетним братом здоровые мужики-крестьяне.
Это были темные злобные и жадные животные. Которых, между прочим, царская власть "усмиряла" целыми деревнями...
А ваша невежественная статья и комментарии к ней только подтверждают, что дикое начало никуда у нас в России не делось...
скан       27.11.2014   10:33:55

Очень правильная, вдумчивая статья!
Поэт Сергей Каныгин
вася       02.11.2014   23:36:58

Гавнюк этот Горький.
95.71.167.194       29.03.2014   17:40:26

Теперь эти строки о русских, нам в укор приводят наши недруги при каждом случае...Гад!
Брат-3       20.04.2011   16:53:39
Отзыв:   положительный
Ну хорошо, Горький был замаскированно-коварным евреем, поставившим целью всячески порочить святую Русь - допустим, обопрёмся как о гипотезу... Но с чего Вы решили, что "Салтычихи на Руси были исключением"? Как-то голо у Вас с доказательствами. Кто-то из классиков великой русской литературы тоже так считал? Лев Толстой? Достоевский? Пушкин? Чехов?
Валерий Белов       19.04.2011   22:36:02
Отзыв:   положительный
При всём таланте Горького, никогда не видел в нём ни искренности, ни каких-либо иных достоинств, которые привлекали бы к нему моё внимание. Теперь начинаю понимать, почему...
Альберт Максимов       20.04.2011   11:13:07

Нужно было сделать из него кумира - сделали. Со школьной скамьи намертво впиталось. Но, надеюсь, люди начнут сами думать и анализировать.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1