Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

На переломах судьбы.



­Апрель 1941 год. Зауралье. Татарская деревня. Приехали вербовщики из Челябинска. Рассказывали о будущей перспективе для сельской молодёжи жития - бытия в большом областном городе. (Альменевский район и село Иванкова до 1946 года относились к Челябинской области.)
Вербовали на завод ЧТЗ (Челябинский тракторный завод).
Завербованные подростки пятнадцати - шестнадцати лет по сути попали в Трудармию. Муслима Хайруллина изъявила желание завербоваться вместе со всеми. Из всех обещанных постулатов прекрасного будущего её заинтересовало - получение паспорта. На то у неё были свои размышления: имея заветный паспорт - ты свободен от бесправного колхозного гнёта - рассуждала Муслима. Она уже имела опыт странствования во время раскулачивания, когда они с семьями братьев и сестёр Хайруллиных сбежали из Иванкова в тридцатых годах. Начальное образование получила в русской школе. Но почему - то отец семейства Вакиль Хайруллин в январе 1940 года решил вернуться в родное село Иванкова. Страна готовилась к войне. Как говорил дед Вакиль: - "В лихую годину на родной сторонушке и замерзшие колоски по обочине не дадут умереть с голоду".
Деревенские подростки в рядах трудармейцев работали на самых тяжёлых земляных работах. Обещанную заработную плату не платили, только кормили три раза в день. Подростковый организм парней, привыкший в деревне к вольным хлебам, не наедались, тощАли, тосковали по родной деревне. На ночь их всех запихивали в необустроенные бараки на нары с соломенными матрасами. Клопы, вши донимали и днём и ночью. Девушек поселили в развалюху амбарного типа, выдали печь буржуйку. На территории стройки они сами добывали дощатую опалубку от оборудования для растопки. Станки на фундамент устанавливали под открытым небом.
Сами устраивали свой быт: глиной промазывали зияющие дыры; собрали из подручных материалов импровизированный урдык,* где спали, ели, устраивали баню под одеялом. Из спецодежды выдали только грубые брезентовые варежки, а носильная одежда оставалась той, что привезли из деревни. Работали на открытом воздухе - и в стужу, и в ветреную погоду. Орудия труда - кирка, лопата, тачка. Женский труд не отличался от мужского. Ежедневный десятичасовой каторжный труд с одним воскресным днём вынудил "добровольцев" из села сбежать и вернуться обратно в родное Иванкова. Все боялись лазарета. Двое из команды иванковских работяк умерли там от истощения.
Сбежали гуртом, все кто оставался в живых. С беглецами отправилась и Муслима. Добирались пешком двое суток, благо дорогу знала Муслима, шли вдоль железнодорожного полотна. 
В деревне тоже не хватало рабочих рук, призывного возраста мужчин отправили на войну. Поэтому к возвращению беглецов отнеслись с радостью. Для подрастающего поколения колхозников объявляли ускоренные курсы обучения, чтобы они могли заменить ушедших на фронт мужчин. В Альменевском районе набирали в РКШ (районная колхозная школа) в село Берёзово молодежь, умеющую писать и сносно изъясняться на русском языке для обучения профессии ветеринара. Основное население в Альменевском районе - местные татары- эцкэн, говорящие на своём диалекте. В многочисленных переездах с родителями Муслима обучалась в русских школах, говорила по-русски "исполу", то есть в перемешку с татарским. Её зачислили одну из первых. 
Через два месяца после возвращения деревенских трудармейцев, нагрянули служивые из НКВД в Альменевский район за беглецами, чтобы возвертать обратно, либо наказать. Время военное, тревожное. 1942 год. Ребят отправили в стрелковые полки штрафниками. А девчат - в трудармию, но со штрафными санкциями для них. Они оказались в подразделениях ГУЛаГ - на лесоповале "Учкурышка" (Ашинский лесхоз в настоящее время, Челябинская область). Никто из них не вернулся. Было одно письмо на татарском языке, чудом дошедшее до родственников. Девушка описывала их тяжёлую участь необдуманного поступка ещё на стадии вербования. На многих парней, "пораженцев", как их называли, пришли похоронки, о других - не известно до сих пор.
Некоторых девчат спасло то, что их родители выдали их замуж в отдалённые деревни. А Муслиму сия участь миновала - она была зачислена в РКШ и успешно училась там. Тем более, её семья считалась пришлой и в документах не значилась.
В марте 1942 года новоиспечённого фельдшера-ветеринара
Хайруллину Муслиму Вакильевну отправили на практику в Альменевское "РАЙЗО", далее, самостоятельно работать в село Иванкова. В селе открыли ветпункт. Теперь Муслима на селе была специалистом, получала за свой труд денежное вознаграждение и продуктовый паёк. В распоряжении у неё была лошадь для объезда ещё шести ветпунктов близлежащих деревень. Лечебный набор: формалин, креозот, керосин. Работали в паре с зоотехником. 
Пришла война, пришла беда и в деревню: свирепствовала эпидемия среди КРС (крупный рогатый скот) - "бруцеллез".
Разразилась эпидемия и среди лошадей - "шатун-лошади" - энцефаломиелит. Забивали лошадей и сбрасывали в скотомогильник, заливали формалином. Прошло неведомо сколько времени,а Муслима Вакильевна помнит всё до мелочей.
1943 год. Ранняя весна. Муслима Вакильевна уже работала в районном центре Альменева, куда её забрал главный ветврач после доноса. Суть доноса: - "...Хайруллина М. В., дочь кулака, занимается вредительством. Устраивает вынужденный забой КРС и раздаёт мясо колхозникам...". На самом деле КРС села Иванкова погибал от истощения. Заготовка сена в летний период 1942 года  была сорвана из-за отсутствия рабочих рук на селе. Мужчин призвали на войну.
В Альменевском районе начался новый мор животных - сибирская язва. Скот актировали, стаскивали с подворья,  увозили ближе к оврагам и поджигали. В голодный 1943 год в округе появились ещё "беглые башкиры". Нападали на обозы, воровали любую живность с сельских амбаров. В один из таких акций, по сжиганию погибших КРС, Муслима Вакильевна встретилась с ними в овраге, далеко от деревни.
Семнадцатилетняя Муслима верхом на лошади и старик Иван Васильевич с волокушами. Только сбросили погибших животных и хотели было поджигать..., как появились они, "беглые башкиры". Муслима пыталась возразить, что КРС заразные, но их это не остановило. Один уже с ножом разделывал подохшую тушу лошади, другой стоял на готове, чтобы дать отпор и сбросить седака Муслиму с лошади. 
"Пока ты жива - живи, а лошадь оставь нам. Сама получаешь паёк, не пропадёшь, если хочешь жить", - грозно предупредил предводитель разбойничьей команды. На какое -то мгновение Муслима растерялась, но крепко держала лошадь за узды. Пока старик Иван Васильевич не крикнул ей: - "Беги, дочка, беги...". Лошадь, словно по команде, развернулась и поскакала рысью в сторону деревни. 
Муслима опомнилась только к вечеру и смогла рассказать о случившимся. Старика Ивана Васильевича не пощадили "беглые башкиры"- убили. 
В 1943 году объявили новую мобилизацию в РКК всех мужчин и женщин ветврачей и ветфельдшеров в прифронтовые медицинские подразделения действующих армий.
Пришёл черёд и для Муслимы Вакильевны одеть солдатское обмундирование. 
Но сия участь её опять миновала. Повестки на руках ещё не было. Ждали. Готовились. Неожиданно в деревню приезжает муж старшей сестры. Он служил большим начальником на железнодорожном транспорте - так почтительно говорили о нём родственники. Он работал дежурным по станции "Кособродская" Шадринского направления. Родственник-железнодорожник оценил Муслиму Вакильевну, как будующего специалиста по следующим критериям: сносно изъяснялась на русском языке, закончила шестимесячные курсы фельдшера, стаж работы, главное - челябинский паспорт на руках. Оформил ей через Курганское отделение железной дороги вызов-повестку( главная артерия страны по военным перевозкам- железная дорога - относилась к ЖДВ (железнодорожные войска), куда призывались женщины на технические специальности. Так наша Муслима Вакильевна Хайруллина служила сначала младшим стрелочником на железнодорожной станции "Кособродская". Сметливая, старательная отличалась среди других, как она рассказывала: - "в своём околодке смышлёнее была среди всех...". Сдала экзамены на стрелочника. Как говорили раньше: - "Зять похлопотал, замолвил слово" и её отправили стажироваться кондуктором на товарные поезда. Жалованье по оплате труда повыше с учётом "колёсных, суточных, командировочных дней", а главное, весомый наркомовский паёк для голодного 1943 года - весомый приработок к общей зарплате. Вскоре Муслима Вакильевна перешла на другую ветку железной дороги Шумихинского направления.  Сдала экзамены на старшего кондуктора, следом и на главного кондуктора.
Прослужила она до конца 1946 года, пока не вышла замуж и родила детей. 
Примечание автора:
      * Урдык - у мусульман это деревянный настил из досок, примерно высотой полметра от уровня пола. Служит и спальным местом, и обеденным столом.
Дата: 23.03.2022 года.
Конец повествования.
Марьям Исакова.    

   
  







Рейтинг работы: 21
Количество отзывов: 3
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 76
© 19.03.2022г. Марьям Исакова
Свидетельство о публикации: izba-2022-3275103

Метки: великая отечественная война, 1940 по 1946 годы, мобилизация женщин на войну,
Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


Надежда Яковец       03.04.2022   21:28:09
Отзыв:   положительный
ИСключительно ИНТЕРЕСНО!!!! Спасибо за голую правду жизни нашей страны в лице твоей мамы, Марьям! Какую трудную жизнь пришлось ей прожить, столь всего испытать. Низкий поклон и маме и дочке за такие интереснейшие факты нашей истории....
Марьям Исакова       20.04.2022   22:37:34

Спасибо, Надежда за понимание и уважение к поколению моих родителей.
С уважением, - Марьям Исакова.
Нурия Салимова       21.03.2022   19:42:22
Отзыв:   положительный
Еще одна суровая правда жизни. Что называется - из первых уст. Спасибо, Марьям, что ты донесла до нас эту правду! И низкий поклон тем, кто смог пройти через такие нечеловеческие испытания, кто смог выстоять!
Марьям Исакова       21.03.2022   20:10:51

Нурия, я благодарна Вашему комментарию, благодарна вдвойне, что Вы меня сподвигли написать реальную историю из жизни моей мамы - Муслимы Вакильевны
С уважением, - Марьям Исакова.
Раиля Иксанова       20.03.2022   11:18:20
Отзыв:   положительный
Были и среди башкирских девушек сметливые, можно гордиться ими.
Спасибо большое, дорогая Марьям, за жизненные рассказы.


Марьям Исакова       21.03.2022   20:49:27

Раиля, есть интересная тема для Вас: 1812 год. Война. Первыми из мусульманских женщин встали на защиту вместе с своими мужьями - башкирочки. Они были не только в сопроводительных обозах, но и вместе с рекрутами - скакунами сами с луками и стрелами шли в боевые засады .
Вступили одними из первых в осаждённый Париж.
По истории мы знаем только про русскую женщину - Дурову.
Эта наши башкирочки привезли из Парижа Красные платки, которые стали настолько популярными, что обрели национальный колорит женского головного украшения.
Сегодня эти французские платки снова на пике популярности. Я Вам перешлю фото.
Спасибо, Вам, что следите за моими публикациями.
Благодарю за отзыв.
С уважением, - Марьям Исакова.
Раиля Иксанова       21.03.2022   23:15:26

Благодарю душевно за интересное упоминание про платки. Такие платки носили в нашей деревне бабушки поголовно.
Жаль, что не сохранились у нас после мамы и бабушки.
Сюжет замечательный! Можно попробовать написать рассказ.
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!


Марьям Исакова       28.03.2022   20:44:35

Раиля, жду с нетерпением. Творческих удач Вам. Вы сама - башкирочка, родословная ваша идёт с тех аборигенов,
заселявших предгорья Урала, с времён давно ушедших.
С уважением, - Марьям Исакова.









1