Сергей
БОРОДИН
На Земле буквально всё сущее строго подчиняется незыблемому правилу,
установленному, очевидно, тем неимоверно могущественным существом, которого
люди называют Богом. Это правило гласит о неизбежности отмирания того, что
выработало свой жизненный ресурс. Это универсальное правило касается всего и
всех на планете, включая и её саму. В частности все хозяйственно-социальные
процессы, происходящие в нынешних деревнях, обусловлены действием именно сего
правила, ибо деревня, как исторический тип поселения, специфика которого в
прежние времена наиболее оптимально обеспечивала осуществление общественных,
личностных, культурных и хозяйственных нужд деревенских жителей в целях
производства продуктов питания, к началу третьего тысячелетия практически
полностью исчерпала свой жизненный потенциал. Можно бесконечно долго обвинять
власть имущих в вымирании деревень с последующей их ликвидацией в качестве
населённых пунктов, но, как говорится, объективные закономерности обороть
никому не дано. Процесс ликвидации
традиционных деревень на самом деле носит общемировой характер: в той же
Западной Европе многие деревни стоят пустыми, а если и заселены, то в них, как
правило, проживают дачники, сезонные арендаторы или творческие работники.
Восстановленные после развала Советского Союза капиталистические методы
хозяйствования, когда главным мерилом жизни людей стало получение максимально
возможной прибыли без разбора средств и методов для этой цели, обернулись для
деревни галопирующим наступлением срока завершения её жизненного цикла. При
социалистических методах хозяйствования временной лаг жизни деревни мог бы
растянуться ещё примерно полвека, а для капиталистических отношений в принципе
исключена финансовая поддержка того, что должно неминуемо погибнуть, ибо
капиталисты никогда не инвестируют убыточную хозяйственную деятельность.
Надо отметить, что деревня уже в конце прошлого века демонстрировала
крайне низкую рентабельность производства продуктов питания при безвариантной
прогнозной убыточности из-за неразвитости современной компьютеризированной технологической
базы. Ещё в приснопамятных 90-х годах доля ручного труда в сельском хозяйстве
доходила до 80% и более, что не позволяло сельскохозяйственной продукции стать
конкурентоспособной. Развитие же на серьёзном уровне за последующие четверть
века крупными агрохолдингами сельскохозяйственной технологической базы в своих опорных
технических центрах привело к удручающему положению для традиционного образа
жизни деревенского населения, когда в профильном производственном процессе было
занято всего 5% проживающих в деревне селян.
В настоящее время для ставших лишними сельских тружеников привычной для
них физического работы на селе нет и в дальнейшем не предвидится ввиду ускоренного
отмирания убыточно-трудоёмких технологий производства продуктов питания на
основе применения ручного труда из-за начавшейся всесторонней автоматизации
производства и внедрения робототехники с
искусственным интеллектом, что ещё более снизит число трудоустроенных
селян вплоть до 1%. Естественно, селяне, оставшиеся не у дел, подались в
города, чтобы попытаться хоть как-то прокормиться, пристроившись на временную неквалифицированную
работу. А в деревнях остались проживать только старики, по вымиранию которых
деревни исключаются из списка населённых пунктов по причине отсутствия
зарегистрированных в них жителей.
Что характерно, в городах сельским жителям, которым перевалило за
тридцать лет уже очень сложно устроиться на перспективную работу в связи с отсутствием
у них профессиональных навыков, востребованных на сегодня современной цифровой экономикой.
По этой причине многие ходаки в город, помытарившись с полнейшей безнадёгой в чуждой
для них городской среде, вынуждены возвращаться в свои умирающие деревни, чтобы
нищенски выживать на подножном корме. Вариантов для этого у них крайне мало:
либо обворовывать дачников, либо хищнически уничтожать окрестную природу,
пытаясь на этом выручить хоть какие-то деньги. Нынешние дачники, зная о
воровских настроениях в деревнях, хорошо подготовлены к встрече непрошенных
гостей, обеспечив современными средствами защиты себя и своего имущества.
Поэтому местные основной акцент сместили на продажу природных ресурсов, добываемых,
как правило, браконьерским образом, прежде всего, на вырубку лесов подчистую.
То есть безработные деревенские жители превратились в весьма агрессивный
элемент разрушения окружающей среды. Ковровая вырубка лесов в настоящее время
уже привела к началу процесса запустынивания центральных областей России,
резкому понижению грунтовых вод, вымиранию животного мира, а также внесла свой
вклад в изменение климата в региональном масштабе.
И как же теперь деревенские будут выживать, если природа с их активным
участием уже фактически уничтожена и кормиться стало не на чем? На этот вопрос
никто толком не решается дать хоть какой-то ответ, ибо социальная ситуация в сельских
местностях может серьёзно обостриться в любой момент. Местные жители уже осознали
или интуитивно поняли, что отсидеться в их глухомани им не удастся, поскольку у
деревень в принципе нет никакого будущего в его традиционном смысле, кроме
разве что добровольного рабства по срочному исполнению малооплачиваемых трудоёмких
работ антиприродной направленности в найме у крупных агрохолдингов. То есть ставшие
лишними бывшие сельхозработники пожизненно обречены на участь чернорабочих с ничтожной
зарплатой, ибо на переучивание на какие-то современные специальности цифровой
экономики они в принципе не способны как по возрастным причинам, так и из-за
своего низкого образовательного ценза (ведь, что греха таить, – большинство
селян ныне разучились читать даже художественные книги, а об учебниках, к
примеру, по блок-чейновым технологиям вообще говорить не приходится), да и не
по карману им стоимость такого переучивания. Сегодня даже у молодых селян
способность к изучению чего-либо нового, о чём они никогда ранее даже не слыхивали,
убита полностью. Поэтому из-за безысходности своего существования сельские жители,
в итоге, постепенно превращаются во всё более опасных акторов, поскольку теперь
они принуждены действовать уже не ради повышения своего благосостояния, а токмо
с целью элементарного физического выживания… Всем известно, на что способны
голодающие лесные звери. В случае с голодающей деревней ситуация постепенно
становится аналогичной.
5.12.2021 – 7.02.2022