Вы сказку хотите послушать,
друзья?
Её
расскажу вам тихонечко я.
Люблю
я рассказывать сказки,
Отведав
немного колбаски.
Люблю
я ветчинку, сметанку.
Вставать
не люблю спозаранку.
И
хвост при ходьбе поднимаю трубой.
Я
очень им горд — полюбуйтесь, какой!
Узнали
меня? Ну, конечно, я — кот.
Хозяйка
опять молочко мне несёт.
Но
только близняшкам, Роману и Свете,
Даю
себя гладить, и счастливы дети!
Хозяин
ворчит: «Коль не ловишь мышат,
Иди
помурлыкай — порадуй внучат.
Им
трудно уснуть без историй о Поле,
Хоть
взрослые стали и учатся в школе».
Вы тоже про Полю послушать
хотите?
Но только всё в тайне, прошу,
сохраните.
Секреты свои берегут домовые —
Обычаи надо хранить вековые.
«Кто, кто? Домовые? — так скажете
вы.—
Никто их не видел ни разу, увы!»
I.
Так
вот, в нашем доме, в углу антресоли,
Жила домовиха по
имени Поля.
Хозяйке одной
убираться невмочь —
Полинка спешит ей
скорее помочь.
А ей бы играть, как девчонке.
Но дом бережёт
домовчонка!
Начистив решётки
камина,
Ответила важно
Полина:
— По должности я —
домовиха.
И кров защищаю от
лиха!
Для нас, домовых, существует
наказ:
Свой дом охранять, не спускать с
него глаз.
Во всём помогал ей
паук-долгоножка —
Трудяга-молчун. Его звали
Тимошка.
Он плёл паутинку тихонько в углу.
Не все были рады его ремеслу.
Вздыхала Хозяйка: «Есть в доме
паук?
Убраться
везде не хватает мне рук!
А
впрочем, один паучок не беда,
Ведь
он не приносит хозяйству вреда».
Однажды Полинка из книжек узнала,
Что мест интересных на свете
немало.
И с
этого всё началось как-то раз.
Об
этом вы слушали первый рассказ.
Тогда домовиха, нарушив обет,
Отправилась в путь посмотреть
белый свет.
Вернувшись домой, продолжает
мечтать:
«Хотелось бы в городе мне
побывать!»
II.
Окончилось
лето. Уехали дети.
Мы очень скучали по Роме и Свете.
И вот первый снег на рябиновых
гроздьях —
Хозяин с Хозяйкой собрались к ним
в гости.
Недолгие сборы: семь банок
варенья,
Мешок своих яблок, компоты,
соленья…
Для Светочки — платье, заколки,
альбомы.
А бутсы и мячик — подарки для
Ромы.
Полинка с Тимошей участвуют в
сборах.
Проводят весь вечер в заботах и
спорах.
В одном у них мнение точно
совпало:
«Семь банок варенья? Так это же
мало!»
Полинка хлопочет: «Положим
горошка.
А может, мы с ними? Что скажешь,
Тимошка?
Мы завтра увидим щенка и ребят, —
Глаза у Полины лукаво блестят.
Я тихо
мяукнул: «Зачем нам шумиха?
Да
пусть порезвится чуть-чуть домовиха».
Сидела она с паучком на диване,
Лишь глазом моргнул — беглецы в
чемодане.
Приехали: встреча, объятья,
улыбки.
Нам вечером Света играла на
скрипке.
А Поля в шкафу поселилась тайком.
Ещё ей понравился кукольный дом.
Ну, как говорится, освоились.
Скоро
Тимоша плёл сети в углах
коридора.
III.
Утром в доме стало тихо.
Заскучала
домовиха:
—
Здесь, в шкафу, сидеть доколе?
Дети долго
будут в школе?
Может,
вылезу разок,
Осмотрюсь
без них чуток.
Тим,
пошли гулять по дому.
Эх, носки
забросил Рома
В
самый угол под кровать, —
Стала
Поля причитать. —
И в
игрушках кавардак!
Возразил
паук: — Пустяк!
— А у
Светочки порядок:
Книги,
стопочки тетрадок
Аккуратненько
лежат.
Вот бы
был таким же брат!
Спрячу
я футбольный мяч.
Не
пойдёт лентяй на матч, —
Строго
хмурится Полинка.
Спрятала
ещё ботинки.
Рассердился
верный пёс!
Бутсы
он назад принёс.
Прикатил
обратно мяч.
Лает
на неё: — Не прячь!
Дети
тут домой вернулись.
Поля с
паучком рванулись:
Надо
прятаться за шторой,
Если
ты герой фольклора!
Радостно
запрыгал пёс,
Ромке
поводок принёс.
Пирожок
прогулки ждёт,
Только
Рома не ведёт.
Не
играет, не ласкает…
— Что
случилось? — пёс гадает.
А
Роман под нос бормочет:
—
Димка у меня схлопочет…
Никакой
я не слабак!
— Ох,
попали мы впросак, —
Пробурчала
домовиха.
Выглянула
тихо-тихо.
Но
Роман услышал шорох:
— Кто
там? — заглянул за шторы.
—
Быстро прыгаем в рюкзак! —
И хотя
слетел башмак,
Не
замешкалась Полинка,
Заскочила,
как пружинка.
Тут
вошла сестрёнка Света:
—
Хочешь, Ромка, винегрета?
О,
валяется рюкзак.
Вечно
у тебя бардак!
Сумку
подняла, встряхнула
Да
кармашек застегнула.
Всё:
теперь (как прошлым летом)
Взаперти
сидят дуэтом
Домовиха
с паучком.
Ромка
прошептал с трудом:
—
Света, кто-то был за шторой…
—
Испугался? Вот умора! —
Не
поверила сестра. —
С
Пирожком гулять пора.
IV.
Мы, увы, тогда не знали,
Что
друзья в беду попали,
Я,
скрывать от вас не стану,
В это
время ел сметану.
Пирожок
лежал у двери:
«Не
пойдём гулять? Не верю!» —
Пёс
обиделся как будто.
Даже
жалко баламута!
Ночью
мы их обыскались —
Пленники
не отзывались.
Я всё
ждал: мелькнёт ли тень.
Без Полинки скукотень.
Поля с
Тимкой — шутники.
Ромке путали
шнурки.
Брали
бантики у Светы,
Оставляя
ей конфеты.
Все
углы обшарил я,
Ловко
в темноте снуя.
А
Хозяйка: «Тише, кот!
Спать
мешаешь, обормот!»
V.
Что же дальше, интересно?
В
рюкзаке темно и тесно.
Просидели
вечер, ночь…
Утром
стало им невмочь.
Причитает
домовиха:
—
Тимка, как найти нам выход?
Не
открыть теперь карман.
Эх,
попали мы в капкан!
Дети
сумки похватали
И
куда-то побежали.
VI.
Шум
весёлый в коридорах.
Громкий
смех и разговоры.
— Всем
привет!
—
Решил задачку?
— У меня наклеек пачка…
Ой,
забыл тетрадки дома!
— Ну и
бестолочь ты, Рома!
—
Ручку тоже… и резинку! —
Хвать!
— в руках его Полинка!
Между
пальцев паучок.
На
урок звенит звонок.
От
испуга сжал кулак
(Ох,
раздавит бедолаг!).
— Что
стоишь, как истукан?
Пальцы
разожми, Роман! —
Тонко
верещит Полина. —
Я ведь
не из пластилина!
— Ой,
не верю. Это сон, —
Рома
просто поражён. —
Что за
шустрая малышка?
И
пищит, как будто мышка.
Уместилась
на руке.
— Ну,
Роман, иди к доске.
Начался
уже урок! —
Вызвал
Ромку педагог.
Рома
шествует к доске,
Пряча
руку в пиджаке
(Крепко
держит он плутовку!).
Пишет
быстро под диктовку:
«Белка
прячет три ареха».
Слышит:
давятся от смеха
Петя,
Варя, Катя с Таней,
И
подсказку шепчет Ваня.
Ваня —
настоящий друг.
Только
шум стоит вокруг.
А
учитель: — Чудаков,
Неужели не готов?
Соберись,
Роман, подумай…
Тише,
дети! Много шума!
Димка
громче всех хохочет:
— Но
зато красивый почерк!
—
Ромка что-то в тупике.
Будет
двойка в дневнике, —
Паучку
ворчит Полина. —
Тут
такая писанина! —
А
потом Роману хмуро:
— Почему
молчишь понуро?
Надо
написать — орехи.
Ты же
тут не для потехи!
Быстро
«А» на «О» исправь,
Точку
жирную поставь.
Ромка
мелом поскрипел.
— Ну,
чего же так несмел? —
Подбодрил
его учитель. —
Исправляй
скорей, мыслитель.
Вот,
теперь ты молодец!
Пишем
дальше: огурец…
— Эх,
скорей бы уж звонок!
Подскажи
ещё разок, —
Попросил
Полину Ромка, —
Тут
опять головоломка.
— О-гу-рец,
потом ко-ро-ва…
Ты не
выучил ни слова!
Хоть
сердита домовиха,
Говорила
очень тихо.
Полины
подсказки эти
Даже
Димка не заметил.
VII.
Сев за парту, сам не свой,
Рома
крутит головой.
Перевёл
мальчишка дух.
—
Хорошо, — подумал вслух, —
Кто же
у меня в кармане?
Расскажу
про это Ване!
И ещё,
наверно, Свете…
— Лучше
рассказал бы Пете! —
Испугалась
домовиха. —
Эх,
поднимется шумиха!
Света
— жуткая болтушка.
Вмиг
расскажет всё подружкам:
Варе с
Верой по секрету.
Примет
Варя эстафету —
Передаст
секретик Кате.
Катя
не болтушка, кстати,
Только
ровно через час
Обо
всём узнает класс!
Что же
делать? Что же делать? —
Тут
решилась Поля смело:
— Будь
что будет! Выход есть —
Заклинание
прочесть:
«Тара-бара,
кирли-бамс —
Для
спасенья нужен шанс.
В
куклу можно превратиться —
Надо
только покружиться.
Ненадолго
— на минутку.
Посмеются
все над шуткой!»
Тут
окончился урок,
И
звенит вовсю звонок.
VIII.
Ромка тихо шепчет Ване:
«Знаешь,
у меня в кармане
Паучок,
а с ним девчонка,
Ростом
с мелкого мышонка.
На! Смотри!»
— в руках игрушка —
Просто
кукла, безделушка.
На
ноге один башмак.
— Да,
Роман, ты врать мастак!
—
Вань, поверь: она живая! —
Бедокур
сказал, вздыхая.
— Ты,
наверно, заболел…
Димка
тут же подлетел:
— Что,
Роман, ты не скучаешь?
В
куколки с сестрой играешь?
—
Куклу потеряла Света.
А у
нас вон пистолеты! —
Друга
защитил Иван. —
Это
просто талисман.
Ромка
вмиг придумал выход —
Прицепил
он домовиху
К
рюкзаку, за ремешок,
Словно
маленький брелок.
Только
было всё без толку.
Димка,
думая недолго,
Подбежал
— рюкзак схватил.
Припустил
что было сил.
Вслед
за ним и Света с Варей —
Догонять
прекрасно в паре.
Димке
подзатыльник — хлоп.
Лишь
смеётся он взахлёб!
Пролетели
пулей в дверь.
Домовиха
где теперь?
Сдуло
сквозняком малышку.
Тимофей
за ней вприпрыжку.
Кончится
защита чар
И
начнётся тут кошмар:
О-ё-ё-й!
Беги! Хватай! —
Увернуться
успевай!
IX.
В коридорах беготня,
Суматоха,
толкотня.
Пронеслась
детей лавина!
Как же там теперь Полина?
Потеряв
ещё башмак,
Получив
на лбу синяк,
Прошмыгнула живо в щель —
Тут
звонка раздалась трель.
Снова
в школе стало тихо.
Огляделась
домовиха.
Всюду
здесь лежали книжки.
— Ух!
— воскликнула малышка.
Забралась
скорей на полку.
На
цветной картинке волки
Доктора
везут куда-то.
Там —
распутье и три брата.
Тут —
старуха и корыто —
Эта
сказка знаменита.
На
потрёпанной обложке
(Надо
показать Тимошке!)
Страшный,
злой, большой паук…
Вдруг
Полина слышит звук.
Бьётся
муха в паутинке,
Как на
этой вот картинке!
Жалобно
она взывает:
—
Целый день меня терзают!
Вызволите!
Помогите!
Погибаю!
Защитите!
А
злодей лишь лапки трёт:
— Ух,
сегодня мне везёт!
Муха,
Муха, зря жужжишь!
От
меня не улетишь!
Кубарем
летит Полинка.
Две
минуты поединка —
И
большущий паучище
Резво
спрятался в дырище.
Ну, а
где же наш Тимоша?
Бросил
Полю? Не похоже…
Он
уснул. В углу. На полке.
Там,
где Айболит и волки.
Муха
Поле благодарна:
— Вз!
Ты справилась шикарно!
Кто
ты, смелая девчушка?
—Я —
Полина. Домовушка.
Ой,
вернее, домовиха.
Полная неразбериха…
Здесь случайно очутилась:
В школьный я рюкзак свалилась.
А со мной ещё Тимошка.
— Кто такой? — Он милый крошка…
Очень славный… паучок.
— Так, я поняла намёк, —
Пятится от Поли муха.—
Что ж такая невезуха!
Поняла, зачем спасла:
Для Тимоши сберегла?
У меня ведь есть жених.
Может пауков любых
Победить комарик храбрый.
Вот он: спрятался за шваброй.
— Да ты что! Мой долгоножка
В среду съел большую мошку
И теперь неделю сыт.
Мухи ведь не дефицит.
Комариная невеста,
Расскажи мне, что за место?
Здесь на полках столько книг!
Муха растерялась вмиг:
— Вз-вз-вз, а я не знаю,
Только третий день летаю.
— Это всё — библиотека, —
Вылез вдруг из картотеки,
Поправляя пиджачок,
Очень странный старичок.
Ростом чуть повыше Поли.—
Это вы шумите, что ли?
Муха тут же зазвенела:
— Получил паук за дело…
— Одержали мы победу, —
Поля хвастается деду. —
Я вчера в рюкзак свалилась,
Утром в школе очутилась.
Здесь я прячусь от детей…
— Да, не ждал таких гостей.
— Мне б опять вернуться к Роме.
Наведём порядок в
доме…
— Ты не тараторь, девчонка!
— Я — Полина. Домовчонка.
Ой, вернее, домовиха.
Не могу найти я выход.
— А, так ты из домовых!
Знаю, знаю я таких.
Мы с тобой, Полин, родня.
Обними скорей меня.
Я, как видишь, Книгочёт.
Книгам я веду учёт
И слежу тут за порядком.
Книгам делаю закладки,
Пыль с них ночью убираю,
Сам частенько их читаю.
Я известный буквоед,
Но не время для бесед.
Помогу найти Романа.
Он вчера про океаны
Книгу выбрал почитать.
В кабинете двадцать пять
География у нас.
Ну, беги, ищи тот класс.
— Ой, спасибо, Книгочёт.
Тимофей для Вас сплетёт
Коврики и новый плед,
Ну а я пришлю конфет.
— Подожди-ка, торопыга!
На! Тебе подарок! — Книга?
Старичок развёл руками:
— Почитаешь вечерами.
Вот тебе про Кузю сказки.
Да бери уж, синеглазка!—
Домовиху в
щёчку — чмок. —
Торопитесь на урок.
—
Просыпайся, Тимофей!
Надо нам спешить. Скорей! —
И они опять бежать.
— Не забудьте — двадцать пять! —
Вслед кричит им Книгочёт. —
Ты их проводи, — шепнёт,
Улыбаясь хитро, мушке, —
Надо бы помочь, девчушке.
Где же нужный кабинет?
Здесь спортзал, а здесь буфет.
Тут поют, а тут рисуют.
Там опять слова диктуют.
Здесь стихи, а здесь зарядка.
Да, пришлось бы им несладко —
Прозвенел опять звонок.
Значит, кончился урок.
К счастью, муха подлетела,
Поле в ухо загудела:
«Вз-вз-вз. Давай за мной.
Тут уж близко — по прямой.
Да быстрей! Потом
— направо!»
Но опять детей орава
Налетела на Полинку.
Всё в порядке — не в новинку!
Прошмыгнула между ног,
Сделала большой скачок.
Добрались они до класса.
Ни минуточки запаса,
И пробраться трудновато —
Собрались в кружок ребята.
Слышно, дело пахнет ссорой:
— Были у меня за шторой,
А потом в рюкзак залезли.
— Ну, и где они? — Исчезли.
Весь рюкзак перевернул! —
Ромка плюхнулся на стул.
Света обняла братишку:
— Ромка, верю про малышку.
Пусть смеются Ваня с Димкой.
Знаю: эта
невидимка —
Домовиха наша —
Поля.
Побывала с нами в школе.
Летом, помнишь, кот мурлыкал...
— Зря над ним тогда хихикал.
Интересней с чудесами!
— Но учиться будем сами!
Поля пробралась тихонько,
Меньше ведь она мышонка.
Юркнув сразу в рюкзачок,
Прикусила язычок.
XI.
Вскоре добрались до дома.
Сел учить уроки Рома:
— Если даже домовята
Очень умные ребята,
Стыдно правила не знать.
Выучу я всё на пять!
Я был рад: нашлась Полинка.
Всё как прежде, по старинке.
Ночью слушал их рассказ —
Не один, а много раз.
А потом смотрели книжку.
Поля потирала шишку,
Книгочёта вспоминала
И гостинцы собирала:
Тёплый плед, мешок конфет.
Будет рад подарку дед.
Ромке сунули в рюкзак.
Написали ему так:
«
Отнеси в
библиотеку.
Положи на картотеку».
Через день нашли записку:
«
Вам спасибо
за ириски.
Греет ноги тёплый
плед.
Всех целую, всем привет».