Вмиг среди «купи-продай» стали смешными и неуместными вечные понятия, всё, чему учил, что знаю с детства. А так просто и неоспоримо: нельзя человеку и государству погружаться в одно русло. Надо плыть в разных потоках, перемещаться во всех направлениях.
Всех охватило обманчивое чувство лёгкости, когда сверху объявили прежнюю веру ложной и разрешили ни во что не верить, просто жить. Весь умственный интерес публики сосредоточен на рыночных и криминальных фактах, порождающих волну за волной слухи, домыслы, злословие. И живут, действительно, просто, ни в чём себя не стесняя. Надуманное беспокойство насчёт отсутствия новой государственной идеологии и предложения слегка подправленных «единой неделимой» и «православия, самодержавия». Как будто и не существует великой русской философии, которая только и занималась вопросами «Чем жив человек? На чём стоит государство?» Некому привести в систему, дать народу в форме непререкаемых постулатов и изо дня в день укоренять в сознание, как делают это протестантские проповедники через мощный пропагандистский аппарат. И ведь подтягивают общество! Вместо этого растерянность и беспечность.
Два крыла у человека: вера и знание. Без веры – мёртв, делец; без знания – беспомощен, юродивый. И то, и другое приобрести трудно, но знания универсальны и неоспоримы, а веру не возьмёшь напрокат, надо выращивать самому. Во что же верить, в земное или божественное? Опыт подталкивает ко второму: божественное через земное, как дано историей Христа.
|