Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Глава 2. Свободная воля



СВОБОДНАЯ ВОЛЯ


«Воля - феномен проявления субъектом своих желаний и намерений, способный к регуляции последующей деятельности и поведения, наделяющий возможностью к формированию более трудных целей и концентрации внутренних усилий для их достижения.»
(Википедия)

Прежде чем продолжить исследование причины создания Человека, я посчитал необходимым рассмотреть проблему свободной воли. Эта проблема будет невидимым образом всё время «витать в воздухе» и будоражить ваш ум, пока вы будете читать книгу. И чтобы она не мешала восприятию дальнейшего материала, мы разберёмся с этим вопросом сейчас. Согласитесь, у каждого думающего человека должен возникнуть вполне логичный вопрос: «Зачем Бог создал Человека, если Он заранее знал, что Человек может согрешить?». Однако в этом вопросе кроется ошибка, потому что Цель создания Человека, и риск, что он может согрешить, относятся к параллельным вселенным. Поскольку созданию Человека посвящена отдельная глава, мы рассмотрим риск греха, так как он напрямую сопряжён со свободной волей.
Давайте начнём с простейшего примера. Если у вас есть дети, вам легче будет его понять. Когда вы планировали своего ребёнка, то отдавали себе отчёт в том, что из него может вырасти алкоголик, наркоман, убийца, проститутка, или гей, не так ли? Но вы же не для того планировали и рождали ребёнка, чтобы он вырос алкоголиком, наркоманом, убийцей, проституткой, или геем, правда? У вас могла быть какая угодно цель, но только не эта. Я скорее предположу, что вы могли мечтать как ваш ребёнок станет учёным, юристом, крутым спортсменом, музыкантом, бизнесменом, лётчиком, программистом, врачом, но только не алкоголиком, наркоманом, убийцей, проституткой, или геем. То есть, планируя ребёнка, вы думали совершенно о другом, мечтали о другом, видели его другим, но только не таким, как я перечислил в негативном свете. Точно также и Бог. Он создавал Человека не для его падения и осуждения. Из этого напрашивается логичный вопрос: зачем Бог наделил Человека свободной волей? Для более объёмного понимания, я хочу уточнить, что Бог наделил свободной волей не только Человека, но также животных, и Ангелов. Но неужели животные обладают свободной волей? Апостол Павел пишет, что животные не по своей воле оказались заложниками неких событий (о которых мы поговорим в этой книге), из-за чего они мучаются и стенают, ожидая «откровения сынов Божьих».
«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.»
(Римлянам 8:19-23)

Я решил посвятить сотворению животных, Ангелов и Человека отдельные главы, поэтому не будем останавливаться на теме животных, и сконцентрируемся на свободной воле. Зачем Бог наделил Своё творение свободной волей? На это есть ряд причин. Во-первых, Бог есть любовь. Свободная воля, которой Бог наделил Своё творение, есть проявление Его совершенной любви. Апостол Павел сформулировал определение любви такими словами:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»
(1-е Коринфянам 13:4-8)

Любовь всегда проявляется в кредите доверия, которым любящая сторона наделяет объекты своей любви. Согласитесь, если мы будем думать, что наши дети вырастут наркоманами, алкоголиками, убийцами, проститутками, или геями, мы никогда не родим детей. Если парень и девушка будут подозревать друг друга в предательстве, они никогда не создадут семью. Вы никогда не пустите в дом людей, если будете думать, что они могут что-то у вас украсть. Доверие это одна из форм проявления любви. Обратной стороной любви является ненависть. Не зря существует пословица: «От любви до ненависти один шаг». Вы не можете всем не доверять, всех подозревать, ожидать от всех только зла, подлости, предательства, «ножа в спину», или «камней в свой огород», потому что это будет доставлять вам мучение. Люди, которые всем не доверяют, всех подозревают, считают всех окружающих подлецами, ворами, шпионами, убийцами (и так далее), называются параноиками. Они всех ненавидят, всего боятся, и этот страх доставляет мучения их душам.
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.»
(1-е Иоанна 4:18)

Однажды на канале одного видеоблогера, на которого я подписан, мне довелось видеть трогательную картину. В садовом товариществе, где находится его дом, жила собака. Она жутко боялась людей, и было видно, что люди её сильно обижали. Зимой собака голодала, так как некому было её подкармливать, и в таком виде собаку обнаружил видеоблогер. Он стал покупать ей корм, и хотел подружиться с животным. Однако собака боялась к нему приближаться на расстояние до полутора метров, несмотря на чувство голода. Но терпение и любовь, которую проявлял видеоблогер, пробуждали ответные чувства в животном, и наступил день, когда собака решила подпустить его к себе. Было видно, что она очень боится человека, который тянется к ней своей рукой. Раньше она отбегала в сторону, но в этот раз собака осталась сидеть на месте, сильно зажмурив глаза, и сжавшись в комок, дрожа от страха, словно ожидая, что её сейчас будут бить. Собака боролась со страхом, её могли побить, и её воля была свободной – она могла убежать. Тем не менее, животное проявило свою волю в совершенной любви к человеку, победив страх («совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение»), и сковывающий её ужас. Теперь это одно из самых счастливых созданий на земле – у неё есть свой дом, её кормят, любят, с ней общаются, и о ней заботятся.
Любовь не предаёт, не мыслит зла, не поступает коварно и подло. Любовь не сажает на цепь, не заключает в стены, не ограничивает свободу выбора. Невозможно достичь любви при помощи палки, шантажа, кулаков, угроз и насилия. Если вы закроете свою жену в комнате, она станет вас ненавидеть, несмотря на то, что вы будете её кормить, дарить дорогие подарки, и шептать ласковые слова. Она будет ощущать себя заключенной в тюрьме, её чувство собственного достоинства будет глубоко оскорблено вашим недоверием и подозрительностью. Поэтому совершенная любовь несовместима с ограничением свободной воли и права выбора. Совершенная любовь предполагает огромную степень доверия к объекту любви. Но это, в свою очередь, налагает на объект любви огромную степень ответственности, потому что любовь это не вседозволенность – она может действовать только в рамках взаимности. Свободная воля позволяет живому существу делать какой-то выбор, в том числе, когда это касается взаимоотношений.
Во-вторых, Бог наделил свободной волей живые существа, потому что Он есть жизнь. Бог создал не биороботов. Он сотворил реальные живые существа, наделённые свободной волей и правом выбора. Свободная воля и право выбора являются неотъемлемыми личностными атрибутами, отличающими живое существо, личность, от неодушевлённых предметов, червей, вирусов, бактерий, или растений. Но как я уже сказал выше, наличие свободной воли налагает на личность ответственность за её поступки, так как совершенная любовь Бога, наделившая личность свободной волей, это не вседозволенность, как некоторые могут подумать. Любовь может действовать только в определённых условиях взаимности и гармонии, в первую очередь, со своим Творцом. Эти условия, правила, и гармония, называется: ВОЛЯ БОЖЬЯ. Когда всё творение живёт по воле Божьей, в мире царит взаимная любовь и гармония. Из предыдущей главы мы знаем, что Бог есть любовь, Он есть жизнь, Бог свят, и ненавидит зло. Соответственно, воля Божья не может нести зла и быть источником греха для Его творения. Бог не налагал никаких ограничений на познание добра и проявления воли созданных Им творений, в том, чтобы творить добро и святые поступки.
«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.»
(Римлянам 12:1-2)

Однако, как может проявиться свободная воля, если не будет права выбора? Ведь выше мы выяснили, что любовь не строит стены, не сажает на цепь, и не заточает в тюрьму. Если Бог наделил творение свободной волей, то в чём должно быть её проявление? И где право выбора? В чём может проявиться свободная воля? Выбор между чем? Как это не прискорбно звучит, но свободная воля Божьего творения может проявиться только в том, чтобы сделать зло. Но поскольку Бог есть любовь, Он сделал попытку предотвратить совершение Его творениями необдуманных поступков, имеющих далеко идущие последствия. Поэтому, право выбора, которое существует для проявления свободной воли, выглядит в виде заповедей «не вкушай», «не дотрагивайся», «не прикасайся», и так далее. То есть, Бог не предлагает делать зло, чтобы проявилась свободная воля Его творений, а обозначает границы, нарушение которых приводит к совершению зла. Чтобы сделать зло, нужно сперва нарушить заповедь, поэтому нарушение заповеди равносильно совершению зла, хотя сама заповедь не есть искушение сделать зло.
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. …»
(Иакова 1:13-15)

Давайте вернёмся к примеру с детьми. Вы родили ребёнка, и он благополучно растёт, познавая этот мир. Он окружён вашей любовью, и имеет некую свободу действий и право выбора. Однако, он может взять спички и поджечь дом, открыть конфорку в кухонной печи, засунуть в розетку гвоздь, и так далее. Все эти действия приведут к смерти вашего чада, и поэтому вы даёте ему заповеди: «не трогай», «не открывай», «не лезь». Ваши заповеди являются проявлением вашей любви, хотя они могут выглядеть как ограничение свободной воли и права выбора. Тем не менее, в данном случае, свободная воля и право выбора для вашего ребёнка будут именно в том, чтобы сделать зло. Ваша заповедь не толкает ваше дитя на преступление, она не искушает его, скорее наоборот – ваша заповедь является крайней границей, отделяющей добро от зла, и жизнь от смерти. Конечно, было бы проще, если ваш ребёнок был бы биороботом, или зомби, с подавленной волей, не имеющий право выбора. Достаточно было бы нажать какую-то кнопку, и он делал бы то, что вам захочется. Но в этом случае его уже нельзя назвать полноценным человеком, личностью. Это была бы машина, робот, или растение, но не человек. Но Бог создал более совершенные живые существа, обладающие свободной волей и правом выбора, чем просто биороботы, или растения, что собственно говоря, делает их ЛИЧНОСТЯМИ.
Однако, как я сказал выше, личностные качества (свободная воля, право выбора) предполагают ответственность за поступки, и поэтому Бог наделил живые существа разумом, позволяющим познавать окружающий мир, себя, волю Божью. Наличие разума делает живые существа более высокой формой жизни, чем невоодушевлённые предметы, или микробы, бактерии, а также растения. Разум позволяет принимать и обрабатывать информацию, что ведёт к развитию разумного существа, к достижению той Цели, для которой его создал Бог. Поэтому апостол Павел писал: «преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Почему так важно познавать именно волю Божью?
Во-первых, потому что Бог свят. Во-вторых, потому что Бог есть любовь, Он не желает зла Своему творению, Он ненавидит зло. В-третьих, потому что Он – Творец. Нет никаких моральных поводов не верить Творцу. Его авторитет безупречен. Он свят, непричастен к злу, любит Своё творение, всё знает, обо всём ведает. Бог всемогущ, если Он посчитает необходимым что-то создать - Он создаст это. Его совершенная воля является благом для Его творения, не ограничивая его ни в каком добром деле, или восполнении какой-либо законной потребности. Бог настолько позаботился о Своём творении, что проявление его самостоятельности и право выбора может быть только проявлением зла. Получается, совершить зло возможно по скудоумию, неведению, чего-то недопонимая, или же сознательно - отдавая полный отчёт в том, что ты делаешь, и это будет уже не что иное, как злой умысел.
Вернёмся снова к примеру с детьми. Когда ребёнок вырастает, ему уже не нужны заповеди: «не трогай спички», «не открывай печную конфорку», «не лезь гвоздём в розетку», и так далее. Он не будет делать всего этого, потому что оценивает последствия. Если же взрослый человек совершит нечто подобное, то это будет злой умысел, так как он отдаёт отчёт в том, к чему это всё приведёт. Поэтому для взрослых людей существует закон и уголовная ответственность за их поступки. Выходит, что не существует абсолютной свободной воли, и абсолютного права выбора, позволяющие не нести никакой ответственности за свои поступки. Бог не ограничил свободу и право выбора, если это касается добра, законности и порядка. Но так как Он ненавидит зло, то отделил добро от зла, возложив ответственность за зло на того, кто его совершает.
«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.»
(Екклисиаст 11:9)

Пока человек был маленький, он не мог осознавать, что такое огонь, газ, электрический ток, и оценить степень последствий, к которым может привести неправильное обращение со всем этим. Ребёнок не понимает что такое смерть, увечья, страдания, боль, горе. Даже если родители попытаются ему всё это объяснить, он не сможет понять, о чём они ему говорят. Его разум и познание мира слишком скудны, чтобы вместить данную информацию. Поэтому на определённом этапе попечение родителей о своём чаде выглядит в виде запретов и ограничений, что можно трактовать как покушение на право выбора и свободу воли ребёнка. С другой стороны, можно было бы повесить на все розетки ящики с замками, спрятать спички, запереть на замок кухонную дверь. Если бы Бог так поступал, то мир выглядел бы как тюрьма или режимный объект, где созданные Им твари, подобно узникам праведности, проводили бы своё заключение у святого Бога, страдая и мучаясь от славы Божьей. Тогда в штаб-квартире дьявола какой-нибудь бес мог написать нечто следующее: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов дьявола, потому что тварь покорилась праведности не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства праведности в свободу тления сынов дьявола. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток духа антихриста, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Получилось забавно, но, думаю, данная интерпретация отрывка послания апостола Павла римской церкви, отразила суть того, что я хотел сказать.
Бог не отнял свободу и возможность грешить. Почему? Потому что это должно быть внутреннее и осознанное решение жить по воле сатаны. Либо такое же осознанное решение жить по воле Божьей. Человек должен определиться, что он больше любит: свет или тьму, добро или зло, жизнь или смерть, и сделать свой осознанный выбор, после чего наступает ответственность. Потому что, в-четвёртых, Бог есть Судья.
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.»
(Евангелие от Иоанна 3:19-21)

Когда человек вырастает, его разум и мировоззрение развивается вместе с ним. Он знает как пользоваться спичками, кухонной плитой, и розетками. Он знает что такое смерть, увечья, страдания, боль, горе. Будучи ребёнком, он не отдавал себе отчёт о последствиях, и мог совершить зло по своему скудоумию, однако во взрослом состоянии, он полностью отдаёт себе отчёт, когда делает зло. Следовательно, ответственность за последствия полностью лежит на том, кто, распоряжаясь своей свободной волей, и правом выбора, делает зло. То есть, делая добро или зло, живая личность либо добровольно предаёт себя в распоряжение воле Божьей, либо добровольно предаёт себя в распоряжение воле дьявола, о чём более подробно я скажу во главе «Конфликт».
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления.»
(Ефесянам 2:1-2)

Я хочу закончить эту главу некоторым умозаключением, к которому я пришёл по мере исследования вопроса свободной воли и права выбора. Люди и Ангелы созданы таким образом, что их свободная воля и право выбора могут проявиться только в том, чтобы сделать зло. Зло - это также идеология, которую сгенерировал сатана. Он сделал это сознательно, осмысленно, отдавая отчёт в том, что он делает. В качестве альтернативы Божьей воле, сатана предлагает Божьему творению свою волю. Он точно также ставит предел своей воле – правду. Если Бог наказывает зло, то сатана преследует добро. Бог ненавидит ложь, сатана ненавидит правду. Идеология Бога - это святость, праведность, правда, Правосудие. Идеология сатаны – это греховность, ложь, обман, беззаконие. Поэтому, отказываясь жить по воле Божьей, человек или ангел начинает жить по воле сатаны (или как написал апостол Павел: «по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления»), и принадлежит либо Царству Божьему, либо царству антихриста. То есть, Человек или Ангел не являются полностью автономными единицами, способными генерировать ещё какую-то «свою» волю. Они «зажаты» между двумя полюсами воль Добра и Зла, где невозможно оставаться где-то посередине. Выбор Человека или Ангела возможен только в том, к какому царству они принадлежат. Царству Божьему? Или царству сатаны? Царству жизни? Или царству смерти?
«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.
Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.»
(Римлянам 6:16-22)­






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 10
© 24.12.2021г. Валерий Симонов
Свидетельство о публикации: izba-2021-3221257

Метки: Бог, дьявол, Иисус Христос, спасение, ад, ангелы,
Рубрика произведения: Разное -> Религия











1