Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Страница нелюбви


Бесхитростный сюжет киноистории «Бумеранг для стервы», созданной на любительской студии «Лобанов_фильм», сразу рождает множество литературных ассоциаций с судьбами литературных героев, обособленным, индивидуальным путём стремящимися наверх. Каждый из таких уверен, что там их ждёт счастье, что вот тогда весь мир начнёт жить по его сценарию. Для этого прежде всего они отказываются от замшелых нравственных устоев, изобретают собственные правила игры. У таких персонажей нет сомнения в собственной исключительности. И всё же, поднявшись над средой, зачастую себялюбцы обнаруживают – нравственные законы работают и там.
Однако фильм «Бумеранг для стервы» вторичностью не страдает. И не только потому, что подобную коллизию рассматривает на житейском, женском уровне, но и потому, что, несмотря на ограниченные возможности съёмок, отсутствие профессионалов в кадре и за кадром, фильм этот – попытка слияния мелодраматического сюжета и песенно-поэтической стихии, постепенно, но уверенно покоряющая зрительское сердце. И даже мгновение катарсиса, душевного очищения, наступает, когда в финале фильма получив заслуженный удар судьбы, сама «стерва» плачет беззвучно. И этот крупный план притихшей энергичной героини контрастирует с музыкальностью всего повествования.
Мне кажется, что понятие «стерва» стало синонимом женской победительности в девяностые годы. Специальные тренинги и назидательные издания «Как стать стервой» популяризировали термин. Поступай, как выгодно и приятно только тебе, манипулируй окружающими, идеализируй себя, гордись собой – с тем победишь! Правда, о гордости и в советские времена было написано отличное стихотворение Людмилы Татьяничевой, переписываемое многими романтически настроенными школьницами в дневники и тетрадочки. Там поэт отмечала, что гордые «не плачут…, на чужих дорогах не маячат, о любви как нищие не молят». «Стервочка» Вера, заплакавшая таки в конце фильма, не раздумывая готова разрушить семью в общем-то безразличного ей человека, очень бы хотела вызвать ответное чувство Руслана (Евгений Лобанов), но не выходит. Путь стервы явно ей не на пользу. Хотя, как прирождённый вампир, из каждого своего недолгого романа, пользуясь чужими чувствами, она выносит несколько стихотворений. И не случайно давно знающий Веру Руслан бросает ей в момент решающего объяснения: «Не люблю стихов. Особенно, если они обо мне». Изучил уже давно свою приятельницу и знает хорошо: дистанцию соблюдать надо.
Стихи о любви, проникновенные, талантливо написанные, но ведь писала их не хищная Вера. Это отдала героине свой поэтический голос исполнительница роли Анастасия Чудова, бескорыстно и безоглядно погрузившаяся в работу и как соавтор Лобанова по сценарию, и как начинающая актриса, пусть самодеятельная. И стихи всё-таки обогрели образ бессердечной Веры, сделали его противоречивее, а значит – человечнее.
Конечно, этот родившийся в пандемию часовой художественный фильм – работа дилетантов. В интернете сейчас подобные постановки появляются периодически, иногда и с участием профессиональных актёров. Отличие «Бумеранга для стервы» в том, что фильм поставлен по единому, самостоятельному сценарию и, как я уже подчёркивала, проникнут лирико-драматическим настроением. Несмотря на ограниченные технические возможности, есть тут и яркие операторские решения. Широки и манящи пейзажи Екатеринбурга: его парки, набережная, гладь пруда. В них хорошо вписываются детали: уточка и катера на воде, например. Всё это жизнь, мир, которому мы принадлежим. Ветки деревьев порой образуют сложную паутину, в которой шаг за шагом запутывается героиня. И всё же иногда среди этих сухих пересечений с надеждой проглядывает солнышко.
Интонации разговора героев поначалу напрягают некоторой неестественностью, слишком напевны – в реальности так не разговаривают. Однако постепенно привыкаешь к стилистике киноповествования, начинаешь воспринимать композицию «Бумеранга» как нечто единое – некий драматизированный фильм-концерт, который не только героев, но и каждого из нас затрагивает.
При всех минусах характера главной героини всё-таки нужно отдать должное Вере, явившейся неким аккумулятором событий, объединяющим остальных, пребывающих в статике, персонажей. Именно стабильность красивого и вроде бы надёжного Славика (для кого только надёжного?) выводит её из себя и толкает на злой, кульминационный в сюжете шаг – позвонить опять-таки с победительной интонацией его жене Свете. И Руслан ведь столько лет сохранял ту неопределённость, которая, видимо, его самого устраивала. А вот Вере хочется бурных, романтических событий в своей жизни или, как в народе говорят: рожна надо! А на поступок-то оказывается способна только её соперница Света (Наталья Кузнецова). Эта любящая жена самостоятельно принимает решение и спокойно выставляет сумку с вещами колеблющегося мужа за дверь.
В общем, все герои находятся в состоянии душевной неустойчивости, все колеблются. Точки ни в одних взаимоотношениях здесь не поставлены, всё ещё может качнуться в ту или другую сторону. Это только какой-то момент, пусть и затянувшийся, в жизни героев, когда каждый из них, вроде бы отвергая любовь, на самом деле тянется к ней, о ней мечтает.
Всего одна страница жизни перевёрнута. И фильм скромный, не на многое претендующий, но задевает, внушает уважение и веру в необходимость кино на любом витке нашей общечеловеческой судьбы. А мелодии фильма ещё долго звучат в ушах, правда, как и на экране, вечный колокольный звон их перекрывает.
ЕЛЕНА ЗАХАРОВА,
член Союза журналистов,
киновед и литературный критик






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 29
© 19.12.2021г. Евгений Лобанов
Свидетельство о публикации: izba-2021-3217640

Метки: Бумеранг для стервы, Елена Захарова, Евгений Лобанов,
Рубрика произведения: Разное -> Критика











1