Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Моё время


­Я ведь тоже когда-то поверил  
в сладкую песню о добром небе,
но оно не спустилось ко мне с распятия.
«Ещё не время!» - крикнул мне ангел,
качаясь на маятнике луны.
«Что такое время?» - 
спросил у своей неприкаянности часовщик,
живущий в моём сердце.  
А помнишь,
как, расковыряв отцовские часы,
любознательный мальчик 
выломал из них стрелки?
Но это не помогло ему выйти из лабиринта времени.
Сквозь пальцы Бога, протянувшего мне руку помощи,
утекли тонны сухих, колючих мгновений,
стёрших на стене моей памяти
барельефы улыбающихся друзей.
Из храмов, 
разрушенных дождями сомнений
и ураганами отчаяния,
вышел эсперанто пугливого изгоя.
Я раскрыл перед людьми книгу своей боли,
но никто их тех немногих, 
заглянувших в неё,
не понял в ней ни слова. 
А я всего лишь звал их с собою 
искать страну безвременья,
планету негаснущего счастья.
И я понял, 
что время не лучисто-чистая речка,
уносящая солнце за солнцем,
не море, 
в колыбели жизни качающее бледную невинность луны,
а коварная пружина, 
хоть и вынутая в детстве из сломанных часов отца,
но всё ещё живая.
Время - коса ДНК, 
расплетаемая трясущимися пальцами старости.
Я понял, 
что стал точкой на звёздной карте,
началом луча,
пытающегося пронзить эпоху.
Неужели я тоже очутился здесь,
посреди белого циферблата,
в эпицентре ослепительного холода?
Я же не шестерёнка,
не дервиш,
не ведьма,
чтобы кружиться на месте,
раскинув руки стрелками,
вечно догоняющими друг друга
и не создающими ничего, 
кроме опьяневших вихрей.
А ещё я научился смаковать вид и вкус одиночества.
И песня моей тоски придумала себе забавный припев:
«Чья это бродячая печаль
оставила мне на снегу цепочку следов?
Идти по ним или оплакивать их,
оставаясь неподвижным центром вселенной,
сердцем, 
вокруг которого 
вьются снежинки мгновений?»
Мне так страшно!
Снег - это начало смерти,
он не освещает тёмных углов,
он пожирает светлые надежды,
сжавшиеся в комок луны.
Кто виноват в том, что даже слёзы мои дрожат от страха?
Кто вылепил время из ужаса былых обид?
Они ухватили за ноги ребёнка,
убегающего прочь от реальности.
«Поздно! 
Поздно! 
Поздно!» -
стонут колокола 
под ударами 
равнодушных минут.
Порой я вглядываюсь в пустоту моих горизонтов,
за которыми прячутся отголоски прошлого, -
и тогда начинаю догадываться,
что время - слёзы сталактитов,
стекающие на увядшие губы памяти,
капли кислоты, разъедающие всё,
что я прижимаю к сердцу.
Одиночество - это город старика,
опустошённый вирусом времени.
Да и сам я здесь - осколок вечности,
не нашедший места в мозаике звёздной красоты.
А земля - всего лишь время,
смятое в отчаянном кулаке неба.
Жаль, что я так и не изобрёл часов,
идущих не вперёд, не назад,
а в глубину радости...






Рейтинг работы: 75
Количество отзывов: 2
Количество сообщений: 12
Количество просмотров: 61
Добавили в избранное: 2
© 29.11.2021г. Артур Кулаков
Свидетельство о публикации: izba-2021-3204446

Рубрика произведения: Поэзия -> Верлибр


Серафим Иванов       29.11.2021   14:47:07
Отзыв:   положительный
Артур, как я понимаю вас, здесь, на Избе, вы недавно. Удалять вполне корректный отзыв посвященный тому, что ваши стих соответствует скорее жанру "стихов в прозе", а не верлибру, не очень корректно с вашей стороны. Это мягко говоря.
Не поддавайтесь иллюзии первых похвал. Верлибр , как нерифмованная форма стиха тоже должен иметь свой ритмический рисунок, определенную длину строки и чередование мужских и женских окончаний. Если захотите научиться - научитесь. И оставайтесь корректным в общении. Это важно.
С уважением к вам.
Артур Кулаков       29.11.2021   15:25:29

Послушайте, сударь, я же не приставал к Вам, утверждая, что Ваши стихи не относятся к разделу "Поэзия". Я вообще не комментирую то, что мне не нравится или что я считаю слабым. А что касается упомянутых Вами "стихов в прозе" (или прозы в стихах), то я считаю, что есть проза, а есть поэзия, вещи разные. Форму же своего произведения определяет автор. Вот такой у меня верлибр. Свой, авторский. Настоящий верлибр, то есть свободный стих, полностью свободный от ограничений, которые любят налагать на творчество мудрые теоретики. Короче говоря, не нравится, как я пишу - я не навязываюсь. И вообще не люблю, когда за моё нежелание вести бессмысленные споры меня называют невежливым, некорректным и т. п.
Серафим Иванов       29.11.2021   16:06:40

Молодой человек, вы заявляете себя как автор. Вы публикуете свои произведения на портале, становитесь публичным. Готовьтесь к критике. Здесь много "поэтов", которые считают, что правила стихосложения написаны не для них, что у них свое "авторское видение". Поверьте, эти люди обманывают сами себя. Правил никто не отменял. Они есть и будут. И все ваше новое - давно забытое старое. Сколько сгинуло их))). Если вы не литератор (просто по образованию), то наверное вам пока очень трудно иметь профессиональное представление о поэзии, чтобы ваше мнение могло сильно кого-то взволновать.
Есть огромная разница между "стихами в прозе", "белым стихом" и верлибром и вам было бы важно с этим разобраться, чтобы просто понять, что ничего нового вы не изобретаете, а просто путаетесь в понятиях. У меня нет желания вас поучать, но знать отличия вы просто должны, коли входите в литературный мир.
И неужели вы думаете, что даже авторский, как вы называете, верлибр не должен иметь ритмического рисунка? А в вашем труде это проблема.
Вся проблема в том, что в нашей стране принят немецкий вариант стихотворной формы, еще со времен Ломоносова и Тредиаковского, в то время как верлибр больше распространен в США или англоязычных странах. И отказ от традиционных форм стихосложения звучит в русском варианте "свободного стиха" нелепо. Поэтому и возникает стремление в определенном смысле "упорядочить" верлибр, придать ему хоть какую-то форму и ритмическое звучание на РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Вам просто не хватает знания, мой друг. А это не менее важно, чем просто испытывать поэтическое вдохновение.
Вы пришли в избу-читальню и я желаю вам творческих успехов.
Артур Кулаков       29.11.2021   17:06:54

Спасибо за пожелания! И особо за то,что назвали меня молодым (я 65 года рождения)! Очень приятно. Кстати, я приветствую критику, но только по существу. Есть претензии к грамматике, к образам? Нет? Тогда в чём дело? Вам мешает какой-то сучок в моём глазу? Ну, тут я бессилен помочь Вам. Но не будем спорить о пустом. А то ведь и мне придется посоветовать Вам учиться писать стихи.
Серафим Иванов       29.11.2021   17:27:04

Радуйтесь, что назвали вас молодым. Здесь многие "молодятся")))
Почему же нет претензий? Есть. Вопрос к вам, будем разбирать? Лично думаю, что вам это не надо. Человек сам себе лучший критик. Вам нечего сказать по существу вопроса о верлибре и его существовании на почве русского языка, что, безусловно, требует осмысления с вашей стороны. Если вы литератор, то посоветуйте, только меня не интересует "нравится-не нравится".
С уважением к вам.
Артур Кулаков       29.11.2021   18:15:36

"Почва русского языка"... Вот я и решил выращивать свой верлибр на этой почве, так как другой у меня нет. И я буду его выращивать! Для тех, кто меня понимает. Кому нужны мои обнажённые образы, полностью свободные от каких бы то ни было внешних красивостей и ограничений. В моём саду будут расти деревья, которые считаю красивыми я, а не гости, не согласные с моей эстетикой. Такие уйдут, а останутся те, кто со мною согласен. Всё просто, не о чем тут спорить.
Серафим Иванов       29.11.2021   18:29:14

Осталось малое - сделать так, чтобы ВАШ))) верлибр "зазвучал" на русском языке, стал выражением, по-своему своеобразной, поэтической мысли и формы, а не служил питательной средой для экзальтированных дам, вам на радость и другим для насмешки. Видите ли, когда у начинающих авторов случается творческий "зуд", им кажется, что все, что к ним приходит на ум при созерцании природы, осмысления прожитого и т.п. является гениальным и неповторимым. На самом деле, это самообман. Страшная опасность верлибра, в вашем понимании, это практическая невозможность, а затем и полная деградация в плане написания стихов ритмических и рифмованных. Вы сами попробуйте написать стишок. Раз думаете, что пишите "хороший" верлибр, то значит умеете писать и стихи.
Верлибр без формы часто превращается в поток сознания, с одному автору известной мыслью, а ведь вы пишите для людей))) А людей, считающих, что на голом короле есть платье достаточно)))
Как-то так, мой друг.
Артур Кулаков       29.11.2021   18:47:25

Это моих читателей Вы назвали "экзальтированными дамами"? Кстати, я публикуюсь на нескольких сайтах, и среди тех, кто меня понимает, немало и мужчин. Но я не различаю читателей по половым признакам. И Вам не советую. И не читайте меня, если не считаете меня хорошим поэтом. Махните рукой и проходите мимо. Но чем-то я задел Вас. Может быть, стоит сперва в себе разобраться: что Вас так обеспокоило?
Серафим Иванов       29.11.2021   19:02:00

Ваших, ваших читателей. Но вы ушли от ответа на предложение написать или опубликовать свои стихи.
А различать людей по половым признакам надо и просто необходимо. Иначе мысли закрадываются)))
Скажу вам честно, я читаю контент. Дело всё в том, что показываю детям как не надо сочинять. Мы разбираем ошибки и прочее.
Но к вам у меня совершенно, как к человеку, нет претензий или каких-либо личных пристрастий. Просто человек, решивший изложить публично свои мысли должен быть готов ко всему. А, впрочем, всё как всегда...
Советовать ничего не буду, все уже сказано.
С уважением к вам
ИРИНА*G       29.11.2021   13:35:13
Отзыв:   положительный
Каждая строка, каждая мысль нашла отклик в моей душе...
Спасибо, Артур.
Избранное!
Надеюсь, Вы не будете сердиться, что я позволила себе
закрепить этот верлибр в авторских анонсах...
Артур Кулаков       29.11.2021   13:39:59

Спасибо Вам большое, Ирина! Сердиться? Нет, конечно!
ИРИНА*G       01.12.2021   01:35:17

Артур, в полемику с С.Ивановым вступать не буду, т.к. не мне адресовано, но скажу от себя Вам в поддержку - я тоже много читала и продолжаю
читать о том(и выписываю статьи в свой дневник на Стихи.ру), так вот ссылка еще на одну статью и выдержка из неё:
"Верлибр – форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества – сам факт этого разбиения. Второе, что очень важно: в результате этого произвольного разбиения появляется феномен стихотворной строки, то есть единицы, лишь потенциально присутствующей в нестиховой обыденной речи. Вместе со стихотворной строкой появляется закон двойной сегментации, или двойного кодирования, стихотворной речи – наложение обыденного синтаксического разбиения на ритмическое, которое может противоречить первому
Руднев В. Словарь культуры ХХ века, http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt"

И ещё: я себя не считаю экзальтированной дамой...
И если мне что-то нравится и близко - я выражаю это искренне...
Артур Кулаков       01.12.2021   02:30:07

Спасибо большое, Ирина, за поддержку! И да здравствует Поэзия!
ИРИНА*G       29.11.2021   13:45:22

Рада...









1