Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Пример анализа стихотворения "Анчар"


Пример анализа стихотворения "Анчар"
­­Пример анализа стихотворения "Анчар" - 1

Тема свободы была одной из главных тем в творчестве русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И если в ранних произведениях содержится призыв к свободе, воспевание ее, полное торжественно-высокопарных оборотов речи, то позже, пережив две ссылки, поэт начинает говорить о ней более сдержанно — аллегорично (иносказательно).

Стихотворение «Анчар», созданное в 1828 году, основано на древней легенде о «древе яда», растущем в пустыне. Но под пером великого поэта легенда перерастает в суровое обличение самодержавного деспотизма, царящего в России. Своеобразие стихотворения «Анчар» в том, что идея поэта выражена не от лица автора, а заключается в самом сюжете. В «Анчаре» как будто философски обобщена трагедия пушкинского современника.

Произведение построено на антитезе: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, — из описания мира природы и описания человеческого общества. В первой читатель видит безжизненный пейзаж:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной…

На этой бесплодной почве мог вырасти только одинокий анчар, всему чуждый и всему угрожающий. Поэт дает этому объяснение: его природа «в день гнева породила». Все живое сторонится тлетворного дыхания анчара: «и птица не летит, и тигр нейдет» — сказывается инстинкт самосохранения. Даже «вихорь черный», коснувшись анчара, становится смертоносным, а дождь, стекающий с его ветвей, превращается в яд. Да и сам анчар, «как грозный часовой», стоит на границе пустыни, никого не подпуская к себе (неслучайно в первых вариантах была еще одна строфа, в которой речь шла о попытках приближения живых существ к анчару).

Вторая часть раскрывает мир человека: теперь уже речь идет о человеческих взаимоотношениях. Владыка, князь, по своему желанию, может послать лишь только «взглядом властным» другого человека, раба, на верную смерть. А все ради того, чтобы утвердить собственную власть над соседями, обрекая и их на рабство и гибель.

Раб прекрасно понимал, что послан на верную смерть, но все-таки «послушно в путь потек», и владыка понимал, что он посылает на смерть другого человека, который был рожден таким же свободным, как и он сам. В небольшом лирическом произведении Пушкин сумел раскрыть суть не природных, а социальных отношений между людьми. Он осудил общество, в котором правят антигуманные законы: именно социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего во вред другому человеку абсолютно сознательно, а другого — в послушного раба. Таким образом, в них все человеческое, данное от природы, искажено.

И хотя «бедный раб», безусловно, вызывает сочувствие у автора, но он абсолютно лишен воли, даже смерть встречает молча (хотя в черновиках был вариант, когда «и лег он, испуская крики»). В окончательном варианте он безгласен даже в предсмертном отчаянии. А владыка у Пушкина наделен эпитетом «непобедимый». Почему? Ответ вполне очевиден: до тех пор пока в обществе будут бессловесные рабы, беспрекословно подчиняющиеся любому приказу (даже «властному взгляду»), владыка останется непобедимым.

Такое обличение античеловечности деспотизма подчеркнуто совершенством художественной формы стихотворения «Анчар». Ключевыми становятся слова «яд», «ядовитый», «смертная смола». Антитеза «владыка» — «раб» усилена выразительными эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Примечательно, что даже стрелы становятся у него «послушливыми», то есть лишенными активного действия (а сначала были «губительными», «догадливыми»).

Глаголы подчеркивают власть и принуждение: послал — потек. Анафора и градация усиливают эмоциональное напряжение:

Принес он смертную смолу… Принес — и ослабел и лег…

В целом стихотворение звучит очень торжественно благодаря старославянизмам (древо, жаждущих, вихорь, хладными, чело), ставших уже архаизмами, а также инверсии — «в пустыне чахлой и скупой», «лист его дремучий», «зелень мертвую ветвей». Удивительно, но традиционный для Пушкина четырехстопный ямб звучит в этом стихотворении почти как гекзаметр Гомера.

В «Анчаре» Пушкин воплотил свои представления о добре и зле, о тирании и рабстве. Образ ядовитого древа из легенды расширяется у поэта до обобщенного символа вселенского зла.



Пример анализа стихотворения "Анчар" - 2

Данный поэтический шедевр создан в 1828 году. Это время, когда Пушкин вернулся из ссылки в Москву и полностью посвятил себя светской жизни. Отношения с властью у поэта напряженные, поэтому все его творчество подвергается жесткой цензуре. А Пушкин, так страстно любивший свободу, чувствовал себя скованным тяжелыми цепями по рукам и ногам. Но он не может открыто противостоять власти, поэтому пишет очень сильно завуалированное стихотворение «Анчар», в котором обличает и осуждает неограниченную власть одного человека.

В 1832 году «Анчар» печатается в альманахе «Северные цветы» и становится настоящей жемчужиной русской литературы.

Пушкин использовал в своем стихотворении сюжет, прочитанный в каком-то периодическом издании. Голландский врач рассказывал о дереве упас-анчар на острове Ява. Это дерево выделяет ядовитый сок, который местные жители использовали при охоте, смазывая им стрелы.

В стихотворении «Анчар» Пушкин очень тонко и осторожно обличает порочную систему власть, обладающей неограниченной свободой. Пушкин и сам страдал из-за отнятой свободы творчества, поэтому и стихотворение получилось очень экспрессивным и образным. Символично поэт показал, как один человек, в руках которого неограниченная власть, может сделать разменной монетой жизнь многих других людей ради удовлетворения собственных амбиций.

Композицию стихотворения можно разделить на две почти равные по объему смысловые части. Первая часть – это рассказ об Анчаре. Анчар – это дерево, сок которого ядовит. Но у Пушкина не только сам сок смертоносный, но, кажется, даже воздух вокруг дерева пропитан ядом.

Вокруг дерева чахлая и скупая пустыня. Чахлая, потому что все живое умирает, и пустыня вместе с животными и растениями тоже умирает медленно. И уже из первой строфы становится понятно, какова сила яда Анчара:

Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
 
Далеко-далеко от него простирается раскаленный песок пустыни, что кажется, будто во всем мире нет никакой жизни и ничего, кроме этого дерева.

С каждой новой строкой автор все сильнее нагнетает ситуацию, рассказывая о силе яда анчара. Корни и ствол, и ветви с листьями – все пропитано смертью:

И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
 
К дереву не может подойти ни одно живое существо, потому что даже ветер, налетающий на Анчар, сразу же становится «тлетворным», а дождь стекает ядом в почву под деревом.

Во второй части рассказывается о человеке, которого послал к Анчару господин, и раб не осмелился противостоять ему, хотя оба они знали, что все закончится смертью.

Так и случилось. Но то, что господин не только не испытал чувства сожаления, вины за обречение на смерть другого человека не самое страшное. Страшнее другое: он использовал яд для стрел, которыми потом убил многих других людей в войне за новые земли.

Я думаю, что в стихотворении Пушкина не только упрек абсолютной власти, но еще и сравнение безжалостного господина с ядовитым деревом. Ведь он совершенно так же, как и Анчар, убивает все вокруг себя. Но речь не только о лишении жизни людей. Господин может лишить человека свободы, может запретить ему творить. И порой моральная смерть ни чуть не легче смерти физической.
 
Пушкин выступал против авторитарной власти, которая способна испортить человека с самыми добрыми намерениями. Постепенно для господина стираются нравственные ориентиры, теряет цену человеческая жизнь.

Ярким и эмоциональным стихотворение делают средства художественной выразительности, которыми изобилует «Анчар». Так, метафоры «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек» способствуют раскрытию идеи стихотворения. Эпитеты «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою» помогают автору передать психологический посыл стихотворения, воздействуя на эмоции читателя. Есть в нем и антитеза «раб-господин», благодаря которой пороки власти видны еще ярче, ведь беспомощность и безответность раба делает его более уязвимым под грозным взглядом его господина.

Эмоционально насыщают стихотворение и инверсии «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный», а также устаревшая лексика, которая, я думаю, отражает безграничность власти вне зависимости от времени.

«Анчар» написан любимым Пушкиным четырехстопным ямбом с пиррихиями. С его помощью Пушкину удалось лучше передать особый ритм стихотворения. Ведь даже изобилие глаголов в первой части не создает ощущение движения, так как все они несут с собой смерть.

«Анчар» принято считать лирическим стихотворением, но «Анчар» напоминает читателям балладу, ведь у произведения есть четкая сюжетная линия. Так Пушкину удалось более точно указать недостатки современного государственного строя.

Я думаю, что Пушкин в этом стихотворении показал проблему общества не с одной стороны. Ведь раб знал, что идет на верную смерть, но не попытался спасти свою жизнь. Рабство – это вторая сторона медали, и пока один будет нечестно пользоваться своей властью, а другой – беспрекословно подчиняться, тирания народа будет процветать.



Пример анализа стихотворения "Анчар" - 3

  • Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.
  • Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принёс “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.
  • Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
  • Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.
  • Эпитеты  – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “устой прозрачною смолою“.
  • Сравнения  – “анчар, как грозный часовой“.
  • Инверсии  – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”.

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.
Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Тема

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.
            
Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка”, который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин описывает источающее яд дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырёхстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Жанр

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря тому, что в нём есть сюжет, также присутствует некая тайна.
Средства выразительности
Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:          

метафоры  – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь чёрный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“
эпитеты  – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “густой прозрачною смолою“
сравнения  – “анчар, как грозный часовой“;
инверсии  – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”

В нём также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для её создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причём во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 904
© 24.11.2021г. Анализ cтихотворений
Свидетельство о публикации: izba-2021-3201358

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  















1