Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Путь в Психиатрию18+


­
­Путь в Психиатрию.


Мельников Иван Владимирович.

«Мы определяем кто мы, совершая поступки».
Цитата: из к/ф «Hitman».


Аннотация

Эту книгу очень тяжело читать, потому что она прежде всего о «ненужных» детях, малолетней преступности, улице, которая становится альтернативой семьи.
Повествование увлекает с первой страницы, оторваться невозможно и читается на одном дыхании, но сразу «переварить» эмоциональную информацию не получается.
После прочтения книги Ивана Мельникова несколько дней я находился в состоянии какого-то оцепенения – читать ничего другого не мог, мысли постоянно возвращались к прочитанной повести.
История жизни «ненужного» подростка, почти два десятка лет проходящего принудительное лечение в психиатрической клинике за преступление, которого он не совершал, никого не может оставить равнодушным или эмоционально безучастным.
В первую очередь потому, что это не вымысел, а реальная жизнь. И в какой-то момент повествование обрастает таким количеством запредельной и бессмысленной жестокости, что невольно возникает вопрос, как много страшного и тёмного пришлось пережить главному герою, от лица которого ведётся повествование.
Все знают, как жестоки и бескомпромиссны бывают подростки. Они ведут себя намного жёстче и более жестоко, чем взрослые.
Бессмысленно жестокое отношение подростков друг к другу, к взрослым и со стороны взрослых, это самый страшный вид жестокости.
Может показаться, что только эта тема превалирует в этой книге, но гораздо выше жестокости ужас страдания, которым насыщена книга.
Такую книгу можно написать, лишь пройдя этот страшный путь самому.
Автор, Иван Мельников, провёл в психиатрических клиниках России восемнадцать лет.
Поэтому, проводя параллели между повестью и жизнью автора, приходишь к выводу о том, насколько автобиографична эта книга.
Осознание реалистичности происходящего встряхивает читателя и в очередной раз заставляет его задуматься о том, как тонка грань между человеком и зверем. Никогда не нужно забывать об этом.
Пришло время такой книги. Она нужна нам, чтобы избежать превращения в зверя.

Сергей Эдуардович Герман
Член Союза писателей России


Введение.


Меня зовут Иван. Родился я в Ворошиловградской области на Украине. Сейчас это территория ЛНР. Когда я был ещё совсем ребёнком родители увезли меня в Ленинградскую область. Сейчас мне уже 32 года.
Я почти достиг возраста Христа и написал книгу о себе, о своей жизни и судьбе.
Так получилось, что свои книги я пишу в палате Психиатрической больницы, где нахожусь на принудительном лечении по обвинению в совершении особо тяжкого преступления. В этом нет ничего удивительного. Ежегодно российские суды выносят тысячи решений о применении к обвиняемым принудительных мер медицинского характера. Только в 2016 году 8752 подсудимых были объявлены невменяемыми и отправлены на принудительное лечение.
К сожалению нынешняя юридическая практика такова, что если у человека в анамнезе есть какое-то психическое расстройство, если он состоит на учете у психиатра, а доказательств в совершении преступления не густо, то гораздо проще объявить человека сумасшедшим, и пусть уже суд отправляет его на лечение.
Я здесь уже около 18 лет. За все эти годы я ни разу не покидал стен больницы.
Мне разрешают гулять по территории, кормят, пичкают медикаментами и обещают отпустить домой после выздоровления. Правда специалисты утверждают, что длительное пребывание в закрытых психиатрических учреждениях не только не способствует выздоровлению, но и приводит к потере навыков независимой жизни.
Чтобы окончательно не сойти с ума, я начал писать.
Моя первая книга “Путь в Психиатрию” – это книга о том, как моё детство и моя подростковая жизнь повлияли на мою дальнейшею судьбу.
Я задумал написать ещё две книги: «Тернистый путь в психиатрии или книга сильных» и «Психиатрия. Пособие для депутатов».
О чём эти книги? Когда вы их прочтёте, то узнаете сами. Возможно, что вы откроете для себя какие-то новые страницы.
Желаю вам получить те ожидания, за которые вы заплатили.
Приятного прочтения.

Предисловие.


Я сижу на спальной полке плацкартного вагона в ожидании остановки поезда. За окном ночь и это придаёт мне особенное чувства восторга. Мне уже четыре года и я еду с мамой на Украину.
В Луганске живёт мой дедушка, по которому я очень скучаю и которого хочу увидеть.
В ожидании остановки поезда я думаю о том, как было бы хорошо, если бы мама разрешила мне выйти из вагона и погулять по перрону. Моё желание настолько сильно, что я думаю только об этом.
Мои мечты прерывает громкий голос проводницы поезда. Она объявляет, что мы подъезжаем к станции, но выход из вагона запрещён. Поезд будет стоять всего пять минут.
Если кто-то видел меня в эту минуту, то он наверняка запомнил застывшего от обиды и огорчения четырёхлетнего мальчишку. Но уже через несколько мгновений немая сцена перешла в истерику. Мама стала меня утешать. Когда поняла, что это не поможет, вышла из купе. Я заревел ещё громче.
Мама вернулась и сообщила, что тётенька проводница разрешила мне немножко постоять на ступеньках вагона и посмотреть на поезда. Я стоял на ступеньках вагона и зачарованными глазами рассматривал всё, что притягивало мой взор.
Я смотрел на железнодорожный фонарь, который висел над железнодорожными путями. Я смотрел на него и не мог оторваться. Фонарь горел синим цветом, и я был настолько поражён его красотой, что синий цвет стал моим любимым на долгие годы.
Потом я узнал, что этот фонарь называется семафор.
Я не знаю, насколько ярко и правдиво мне удалось описать одну из картинок моего детства, но я запомнил её именно такой. Почему я решил начать рассказ о моём детстве именно с этой истории? Потому, что такое искреннего счастья я испытывал множество раз, но всё менялось, когда я становился старше. Моя жизнь повернулась иначе и моя книга как раз об этом.
Из своего детства я мало что помню, но те фрагменты, которые сохранились в моей памяти я постараюсь передать с максимальной достоверностью.
Я постараюсь рассказать историю своей жизни от детства и до сегодняшних дней, акцентируя внимания на событиях и поступках, которые привели меня к больничной койке и желанию написать эту книгу.
Часть 1.

Глава 1

Воспоминания о детстве.

В детстве я чувствовал себя счастливым ребёнком.
У меня было много приятелей. В основном ребята со двора. У меня со всеми были хорошие отношения. Мы дружили, общались, вместе играли.
Всем это доставляло огромное удовольствие. Летом мы любили сидеть под широкими кронами деревьев, из подручных материалов строили лестницы, забирались по ним на деревья, перебираясь с ветки на ветку. Играли в пятнашки, прятки, войнушку или что-нибудь обсуждали. Так мы могли играть целыми днями.
В общем детство у меня было, как у большинства детей, весёлое и радостное. В раннем возрасте важную роль играют не только сверстники, но и семья.
В моей семье, бывало, по-разному. Вспоминается хорошее и плохое. Но в основном я находился в состоянии постоянного стресса, которому подвергался со стороны мамы и старшей сестры.
В семье нас было четыре человека. Мама, брат, сестра и я. Брат старше меня на девять лет, а сестра на семь. С братом у меня в детстве были очень тёплые отношения.
Наверно поэтому он стал для меня самым близким и любимым человеком. Я рос без отца и видел его, только на фотографиях. Сейчас его уже нет в живых...
Глава 2
Сильнейший стресс 1 сентября.
Я очень ждал 1 сентября и последний день августа был для меня очень важным днём.
В этот день я готовился к школе, так как должен был пойти “первый раз в первый класс”.
Утро 1 сентября было тёплым и солнечным. Жарко светило и грело солнышко, небо было голубым. Это был день знаний. В школе сначала должна была пройти линейка и уже потом начаться урок в классе.
Первое занятие в классе должно было быть ознакомительным. Мы должны были познакомиться с нашей учительницей, а она с нами. По этому случаю мама купила цветы.
- Ты должен подарить этот букет своей учительнице, сынок, - сказала она.
Мамины слова меня очень воодушевили, и мы стали готовиться к 1 сентябрю. Мне погладили рубашку и костюм. Я заранее почистил зубы и привёл в порядок ботинки.
В предвкушении праздника я был счастлив. Завтра я отправлюсь в страну знаний, добра, дружбы и любви. Мои глаза светились радостью.
Но я немного нервничал и поэтому постоянно переспрашивал маму и сестру, всё ли мы положили в школьный ранец.
Я бегал проверять на месте мои азбука и пенал, а также линейка и тетради с прописями. Просил сестру посмотреть, блестят ли мои ботинки и не помята ли рубашка.
Уговаривал маму разрешить мне примерить костюм, в котором я должен был идти в школу. Мне очень хотелось увидеть себя в зеркало, как я буду выглядеть 1 сентября.
Когда я начал перепроверять всё по третьему разу, мама отправила меня спать. Она сказала, что мне лучше лечь спать пораньше, так как я должен выспаться.
Я согласился и отправился в кровать.
Какое-то время я не мог уснуть. Я представлял себя на школьной линейке. Как стою в красивом костюме, с цветами. Я ещё никого не знаю, но такой счастливый. Рядом стоит мой классный руководитель. Я подхожу, протягиваю ей цветы. Она улыбается, говорит, спасибо. С той же улыбкой спрашивает:
- Как тебя зовут?
Я отвечаю:
- Меня зовут Ваня, мне 7 лет.
Эту картинку я прокручивал в своей голове несколько раз, пока не уснул.
Наступило утро.
Мама и сестра пришли меня будить. Радостный полный сердца добра я вскочил с кровати и стал бегать по квартире, торопя всех остальных чтобы поскорее собирались.
Но я почувствовал, что, что-то было не так.
Наконец мама с расстроенным видом сообщила:
- Ваня, мы проспали линейку. Она уже давно началась и сейчас заканчивается. Мы не успеваем на неё. Я виновата, прости меня.
Сестра стояла рядом и тоже виновато смотрела на меня.
- Вань, ты не расстраивайся, всякое бывает. Мы же не специально.
На меня мамины слова подействовали как гром. Я не хотел в это поверить. У меня началась истерика. Я кричал, требовал, чтобы мы всё-таки пошли в школу.
- Что вы сидите?! – не унимался я. – Может быть мы ещё успеем!
Но они огорчённо отвечали:
- Нет Ваня, не успеем!
В подтверждение своих слов мне включили телевизор. Шла прямая телетрансляция со школьной линейки.
- Ваня, успокойся, ничего уже не поделаешь – успокаивала меня сестра.
Но меня душила обида. Морально я был так раздавлен, что просто не представлял, как завтра смогу показаться на глаза другим детям и учителям. Ведь я проспал и не пришёл на свой первый урок. Земля ушла из-под ног
Я перегорел, внезапно куда-то ушли все силы.
Я сидел на полу и только повторял.
- Если вы не проспали, всё было бы в порядке. Если вы не проспали...
Внезапно раздался смех. Подняв глаза, я увидел, что мама и сестра смеются.
- Ваня, мы пошутили, одевайся. Школьная линейка ещё не началась– сказала мама.
Я понял, что они меня разыграли.
По телевизору показывали линейку из другой школы, вообще из другого города, с другим часовым поясом.
В моей душе в тот момент кипели незнакомые мне чувства. Говорить было больно и тяжело. В горле застрял какой-то колючий, шершавый ком. С годами я понял, что это была – обида, ненависть.
От переживаний и пережитого стресса я наотрез отказался идти в школу. Но так, как мне было всего 7 лет, моё решение тогда никто не воспринял. Меня заставили идти в школу и выбора у меня не было.
Цветы я подарил учительнице без всякого настроения. Прямо после школьной линейки мы все отправились по своим классам. Учительница предложила желающим прочесть часть текста из рассказа. Нужно было прочитать отрывок на скорость и с выражением.
После утреннего стресса настроение у меня было подавленным, поэтому я не хотел принимать участия в этом конкурсе. Но тут в класс вошла моя мама. Её появление для меня было как гром среди ясного неба.
Оценив происходящее, мама заставила меня выйти перед классом и прочитать рассказ. К своему возрасту я читал уже довольно бегло и с дикцией у меня было всё в порядке, но в тот раз на меня словно что-то нашло.
Я мямлил, запинался и смущался от собственной скованности. Это было моё худшее чтение.
В общем, бенефис не удался.
Фото № 1.
В тот день я понял, что не хочу больше ходить в школу. Школа у меня стала ассоциироваться со стыдом и позором.
Фото № 2.
День знаний 1 сентября был для меня провальным. Сегодня я тот день вспоминаю с лёгкой грустью. А тогда, тот день воспринимался как личная трагедия.
 
7 лет. 1995 год.

Глава 3
Не верю.

В тот день я пришёл в школу в хорошем настроении. Стояла отличная погода. Светило солнышко, было тепло. Оставалось несколько дней до весенних каникул.
У всей школы было прекрасное настроение. Я тогда учился во 2 классе.
Урок подходил к концу, и мы с нетерпением ждали звонка, чтобы побегать и размяться. Наконец прозвенел долгожданный звонок, и все побежали на перемену.
В классе остались только я и ещё несколько человек. Все остальные бегали по длинным коридорам трёхэтажной школы, орали и залезали на подоконники. Самые отчаянные прятались на лестнице чёрного хода.
Мы тоже не теряли зря времени. Сломя голову носились по классу, кидали в друг друга тряпку для классной доски. Нам было очень весело.
Неожиданно в класс вошла наш классный руководитель. Она держала за руку мою одноклассницу Вику. Вика была вся в слезах и было видно, что ей больно.
Я с ребятами подошёл к учительнице и поинтересовался, что случилось. В ответ со стороны Вики посыпалось хамство и обвинения. Пребывая в полном недоумении, я не понимал причины её злости. Учительница спросила меня:
- Ваня ты где был во время перемены?
- Всю перемену я находился в классе и никуда не выходил, - сказал я.
Одноклассники подтвердили, что я всё время был вместе с ними и не выходил даже в туалет. Немного успокоившись, Вика рассказала, что она с подругами играла на чёрной лестнице, по которой они бегали верх и вниз. В какой-то момент Вика остановилась и неожиданно почувствовала толчок в спину. Она кувырком покатилась вниз.
Вика не разглядела того, кто её толкнул, но увидела спину убегавшего мальчишки. Он был одет в верхнюю одежду, такую-же как у меня. Её подруги, учившиеся со мной в одном классе, утверждали, что это был я.
Мне было жаль Вику. Но я доказывал, что не виноват. Учительница не поверила моим словам. Она освободила Вику от занятий и отпустила домой.
Прозвучал звонок на урок, и я занял своё место за партой. Но я еле дождался конца уроков. Мысли по поводу случившегося не выходили из моей головы.
Я вернулся домой очень расстроенным. Обо всём рассказал маме. Она посочувствовала мне и постаралась утешить.
Вечером к нам домой зашла учительница и с мамой долго говорили о том, что случилось в школе. Когда домой пришёл брат, у нас состоялся очень жёсткий разговор. Он несколько раз ударил меня ладонью по лицу. Брат сказал:
- Ты ударил девчонку. Этого делать нельзя.
Но я повторял, как заведённый:
- Я не виноват. Я не толкал Вику. Я её не бил. Я не виноват…
Я не чувствовал боли от ударов по лицу. У меня горели щёки, то ли от пощёчин, то ли от обиды. Но боли не чувствовал.
От обиды у меня текли слёзы, потому, что мне никто не верил. Брат сказал:
- Извинись перед Викой и никогда больше не подходи к ней.
Утром, когда я пришёл в школу, мне показалось, что многие ребята смотрят на меня с презрением. Только те, кто видел, что я не мог толкнуть Вику, продолжали со мной общаться.


8 лет. 1996 год.






Рейтинг работы: 21
Количество отзывов: 3
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 14
© 20.11.2021г. Иван Мельников
Свидетельство о публикации: izba-2021-3198834

Рубрика произведения: Проза -> Мемуары


Лана Астрикова       02.12.2021   10:16:26
Отзыв:   положительный
Уважаемый Иван!
С большим интересом прочла Ваше повествование. Несмотря на всю его жесткость для читательского восприятия, хочу отметить, что вы хорошо ориентируетесь в пространстве выбранной вами темы повествования, умеете ясно и тоно выписать несколькими предложениями характер героев, обладаете также хорошими знаниями о композиционном построении сюжета, умеете читателя держать в напряжении до самого завершения глав.
Думается, что Вам стоит продолжать ваш труд, постоянно, серьезно обдумывая тему и содержание каждой из глав произведения, которое может представлять большой интерес для читателей, ведь в произведении говорится на самом деле о большом,ценном для личности формировании характера и души...
с уважением и пожеланием успеха и терпения вам, как автору:
@ Лана Астрикова.
Лев Полыковский       22.11.2021   17:24:57
Отзыв:   положительный
Уважаемый Иван!
Я очень внимательно прочитал первые главы вашего произведения!
два первых эпизода свидетельствуют о чёрствости и невнимательности вашей мамы, брата и сестёр и учительницы. Я думаю, что Вам нужно закалять волю и вырабатывать в себе иммунитет против чёрствости окружающих вас людей. Вам следует искать своё призвание в этом мире, Возможно Вам суждено стать писателем или психологом аналитиком. И помогать всем людям попавшим в ситуацию аналогичную Вашей. Я думаю Вы встретите много единомышленников, которые помогут вам найти своё место в жизни.
Rossianka *       20.11.2021   20:18:40
Отзыв:   положительный
ИВАН
Добро пожаловать на сайт "Изба-Читальня"!
Для ориентировки на сайте,
почитайте путеводитель для новосёла по нашей "Избушке"
Людмилы Зубаревой
https://www.chitalnya.ru/work/2935370/
Что не понятно по сайту, спрашивайте!
Желаю, чтобы наша Избушка стала Вам родной!
Оставайтесь с нами, радуйте нас своими произведениями!
С уважением и теплом Елена
















1