Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Историческая основа повести "Тарас Бульба" - примеры сочинений, конспекта, доклада, презентации


Историческая основа повести "Тарас Бульба" - примеры сочинений, конспекта, доклада, презентации
­­Пример сочинения 1

Художественные произведения исторической тематики отличаются тем, что наряду с рассказом о происходивших на самом деле событиях в них есть и авторский вымысел.

Размышляя в этом ключе над повестью Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», следует отметить, что в описываемом в ней времени нет конкретики, зачастую даже сложно с точностью определить, какой это век, - 15, 16 или же 17. Герои этого произведения, в том числе и главный, Тарас Бульба, не являются историческими персонажами. И все же повесть с первого дня ее появления на свет относят к эпическим, а порой даже причисляют к романному жанру. Так в чем же состоит великая сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

Выбранная тема для Гоголя не случайна. Он был родом из Полтавской губернии, и в детстве с увлечением слушал истории о народных героях и их подвигах во время нападения чужеземных захватчиков.

Для написания повести Николай Васильевич изучил много исторических источников: украинские летописи, исследования Боплана и Мышецкого. Но они не удовлетворили его жадный ум и интерес. Как отмечает писатель, эти материалы дали лишь крупицу сведений и не позволили понять всю сущность народной души.

Тогда Гоголь нашел решение проблемы, обратившись к фольклору, точнее к таким его жанрам, как исторические песни и думы. Именно там Николай Васильевич узнал все необходимое о характерах, быте и нравах казаков. Этот «живой» материал вместе с дополнением из научных источников, литературно обработанный, привел к появлению грандиозного произведения – повести «Тарас Бульба».

Если остановиться более подробно на фольклорной основе этого произведения, то следует отметить такой, например, основной момент, как троекратное повторение. В ходе сюжета в пылу битвы удалой казак Тарас три раза окликает казаков. Один раз ставшей крылатой фразой: «Есть еще порох в пороховницах?». И в ответ получает уверение о том, что порох есть, сила не ослабела, и не гнутся казаки.

Все герои Запорожья – патриоты, душой преданные своей отчизне. И перед смертью, издавая последний вздох, они продолжают прославлять землю, на которой им посчастливилось родиться и жить.

В фольклорных произведениях воспевается ценность родины, желание положить голову для того, чтобы родная сторонка была свободной и независимой. А самым страшным грехом видится предательство, измена отчизне. Отголоски этого мотива находим мы и в повести Гоголя. Младший сын казака Тараса Бульбы, Андрий, потеряв голову при виде молодой полячки, предает отца, товарищей, родину. Он переходит на сторону врага. Такому поступку нет оправдания. И наказание Андрий получает от руки родного отца, который абсолютно безжалостен к изменнику.

А вот старший казачий сын, Остап, погибает геройской смертью. С достоинством поднимается он на эшафот. Ни одного стона, ни одного даже звука не вырвалось из его сильной и мужественной груди. Остап остается верен привитым принципам до самого конца.

Как герой погибает и сам Тарас Бульба. В последние минуты жизни он вспоминает товарищей, с которыми его так много связывает, и матушку-родину. А последние слова боевого запорожского полковника утверждают только одно: нет еще на свете такой силы, которая смогла бы согнуть настоящего казака.

В повести «Тарас Бульба» сплетены две основы: историческая и фольклорная. Николай Васильевич Гоголь, изображая освободительную борьбу украинского народа с поляками, показывает читателям сильных духом народных героев: Тараса Бульбу, его сына Остапа, товарищей. Ставшее образцом мужественности и патриотизма это произведение будет популярным и актуальным во все времена.



Пример сочинения 2

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.

Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.

В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.

Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.

Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.

Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.



Пример доклада, конспекта 3

Повесть «Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Она была впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 до 1842. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.

Перерабатывая редакцию 1835 года для издания своих «Сочинений» (1842), Гоголь внёс в окончательный вариант ряд существенных изменений и значительных дополнений. Основное отличие второй редакции от первой сводится к следующему.

Дана более подробная характеристика возникновения казачества, запорожского войска, законов и обычаев Сечи. Сжатый рассказ об осаде Дубна заменён развернутым эпическим изображением сражений и героических подвигов казаков. Во второй редакции полнее даны любовные переживания Андрия и глубже раскрыт трагизм его положения, вызванный изменой.

Переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас «был большой охотник до набегов и бунтов», заменено во второй следующим: «Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в сёла, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма». Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами и речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу.

Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Украина с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским. Непрерывно усиливавшаяся польская шляхта пыталась со своей стороны не только отторгнуть Украину, но и одновременно закабалить Литву.

Огнем и мечом пыталась польская шляхта (мелкопоместное дворянство) покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. В 1588 году был введен так называемый "земельный кадастр", закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми.

Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто был недоволен существующим положением.

Так возникло казачество. "Здесь были те, - пишет Гоголь в "Тарасе Бульбе", - которые дотоле червонец считали богатством". Бедняк, вчерашний раб, становился здесь не только хозяином своей судьбы, но и человеком, несущим на себе ответственность за судьбу всего народа.

И бытовой уклад, и административное устройство, и характер взаимоотношений между людьми - все было необычно и своеобразно в Сечи. Это был вооруженный лагерь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего - охотничьим и рыболовным промыслом. Здесь царила суровая дисциплина, особенно в походе.

Каждое землячество (курень) возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику Коша, или общины, - кошевому атаману. Таково было административное устройство Сечи.

Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки. Военные командирские должности, вплоть до самого гетмана, командовавшего всем войском, были выборные. Вооружение казака состояло из сабли и ружья. Кроме того, запорожское войско имело еще пушки.

На широких степных просторах проявлялись отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. Слава об этих подвигах распространялась далеко за пределами Украины. Присмирели татары, вынужден был умерить свои аппетиты турецкий султан. Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. На своих легких "чайках" запорожцы смело пересекали море и "шарпали" берега Оттоманской империи и дважды подходили к ее столице - Константинополю. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

Стихийно образовавшееся в низовье Днепра казачество создавало все более серьезную угрозу для польских феодалов. Поначалу они относились к Запорожской Сечи более или менее терпимо, рассматривая ее как своеобразную сторожевую заставу от внешних врагов-татар и турок. Но шляхта не питала иллюзий относительно возможных последствий близкого соседства с казачеством. Частые набеги запорожцев на татар и турок стали источником дополнительных беспокойств для Польши, опасавшейся ответных действий со стороны султана и татарского хана. В 1541 году король Сигизмунд I издал грамоту, категорически запрещавшую набеги на "татарские улусы" ввиду угрозы крымского хана начать войну против Речи Посполитой.

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Тарас Федорович (Трясыло), Гуня, Остраница. Последнее имя привлекало к себе особое внимание Гоголя. "Молодой, но сильный духом" Остраница упоминается в "Тарасе Бульбе". И в этой могучей рати, пишет Гоголь, отборнейшим полком предводительствовал Тарас Бульба. Остраница должен был стать героем незаконченного исторического романа Гоголя "Гетьман".

С именем Остраницы был связан замечательный период национально-освободительной борьбы Украины. Несколько мощных ударов, которые нанес Остраница Николаю Потоцкому, явились одним из самых страшных поражений, которое от казаков потерпело "Посполитое рушение" до Хмельнитчины. Опасаясь полного разгрома, шляхта заговорила о мире, который она же сама впоследствии нарушила, предательски убив гетмана Остраницу и его приближенных.

Но борьба продолжалась. Сечь не складывала оружия. Она оставалась, по четкому слову Гоголя, "своевольной Республикой", откуда разливалась "воля и казачество на всю Украину".






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 807
© 18.11.2021г. Сочинения для школьников
Свидетельство о публикации: izba-2021-3197249

Метки: 6 класс,
Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  















1