Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Интервью с Валентином Курбатовым (Специально для альманаха «Гражданинъ»)


­­­­
­Валентин Яковлевич Курбатов — советский и российский литературный критик, литературовед, прозаик, член жюри литературной премии «Ясная Поляна», член Союза писателей России. Член Общественной палаты России (2010—2014). Член Президентского Совета по культуре, лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Беседовала
редактор альманаха Наталья Сергеева.

Н.С.
– Уважаемый Валентин Яковлевич, с самого начала хочу поблагодарить Вас за согласие на это интервью и уделенное мне время. Литературный альманах «Гражданинъ» считает за честь опубликовать Ваше интервью на своих страницах. Мой первый вопрос касается общего состояния современной российской культуры. Что произошло с нашей культурой и, в частности, с искусством? Почему их уровень так низко опустился в сравнении с советским периодом, где культура и искусство всегда были на первых ролях для всего мира?
В.К.
– Я всё валю на батюшку-компьютер и матушку-«цифру». Это они расхитили культуру. До них она была вся «на виду»: загляните в «Новый мир» и «Октябрь», откройте «Литературку» и «Культуру», пролистните «Советский художник» и «Музыку и жизнь», и вы в середине живого организма культуры. Тиражи-то помните? Миллионы и сотни тысяч. А сегодня их разве на поселок хватит, а то и вообще только на село: две тысячи уже благо.
Читателям по стране и не окликнуть друг друга – каждый видит свой тесный уголок. Нам уже не почувствовать прежнего единства. И журналы-то ведь и сами «сдались» – всяк завёлся своим интернет-вариантом, иногда смущая авторов: увидит тот себя в окошке смартфона, кинется
в киоск, а в бумажном-то варианте его и нет. Вздохнёт и отвернётся. Вроде бы радуйся – интернет-то тираж повыше будет. А вот не знаю, как молодые авторы, а наш брат знает, что если на бумаге нет, то, считай, что и вообще нет. Вроде и «архив номеров» есть, и можно себя и через год найти, но хоть сто ссылок товарищам пошли и хоть самую горькую правду в лицо скажи, а её нет как нет. Для разрушения интернет готов от рождения, а чтобы собрать русское сердце, ему еще долго не хватит сил – попкорн он пока, воздушная кукуруза.
И это я говорю в интернет-издании. Не надо страшиться противоречий. Бесстрашие перед противоречиями – условие здорового развития. Не притворяться нашедшим – искать!
По-настоящему мы только выходим на диалог с «цифрой» и, если окажемся неуступчивы, рано или поздно вочеловечим и это не ведающее законов сердца пространство. А что «уровень опустился», я воздержусь соглашаться. Я и поэтов знаю сегодня, не страшащихся выходить на Михайловскую поляну или сметь выступать в блоковском Шахматове, и живописцев знаю, которые не опустят кисти и взгляда перед мировой традицией. И в прозе вон только на Премию «Ясная поляна», где я членствую в жюри, в этом году поторопились представиться больше ста человек, а это ведь всё равно, что стать перед стариком и посмотреть ему в глаза, пока он, хмурясь, читает твой текст. И, поверьте, хорошие книги есть – честные, жесткие, печальные, хорошо слышащие время.
Да вот беда – больно много. И не оттого, что «шибко грамотны», а оттого, что реальность рассыпалась. Одно больше зеркало ей не подставишь – всякий герой хочет отразиться сам, не мешаясь с толпой, со своими личными правами, чтобы его не путали с соседом.
Н.С.
– Современная российская литература уже несколько десятилетий разделена на два непримиримых лагеря: консервативно-патриотический, стоящий на наших исторических традициях, и западно-либеральный, утверждающий ультрановые «демократические» ценности.
В связи с этим хотелось узнать Ваше мнение: какие именно непреодолимые противоречия существуют между ними и почему невозможно хоть какое-то примирение между этими лагерями (или это всё-таки возможно)?
В.К.
– А потому и не согласить, и не примирить, что «консерваторы» помнят землю и культуру, которые в небесном смысле, в греческом «оригинале» не зря связаны с почвой, с её хранением и возделыванием. А либеральная ветвь ищет своей первоначальности в «свободе» от всяких
обязательств перед памятью, домом и родом.
У нас вон и Президентский Совет зовется Советом «по культуре и искусству», как будто искусство не принадлежит к культуре, а стоит особняком. Вот сейчас они наглядно и разошлись: своевольное искусство, которое в корне ведь не только искусность, но и искушение, и обременительная ответственность культуры с непременным «культом» в корне культуры (культом, как религией), с небесной памятью и долгим родством, без которых от культуры остается одно хорошо слышное, но не питательное «ура».
Как вон в первом номере «Гражданина» Достоевский о либералах-то: не «не русские либералы», а «нерусские либералы». И он-то еще таких господ видел мало, а мы уж вот навидались во всех видах. И уж знаем, что честного диалога тут не будет – они непременно передернут.
Н.С.
– Сегодня расплодилось множество разнообразных союзов писателей, подавляющее большинство из которых – это кукольные, мелкие,
мало кому известные организации. Почему это произошло? Хорошо это для нашей страны или нет? И есть ли реальная возможность объединить
всех писателей в один профессиональный союз, как это было в СССР и как это сейчас мы видим по Союзу кинематографистов РФ, а там ведь собраны профессионалы самых разных политических взглядов?
В.К.
– Оттого и «кукольные» союзы, что теперь уж ни единого Литфонда, ни Домов творчества, которые были роддомами для многих высоких со-
чинений не только молодых литераторов, а и стариков, прививающихся в таких Домах к воскрешающей молодости. А уж как начали делиться,
так не остановиться. Между тем мы со времен апостола Павла помним, что как стали говорить «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», так уже не жди ни единомыслия, ни мудрости, ни силы. Какая уж тут русская культура, восхищающая мир от Толстого и Достоевского до Распутина и Трифонова, переведенных на все языки.
И мало утешения в том, что и мировая культура пошла делиться, умножая цветные стеклышки постомодернистского калейдоскопа, пленительные для взгляда, но не строительные для души. И тоже, как «консерваторов» с «либералами» уже не объединишь, пока не вспомнишь о культуре, как почве. Для Родины это прямая беда, да ей вон тоже пока вроде не до культуры – госпожа политика заела.
Н.С.
– Уже признано фактом нашего времени, что люди в России стали мало читать и вообще интересоваться литературой. С другой стороны, появилось слишком много пишущих людей, которых нельзя назвать поэтами, писателями, драматургами. Появилось понятие «мусорная литература». Это касается не только множества дилетантов и графоманов, мутный поток которых заполнил интернет-ресурсы, но и многие издательства, выпускающие в свет низкопробные и бессодержательные литературные поделки с отвратительным качеством редактирования и оформления.
Люди пишут и выкладывают свои литературные работы в интернете, на массовых литературных сайтах, пребывая в иллюзии, что их любительские опусы что-то значат. Происходит очевидная девальвация настоящей художественной литературы. Неужели мы присутствуем при закате литературы как вида искусства? И возможно ли что-то изменить в этом, похоже, необратимом процессе?

Читать полностью по ссылке...

https://gr.litpoeton.ru/интервью-с-валентином-курб...







Рейтинг работы: 37
Количество отзывов: 2
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 49
Добавили в избранное: 1
© 25.10.2021г. Лев Вьюжин
Свидетельство о публикации: izba-2021-3181782

Рубрика произведения: Разное -> Интервью


Лев       25.10.2021   21:02:10

Спасибо, Лев, за отклик!
Лев Фадеев       25.10.2021   20:59:40
Отзыв:   положительный
Полезное интервью.
На мой взгляд литературу подорвала приватизация. Толстые журналы стали ТОО. Потом они стали делиться и в итоге поделились до такой мелкоты, которую просто стало не видно. Спасибо. Л

Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1