Т е у р г и я
и
( Диалектика боготворчества)
______________________________________________________
Одной из
важнейших основ религиозного
сознания человека
безусловно, является понятие
чуда.
В той или
иной интер-
претации оно
присуще всем религиям
без исключения. Если
эту тему
проследить в философии,
то и в ней
отношение к
понятию чуда,
привязаны к его религиозным
определениям.
Отсюда вполне
уверенно можно
констатировать, что универ-
сального определения
такого понятия
не существует. Однако
это не исключает
возможность проведения объективно-диалек-
тического
анализа на подобную тему,
который может
дать
определённые выводы.
Но по необходимости
развития сужде-
ний, без
обращения к уже существующим
позициям, анализ
будет не
обоснован. Поэтому в статье
все рассуждения при-
вязаны
к христианской
религиозной
мысли, которая
более
чем какая-либо другая, основывается
на философии
теизма.
Здесь мы
имеем следующее.
Первопричина Вселенной есть
Существо, обладающее качест-
вами
всемогущества,
премудрости и
благости, в силу
кото-
рой Оно
проявляет заботу о
мире Им созданном.
Способ
проявления такой
заботы и являет
собой чудо. Отсюда,
чу-
деса становятся
не только возможными,
но даже необходи-
мыми.
Таким
образом, согласно христианскому
пониманию, чудом
является
сверхъестественное событие,
явление или действие
не поддающееся
рациональному объяснению, выходящее
за
грань законов природы.
Дальнейшая конкретика
отношения
к чуду выстраивается
уже более
подробными составляющи-
ми такими,
как виды чудес. В
этом смысле признаются
ис-
тинные
чудеса
и
ложные. Что
касается ложных чудес: счи-
тается, что
они проявляются силами
природы или силами
бесов (дьяволом),
но кроме воскресения. Соответственно в
противовес этому, чудеса истинные происходят только
по
проявлению
божественной силы Святого
Духа. Однако и
в том
и в другом
случае, как утверждается,
происходит что-либо
необычное с
изменением действий и
поступков людей,
а также
нарушением физических законов.
Хотя отличить ис-
тинное
чудо от
ложного весьма затруднительно. Если
бесы
могут творить
нечто положительное,
то ошибиться довольно
легко.
Правда есть
и ещё один вид чудес,
о которых цер-
ковь и
прихожане стараются особо
не рассуждать. Это
наду-
манные события и сфальсифицированные «чудеса»,
которых
несравнимо больше,
чем действительно аномальных
проявле
ний. Конечно
в реальной жизни
верующих людей, возникает
много
вопросов
и ситуаций по этой
теме, но задача
постав-
ленная здесь
другого плана
и она состоит
в том, чтобы
по-
нять сущностное
значение этих явлений.
_________________________________________
По всей видимости,
начать нужно с главного
критического
аргумента,
смысл которого будет влиять,
на все последую-
щие суждения.
Состоит он в том,
что христианство изначаль-
но декларируя
абсолютность Творца в тоже
время
изо всех
сил старается
эту абсолютность обуздать.
Делается это не
умышленно, но сознательно
так, как макси-
мальное
приближение абсолютных возможностей
Творца к
человеческим нуждам и
проблемам создаёт необходимую
ос-
нову для развития
религиозного мировоззрения
и особенно
в его конфессиональном
значении.
И конечно в вопросах
понятия
и восприятия
чуда, проявляется наиболее ярко
и последовательно.
Надо сказать,
что церковь к утверждению
чудес относилась
всегда
предубеждённо и
с целью своей
выгоды, чем обесце-
нивала и упрощала
его понимание.
Взять хотя бы
12-томов
Четь-Миней, Дмитрия
Ростовского житий святых, в
правосла-
вии, где
чудеса льются как
из рога изобилия.
Правда, чаще
всего окрашенных
извращённо смертельным и
садистским
натурализмом, по
отношению к мученикам.
Что касается
западной католической церкви,
то главными пи-
сателями
этого рода в
патриотический период были
Руфин
Аквилейский, Иоанн
Кассиан, Григорий Двоеслов
и Григори
Турский.
С 9-века
в житийской литературе католиков
появилась новая
черта
– тенденциозное направление украшающее
рассказ о
святом
также не менее жуткими
и
кровавыми фантазиями
авторов.
Конечно
всё это художественное писательство
при-
том
с
конкретными речевыми диалогами
и картинами
дей-
ствия, никогда не
подтверждалось никакими историческими
документами, и уже по
это причине не может не
вызывать
недоверия, а не
редко и отторжения к
чуду. Что бывает
и
среди
верующих людей. Поэтому
итоговый результат мало
оправдывает предпринятые
усилия, уже не говоря
о том, что
никак не объясняет
истинного значения чуда и его
сущности.
Что касается
разрешения подобных вопросов в наше
время,
то существующая
при РПЦ комиссия
по описанию сведений
о чудесных явлениях,
также не
раскрывает главного в этой
проблематике. Фиксируя
факты и наблюдения, она не облада-
ет
необходимой научной
базой и возможностью
всесторон-
ней проверки
аномальных явлений. Не
исключено и то, что
деятельность такой комиссии
конъектурна и находится
под
влиянием давления церкви.
Что соответственно не может
дать
объективной
расшифровки этих вопросов.
В этом
плане возникает неудобная ситуация
в религиозной
этике
отношения
к конкретному событию,
когда в нём на-
чинают
копаться авторитетные члены церковной комиссии
для
утверждения чуда. Иными словами утверждать
силу
Святого Духа. Как-то не
честно это, ни в отношении
к вере
людей,
ни в отношении
к Самому Богу.
Другое дело, когда с
позиции теологии или
философии в
проблему и
вопросы темы вникают
опосредованно, не каса-
ясь права
на утверждение или
отрицание конкретного собы-
тия.
С другой
стороны можно рассуждать
так, что закрыть
всю
проблему, лишь
одним известным изречением: «Чудо от веры,
а
не вера от чуда». Однако это утверждение раскрывает
только психологическое
состояние
человеческого сознания и
опять же не
сущность явления.