Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Мухтар Назарбаев. Личная безопасность. 12-я глава "Другое". Тема 111-я. Ещё немного истории. Стили боевых искусств. Заключительная.


­
­Личная безопасность.

12-я глава. Другое.

Тема 111-я. Ещё немного истории. Стили боевых искусств. Заключительная.
      Хочу немного рассказать о различных формах и стилях боевых искусств, от известных до редких. Многие из этих искусств имеют замечательную историю и окружены тайнами и традициями, заключая в себе гораздо большее, нежели просто систему ведения боя.

       Айкидо, «путь гармонии духа и энергии», является японским боевым искусством, основанным покойным мастером Морихеем Уешибой в начале 30-х годов ХХ века. Уешиба был глубоко религиозным человеком, с детских лет изучал многие стили дзю-дзюцу, хотя к развитию непосредственно айкидо его вдохновил древний стиль ХIII века дайто-рю. В арсенал этого искусства включены броски, удержания, приёмы, основанные на принципе рычага, и работа с оружием. Сегодня существует два основных стиля айкидо - «Уешиба» и «Томики» (названный по имени его основателя Кендзи Томики, который был также выдающимся мастером дзюдо), причём последний включает в себя элемент соревновательности.

       Арнис де мано, «доспехи руки», является филиппинским искусством боя, в котором используются тридцатидюймовые ратанговые прутья. Оно во многих отношениях схоже с эскримой (см. ниже). В его арсенале удары ногами, руками, заломы и техника бросков.

       Дзодо, «путь палки», современное японское боевое искусство, в котором используется короткий шест, имеющий порядка 125 сантиметров в длину и называемый дзо. Он отличается от длинного шеста, бо, который длиннее его почти в два раза. Предшествовало дзодо, искусство дзо-дзю-цу, было изобретено в XVII веке Мусо Гонносуке, который понял, что использовавшееся ранее бо не годится для противоборства мечу. Как и яйдо, дзодо часто ассоциируется с кендо.

       Дзю-дзюцу, «техника мягкости», - старинное японское боевое искусство, разделённое на множество стилей и состоящее из огромного разнообразия приёмов, включающих захваты, удары, заломы, броски и работу с оружием. Истоки дзю-дзюцу относятся к VII веку новой эры; с тех пор его техника совершенствовалась и комбинировалась с китайскими боевыми стилями и приёмами борьбы, применявшимися крестьянами острова Окинава. Изначально техника дзю-дзюцу разрабатывалась в помощь безоружным воинам, вынужденным противостоять вооружённым врагам. Японское законодательство 70-х годов XIX века запрещало самураям носить мечи, что дало новый толчок для популяризации этого искусства, поскольку обезоруженному самураю пришлось овладевать альтернативными методами ведения боя. Хотя дзю-дзюцу по-прежнему широко распространено в Британии, его популярность значительно уступает другим боевым искусствам, главным образом дзюдо и каратэ.

     Дзюдо, «путь мягкости», произошло от древнего искусства дзю-дзюцу. Основателем его является покойный доктор Дзигоро Кано, изучивший различные стили дзю-дзюцу. Кано был человеком большого ума, превосходно говорил по-английски. Он руководил двумя знаменитыми японскими высшими школами. Кроме того, он стал учредителем Японского олимпийского комитета. Для широкой пропаганды своего нового искусства Кано в 1882 году основал ныне известный во всём мире Кодокан, Токийский центр дзюдо, выполняющий роль своеобразной штаб-квартиры этого искусства. Приёмы дзюдо состоят из бросков, захватов, удушений и удержании, а цель - победить противника либо сильным броском на лопатки, либо удержанием в партере в течение 30 секунд, либо подчинением своей воле за счёт проведения болевого залома или удушения. В дзюдо соблюдён научный подход, поскольку приёмы строятся на законах механики и обычно направлены на суставы противника, такие как тазобедренный, плечевой или щиколотку, так как суставы являются наиболее слабыми частями тела. Потрясающая техника заломов и удушений, применяемых в дзюдо, видна на примерах того, как дзюдока (практикант) может победить соперника за счёт совершенно незначительных физических усилий. Дебют дзюдо произошёл в 1964 году, через 26 лет после смерти Кано, когда на Токийской олимпиаде оно было включено в программу Олимпийских игр. Кано ввёл систему квалификации кю (ученик) и данов (мастер), которые присуждаются практикантам, достигшим определённого уровня в постижении искусства. Теперь эта система применяется как универсальная во всём мире современных боевых искусств. Степень дана обычно символизируется получением «чёрного пояса», тогда как кю подразумевает ношение поясов разных цветов в зависимости от достигнутого уровня. Однако цветные пояса кю являются западным усовершенствованием и в самой Японии не используются.

         Кали - ещё одно филиппинское боевое искусство, схожее с арнис де мано.

       Капоэйра является африканским боевым искусством; в Бразилию оно было завезено рабами из Анголы. Обычно поединки проводятся под музыку. Комбинация боевых приёмов с танцами и акробатическими движениями изначально была необходима, поскольку рабам приходилось скрывать за этим маскарадом свои далеко не безобидные тренировки от надсмотрщиков.

      Каратэ, «искусство пустой руки», является популярным боевым искусством, практикуемым по всему миру и состоящим из многих форм или стилей, развивавшихся главным образом в Японии, в Корее. Впервые каратэ возникло в XVI веке, когда остров Окинава был оккупирован китайцами, запретившими местным жителям иметь какое-либо оружие. Чтобы защищаться от вооружённых захватчиков, крестьяне втайне развивали и совершенствовали способы ведения рукопашного боя, которые впоследствии оказались весьма успешными. Современное каратэ впервые было представлено Фунакоши Гишином в 1922 году, когда он стал демонстрировать своё искусство японской публике, участвуя в различных представлениях и турнирах. Благодаря привлечению к себе огромного внимания Фунакоши смог открыть собственную школу, которую назвал «шотокан». «Шото» было его прозвищем, а «кан» означает «школа». Каратэ школы «шотокан» получило наибольшее распространение на Западе. К другим формам каратэ относятся годзю-рю, вадорю и шукокай. Каратэ практически всё состоит из ударов руками, ногами и блоков, хотя некоторые его стили включают и другие методы.

       Кендо, «путь меча», является японским боевым искусством, в котором используются шинаи (бамбуковые мечи) и догу (доспехи). Догу состоят из решётчатой металлической маски, известной как меи, и твёрдого нагрудника, традиционно изготавливаемого из лакированного бамбука и называемого до. Изначально это искусство было известно, как кендзюцу и с XIII века развивалось в среде японских буши, а позднее - самураев. Однако с изобретением огнестрельного оружия использование мечей на поле боя сошло практически на «нет». О кендзюцу вспомнили в 70-х годах XIX века, когда самураем было запрещено носить мечи. В 1900 г. Сакакибара Кенкучи трансформировал кендзюцу в боевое искусство, известное нам под названием кендо. В то время оно задумывалось как средство физической и духовной тренировки молодёжи. Название кендо было предложено в том же году Абе Тате, который решил, что кендзюцу звучит слишком воинственно.

      Кунг-фу, «человеческое усилие», является термином, которое обычно применяется ко всему многообразию китайских боевых искусств. Оно тесно связано с дзен-философией, а его создание приписывается монахам храма Шаолинь. Кунг-фу состоит из множества различных стилей, причём в некоторых используется оружие. Кунг-фу - гораздо большее, нежели просто боевое искусство. Это сокровенная наука, подразумевающая знание физической культуры, театра, танца, медицины, религии, истории, легенд и традиции, а не только рукопашного боя. Чтобы достигнуть глубокого проникновения в суть кунг-фу, необходимо посвятить всю свою жизнь изучению этого искусства в купе с постижением истории, традиций, жизни и обычаев Китая. Вероятно, самое ощутимое влияние на китайские боевые искусства оказал приезд из Индии на рубеже XV века буддистского проповедника по имени Бодхидхарма. Из Индии его путь лежал в храм Шаолинь, куда его сначала не пускали. Тогда он удалился в пещеру, где провёл в медитации девять лет. Легенда гласит, что для того, чтобы не заснуть, он обрезал себе веки, а от долгой медитации в горе образовалась дыра. Из другой легенды мы узнаем, что после долгих лет медитации у него отвалились ноги, и потому фигурки Бодхидхармы, продаваемые сегодня в Японии, имеют круглое основание без ног. В конце концов, монаха впустили в храм, где он основал секту чаньбуддизма, получившую во время последующего распространения в Японии название «дзен». Говорят, что Бодхидхарма создал систему рукопашного боя, основанную на индийских принципах, хотя это утверждение оспаривается. Как бы то ни было, на основе этой системы впоследствии оказалось построено большинство китайских боевых искусств.

      Кюдо, «путь лука», - древнее японское искусство стрельбы из лука. До появления в Японии огнестрельного оружия из Португалии, что произошло в XVI веке, это искусство, или кю-дзюцу, как оно тогда называлось, использовалось и в бою, и на охоте. С появлением огнестрельного оружия кю-дзюцу утеряло своё значение. Корни кю-дзюцу уходят в V век до новой эры. Изначально луки были вооружением пеших воинов, однако с XII века их стали использовать и всадники. Лук, называемый юми и изготовляемый из ламинированного бамбука, асимметричен и имеет 220 см в длину. Стрелы, называемые йа, также длинные.

      Ниндзюцу - древнее боевое искусство Японии, иногда называемое «искусством невидимости» из-за тех мифов, которыми окружён образ воина ниндзя, обладающего сверхъестественными силами, благодаря которым он может становиться невидимым или выполнять самые причудливые действия, например, ходить по потолку. Древние ниндзя были искушены в различных искусствах, существовавших в то время, а также в совершенстве владели приёмами маскировки и иллюзии. Эти навыки были им необходимы для выполнения заданий, связанных со шпионажем и заказными убийствами, а потому искусство ниндзя держалось в строгом секрете. Услугами ниндзя пользовались так же для поддержания порядка. Их часто просили тайно выяснять подноготную тяжущихся в суде с целью заочного определения, на чьей стороне правда. Знания фармакологии давали ниндзя возможность изготовлять яды, противоядия и сильнодействующие наркотики, которые затем подкладывались в еду и напитки. Сама природа деятельности ниндзя и тот факт, что в случае разоблачения их ждала верная смерть, привели к тому, что сегодня мы почти ничего не знаем об истоках ниндзюцу. Известно лишь то, что появление ниндзя в Японии относится к IX веку и связано с горами вокруг Киото, а к концу XV века они стали особенно знаменитыми. Сама же история ниндзя, как можно было ожидать, основывается главным образом на легендах, традициях, гипотезах и в наименьшей степени на фактах. В «Искусстве войны», выдающемся труде, написанном генералом Сун Цзу около 500 г. до н. э., содержалось описание навыков, которые впоследствии стали приписываться ниндзя. Эту книгу по-прежнему изучают в военных академиях всего мира; ею пользовался Мао Цзэдун, а генерал Шварцкопф читал её во время войны в Ираке. В книге раскрываются все аспекты военной стратегии от шпионской сети до тактики на поле боя. В ней воину даётся совет появляться внезапно, поражать противника и исчезать без следа; позднее это умение стало неотъемлемой частью искусства ниндзя. Поэтому можно сделать вывод, что формально начало ниндзюцу приходится на время публикации этой книги. В 1581 году 4000 ниндзя были убиты или казнены армией, превосходящей их численностью в пропорции один к десяти. Те, кому удалось выжить, передавали своё искусство от отца к сыну. Последнее упоминание о ниндзя относится к 1673 году и приходится на период войн Шимабары, когда перед ними была поставлена задача уничтожения десяти тысяч христиан на острове Кюсю. Приёмы ниндзюцу многообразны и включают в себя удары руками и ногами, заломы, броски и работу с оружием.

      Пакуа, «восемь гексаграмм», вплотную связано с китайским кунг-фу и было создано даосским монахом. Больше о его происхождении почти ничего не известно. Вероятно, появилось оно в XIX веке. Техника пакуа состоит в движении по воображаемому кругу примерно двух с половиной метров в диаметре, после чего следует смена направления в обратную сторону с обманными движениями рук. Удары одной и двумя ладонями также включены в этот стиль, упор в котором делается на увёртки.

      Пенчак-силат, «борьба молний» (часто просто силат), - это стили индонезийских и малазийских боевых искусств, вобравших в себя технику, схожую с каратэ, но дополненную работой с оружием и борьбой в партере. Как и во многих подобных ему боевых искусствах, важной особенностью силата, также превращённого в ритуал, является сила духа. По преданиям, ученики должны были вручать своему учителю, которого в силате называют гуру, цыплёнка. Кровь цыплёнка, орошая землю, символизировала кровь ученика; отрезок белой ткани, которая должна была служить саваном ученику, если того во время занятий постигнет смерть; нож как символ остроты ума и меткости ученика и некоторую сумму денег, достаточную для того, чтобы гуру мог купить себе новую одежду, если старая будет испорчена учеником во время тренировки. Насчитывается несколько сотен различных стилей этого древнего боевого искусства.

      Рюкю кобудзюцу, «искусство оружия», является боевой системой, использующей вооружение Окинавы. История свидетельствует о том, что когда в 1609 году жители были побеждены и обезоружены японцами, они превратили в оружие свои земледельческие орудия и стали готовиться к новым битвам. Вероятно, самыми известными из этих орудий являются тонфа и нунчаку. Изначально тонфа была рукояткой мельничного жернова для толчения риса. Сегодня тонфа, или её модифицированные варианты, включены в вооружение полиции всего мира, и её часто можно видеть в американских фильмах. Тонфа представляет собой тяжёлую деревянную биту, имеющую от 45 до 60 сантиметров в длину, с рукояткой, расположенной под прямым углом к основному стволу на расстоянии трёх четвертей от его конца. В боевых искусствах тонфа часто используется как парное оружие. Нунчаку, изначально применявшаяся как цепь для молотьбы риса или зерна, стала знаменита благодаря многочисленным фильмам о кунг-фу. Оно состоит из двух одинаковых по длине восьмигранных или цилиндрических брусков, имеющих от 26 до 35 см в длину и соединённых между собой верёвкой или цепью. Ею можно пользоваться как дубинкой, когда секция держится в руке, а другая описывает круг в направлении противника, или приспособлением для всевозможных захватов и зажимов. К другим оружиям из арсенала этого искусства относятся саи, напоминающие по форме трезубец; кама - нечто вроде серпа на длинной рукоятке; экку - деревянное весло, применявшееся окинавскими рыбаками против японских самураев; а также тимбе и рочин - щит из панциря черепахи и короткий дротик, обычно использовавшиеся вместе. К другим оружиям, применявшимся в рюкю кобудзюцу, можно отнести текко, или кастет, который, как ни странно, состоял на вооружении японской армии в первой мировой войне, и бо, длинный шест.

       Сават – французская система бокса с использованием ног. Её техника похожа на помесь бокса и каратэ. Впервые её продемонстрировал в 1820 г. Мишель Кассо, открывший в Париже первый спортзал. Сават не относят к боевым искусствам, но в нём цвет перчаток соответствует уровню практиканта.

     Сумо, искусство японского «рестлинга», известно своими огромными борцами, многие из которых весят более 200 кг. Как гласит легенда, сумо зародилось во время поединка двух Ками (духов), сражавшихся за право владения Японией. В сумо отсутствуют весовые категории, и хотя обычно на помосте сталкиваются в буквальном смысле две глыбы, нередко можно видеть, как победителем из схватки выходит борец, который раза в два легче своего противника. Принимая во внимание их вес, сумотори (борцы сумо) удивительно подвижны. В Японии для сумотори есть ограничения в минимальном росте и весе. Первые поединки сумо значительно отличались от тех, которые проводятся сегодня. Они были связаны с религией и устраивались для того, чтобы умилостивить Ками и добиться хорошего урожая. На состязаниях присутствовал сам император. В соответствии с ритуалом синтоизма («синто» - название родовой японской религии) площадка для поединка должна быть чиста и потому оба борца начинают с того, что освящают своеобразный глиняный ринг, расхаживая по нему и разбрасывая соль. Цель сумо - выбросить или вытолкнуть противника за круг; бросить противника на землю или заставить его коснуться земли какой-либо частью тела, кроме стоп.

      Тай чи чуань, «величайший кулак», является самым древним из боевых искусств, впервые появившемся в Китае пять тысяч лет назад. Приёмы и упражнения выполняются в неторопливой, вдумчивой манере и используются скорее для поддержания здоровья, чем для реального поединка. Медицинские исследования показали, что тай чи снимает напряжение, успокаивает нервы и благотворно влияет на самочувствие в целом.

     Тайхо-дзюцу, «техника ареста», является боевым искусством, разработанным японской полицией в 1947 году. Искусство это по своей природе вобрало в себя приёмы самых различных стилей борьбы.

      Танг-су-до, «искусство китайской руки», является корейской боевой системой, схожей с таэквондо и японским каратэ. Главным образом в неё входят удары руками и ногами. Причём, как и таэквондо, оно особенно примечательно благодаря последним.

     Таэквондо, «путь ноги и кулака», часто называется «корейским каратэ» и знаменито очень зрелищной техникой ударов ногами; упор в тренировках делается на методы разбивания предметов, когда ученики учатся ломать кирпичи, черепицы и деревянные бруски ногами и руками. Таэквондо включено в программу обучения солдат корейской армии. Его происхождение относится к VI веку, когда оно называлось таэкье; под этим названием оно существовало ещё спустя десятилетие после освобождения Кореи в 1945 году, после чего было придумано название «таэквондо». Миллионы людей во всём мире увидели таэквондо в 1988 году, когда оно было включено в качестве показательного вида в программу Сеульской олимпиады в Корее.

     Ушу, «искусство войны», было изначально названием, данным сразу множеству китайских боевых стилей. Многие приёмы смотрятся как гимнастические упражнения, что оказывает важное воздействие на физическое и общее самочувствие практиканта. Приёмы ушу широко представлены в Бейджинской опере. На Западе различные стили ушу, которых насчитывается около пятисот, обычно называют кунг-фу, хотя этот термин правильнее употреблять в отношении всех китайских боевых искусств. В 1928 году китайские власти предприняли попытку унификации различных стилей с целью создания единой системы, однако эта идея была воспринята населением в штыки и в конце концов забыта. Приёмы ушу многообразны, причём, кроме техники безоружного боя, в нём используются весьма причудливые виды оружия, к примеру, стальные хлысты и двухконечные дротики.

    Хапкидо, «путь взвешенной силы», является корейским боевым искусством, состоящим из ударов руками, ногами, захватов и техники бросков. Хапкидо было взято на вооружение некоторыми отделениями полиции в США благодаря своей доступности и широкому диапазону применения.

     Хсинг-и-чуань, «форма сознания», является китайским боевым искусством, основанным Йу Феи, китайским генералом, отличившимся в битве с кинскими племенами в период, относящийся к X или XI векам. Эта техника базируется на движениях двенадцати животных: медведя, петуха, дракона, орла, коршуна, ястреба лошади, обезьяны, змеи, ласточки, тигра и черепахи. Движения животных соединены с пятью основными действиями искусства - пересечением, дроблением, бурением, раскалыванием и толчением. Эти движения при специфической работе ног направлены на уход от ударов противника и нанесение ему ответных.

      Шориндзикемпо, «бокс храма Шаолинь», причисляется в Японии вовсе не к боевым искусствам, а к религии. Основан он был Дошином Со перед второй мировой войной и представляет собой комбинацию дзю-дзюцу, каратэ и айкидо. Будучи религией, хотя его методы рукопашного боя устрашающи и признаны в мире боевых искусств, преподаётся он скорее в храмах, чем в тренировочных залах, а одежда учеников больше напоминает белый наряд каратэ, хотя традиционалисты иногда надевают церемониальные монашеские рясы, подчёркивая религиозную основу этого искусства. В отличие от многих боевых искусств, в которых тренировка начинается и заканчивается поклоном, в шириндзикемпо приветствие осуществляется складыванием рук с расставленными пальцами перед лицом. Важной частью этого искусства является также медитация по системе дзен.

       Эскрима является филиппинским боевым искусством, в котором противники сражаются либо безоружными, либо вооружёнными палками. Наряду с родственными системами - арнис де мано и кали - оно хранилось филиппинцами втайне от Запада вплоть до начала XVI века, когда испанцы вторглись на Филиппины и запретили любые формы боевых искусств. Несмотря на этот запрет, филиппинцы продолжали совершенствовать своё мастерство в замаскированном виде на сценических подмостках в пьесах, известных как «моро-моро», которые часто заканчивались пародией на поединок с использованием различных типов холодного оружия. Бытует ошибочное мнение, будто эскрима была завезена на Филиппины самими испанцами.

     Яйдо, «путь вытягивания из ножен», является японским боевым искусством, зарождение которого относится к середине XVI века, когда практиковалась техника боя на мечах, называвшаяся яйдзюцу. Цель его заключается в том, чтобы обнажить меч и поразить противника одним движением, не давая врагу ни малейшего шанса на сопротивление. Приёмы выполняются в положении стоя, сидя, на коленях и лёжа. Яйдо во многом схоже с кендо. Например, в художественном кинофильме «Семь самураев» один из них несколько раз ярко продемонстрировал приёмы Яйдо.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 0
© 12.10.2021г. Мухтар Назарбаев
Свидетельство о публикации: izba-2021-3173317

Рубрика произведения: Проза -> Другое
















1