Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Памяти Кардинала Джулио Мазарини, Первого министра Франции (1602- 1661)


­Более года назад случайно наткнулась в Ютьюбе на видео нашего талантливого и авторитетного историка Наталии Басовской «Кардинал Джулио Мазарини». Впечатление оказалось настолько сильным, что заинтересовалась и изучила не только рекомендованные в этом видео источники, но и другие биографические и исследовательские материалы, а также и посмотрела найденный  в Ютьюбе французский двухсерийный художественный фильм «Королева и Кардинал» ( его легко найти в Ютьюбе под этим же названием на русском языке). Признаюсь, что и ранее «натыкалась» на некие свидетельства, мягко говоря, несоответствий между  привычным полушутовским образом кардинала в произведениях Александра Дюма и реальной фигурой этого крупнейшего, известнейшего и уважаемого  политика европейского масштаба. Изучение  документов и, в особенности, просмотр дискуссий с участием признанных  экспертов в рамках разбора  фильма как первой попытки в мировом кинематографе воздать должное кардиналу,  сформировали во мне устойчивое ощущение несправедливости по отношению к этой выдающейся исторической личности. В действительности кардинал был не толстым,  жадным и низкорослым шутом, а был хорошо сложённым брюнетом, несколько выше среднего роста и весьма приятной наружности. Он был разносторонне одарён, блестяще образован, обладал изысканными манерами и почти магическим  обаянием, а также  поразительно глубоким, гибким и изощрённым умом искушённого дипломата. Он был вполне способен успешно управлять государством и выводить его из тяжелейших кризисных ситуаций. Сказались годы службы  нунцием Папы Римского, у которого он учился дипломатии и пользовался его искренним расположением. 

Очень хорошо, что правда в этом мире обладает чудесным свойством: кто бы и сколько бы ни пытался её замалчивать, она рано или поздно всегда выходит наружу. Так случилось и с нашим кардиналом, который был уже третьим итальянцем после Екатерины и Марии Медичи у руля Франции, и у французов накопилось стойкое недовольство и даже ненависть к чужеземцам у власти в своей стране. Каким бы одаренным правитель ни был, и что бы он ни делал для страны.  И более трёх с половиной столетий о кардинале молчали...

Это стихотворение - пусть и совсем малюсенький, но, всё же, надеюсь, вклад в реабилитацию кардинала, который отнюдь не был «бледной тенью Ришелье», а, напротив, превосходил его по масштабу своего жизненного подвига - не документальному, а реальному и прочному установлению Абсолютной монархии во Франции, а затем, в силу заразительности этого блестящего примера, по принципу цепной реакции,  и в Европе в целом. Он открыл средневековой Европе новый, прогрессивный по тем временам,  путь - переход к Абсолютизму. Но он был, увы, не французом...

Думаю, кардинал вполне заслуживает того, чтобы правда о нем постепенно становилась  достоянием широкой мировой общественности. Стихотворение основано на оригинальных  исторических материалах, а также навеяно атмосферой весьма талантливого фильма, «оживляющего» события тех дней....

Памяти Кардинала Джулио Мазарини, Первого Министра Франции (1602-1661)

Служил он королевству беззаветно,
в обиду не давая никому.
И поражались все, кто видел это,
его талантам и его уму.

Стратег, политик, он с большим искусством
любой провал в успех переплавлял.
А то, что изначально было пусто,
значением и смыслом наполнял.

Завидный дипломат, в вопросах спорных
он неизменно достигал побед
и, не щадя себя в трудах упорных,
вернее всех хранил страну от бед.

Он преумножил  собственность короны.
Наследника, как сына своего, 
сам воспитал и подготовил к трону.
Науке править обучил его.

Познав и пламя войн, и смуты муку,
разрухи одолев девятый вал,
он поднимал культуру и науку,
торговлю и ремёсла развивал,

доход казны в короткий срок утроил - 
и крупных перемен пришёл черёд.
Храм новой жизни он ваял и строил,
и неустанно двигался вперёд.

Он выстроил мощнейшую державу!
Пред ней все в изумленьи пали ниц
и добровольно отдали ей право
на лидерство в Европе без границ.

И, наконец, страну мечты в расцвете
вручил он молодому королю
с запасом процветанья -  на столетье.
Свои ж заслуги скромно свёл к нулю.

И на восходе Золотого Века
почил. Остыла пламенная грудь.
И все забыли имя человека,
открывшего Европе новый  путь.

Страна влачила дни свои уныло.
и он пришёл, чтоб жизнь в неё вдохнуть.
Но подвига она не оценила - 
он чужеземцем был, и в этом суть. 

Прошли века, пока прозрели люди,
и стало ясно видно, что к чему.
Заговорили о французском чуде,
которым мир обязан был ему.

Упадок превратить в пример прогресса
лишь Гению под силу одному.
И вверх взметнулось пламя интереса
к его незаурядному уму.

И видно всем в лучах оживших истин 
каким Колоссом тех времён он был.
Сияет свет и нежности лучистой
к Единственной, которую любил...







Рейтинг работы: 157
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 39
© 11.10.2021г. Анна
Свидетельство о публикации: izba-2021-3173074

Рубрика произведения: Поэзия -> Исторические стихи


Анатолий Болгов       13.10.2021   01:36:36
Отзыв:   положительный
Спасибо, Анна-Надежда, за эссе.
Интереснейшая тема забвения.
Сразу вспомнил судьбу творчества Вивальди и ... Пушкина.
Не сразу Александр Сергеевич стал всенародно любимым. Только после появления такого издателя, как Сытин, но это произошло в 70-ых годах 19-го века, а Пушкина не стало в 1837 году.
Рад вашей работе и с удовольствием ставлю её в редакторский анонс.
Анна       13.10.2021   11:55:15

Дорогой Анатолий!
Как же я рада Вас слышать!
И это не формула вежливости, а искренняя радость. Спасибо! Я очень долго и тяжело болела и теперь едва- едва, по миллиметру, выкарабкиваюсь из объятий смерти. Не шучу- правда.Разместила на сайте это стихотворение лишь по той причине, что указала в аннотации- в исключительном порядке...ну не могла остаться равнодушной к такой вопиющей несправедливости... но сил пока нет работать со своей страницей. Да и сказать людям, по сути, уже нечего. Но Вы должны работать и блистать дальше- Ваш талант должен вдохновлять и авторов, и гостей сайта. Желаю Вам самого доброго изо всего того, что только может предложить жизнь такому Поэту, как Вы!














1