Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Глава 7. Россия в системе международных отношений


­Глава 7.
Россия в системе
международных отношений

…Нет, не будет душа безучастна -Справедливости светят огни...За любовь, за великое братствоОтдавали мы жизни свои…

Из марша «Прощание Славянки»

Межкультурные отношения на языческой Руси

Основные принципы русской государственности и её отношения с иными государствами сформировались после принятия Христианства в 988 году. В дохристианской культуре Руси господствовало язычество. Характеризуя связи славян с другими народами, уместно вспомнить кочевников на востоке, византийцев на юге, варягов на севере и западе. Значительную роль в налаживании международных связей славян играл путь «из варяг в греки». Вероятно, что связи славян были гораздо более обширными, нежели принято считать. Весьма распространённое мнение о том, что в дохристианский период Русь жила изолированно от иных народов, верно лишь отчасти. Отношения между славянами и другими народами имели место, что нашло своё проявление в языке славян. Так, имя древнерусского бога Сварога происходит от индийского слова «сварга», которое состоит из двух элементов: «свар» – «небо», «свет» и окончание – «га», означающего «хождение». Следовательно, сварга означает хождение по небу, или пребывание на небе. В санскритском языке слово свар происходит от глагола сурсветить, откуда происходит слово сурабог.
Было бы неверно утверждать, что славяне в догосударственный период всегда доброжелательно относились к христианству. Например, в 621 г. они в союзе с аварами осадили Константинополь с требованием отказаться от христианской веры. Однако, в целом, нападения славян на Византию носили грабительский характер. Территория в условиях отсутствия государственного сознания не рассматривалась славянами в качестве ценности, и, конечно, у русичей ещё не существовало принципа территориальной целостности государства. Наиболее известные походы славян на Византию, с которой были заключены договоры, были совершены под предводительством киевского князя Игоря и князя Олега. Князь Святослав известен борьбой с Византией (964–971 гг.), своей ролью в укреплении Киевского государства.
Также широко известны каспийские походы русов против Хазарского каганата. Вопрос, касающийся отношений Руси с Каганатом, по сей день решается неоднозначно. Традиционно считается, что в этих международных отношениях определённую роль играла Византия, которая использовала славянских наёмников в военных походах против Каганата. Ради справедливости следует отметить то, что Каганат также совершал походы против славян, которые некоторое время вынуждены были платить хазарам дань. Так, князь Игорь должен был устраивать полюдье и брать большую дань с подчинённых ему племён, чтобы выплатить дань хазарам. В 945 году хазары потребовали особенно большую дань, что заставило Игоря пойти на полюдье второй раз. Придя в землю древлян для взимания дани вторично, Игорь спровоцировал против себя недовольство, после чего был убит (есть версия, что древляне убили князя Игоря по наущению хазар). Со временем Русь окрепла и сама нанесла удар по Хазарскому каганату. Следует подчеркнуть, в то время на Руси не было единой внешнеполитической позиции. Хазарский каганат был ослаблен войнами с Арабским халифатом, потому не мог эффективно противостоять русам, которые вторгались на его территорию и подчас уничтожали мирное население Хазарии. Информация о зверствах, военных преступлениях русов зафиксирована в арабских источниках. Так, Аль Масуди пишет: «И русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников [для нападений] и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов». Несмотря на то, что некоторые историки находят в такого рода походах элементы, содействующие государственному расширению Руси, фактически эти походы носили характер грабительский. Действительно, русы на занятых территориях не оставались на долгое время и, уходя, оставляли после себя разорённые, опустошённые поселения.


Принятие Христианства на Руси и его значение в
формировании концепции международных отношений

Впервые крещение на Руси прошло в Киеве в 867 году (эта дата условная) по инициативе древнерусских князей Аскольда и Дира, которые были свидетелями чуда во время похода на Константинополь. Однако первое крещение не получило широкой известности, и после захвата Киева Олегом (в 882 г.) язычество среди славян усилилось. Вместе с тем у славян существовали представления о некой единой силе, законе, согласно которому живут все существа, включая людей и богов, – закон Роты. Это могло послужить существенной предпосылкой к принятию монотеистической религии.
В 988 г. в Киеве, при князе Владимире, произошло крещение, принципиально изменившее всю духовную и материальную жизнь русских людей. Инициировала крещение на Руси государственная власть. Безусловно, в ментальности народа существовали предпосылки к принятию Христианства, но важен факт того, что Христианство на Руси было установлено государственной властью. Именно в лоне христианской религии формировались такие черты русской культуры, как гуманизм, этикоцентризм. Примечательным является то, что князь Владимир принял христианство на основе рассудительности и беспристрастности. Если киевские князья Аскольд и Дир крестились, находясь под впечатлением от увиденного чуда, то Владимир чуда не видел, но принял христианскую веру, что подчёркивается в молитве князю Владимиру. В Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете подчёркивается значимость веры, основанной не на чуде, а на разумном, благочестивом отношении к миру и к духовным ценностям.
После принятия Христианства многие родовые, древние обычаи (например, восхождение жены на погребальный костёр мужа) стали изживаться. Разумеется, со многими языческими обычаями было справиться сложно. Так, на территории Шабалинского городища (Кировская область) были найдены следы человеческих жертвоприношений. Это поселение существовало в XIII по XVII века, а стало быть, можно однозначно сказать, что эти языческие обряды проходили уже после того, как на Руси приняли Христианство (примерно в XIII-XIV веках). В принципе Шабалинское городище в тот период было дальней окраиной русских земель, часто неподконтрольной территорией для православных князей, а потому христианские традиции там долгое время соседствовали с явно языческими обрядами. Впрочем, такие города, свидетельствовавшие о жестоком идолопоклонстве их жителей, уже знавшим о христианстве, давно не существуют; подобно разрушенным огненным дождём и землетрясением ветхозаветным городам Содоме и Гоморре, погрязшим в грехах, так и они исчезли. Вместе с тем надо признать то, что у языческих славян человеческие жертвоприношения практиковались редко и лишь в некоторых племенах, но последователи язычества – религии, основанной на поклонении многим богам, – сохраняя агрессию к общемировым ценностям и их неприятие, не могли быть опорой для объединения русских земель в единое государство.
Принятие Христианства на Руси стало органичной частью её международных отношений. Прежде чем определить сущность религиозной реформы, князь Владимир направил людей для наблюдения за богослужениями в мусульманской мечети, в западном христианском храме и в восточном христианском храме. (Здесь следует помнить, что формально раскол христиан на православных и католиков произошёл в 1054 году, однако между западной и восточной христианскими церквами уже обозначились отличия в обрядовой практике, в толковании отдельных аспектов христианского вероучения). Возвратившись к князю Владимиру, посланцы сказали следующее: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса: сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». На основе такого заключения Русь приняла христианство по восточному обычаю, то есть от Константинополя, или Царьграда.
В большинстве городов Древней Руси Христианство быстро стало доминирующей религией, но в таких городах, как Великий Новгород, Чернигов, люди агрессивно отнеслись к религиозной реформе князя Владимира, видя в ней стремление Киева подчинить себе древнерусские города. Здесь свою роль играли и политические амбиции новгородских князей, которые оспаривали центральную власть киевских князей. Вследствие таких амбиций и стремлений некоторых князей к самоличной власти, народ под предлогом защиты веры предков был настроен к Христианству враждебно. Чтобы утвердить христианство в Великом Новгороде и Чернигове, а заодно пресечь сепаратизм местных князей, князь Владимир вынужден был прибегнуть к военной силе дружинников, и в этих городах Христианство утвердилось при помощи мечей.
С принятием Христианства отношение к человеку стало определяться установкой, согласно которой он есть высшее творение Божье, «храм Божий» (Евангелие, 1-е послание Коринфянам, 3 : 17). В христианской Руси свидетельством о восприятии человека как существенной ценности может служить весьма редкое применение смертной казни, которая стала распространяться среди русских людей только с приходом монголо-татар (1237–1480 гг.) и впервые правовую санкцию получила в Судебнике 1497 года. В принципе ещё в Русской правде (XIвек) Ярослава Мудрого в редких случаях допускалась смертная казнь, но на практике её почти никогда не применяли и ограничивали наказание уплатой штрафа в пользу князя. Для нас же важно то, что в конце Х века на Руси произошла трансформация понимания преступления, как явления общественной и индивидуальной жизни. Если в языческой среде убийство или воровство рассматривалось в качестве злодеяния против другого человека как отдельного субъекта, то Христианство заставило взглянуть на преступление как на акт, направленный не только против своего ближнего, но и против души самого злоумышленника. С момента принятия Христианства человек за свои преступные деяния стал наказываться правосудием во имя Божие. Если обратиться к «Поучению…» Владимира Мономаха, то в нём заметим такую установку: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его…». В данном случае мы видим принципиально иной подход к жизни любого индивида. Согласно христианству, каждая жизнь дорога, поскольку в ней человек обретает духовное спасение, и всякий миг бытия обладает существенной ценностью, ибо во всякое мгновение, даже если это и произошло перед самой кончиной человека, тот может чистосердечно раскаяться и обратиться к Богу. Убийство же лишает человека возможности покаяться и духовно исцелиться.
После принятия Христианства в сознании славян война, как явление государственной жизни, приобрела иной смысл. В языческой Руси войны носили часто грабительский характер, но после принятия Христианства князь без нравственного обоснования цели войны не должен был её начинать. В 1043 году был зафиксирован поход русов против Византии, однако этот поход проводился без участия Ярослава Мудрого, и, судя по всему, князь не мог его пресечь из-за того, что большая часть воинов ему не подчинилась. Этот поход закончился разгромом русов. Конечно, междоусобицы князей не имели никакого морального обоснования, однако факт состоит в том, что с 988 года Русь в целом не устраивала грабительских походов против соседей, в частности Византии, а войны на юго-восточных и западных рубежах в основном преследовали решение задач по защите справедливости. Собственно говоря, после принятия Христианства все войны, которые вела Россия, были обоснованы необходимостью защиты Правды, чести и достоинства своих народов и духовно братских народов.
По сравнению с законодательством западноевропейских стран, правовые нормы России отличались относительной мягкостью. Даже такой монарх, как Иван Грозный, в странах Западной Европы не мог бы именоваться «грозным». За время правления Иоанна IV было казнено около четырёх тысяч человек, многие из которых были действительно государственными преступниками. При правлении его современника, английского короля Генриха VIII – основателя англиканской церкви – только лишь по одному закону о бродяжничестве было казнено свыше 70 000 человек. К этим казнённым бедным людям следует добавить тысячи людей, сожженных и обезглавленных из-за религиозного фанатизма, несовместимого с духом христианского вероучения. Впрочем, с тех пор английский король является главой англиканской церкви, и в Англии испытывают гордость при упоминании имени короля Генриха VIII и его времени правления. Другой пример: если в Европе юродивых, бродяг и нищих, как правило, подвергали жестоким преследованиям, то в России к ним относились с добротой и участием. Когда Пётр I повелел солдатам нещадно преследовать нищих, бродяг, как это было в Западной Европе, то солдаты, внешне не противясь приказу царя, это повеление фактически не выполнили или же ограничились формальными мерами. В отношении к больным, нищим людям раскрывалось доброе сердце русских людей. Так же, как Иисус Христос явил величие Бога чрез исцеление слепого человека (Евангелие от Иоанна, 9 : 1-4), так и русский человек служил Богу и свидетельствовал о православной вере через милосердное отношение к страждущему.
Примечательным является то, что русский народ своим образом жизни показал возможность богоугодной жизни нации в условиях несовершенного мира. Для русского человека самым важным было угодить Богу, а не человеку – будь то царь или человек простого сословия. Служение же Богу предполагает высоконравственное отношение к другим людям, в том числе и к царю, и к барину, и к крестьянину – все они пред Богом равны. Многие иностранцы называли русских богоносным народом (не путать с идеей богоизбранности, что имеет место в иудаизме). Идея богоносности русского народа имела вполне веские основания. Архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, бывший в России с 1654 по 1656 гг., описывал русских людей как святых. Он так и писал: «Без сомнения, эти русские – все святые, ибо превосходят своим благочестием даже пустынных отшельников. Богу угодно было сделать этот народ Своим – и он стал Божиим – и все его действия от Духа, а не от плоти…».[1]
Православная культура русского народа сыграла ключевую роль в формировании многонациональности России. На пространстве русской культуры имел место быть ярко выраженный диффузионизм (от лат. diffusioразливание, просачивание), выражаемый в распространении традиций русской культуры на обширных территориях. Спецификой такого распространения стало то, что русская культура подчинила себя нормам Православного Христианства, а потому её репрезентантом стали не узконациональные стереотипы, не этнические ценности, а категории наднациональной религии. Именно в таких условиях стал возможен межкультурный диалог.
До начала Первой мировой войны большинство русских людей не имели представления об убийстве. Примечательно, в случае надобности убить ту или иную домашнюю скотину обычно звали человека из соседней деревни, поскольку трудно было хозяину совершить убийство выкормленного им животного. В повести курского писателя Евгения Ивановича Носова «Усвятские шлемоносцы» неспособность русского человека к убийству отражена в 8-й главе: люди, призванные на войну, были не в состоянии понять: как это – человека убить. Когда участник Первой мировой войны рассказал, как он впервые убил, то слушающие содрогнулись от представленного. Ветеран отметил, что после того, как застрелил немецкого солдата, три дня не мог есть, старался от людей подальше держаться, искал наиболее тяжёлой работы. Один из героев рассказа, послушав о войне, говорит: «По мне не умирать – убивать страшно»[2].Таким образом, Христианство придало русской культуре принципы человеколюбия и соборной ответственности за духовное спасение своих ближних.


Москва – третий Рим

Для понимания русской культуры необходимо учесть то, что Россия с 1721 г. являлась империей, то есть государством, объединившим в себе множество наций. Стало быть, проблема имперского сознания была (да и является) для России актуальной. Существенную роль в развитии имперского сознания сыграла идея мессианства русского народа, опиравшаяся на концепцию, предложенную в начале XVI века дьяком Филофеем: «Москва – третий Рим» (при этом Московское государство неофициально называлось вторым Израилем). Суть этой концепции Филофей выразил в письмах Великому князю и Царю Василию III.[3] Основная идея этой концепции состоит в постулировании духовной ответственности православных людей за всё человечество. Здесь не шла речь о том, что русские люди кого-то силой приведут к православию, как раз наоборот – предполагалось, что примером своего благочестия и любви к Богу русский народ образует такую духовную среду, в которой будет высокой вероятность духовного спасения всех остальных народов, причём не обязательно православных. Так же как Господь может помиловать город, если в нём наберётся десять праведников, так и всё человечество Бог помилует, если в нём будет хотя бы один народ, любящий Бога. Через человека, как единственного разумного существа на земле, мир либо молится, либо богохульствует; так и через православный народ человечество идёт либо к спасению, либо к погибели. В этом отношении уместно вспомнить слова В.С. Соловьёва, который уже в конце XIX века справедливо писал: «Спасающийся спасётся. Вот тайна прогресса – другой нет и не будет»[4].
Собственно говоря, такого рода идея во многом послужила предпосылкой к формированию имперского сознания в России. Важно учесть, что утверждению концепции Филофея способствовало то, что в 1448 году митрополит Руси Иона был избран русскими епископами, а не назначен константинопольским патриархом. В принципе в это время было понятным то, что государство Ромеев стало зависимым от католических стран и скоро рухнет под ударами Османской империи, а потому опираться на мнение константинопольского патриархата не имело смысла. Основанием для складывания империи в России стало православие, поскольку слово русский определялось не столько национальной принадлежностью и используемым языком, сколько православным вероисповеданием. Именно православие, обращённое ко всему человечеству, независимое от национальных и расовых отличий людей, дало основу для формирования и развития российского многонационального государства. Более того, твёрдое следование христианским нормам позволило православным людям строить свои отношения с представителями иных конфессий на основе взаимного уважения, что подтверждает то, что с культурой может сосуществовать только культура.
Развитые межгосударственные отношения стимулировали чувство духовной ответственности русских людей за иные народы, тем паче за те, которые оказались под властью исламского знамени. Так, Григорий Катошихин[5] в трактате «О Московском государстве XVII века» в главе «О титлах…» даёт подробное описание правил оформления документов, подаваемых в различные страны. В этом описании показан гибкий дипломатический подход по отношению к народам, как силу имеющим, так и подчинённым, зависимым от сильных соседних стран, прежде всего исламских. Так, зависимым от мусульманских государств правителям направлялись документы, оформленные таким образом, дабы подчеркнуть уважение к своим единоверцам, но при этом не прогневить против них мусульманских правителей.[6]
Вхождение народов в состав России проходило по-разному. Например, Грузия по собственной инициативе вошла в состав России в соответствии с Георгиевским договором в 1782 году, причём, согласно указу последнего грузинского царя, Грузия переходила в состав России на вечные времена. Как справедливо писал М.Ю. Лермонтов в «Мцыри»:

…Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И Божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков...[7]

Однако надо признать то, что часть Кавказа была присоединена силой, что в конечном счёте являлось объективной необходимостью. Некоторые народы, оказавшись внутри России, не признавали государственности вообще и производили разбойничьи набеги с целью грабежа и похищения людей. Чтобы пресечь такую преступную деятельность, правительство России было вынуждено держать на Кавказе большие военные соединения и силой противодействовать преступным нападениям разбойничьих кланов. В результате этой нелёгкой борьбы народы Кавказа, присоединившись к России, приняв единые законы, прекратили междоусобные войны и встали на путь государственного развития и мирного сосуществования. Присоединение кавказских народов к России стало для них не только средством спасения от мусульманских агрессоров, но и путём к духовному возрастанию. С утверждением власти России на Кавказе, а данном регионе прекратились междоусобицы, и кавказские народы стали на путь материального и нравственного развития. Многие достойные сыны Кавказа гордились своим российским подданством, считая, что нет для человека большей чести, чем служить России. Причём те кавказские народы, которые исповедовали ислам, сохраняли своё вероисповедание, но при этом не нарушали светские законы Российской державы.
Присоединение Сибири началось с 1580-х годов. Сибирь была освоена в силу ряда причин. Во-первых, большинство коренных народов Сибири не имели государственного сознания и, входя в состав России, могли даже не знать об этом. Во-вторых, государственные образования в виде ханств являлись слабыми и раздираемыми внутренними смутами. В-третьих, сибирские народы в русских людях видели освободителей от чрезмерно тяжёлой власти местных правителей. Многие покорители Сибири отличались благонравием и справедливостью. Примечательно то, что Ермак Тимофеевич в летописях характеризуется, прежде всего, как человек целомудренный и религиозный. Среди коренных народов Сибири Ермак Тимофеевич также почитается героем и защитником. Значительная роль в освоении Сибири принадлежала православию, которое в большинстве сибирских мест вытеснило традиционные религии.
В деле освоения Сибири существенную роль сыграл аморальный указ Екатерины II, согласно которому помещики могли ссылать крепостных по собственному усмотрению. За первые 20 лет после такого указа в Сибирь прибыло 60 000 человек. Эти люди были носителями великой культуры и, приезжая в Сибирь, являли пример благонравия, трудолюбия и мужества. С 1719 по 1795 гг. население Сибири увеличилось с 241 000 до 595 000, число же аборигенов составляло, приблизительно, 183 000.
Многие народы Севера постепенно и мирно входили в состав России и признавали власть русского царя. Исключение составили чукчи – народ Северо-Восточной Сибири. Собственно говоря, Чукотский полуостров и отождествляется с чукчами. Такое название народа дано им русскими людьми, а происходит оно от термина чаучу – богатый оленями. Самоназвание — оравэт’ьэт, что означает настоящие люди (так же, как и в случае с иннуитами). Примечательно, что это наименование соседи чукчей не употребляли, то есть не признавали их в качестве людей, что было причиной конфликтов между ними и чукчами. Первое упоминание о чукчах в российских источниках относится к середине XVII века. В этот период Россия расширяет свои владения в Сибири, многие русские землепроходцы осваивают новые земли и мирным путём приводят под высокую руку московского Царя ряд коренных народов Сибири. Наиболее известным среди землепроходцев стал Семён Дежнёв, который освоил множество земель в районе рек Колымы, Индигирки, Анадыри и других рек, а в 1648 году полностью прошёл Берингов пролив. В районе реки Колымы впервые произошло столкновение русских государевых людей с чукчами. К этому времени чукчи воевали со всеми соседними народами, причём весьма успешно. Здесь надо отметить большую воинственность и агрессивность чукчей. Русские были единственными, кто называл их людьми. Однако и с русскими чукчи воевали большую часть XVIII века. Для чукчей принцип непризнания ими какой-либо внешней власти был самоценен. Единственной силой, которая могла противостоять чукчам в военном отношении, стали русские солдаты. Потому-то в их легендах русские стали отождествляться с главным врагом.
Объективных причин для нападений чукчей на русские поселения и на народы, признавших власть русского царя, не было, однако эти нападения спровоцировали походы русских войск против чукчей. В таких походах была проявлена взаимная жестокость, но именно военная сила и жёсткость русского командования заставила чукчей считаться с русскими людьми, в то время, как к другим народам чукчи относились крайне высокомерно. Возможно, что чукчи увидели в русских воинах ту силу, которую признают иные народы, к которым они относились с презрением, а, стало быть, реального конкурента за господство на Северо-Востоке Сибири. Отсюда такая длительная военная конфронтация между русскими и чукчами.
Российское правительство запретило использовать против чукчей военную силу и постановило приводить их к российскому подданству без применения насилия, постепенно, мягко, ласково, с уговорами. Тем не менее на практике это постановление нарушалось, причём временами по вине самих чукчей, а нередко по причине жестокого произвола местной военной власти. Так, в районе Анадыря разгорались тяжёлые сражения (относительно данного региона очень масштабные). Многие чукотские женщины, потеряв своих мужей, убивали своих детей и заканчивали жизнь самоубийством (чукотские и корякские женщины специально для этих целей имели ножи). Чукотские мужчины, видя, что терпят поражение, нередко становились убийцами своих жён, детей, а потом и себя. В общем, эти события полны трагедий… Чукчи, привыкшие к военному господству в регионе, оказались сами в крайне тяжёлом положении. Обычно русские войска уничтожали мужчин, а женщин и детей переселяли в иные районы, в среду, где народы принимали русское подданство. Сложность войны усугублялась тем, что чукчи нападали на коряков и юкагиров, которые признали власть России и ждали от неё защиты. Российское правительство понимало, что если таковой защиты не будет, то и эти народности могут отвергнуть власть российского царя.
В конце XVIII века боевые действия на Чукотке минимизировались, причём успех русских был достигнут не столько военными, сколько дипломатическими методами. Тем не менее власть русского царя в отношении чукчей была условной, а ясак платился не всегда. Капитан А.А. Ресин, посетивший Чукотку в 1855 году, писал в рапорте так: «В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой». Даже в 1920-х годах чукчи выступали с оружием в руках уже против советской власти. Так что образ миролюбивого чукчи в действительности очень далёк от истины. Русским стоило больших сил, чтобы, во-первых, защитить от нападений чукчей те народы, которые приняли российское подданство; во-вторых, чтобы защитить собственные поселения.
Культура чукчей сохранена в значительной степени благодаря осуществлявшейся дальновидной и тактичной политике со стороны России, сумевшей организовать образ действий, направленных на достижение мирных отношений, политического, социального, экономического воспитания местного населения. Политичность, связанная с междунациональными отношениями, была в значительной степени дипломатичной, учитывающей национальные интересы, сохраняющей культурные ценности, местный уникальный колорит. Примечательно, в 1932 году вышла первая книга на чукотском языке – «Красная грамота». В последующие десятилетия целый ряд чукотских писателей снискали себе мировую известность. В 1966 году русским людям (русским по духовности, а не по этносу), включая чукчей, был представлен фильм «Начальник Чукотки», где был явлен настоящий образ поведения чукчи. Знаменательны его слова: дескать, в песца, в белку стрелять можно, а в человека стрелять нельзя. Это умозаключение говорит о многом: в сознание коренных жителей Чукотки вошли принципы доброты и миролюбия, которые впоследствии, в нынешний век высоких технологий, позволили чукчам сохраниться как этносу.
В XVIII веке частью России стала Аляска. Первыми её начали осваивать русские купцы. Значительная часть населения Аляски представлена алеутами, которые также живут на Камчатке и Чукотке. Это название дано народу русскими людьми, открывшими в 1747 году Алеутские острова. Этимология термина алеут неоднозначна и вызывает споры. Некоторые исследователи считают, что этот этноним происходит от алеутского слова аллитхух (команда, община). Другие учёные полагают, что этот термин чукотско-корякского происхождения, от слова аляв-вытэте, у кого на голове обод. Действительно, алеуты в прошлом носили необычные деревянные головные уборы. Вероятно, понятие алеут происходит от чукотского слова «алиат» (остров), «алиут» (островитяне).
К моменту включения Аляски в состав России алеуты жили очень бедно, однако русские купцы построили для коренного населения Аляски школы, крепкие тёплые избы, что качественно подняло жизненный уровень населения Аляски. Так, когда рыльский купец (Курская область) Григорий Иванович Шелехов (1745-1795) прибыл на остров Кадьяк, то, прежде всего, построил со своими товарищами школу для алеутских детей. И поныне добрая память алеутского народа о России зафиксирована в русских названиях некоторых селений, рек, гор. Несмотря на то, что со времени правления Александра II Аляска не входит в состав России, коренные жители Аляски с гордостью вспоминают время, когда они были сопричастны великому Русскому государству.
Значительную роль в деле расширения российских границ на Север сыграло Православное Христианство. Так, в XIV веке в землях коми – группы народов Севера России – русский монах Стефан, прозванный Пермским, утвердил веру Православную, после чего народы коми мирно влились в Российскую державу (в то время Великого княжества Московского). Стефан Пермский в 1370-х годах разработал азбуку для коми-зырянского языка (древнепермскую письменность, или абур). Эта азбука содержит 38 букв; в ней отсутствует разделение на строчные и заглавные буквы. Направление письма в абуре слева направо, а строки идут сверху вниз. При составлении абура Стефан использовал пасы – специальные знаки, которыми коми-зыряне отмечали свои угодья. Таким образом, коми воспринимали предложенную азбуку доброжелательно, как часть своей культуры. Знаменательно то, что когда Стефан был ребёнком, то местный юродивый Прокопий Устюжский предсказал, что Стефан станет просветителем пермяцкого народа. Действительно, Стефану суждено было стать крестителем народов коми. Причём часто он проповедовал с риском для своей жизни, поскольку часть язычников была настроена враждебно к христианству. Тем не менее после проповедей этого монаха люди массово принимали крещение. На том месте, где Стефан срубил берёзу, которой язычники поклонялись как божеству, была сооружена первая деревянная церковь в землях коми (в селе Усть-Выми).
Надо заметить, что в такой просветительской деятельности Стефана Пермского кроется настоящий духовный подвиг. Помимо огромной интеллектуальной работы, бесстрашия перед угрозой смерти, таланта проповедника, Стефану потребовалась большая любовь к людям, умение видеть ценность в каждом человеке, в том числе и некрещеном. Здесь необходимо учесть следующее: многие люди в то время полагали, что в скором времени произойдёт конец света, а потому не видели необходимости «тратить» силы на небольшую группу язычников. Однако Стефан считал, что нужно до конца бороться за духовное спасение людей, а время конца света, согласно Писанию, неведомо никому из людей, даже ангелы не знают, когда настанет последний день мира.
Во второй половине XIX века в состав России вошла Средняя Азия. Её присоединение к России было вызвано рядом причин. Во-первых, среднеазиатские ханства постоянно нападали на мирное население на юге России. Во-вторых, в этих ханствах процветала работорговля, в том числе торговля детьми и женщинами. Россия, обращавшая особое внимание на своё мессианское значение в деле утверждения христианских ценностей, не могла допустить глумления над человеческим достоинством. В соответствии с необходимостью защиты принципов справедливости, Россия приняла на себя миссию устроения государственного порядка в Средней Азии. Только с присоединением к России народы Средней Азии получили реальную возможность для всестороннего развития и утверждения собственного национального, человеческого достоинства.
С 1772 по 1795 гг. произошло три раздела Речи Посполитой, что было вызвано смутами внутри Польши, в ход которых часто вмешивались Крымское ханство и Османская империя. Варшава к 1772 г. не могла защитить своё население на юге от турецких войск, поскольку была не в состоянии содержать регулярную армию. В разделе польских земель приняли участие три страны: Австрия, Пруссия и Россия, – причём во всех трёх разделах инициатива принадлежала Пруссии. Россия, проводя свою политику на территории Польши, сохранила за поляками право на собственную польскую армию, а в 1815 году Александр I даровал Польше конституцию. Конечно, упразднение польского государства тяжело переживалось в самой Польше. Вся трагичность положения польского народа в начале XIX столетия была правдиво показана в романе С. Жеромского «Пепел». В музыкальной культуре горе польской нации было выражено композитором Михаилом Клеофасом Огинским в знаменитом музыкальном произведении «Полонез», или «Прощание с Польшей». Надо отметить, что польский народ характеризовался высоким уровнем политической культуры, и ещё в 1791 году польский Сейм принял весьма прогрессивную конституцию. Тем не менее не все поляки её приняли, а некоторые даже обратились к Екатерине II за помощью, что послужило формальным основанием для введения русских войск в Польшу. Россия проявила по отношению к полякам истинное благородство. Если учесть, что в начале XVII века польские войска проводили геноцид русского народа, полностью вырезали населения не только русских православных сёл, но и городов, то доброе отношение русских людей к польскому народу становится особенно выразительным. В 1807 году в русской части Польши было отменено крепостное право, однако его отмена не принесла польским крестьянам реального освобождения, поскольку земли оставались у помещиков. В Польше в течение XIX столетия произошло несколько восстаний, основной причиной которых явилось стремление поляков к независимости. В конечном итоге, Польша получила независимость мирным путём уже от Советской России. Трудно сейчас представить, какая трагедия постигла бы Польшу и поляков как этнос, если бы Россия не включила часть польских земель в свои границы. В любом случае именно Россия, а не другие страны (не Австрия и не Германия) помогла Польше стать независимой.
В период развития Польши в составе России в среде польского народа наблюдался сильный подъём культуры. Так, на период пребывания Польши в составе России приходится расцвет польской литературы. В это время раскрывают свои таланты Адам Мицкевич (1798-1855), Владислав Сырокомля (1823-1862), Генрик Сенкевич (1846-1916), Стефан Жеромский (1864-1925), Элиза Ожешко (1841-1910). Именно в среде русской культуры польский народ смог наиболее полно развиваться в духовном смысле слова. После того, как Польша вышла из состава России, она оказалась в зависимости от стран Антанты и была включена в агрессивную политику капиталистических стран, включая Гитлеровской Германии (это особенно ярко проявилось на Мюнхенском конгрессе в сентябре 1938 года, по итогам которого Польша приняла прямое участие в оккупации Чехословакии). В ходе Второй Мировой войны Польша была снова включена в тесную дружбу с Россией (СССР), что возвратило польский народ в русло гуманистического, ответственного развития. Во второй половине ХХ века в Польше происходил новый подъём литературного, кинематографического, музыкального развития. Крушение Советского Союза в 1991 году очень тяжело сказалось на судьбе Польши, которая силами НАТО оказалась втянутой в участие в вооружённых конфликтах, инициированных США.
Что же касалось межрелигиозного общения в Российской империи, то оно регулировались государственными законами, согласно которым было запрещено унижать иные религии. Так, в 1773 году был издан указ о терпимости всех вероисповеданий в Российской империи, а с 1903 года по Уголовному уложению полагалось жёстко наказывать за оскорбление любой религии.
Характеризуя освоение русскими людьми многих земель, особенности включения разных народов в состав России, уместно обратиться к таким словам о русском народе философа Николая Яковлевича Данилевского: «Он терпел много неправд и утеснений от татар и поляков, шведов и меченосцев, но сам никого не утеснял, если не назовём утеснением отражение несправедливых нападений и притязаний. Воздвигнутое им государственное здание не основано на костях попранных народностей. Он или занимал пустыни, или соединял с собой путём исторической, нисколько не насильственной ассимиляции… племена… или, наконец, принимал под свой кров и свою защиту такие племена и народы, которые, будучи окружены врагами, уже потеряли свою национальную самостоятельность…».[8] Стремлением русского народа защитить притесняемых людей от обид и несправедливостей, отстоять правду и явить миру образец праведности объяснялось величие Российского государства.


Советский Союз в системе международных отношений

После крушения царской власти Россия как государство стала развиваться на иных основах – социалистических. Вместе с тем дух империи в стране сохранялся. Надо обратить внимание на то, что идея империи была дискредитирована В.И. Лениным, и слово империя стало иметь негативный оттенок. Тем не менее СССР по сути остался имперским государством, поскольку объединял в своих границах множество наций, а идея мессианства из духовно-религиозного ракурса перешла в социально-политический, предполагавший установление социализма во всём мире и объединение всех народов в социалистической системе. Конечной целью СССР было установление во всём мире коммунизма, как самой справедливой формы общественного бытия. Именно вокруг этой идеи объединялись социалистические страны, однако основы такого объединения были лишены духовного смысла и принимали в основном политический и экономический характер. Советская культура даже в период своего стабильного развития (1970-е годы), несмотря на то, что моральный облик граждан СССР был сравнительно высоким, оказалась духовна слабой и обречённой на дезинтеграцию. Крушение власти, начавшей своё становление с террора против Церкви, является закономерным и неизбежным явлением.
Вместе с тем надо признать тот факт, что СССР противостоял злу на земле и боролся за человеческое достоинство, братство людей и справедливость во всём мире. Если страны НАТО (организации, действующей с 1949 года) действовали любыми способами, в том числе преступными, то Советский Союз выбирал методы внешней политики, как правило, сообразуясь с этическими нормами. Примечательно, что современный российский исследователь М.Назаров пишет, что если в СССР отрицали духовный мир вообще, не признавали ни Бога, ни дьявола, то страны НАТО приняли сторону сатаны. Именно поэтому Советский Союз не мог эффективно бороться со злом[9].
Многие советские воины погибли, отстаивая мир и братское единство народов Анголы, Эфиопии, Югославии… Крушение СССР было, хотя и закономерной, но тяжёлой трагедией для всего человечества. Президент РФ В.В. Путин справедливо назвал распад Советского Союза «крупнейшей геополитической катастрофой». Вскоре после распада СССР резко обострились отношения между многими народами, ранее жившими в мире и согласии. Многие государства разделились на отдельные части и на период 2012 года существуют лишь формально (например, Сомали, Ливия). Другой стороной распада СССР стал рост международной преступности, в частности терроризма. Проблема терроризма затрагивает все страны мира, но её актуализация связана с ослаблением роли России, как страны, во все времена нёсшей духовную ответственность за всё человечество.
Советские граждане защищали братские народы от капиталистического зла во всех уголках мира; человеческий интеллект в СССР был поставлен на службу задачам, обращённым к человеческой личности, к правам и интересам человека, то есть первостепенную роль играла гуманистическая идеология. Вскоре после победоносного завершения Великой Отечественной войны Советский Союз добился ряда научно-технических открытий, достижений, успехов в гуманитарных науках. В 1957 году советские учёные и конструкторы в области космонавтики вывели на орбиту первый космический спутник. В 1961 году советский лётчик-космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в истории человечества совершил полёт в космос; в 1968 году лётчик-космонавт А.А. Леонов первым в мировой истории совершил выход в космос. Русские учёные М.В. Келдыш, С.П. Королёв, И.В. Курчатов, П.Л. Капица, В.Н. Челомей, М.К. Янгель и др. заложили мощную базу для развития фундаментальных наук в России на многие десятилетия вперёд. Примечательно, что эти учёные родились до революции в семьях интеллигенции (профессоров, учителей, инженеров) и крестьян. Они выросли в обстановке уважения к духовным ценностям, к православной вере. Многие из них (академик М.К. Янгель, генерал армии А.В. Горбатых и другие учёные) с детства познали голод, нужду, тяжёлый труд, но они всегда сохраняли человеческое достоинство и любовь к своему Отечеству. Несмотря на то, что эти учёные выросли в трудные времена, они сохранили доброе, благородное сердце, что и было отражено в их научной деятельности. Так, если учёные и власти США первыми изобрели и использовали ядерное оружие, то советский народ первым в мире построил и запустил атомную электростанцию, служащую созиданию и благу; если милитаристы США первыми построили атомную субмарину, вооружённую ракетами с ядерными боеголовками, то советские учёные, инженеры первыми в мире ввели в строй атомный ледокол, работавший на благо честного трудового народа.
В годы войны с фашистами советским людям пришлось пережить много горестных утрат, бедствий, однако в народе не утратилось чувство братской любви к своему ближнему. Академик Д.С. Лихачёв одну из первых своих крупных научных работ написал в блокадном Ленинграде, будучи больным дистрофией; будущий космонавт Ю.А. Гагарин пережил немецкую оккупацию, видел произвол и жестокость фашистов; В.В. Терешкова (первая в мире женщина-космонавт) рано потеряла отца, который погиб в годы советско-финской войны… Тем не менее все они, как и большинство советских людей, сохраняли скромность и доброту. Забота о своих ближних, способность жертвовать собой ради Родины, чести, семьи была составляющей частью сознания нации.
Возвращаясь к теме развития науки, в частности космонавтики, отметим, что многие советские космонавты вышли из сельской местности, где сохранялись духовные традиции Православного Христианства. Нравственное воспитание будущих космонавтов стало стержневой предпосылкой к их интеллектуальному росту. Впоследствии тот опыт, который дали человечеству советские космонавты, стал важнейшей составной космонавтики, востребованной во всех международных космических проектах. Следует подчеркнуть то, что за таким высоким интеллектом советских граждан стоит русская духовная культура. Именно в условиях воспитания детей в обстановке духовного благочестия выросли люди, составившие национальную гордость народов России.



Российская Федерация в системе международных отношений

В XXI столетии Россия по-прежнему занимает важное место в международной жизни. Геополитическое положение России, её исторический опыт, научный потенциал обязывает её народ и правительство к участию в крупных международных проектах. Например, во всех значительных программах в области космонавтики задействованы российские учёные, передовые технологии, разработанные в СССР и современной России. Сейчас снабжение Международной космической станции выполняется в основном силами российских грузовых кораблей «Прогресс» и «Союз» (оба корабля разработаны в 1970-х годах в СССР). Планировалось, что с 2015 года Международная космическая станция будет обслуживаться российским пилотируемым космическим кораблём «Русь».
Важной особенностью России является её многонациональность и, следовательно, мультикультурность (поликультурность). Надо обратить внимание на то, что поликультурное государство поддерживается непрерывной духовной и интеллектуальной работой своих граждан. Подчеркнём, мышление гражданина мультикультурного государства должно охватывать широкий диапазон понятийного аппарата, опирающегося на словарный состав не только родной культуры, но и на иноязычную лексику, заимствованную от иных этносов, иных культур. Здесь речь идёт и об овладении неродными, чужеземными языками, и об усвоении в составе языка своей родины концептов из иных языков. Необходимо отметить определённую закономерность: чем богаче языковое многообразие нации, тем мощнее база для развития мышления человека. Вспомним, что мышление есть отражение мира в понятиях. Карл Густав Юнг давал такое определение понятию мышления: «Мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь». Способность же к направленному мышлению К.Г. Юнг называет интеллектом[10]. Таким образом, мы видим прямую взаимосвязь между уровнем интеллектуального развития человека и той культурной средой, в которой он живёт. Чем больше концептов он способен усвоить, тем мощнее база для развития его мышления.
Россия и в XXI веке остаётся страной, где сильны ценности православной культуры, поэтому понятно по какой причине немало людей (в том числе многие священнослужители монашествующего Афонского государства) воспринимают Россию единственной надеждой всего человечества. Однако приходится констатировать то, что в России начала XXI века православная культура, как и культура в целом, переживает тяжелейший кризис. Проблемы обострения национального вопроса, реставрации неоязычества, распространения мракобесия и сатанизма стали актуальными. Несмотря на то, что Правительство РФ предприняло ряд мер, направленных на сохранение гражданского единства, проблема нравственного разложения общества и его расщеплённости по-прежнему не решена. Ситуация обостряется явным экономическим неравенством, когда на фоне аморальной роскоши небольшой группы граждан констатируется бедность и нищета значительной части населения. Поэтому-то так важно каждому россиянину помнить и неизменно соблюдать традиционные ценности Святой Руси: строгую нравственность, добротолюбие, соборную ответственность и праведность.



Этнокультурное разнообразие Российского государства

В современной России проживает более 180 народов, каждый из которых является носителем уникальной культуры. В одной только Саратовской области насчитывается свыше 130 народов, каждый из которых обладает собственной уникальной культурой и с уважением относится к культурным традициям других народов. В России не столь просто определить какой-либо мононациональный регион, поскольку Русское государство настолько многонационально, что в ряде случаев сложно однозначно выделить определённый народ, доминирующий в том или ином регионе. Тем не менее логично будет утверждать, что всех их объединила русская доброта, ответственность и духовность. В отличие от многих крупных стран, где этническое многообразие было поглощено единой системой (например, в Китае) или истреблено или загнано в резервации (как в США), Россия, следуя принципам духовной ответственности и добротолюбия, сберегла традиции, языки народов, вошедших в её состав. Немаловажной особенностью России является то, что значительная часть её земель простёрлась за Северо-Полярным кругом и омывается Северно-Ледовитым океаном. В силу этого обстоятельства постараемся начать общий обзор этнических культур России с культуры народа, который отождествляется в сознании людей с Севером – с иннуитов (эскимосов).
Само слово «эскимос» не является корректным, однако часто первые сведения о народах европейцы получили от иных этносов, что обуславливает укоренение в повседневном обиходе определённых терминов. Слово «эскимос» на языке индейцев-алгокинов значило «поедающий сырую рыбу». Между тем сами эскимосы себя называют иннуитами, что переводится как настоящие люди. Действительно, только настоящий человек способен жить на суровом арктическом побережье и в тундре. (Примечательно, что название народа нивхи тоже означает настоящие люди; самоназвание чукчей также связано с понятием настоящие люди.) Леса, где обзор для человека ограничен, казались иннуитам враждебными; по этой причине иннуиты в них не заходят. Иннуиты проживают не только в России. Их племена можно встретить и на ледяных просторах Гренландии, и на Севере Канады. Уникальной особенностью внешнего вида иннуитов всех регионов Севера является их одежда. Если одежда европейца на Севере весит, примерно, 8 кг., то иннуита – 2 кг. 100 гр.[11]. Иннуиты надевают два костюма: рубашка – мехом к телу и куртка-анорак – мехом наружу. Двое штанов в таком же сочетании. На ногах меховые сапоги и меховые чулки, на которые одеты мягкие тапочки из заячьей шкурки. Голенища сапог завязаны под коленями, однако пояса нет ни на рубашке, ни на анораке, что обеспечивает нормальную вентиляцию и не нарушает кровообращения. Такой своеобразный вид одежды свойственен всем племенам иннуитов и на Севере России, и на Севере Канады, и в Гренландии. Все эти особенности играют жизненно важную роль в смысле безопасной, комфортной жизни тех некоренных народов, которые решили освоить Север, где не всегда достижения цивилизации спасительны.
В тундре плоды цивилизации, без знаний особенностей местной жизни, могут привести к фатальным последствиям. Первые экспедиции европейцев на земли Севера нередко заканчивались неудачно из-за ряда досадных, мелких проблем, которые лишали людей возможности выжить. Например, палатки на застёжке-молнии, даже из самого лучшего материала, на Севере неприменимы, поскольку застёжки-молнии застывают на сильном морозе. Утром выбраться из такой палатки можно только разрезав её ткань ножом, то есть испортив палатку.
Самое же важное из того, что следует вынести из этой северной культуры и принять во внимание то полезное и поистине имеющее неоспоримую ценность, так это доброта и искренность иннуитов. Эти качества являются существенными составляющими человеческой природы, характеристиками настоящих людей. Нелюдь на Севере не выживет: развращённость, лицемерие, корыстолюбие неизбежно выразят его духовную омертвелость в физической смерти на первой же зимовке. Величественные, строгие просторы Севера не терпят насилия, жестокости, пошлости, хитрости, ленивости. Русский народ освоил Сибирь на основе высокой духовности и снискал любовь северных народов благодаря трудолюбию, ответственности, высокой нравственности. Надо отметить тот немаловажный факт, что в СССР большую роль в освоении Севера сыграли многочисленные комсомольские стройки, когда юноши и девушки отправлялись на Север для того, чтобы созидать, строить города, заводы, прокладывать нефте- и газопроводы… Молодые люди трудились в крайне трудных условиях; зимой, в 50-градусные морозы жили в вагонах-теплушках, не имели элементарных удобств, бытового комфорта, однако их чистые, благородные души преодолели все невзгоды, и теперь Россия пользуется плодами труда этих людей. Русские люди не иннуиты, но освоение Севера подчёркивает истинность перевода этого слова и в отношении русского народа – настоящие люди. По существу, освоение Севера в течение нескольких десятилетий силами одного-двух поколений является национальным подвигом, которым потомки должны гордиться, как, к примеру, гордятся Праздником Победы 9 Мая.
В современной России заметен отток людей из Севера, что в значительной степени объясняется общей деградацией нравственного сознания многих граждан, их бездуховностью, отсутствием живого чувства яркости, остроты от осознания их причастности к созидательной деятельности. Начиная с 1990 года, Восток страны потерял до пяти миллионов человек. Сегодня за Уралом живут около 22 % населения России — при этом на восточные регионы страны приходится около 80 процентов всей территории страны. Причём, заметим, с Чукотки уехала половина населения; из Магаданской области – более 40 процентов.[12] Несмотря на то, что ряд городов Севера России может обустраиваться за счёт денежных средств, получаемых от продажи нефти и газа, тем не менее без высокой духовности это обустройство подчас сводится к возведению сомнительных заведений (например, ночных клубов, по сути дела, центров растления населения). Между тем Север суров, он не прощает нечистых, презренных людей, олицетворяющих собой всё тёмное, жестокое, враждебное и недостойное.
На Севере России живёт множество народов: коряки, орочи, эвенки (тунгусы), нивхи, чуванцы, чукчи, юкагиры, якуты. Каждый из этих народов обладает своей самобытной культурой, своим языком, хотя отдельные традиции, наречия, обладающие общими диалектными чертами, сохраняются благодаря стараниям учёных и часто поддерживаются искусственно. Примечательно, численность представителей некоторых народов составляет несколько сот человек. К такому малочисленному народу относятся, например, негидальцы, проживающие в Приамурье. В России негидальским языком владеют не более 150 человек.
Весьма многочисленным народом Севера являются якуты. Самоназвание якутского народа – саха. Численность якутов составляет почти полмиллиона человек. Как и у большинства иных народов Севера, традиционные религиозные представления якутов сконцентрировались в шаманизме, основанном на вере в духов. Причём, несмотря на то, что большинство якутов приняли православное христианство, позиции шаманизма ещё достаточно крепки; и встретить среди якутов настоящего шамана – служителя культа, колдуна-знахаря – это реальная действительность. Якуты с большим трепетом относятся к природным стихиям, особенно почитается огонь. Существуют ритуалы задабривания огня. Несложно догадаться, что в условиях Севера, когда снег стоит даже в мае (и подчас в июне), к огню, как источнику тепла и света, выработалось особо трепетное отношение.
Новый год якуты празднуют в июле. В это время происходят народные гулянья, танцы осохай (чаще всего за городом). Танцы осохай представляют собой большие хороводы.
Множество особенностей культуры якутского народа отобразилось в традициях, связанных со знаменательными событиями в жизни (например, с женитьбой, рождением ребёнка, похоронами человека...). Так, свадебный ритуал якутов весьма сложен и проходит в четыре этапа: сватовство и помолвка; первый свадебных праздник, совершаемый в доме невесты после уплаты части калыма (в это время жених посещает дом невесты); второй свадебный праздник, во время которого невеста переезжает в дом жениха; возвращение на короткое время молодой жены в дом родителей (обычно на несколько дней после рождения ребёнка). Сватовство, как правило, проходит в зимние месяцы, когда люди свободны от сельскохозяйственных работ. Калым чаще всего выплачивается в виде скота, а также мужской и женской одежды из шкур диких животных. Во время помолвки жених и невеста, не снимая верхней одежды, находятся в доме родителей девушки, причём в разных половинах дома и не принимают прямого участия в застолье. В такой обстановке невесте обычно передают еду через ребёнка. Свадебный пир проходит богато, поскольку символизирует пожелание процветания образующейся семье. В первую брачную ночь молодожёнам кладут у изголовья кровати брачный подарок – варёные печёнку и сердце. Считается, что такая пища вызовет у людей сердечную привязанность друг к другу. Часто эта пища заменяется саламатом (особая жидкая каша). Если невеста была чистой, непорочной, то утром жених съедал всю пищу, но если женщина была обесчещенной, то еда оставалась нетронутой. В целом же, якутская свадьба включает в себя очень сложный церемониал, однако в полном объёме справляется только при первом замужестве.
Среди семейных ритуалов важное место отводилось таким событиям, как основание дома, рождение ребёнка… Строительство дома начиналось с выбора места, обычно ближе к югу и подальше от старых деревьев, и сопровождалось ритуалами. Например, после сооружения стен и крыши в центре дома разводился огонь, который «угощался» маслом и мясом. После постройки печи совершались жертвоприношения животных.
Рождение ребёнка также сопровождалось сложной системой ритуалов, связанных с мифологией якутов. Примечательно, что если роды проходили тяжело, то в доме всё открывалось: сундуки, ящики, замки на дверях, развязывались все узлы… После родов повитуха обмывала ребёнка тёплой водой и заворачивала в одеяло из заячьих шкур. Место, где лежала мать с новорождённым, трижды обводилось берёзовой палкой, что рассматривалось в качестве защиты от злых духов. Далее в семье начиналось застолье. В течение трёх дней после рождения ребёнка в доме полагалось особенно тщательно соблюдать тишину и спокойствие. Периодически тело младенца смазывали сливками или топлёным маслом, что содействовало нормальному развитию ребёнка. Женщина кормила дитя молоком до двух-трёх лет, но если у неё не было молока, то оно заменялось жирным молоком от старой коровы. Такое молоко предварительно кипятили в глиняном горшке. С детства ребёнок в якутской семье приучался к выполнению работ сообразно своим возможностям и полу. Якуты особенно серьёзно относились к таким качествам детей, как послушание, скромность и почитание старших. Пререкание со старшими рассматривается как низкий и непозволительный поступок. Воспитание детей в культуре якутов считается делом очень серьёзным, связанным с выживанием всего народа.
В России также проживает многочисленный народ монгольской языковой группы – буряты. Бурятский народ соприкоснулся с Русским государством в XVII веке. В это время буряты оказались перед выбором: войти в состав России или же присоединиться к Китаю. В 1689 и 1727 гг. Россия и Китай заключили договоры, согласно которым Прибайкалье и Забайкалье вошли в состав России, а остальная часть Монголии стала провинцией Китая. Значительная часть бурятского населения успела перебраться на территорию России, где были более благоприятные условия для национального развития, а отношение русского царя отличалось добротолюбием и высокой ответственностью за духовное состояние своих верноподданных. После вхождения бурятского народа в состав России наблюдается резкий скачок в развитии его культуры. В XIX веке среди бурят были открыты первые светские школы (ранее образование бурят контролировалось буддийским духовенством и концентрировалось в дацанах). С присоединением к России уровень грамотности бурят значительно возрастает. В XIX веке в среде бурят появляются учёные с классическим европейским образованием (например, Доржи Банзаров, оставивший в наследие монголоведческие труды). Многие буряты оказались отличными медиками. Так, личным врачом императора Александра III был бурят Пётр Александрович Бадмаев, который являлся крупным учёным, переводчиком тибетских медицинских трактатов на русский язык. Этот врач известен и своей разумностью в области политики. Так, он, понимая обречённость маньчжурской династии в Китае и неизбежность прихода в Китай западноевропейских колонизаторов, считал, что подлинной основой спасения и развития китайского народа является его включение в состав России. Причём он подчёркивал то, что в состав России важно войти всему Китаю, включая и Тибет. П.А. Бадмаев, испытывая чувство тревоги, предвидя реальную опасность английской экспансии в Тибет, зная жестокие изощрённые методы западноевропейских колонизаторов, надеялся на то, что российские императоры примут в состав России народы Китая и Тибета. П.А. Бадмаев считал, что китайцы и особенно тибетцы будут рады приходу русских и встретят их как освободителей и спасителей.
Что касается бурятской литературы, то, надо отметить, она имеет весьма древние корни. Известны бурятские летописи, а также медицинские трактаты, как правило, написанные в рамках буддийской традиции. Долгое время бурятская литература была основана на монгольской письменности, сложившейся ещё в начале XIII века. В первой трети ХХ века формируется бурятская литература на основе латиницы и кириллицы. В 1910 году Б.Б. Барадиным была издана брошюра, в которой давались некоторые образцы бурятской народной литературы. В этой брошюре использовался латинский алфавит. В 1927 году вышел первый литературный альманах на бурятском языке. В 1939 году бурятская письменность перешла на кириллицу.
На сегодняшний день в России проживает около полумиллиона бурят. Этот народ трудолюбив и талантлив; из его среды вышли многие знаменитые учёные, музыканты, композиторы, художники, обладающие высоким мастерством артисты балета.
В богатую этническую и культурную мозаику России входит народ нганасаны. Слово «нганасаны» означает «люди», а сами себя они называют ня, что приблизительно переводится, как друг, товарищ. Ганасаны относятся к самодийским народам, причём генетически являют собой наиболее чистый самодийский этнос. Живут она на полуострове Таймыр и в землях южнее Таймыра в районах города Дудинка. По данным переписи населения России в 2010 году количество нганасанов составило 862 человека, из которых нганасанским языкам владеют 125 человек. Различают два диалекта нганасанского языка. В СССР уделяли значительное внимание языкам малочисленных народов, в школах, где многие ученики были нганасанами, с 1-го по 9-й класс изучался нганасанский язык, для чего учебный курс был обеспечен учебно-методической литературой. Соответственно, для нганасанского языка была разработана письменность на базе кириллицы.
В жизни нганасан ключевую роль играют олени, которые являются для этих людей главным источником питания, материала для одежды, чумов и предметов быта. В нганасанском языке существует более двадцати слов для обозначения оленя, в зависимости от его возраста, функционального использования, ветвистости рогов. Забой домашних оленей допускался лишь в трудные времена или в случае травмы, болезни животного.
В культуре нганасан сильна языковая компонента, дающая обширное поле для создания сказок, эпических поэм, песен. Тем не менее их перевод очень затруднителен, особенно, если речь идёт о переводе ситаби (мифы). У нганасан сильный культ земли, которая называется Моу-нямы. Считается, что земля есть живое существо, поэтому вбивать колья в землю у нганасан запрещено, ибо в этом действе предполагается нанесение раны земле. В жизни нганасанов существенное место отводится охоте, однако строго запрещается убивать животное во время беременности или выхаживания детёнышей.
Одним из бриллиантов Русского государства является Алтайский край. Слово «Алтай» дословно переводится в значении «золотой». Краю дали название по доминирующему в нём народу – алтайцев. На начало XXI века на Алтае коренных алтайцев проживает не более 30 %. Алтайский язык в данном регионе употребляется наряду с русским. Среди алтайцев выделяют две крупные этногеографические группы: южные алтайцы (ойратские народы) и северные алтайцы. Данные группы отличаются диалектами и некоторыми деталями быта.
Традиционным жилищем алтайцев является аил, представляющий собой шестиугольную постройку из бруса с конусообразной крышей. В центре крыши находится дымоходное отверстие, а в центре самого помещения – очаг, который алтайцы называют по имени От-Энемать-огонь. Домашний огонь священен для алтайцев. В него нельзя бросать мусор или окурки, от него нельзя прикуривать или плевать в огонь. Хозяйка дома должна следить за тем, чтобы очаг не потух. Ходить в аиле можно только против часовой стрелки. Помещение условно разделено на женскую и мужскую половину, а уважаемого гостя всегда усаживают на самое почётное место – напротив очага. В настоящее время алтайцы предпочитают жить в просторных избах, а аилы использовать в качестве летней кухни. Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие посёлки, как правило, в долинах рек. В начале XX века многие алтайцы стали строить своё жилище из бревен, наподобие русских изб.
Долгое время Алтай входил в Джунгарское ханство, которое распалось под ударами цинского Китая. Народы Алтая, уставшие от постоянных войн и жестокостей цинской армии, бежали в Россию, где их тепло принимали и где они обрели настоящую Родину. Когда «в 1754 году многотысячный китайский военный отряд захватил южную часть Горного Алтая (Чуйскую, Канскую долины и берега реки Берель), двенадцать племенных вождей алтайцев — зайсанов — обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой о принятии их народа в российское подданство. Что и произошло 2 мая 1756 года»[13]. Примечательно то, что в данном регионе почти не было русских солдат, однако огромные армии Китайской империи не смогли продолжить экспансию и воспрепятствовать присоединению к России целых народов с их землями.
Вместе с тем присоединение Алтая к России не означало признания алтайцами русских людей в качестве своих по духу. К неалтайцам коренные жители Алтая относятся осторожно, а подчас и враждебно. В начале XX века на Алтае стало распространяться религиозное учение бурханизм, который включает в себя элементы буддизма, язычества и местных этнических особенностей. Суть бурханизма состоит в ожидании Белого Бурхана – мудрого правителя, который должен прийти на Алтай и освободить его от иноземных «захватчиков». Отметим, что Бурхан часто отождествляется с Буддой. Ряд исследователей считают, что бурханизм может послужить идеологией для осуществления ненасильственной борьбы за независимость Алтая.
На Алтае по-прежнему встречается и шаманизм. Алтайские шаманы делят мир на три зоны: подземную, земную и небесную. Все три зоны пронизаны мировым древом (обычно берёзой). Как правило, такое мировидение графически отображено на шаманском бубне, который обязательно должен иметь каждый шаман. Причём шаман свой бубен изготовляет самостоятельно. Несмотря на достижения цивилизации, и в XXI веке некоторые алтайцы верят в духов гор и рек (до недавнего времени этим духам приносились жертвы в виде коней).
Весьма значимое место в русской культуре занимает хакасский народ (самоназвание – тадар). Его численность составляет менее 80 тысяч человек, а внутри этой народности есть свои субэтнические группы. Хакасский язык очень древний, сложился более 1200 лет назад. Он включает в себя четыре диалекта, а записывается на основе кириллицы.
В начале XVIII века хакасы (точнее, племена кыргызов; на основе слияния их общностей сформировался хакасский народ) насильственно стали переселяться властями Ойратского ханства в Джунгарию, что подтолкнуло многих хакасов к принятию ими российского подданства. Россия, отличавшаяся высоким уровнем развития нравственного сознания своей нации, воспринималась хакасами как средство спасения собственной культуры.
Отдельные элементы хакасской культуры уже ушли в историческое прошлое (например, уникальная хакасская одежда в середине ХХ века была вытеснена из повседневного употребления одеждой европейского типа), однако нематериальное достояние культуры нетленно. Так, алыптыг нымах, как жанр народного сказания о богатырях, борющихся со злыми силами, являет собой героический эпос, в котором содержатся уникальные элементы хакасской культуры. Также известен жанр нымах – сказки, в которых заложен значительный дидактический, воспитательный потенциал. Культура хакасов содержит богатый мифологический материал.
В мировоззрении хакасов мир делится: на Верхний, Срединный и Нижний. У хакасов есть представления о боге-творце – Чалбырос чайачы, – который считается верховным божеством. Хакасы полагают, что Чалбырос чайачы редко вмешивается в дела Срединного мира. Тем не менее в честь Небесного (Верхнего) мира ежегодно устраиваются праздники, которые призваны подчёркнуть связь народа с Небом. Примечательно, что на этот праздник не приглашаются замужние женщины и шаманы. Здесь надо учесть то, что хакасы считали, что божество, покровительствующее шаманам, живёт в Нижнем мире. Праздник проходит под управлением главы общины. До начала ХХ века в ходе проведения этого праздника совершались жертвоприношения. В Срединном мире, по поверьям хакасов, живёт человек, который зависит от духов природы. Соответственно, были выработаны ритуалы задабривания духов. Считалось, что человек более подвержен влиянию Нижнего (злого) мира, где живёт дух-покровитель шаманов, отсюда в хакасском обществе высока роль шаманов. Также у хакасов наблюдается почтительное отношение к огню, берёзе.
На религиозную жизнь хакасов в разное время оказывали влияние буддизм, тенгрианство, зороастризм, особенно Христианство. В XIX веке большинство хакасов приняли Православное Христианство, но в быту языческие нормы долгое время сохранялись, да и поныне они встречаются.
Также следует обратить внимание на народы коми. Сказать, что это единый народ не совсем правильно, поскольку внутри этого финно-угорского народа есть свои этногруппы, отличающиеся диалектами, обычаями и районом проживания. Само слово коми может переводиться в значении человек. На древнем прапермском языке термин «кам» означал слово «человек». Несмотря на то, что народы коми живут на Севере, они развивались не локально, а во взаимодействии с иными культурами. Так, в коми-зырянской речи встречаются заимствования из славянского, русского, иранского, индоиранского, булгарского, карело-вепсского, ханты-мансийского, ненецкого языков. Этот факт подчёркивает развитость межкультурной коммуникации народов Севера.
Основной религией коми является Православное Христианство, которое было привнесено в этот народ святым Стефаном Пермским. Тем не менее долгое время сохранялись и пережитки языческой культуры. Мой друг Николай Кравец в конце ХХ века видел в Коми, недалеко от одной деревни, полусгнивший языческий идол.
Народы коми и сейчас составляют значительную часть населения северных районов России. Н.С. Кравец, длительное время живший среди этого народа, владеющий языком коми, обращает внимание на такую особенность народа коми: они с удовольствием употребляют в пищу рыбу, которая ужа начала портиться – такая рыба так и называется «коми-посол». Представители других народов такую рыбу не воспринимают и наотрез отказываются употреблять её в пищу, почувствовав по запаху то, что рыба начинает уже гнить.
Народ коми отличается дружелюбием, и в его среде многие иностранцы смогли обрести вторую родину. Так, в 1812 году, после разгрома наполеоновских полчищ, многие французские пленные остались в землях коми и даже основали посёлок под названием Париж. Так что вполне возможно, что, предлагая девушке посетить Париж, мужчина имеет в виду не тёплую Францию, а суровые берега реки Печоры. В ходе Великой Отечественной войны и после Великой Победы над фашистской Германией в 1945 году многие пленные немцы были направлены на работы в земли коми, однако, получив возможность возвратиться в Германию, немало немцев, полюбив русскую культуру, доброту местных жителей, предпочли навсегда остаться жить на русском Севере.
В период Киевской Руси славянами были освоены Северо-Западные земли России, где со временем сформировались селенья поморов. Некоторые исследователи выделяют их в отдельный народ, хотя, по сути, поморы являются русскими православными людьми, обжившими берега Белого моря. В суровых условиях в характерах жителей поморья выработались особая сила духа и мужество. Не всякий житель Русского Севера может считаться помором, поскольку частью этого субэтноса является особенность хозяйства, которое ориентировано на морской промысел. Поморы не знали монголо-татарского ига, крепостного права. В XV веке, задолго до появления у России регулярного военно-морского флота, поморы нанесли шведам и норвежцам ряд поражений в морских боях. Поморы являются создателями, фактически первого в мире, корабля ледового класса – коча. На них поморы и осваивали берега Северно-Ледовитого океана. В середине XVII века поморы на кочах доплыли до берегов Чукотки, проделав маршрут, который и в XXI веке в сопровождении атомных ледоколов считается крайне сложным и опасным. В XV веке поморы освоили остров Грумант (так в то время называли Шпицберген), что подтверждается археологическими находками (остатки русской избы, русский алфавит на деревянном бруске, автограф промысловика Галактиона Кабачева...)[14]. Поморы нередко и зимовали на Груманте, что ими воспринималось не как подвиг, а как часть их повседневной жизни. Среди поморов многие люди стали землепроходцами. С конца XVI-начала XVIII веков ряды поморов пополнились за счёт переселения на Север христиан-старообрядцев. Они отличались ярко выраженной консервативностью не только в религиозной, но и в бытовой жизни, что позволило Русскому Северу стать настоящей сокровищницей старинных традиций русской культуры. Несмотря на то, что за последнее десятилетие часть российских земель была передана Норвегии, подвиг поморов лёг в героическую историю освоения данного региона.
В целом же, культуры народов России настолько многообразны, что для их комплексного анализа необходима серия серьёзных и разносторонних научных и учебно-методических трудов. В России каждый народ сохранил свою уникальность; этнические культуры, языки охраняются государством, берегутся людьми и исследуются научным сообществом. Сотни народов некогда видели в России то государство, в составе которого возможно наибольшее духовное развитие, развёртывание своей национальной самобытности и утверждение базовых свойств человеческой природы: добротолюбия, благородства, духовно-телесной чистоты, соборной ответственности за свою душу и душу своего ближнего. Сама же Россия в сознании народов когда-то отождествлялась со святостью. Многонациональность Российского государства до сегодняшних дней представляет собой её ценнейшее достояние, а условием для объединения многих народов в единой стране должна являться возрождённая праведность русского народа.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. / С.С. Аверинцев. – К.: Дух I Лiтера, 2001.
2.Георгиева Т.С. Христианство и русская культура / Т.С. Георгиева. – М.: Владос, 2001.
3.Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. – М.: АСТ, 2002.
4.Кондаков И.В. Культура России / И.В. Кондаков. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
5.Клуб народов России. Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/russia/
6.Лаарц Диана. За нефтью в Арктику? / Диана Лаарц // GEO. – 2013. – № 4 (181).
7.Лебедев С.В. Русские поморы: прошлое, настоящее и будущее русского субэтноса / С.В. Лебедев // Вопросы культурологии. – 2013. – № 2.
8.Леонтьев К.Н. О всемирной любви / К.Н. Леонтьев // Русская идея. – М.:Айрис-пресс, 2002.
9. Международный «Форум народов России». – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/russia/
10. Митрополит Николай. Сила Любви / Митрополит Николай. – М.: Московский Сретенский Монастырь, 2000.
11. Министерство культуры Российской Федерации. – Режим доступа: http://mkrf.ru/
12. Муханов Вадим. Смирись, Кавказ / Вадим Муханов // Вокруг света. – 2009. – № 4.
13.Носилов К.Д. У вогулов : Очерки и наброски. – М.: ЛЕНАНД, 2014.
14. Огарёва Т.Г. Этнографические заметки из жизни крестьян сето. – СПб.: Гйоль, 2013.
15.Соловьёв В.С. Россия и Вселенская Церковь / В.С. Соловьёв. – Минск.: Харвест, 1999.
16. Сопова Э. А. Модели диалога русской православной церкви и государства / Э.А. Сопова // Россия: духовная ситуация времени. – 2005. – № 3.
17.Флоренский П. Христианство и культура / П. Флоренский. – М.: АСТ, Харьков: Фолио, 2001.
18. Этнографическая электронная энциклопедия. Традиционная культура народов Северо-востока России. – Режим доступа: http://www.komi.com/Folk/index.htm
19. Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова – Режим доступа: http://www.nhkm.ru/
20. 450 лет с Россией! Официальный сайт празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. – Режим доступа: http://bashkortostan450.ru/culture/kultura-narodov/
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1.С какими государствами Киевская Русь поддерживала тесные взаимоотношения?
2.Какую роль в развитии международных отношений Руси сыграло принятие христианства по восточному обряду?
3.Какое место монах Стефан Пермский занимает в деле вхождения в состав России народов коми?
4.В чём состоит суть концепции «Москва — Третий Рим»?
5.В чём практически выражалась идея святости России и богоносности русского народа?
6.Почему князь Иван III назван Великим?
7.Какие земли вошли в состав России в период правления Ивана IV Грозного?
8.Почему русский народ называл царя Петра I Антихристом?
9.О каком государстве писал М.Ю. Лермонтов в «Мцыри» в таких строках: «Такой-то царь, в такой-то год вручал России свой народ...»?
10. Что позволило русскому народу создать многонациональное государство?
11. Что общего между Россией и Эфиопией?
12. Что обеспечило сохранение самобытности этнических культур народов России?
13. Какие вы знаете народы, проживающие на Севере России?
14. Что вы можете рассказать о народах Аляски?
15. С чем, по вашему мнению, связано то, что самоназвание ряда народов Севера России дословно означает «настоящие люди»?


[1] Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в России в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1896-1900. Цит. по Лебедеву Льву, прот. Москва Патриаршая. М., 1995. С. 213. [2] Воробьёв К.Д., Носов Е.И. Фанфары и колокола: повести и рассказы о войне к 55-летию Курской битвы. Курск, 1998. С. 400. [3] Строго говоря, есть основания называть Василия III Царём, поскольку этот титул фигурирует в его государственной печати и в договоре с императором Священной Римской империи Максимилианом I (1514 год). [4] Соловьёв В.С. Тайна прогресса // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 556. [5] Григорий Карпович Котошихин был подьячим Посольского приказа. Г.К. Котошихин бежал в 1664 г. из России в Польшу, а потом – в Швецию. В 1666-1667 гг. он, по поручению государственного канцлера графа Магнуса Делагарди, составил описание политического устройства России, переведенное на шведский язык в качестве справочного пособия для королевских дипломатов. В 1667 г. Котошихин убил в ссоре своего домохозяина, за что был казнён. Почти два века сочинение Г. Котошихина пролежало в архиве, и только в 1838 г. в библиотеке Упсальского университета был обнаружен собственноручно написанный автором оригинал. Рукопись не имела заглавия, и издатели вынуждены были дать его сами. По этой причине книга Г. Котошихина иногда фигурирует также под названием «О России в царствование Алексея Михайловича». [6] 17. Вопрос: Для чего царь Московской пишется в християнские государства полными болшими титлами, (от "повелителя") "государем Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкаских и Горских князей, и иным многим государствам и землям, восточным и западным и северным, отчичем и дедичем и наследником, и государем и облаадателем" а в бусурманские государства теми титлами не пишется? Что есть тому за причина? Ответ: Иверское, Карталинское, Грузинское государствы лежат под властию и наболшим послушенством под Персидцким шахом; а в-ыные государства пишется он царь для славы своей, ни по чему, а ис тех государств обычай писатися к царю себя низити, а его высити, и называтися холопми его, яко и в-ыных государствах обычай писати господину к господину, отдаючи себя слугою поволным, и они по тем их униженным писмам разумеют, будто и правда тому есть, что они вечные подданные; а то несть правда, потому что тех государств владетели живут таким обычаем, как межь границ королевского величества и короля Полского и царя Московского живет Курлянской князь. А восточною титлою пишетца Персидцкой же шах издавна, как еще Москвы початку не слыхивано; а на западе много есть иных государств, которые старее и честняя Московского государства. И окроме тех государств и земель, что пишетца в титле к християнским потентатом, иных государств и земель на востоке и на западе у него нет. А хотя на востоке и на западе иные государства и земли есть многие, однако они ему не подданни, но во время против него и войну держат, и тем многим землям восточным и западным, разумеетца, что не есть отчичь и дедичь и наследник и государь и облаадатель, и не гораздо тех двух сторон государства и земли поддаются ему во облаадателство и в подданство; а то есть правда, что на севере у него земель и государств сыщетца. Кабардинская земля, Черкаские и Горские князья под его подданством, однако ему тех титл без других титл писать к Персидцкому шаху некстати. А как бы он писался теми титлами всеми, что пишетца в християнские государства, и на него б за то все бусурманские государства подняли войну; а тех бы государей, которые из тех государств пишутца к нему холопми, ежели б проведал подлинно Персидцкой шах, велел бы их и государства их разорити и погубити совсем. И от того теми титлами не пишется к ним бусурманским государем. [7]Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. Поэмы и повести в стихах. М.: Художественная литература. 1976. С. 78. [8] Данилевский Н.А. Россия и Европа. М., 2015. С. 41. [9] Назаров М. Вождю третьего Рима. М.: Русская идея, 2005. С. 41. [10] Юнг. К.Г. Психологические типы. Мн., 2003. С. 476. [11] Мартынов Л. Весь дом на себе // Вокруг света. № 10, 2005. С. 37. [12] Рыжков Владимир. О Сибири с любовью // Nationalgeographic. – 2008. – Август. С. 50. [13] Рыжков Владимир. О Сибири с любовью // Nationalgeographic. – 2008. – Август. С. 48. [14] Старков Владимир. На кочах по Ледовитому океану // Вокруг света. 1986, № 4. С. 42-47.  







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 10
© 09.10.2021г. Алексей Панищев
Свидетельство о публикации: izba-2021-3171389

Рубрика произведения: Проза -> Сказка
















1