Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Пермская трагедия


Пермская трагедия

­­­­­­­­­Михаил Морозовский (Омск)
Галина Никитина (Пермь)


   ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (часть 1)


   Пермь, 20 сентября, 2021 года, 11 часов 20 минут по местному времени.
   На территории Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ, бывший ПГУ) произошла трагедия…

   Погибли:

Энгаус Маргарита Геннадиевна — 66 лет;
Арамелев Ярослав Алексеевич — 19 лет;
Самченко Ксения Павловна — 18 лет;
Шакирова Екатерина Родомировна — 19 лет;
Айгельдина Анна Александровна — 26 лет;
Мохова Александра Юрьевна — 20 лет.

   Получили ранения:

   29 пострадавших находятся в больнице, у всех огнестрельные ранения. Среди них есть 24-летний студент из Ирака Абдулла Обаит. Семерых пострадавших перевезут в Москву.
1. Михайлова А., 21 год - состояние тяжёлое. Ранение живота.
2. Юматов С., 22 года - состояние тяжёлое. Множественные огнестрельные ранения.
3. Бердиев С., 23 года - состояние удовлетворительное. Ранение плеча
4. Дмитриев А., 18 лет - состояние удовлетворительное. Ранение бедра.
5. Суслонов А., 41 год - состояние тяжёлое. Ранение левого бедра.
6. Шипигузов М., 18 лет - состояние тяжёлое. Ранение позвоночника.
7. Сорока В., 43 года - состояние удовлетворительное. Ранение голени.
8. Обаит А., 24 года - состояние тяжёлое. Ранение бедра.
09. Азанов А., 18 лет - состояние удовлетворительное. Ранение стопы.
10. Нелюбин С., 17 лет - состояние удовлетворительное. Ранение стопы.
11. Сапарова А., 26 лет - состояние средней тяжести. Огнестрельный перелом малоберцовой кости.
12. Булдаков Д., 48 лет - состояние тяжёлое. Множественные ранения бедра и поясничной кости.
13. Оньков Н., 19 лет - состояние тяжёлое. Ранение плеча.
14. Токарев А., 36 лет - состояние удовлетворительное. Огнестрельный перелом правой кисти и ранение ягодичной области.
15. Коротаев П., 48 лет - состояние тяжёлое. Множественные ранения бедра и поясничной области.
16. Сапаров Н., 24 года - состояние средней тяжести. Перелом пястных костей.
17. Головнина Н., 18 лет - состояние тяжёлое. Сочетанная травма.
18. Волгаев В., 19 лет - состояние удовлетворительное. Огнестрельное ранение колена.
19. Косовицина А., 22 года - состояние удовлетворительное. Ссадины спины.
20. Андреев С., 21 год - состояние удовлетворительное. Вывих голеностопного сустава.
21. Каримов Э., 18 лет - состояние удовлетворительное. Вывих голеностопного сустава
22. Пантелеева Н., 20 лет - состояние удовлетворительное. Огнестрельное непроникающее ранение мягких тканей головы.
23. Грехов А., 22 года - состояние удовлетворительное. Огнестрельное непроникающее ранение мягких тканей головы.
24. Еловикова Я., 20 лет - состояние удовлетворительное. Острая реакция на стресс.
25. Дружинин М., 18 лет - состояние удовлетворительное. Множественные поверхностные осколочные ранения.
26. Меньшиков Д., 18 лет - состояние удовлетворительное. Поверхностное ранение головы.
27. Донцов А., 19 лет - состояние удовлетворительное. Разрыв дельтовидной связки.
28. Саломатова Д., 17 лет - состояние удовлетворительное. Закрытый перелом.
29. Соловатов Н. - состояние удовлетворительное. Касательное ранение колена.

   Количество пострадавших:
47 человек.

   У многих психологические травмы после перенесённой трагедии…

   ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 2)

   11 час. 05 мин.
   На скамейку остановки, недалеко от ПГНИУ, присаживается молодой человек, приехавший на такси, лет ему на вид 18-20, одет во всё чёрное. Рядом с собой ставит большую чёрную сумку. Ждёт некоторое время, потом встаёт и идёт по направлению к восьмому корпусу Университета, где располагаются географический и геологический факультеты, на ходу надевает чёрную маску и уже в следующую минуту делает первый выстрел в проезжающую мимо легковую машину…

   11 час. 15 мин.
   Со слов студентки ПГНИУ (сбивчивую речь студентки не редактируем):
«Где-то в 11.15 я с мальчиком из БНД-группы выходила из кампуса, и там этот мужчина начал стрелять. Сначала в машину, а потом направил оружие на нас и выстрелил не один раз. Мой друг убежал в сторону «Пермь-II», а я побежала на территорию кампуса с тем мальчиком, с которым плечом к плечу, – ему попала пуля в плечо. Ещё немного и попала бы в меня…»

   В это время молодой человек, худощавого телосложения, в каске, разгрузочном жилете и с помповым охотничьим ружьём в руках, входит на территорию Университета, при этом продолжает стрелять прицельно. Видно, что люди для него всего лишь передвигающиеся мишени в живом тире.

   11 час. 20 мин.
   В Ботаническом саду Университета заканчивается экскурсия для школьников. В этот момент 30 учеников второго класса и сопровождающие их лица находятся на территории кампуса. Прозвучавшие выстрелы заставили педагогов быстро спрятать детей прямо здесь же в Ботаническом саду, и всё же без жертв не обошлось…

   В это же время:
   Преподаватели и студенты, услышав выстрелы на территории кампуса начали баррикадировать двери аудиторий.

   В это же время:
   Профессор кафедры русского языка и стилистики Олег Сыромятников выразил недовольство тем, что его отвлекают сообщениями о стрельбе. «Не хотите учиться — не учитесь, я вас заставить не могу», — заявил он и добавил, что «было бы прикольно», если бы кто-то вошёл в аудиторию с автоматом и заставил студентов заниматься.
   Убийца уже ходит по университету, выстрелы звучат внутри восьмого корпуса……

   В это же время:
   Спасаясь от смертельной опасности студенты, открыв окна аудиторий второго этажа, выпрыгивают на улицу…


   ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 3)


   В это же время:
Одним из первых, кто оказал помощь пострадавшим на месте трагедии, был студент третьего курса химического факультета ПГНИУ Ашраф Разук. Он находился на близлежащей улице, когда услышал выстрелы на территории Университета. Увидев падающую девушку, сразу подбежал к ней, поднял и отнёс её за стену корпуса химического факультета, где было безопасно.
   После этого Ашраф увидел другого пострадавшего — молодой человек был ранен в ногу. Из своей одежды студент-фармацевт быстро сделал перевязку и вызвал скорую помощь. Затем он вызвал скорую и для своего друга, который до этого защитил девушку от выстрелов убийцы. Человек в чёрном, не скрываясь ни от кого, идёт с дробовиком на перевес по парковой зоне Университета, стреляя быстро, почти не целясь. Абдулла Обаид закрыл девушку собой, при этом он получил огнестрельные ранения обеих ног.

   В это же время:
   Когда раздались первые выстрелы, студент 3 курса химического факультета Овезберди Сабыров был на первом этаже и ждал начало третьей пары. Мимо него пробежали студенты с криками «Стреляют!». То что это не шутка, парень понял, когда увидел, что вооружённый человек уже ранил охранника.
   Иностранный студент быстро сориентировался, собрал всех своих туркменских и русских друзей, тех, кто был рядом и повёл в сторону седьмого корпуса. Всего собравшихся было около 20 человек. Навстречу им двигались сотрудники вуза, они-то и показали эвакуационный выход.
   Овезберди оказавшись рядом с запасным выходом корпуса понял, что быстро помочь тем, кто остался в шестом корпусе не получится, у выхода к этому времени собралось уже слишком много людей. Тогда он выпрыгнул с первого этажа в окно, побежал за пределы кампуса, по пути предупреждая прохожих об опасности, и позвонил в полицию:
- Я старался объяснить студентам, которые были рядом, что сейчас важно не поддаваться панике, нужно быстро найти выход, – рассказал позже Овезберди Сабыров.

В это же время:
Алексей Полушкин узнал о стрельбе от своего начальника — коменданта второго корпуса Николая Лаврентьева. Сразу после этого рабочий побежал в корпус и проверил, что двери закрыты и нажата тревожная кнопка. Рядом с турникетами мужчина увидел раненую студентку, которая лежала на полу. Алексей сразу начал оказывать ей первую помощь — знания о том, как это нужно делать, он получил благодаря образованию и опыту работы учителем физкультуры.
— У неё было ранение живота, я не дал ей перевернуться, чтобы не усилилось кровотечение. На кисти руки есть точка, если её массировать, то человек успокаивается. Это я и сделал. Чтобы она оставалась в сознании, продолжал разговаривать с ней. Она хотела, чтобы я поехал вместе с ней в скорой, но мне там в любом случае не нашлось бы места, — прокомментировал Алексей.

   В это же время:
   Пермские таксисты начали бесплатно увозить студентов с места трагедии, усаживая в машину по несколько человек сразу.
В корпусе Университета продолжали раздаваться выстрелы...


    ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 4)


   Первые минуты трагедии.
   Из видеоматериалов видно, как у входа падает человек и отползает в сторону турникетных ограждений, как только что заполненное студентами помещение входа в корпус Университета быстро пустеет - все разбегаются…
   Тревожную кнопку на посту видимо никто не успел нажать (точнее покажет следствие).
   Не обращая внимание на упавшего охранника (сотрудник безопасности Университета), убийца беспрепятственно входит в восьмой корпус учебного заведения…

   Пара как раз закончилась, кто-то из студентов вышел покурить, кто-то спускался в столовую, кто-то спешил в библиотеку. У всех на всё про всё - десять минут перерыва между парами, спешат по своим делам…
   Именно в это время восемнадцатилетний первокурсник ПГНИУ Тимур Бекмансуров и совершает своё вооружённое нападение…
   Проникнув в восьмой корпус и поднявшись на второй этаж (по выражению студентов – стрелял во всё движущиеся, живое), перемещается по переходу в шестой корпус. Здесь находится самая большая аудитория №227. В неё-то и пытался ворваться Бекмансуров.
   Благодаря доценту Университета Александре Юминой дверь в аудиторию к этому времени уже надёжно закрыта:
- Пришлось зафиксировать дверь ремнём от сумки для ноутбука.
   Студенты помогли соорудить щит из столов и стульев у незапертой двери, карабинами сцепили ручку двери с мебелью….
   Бекмансуров стреляет в запертую дверь…
   Стреляет в выходящих из лифта студентов…
- Мы ещё на втором этаже, пока ехали в лифте, услышали хлопок, а потом ещё два. Но не поняли сначала ничего. Когда начали выходить из лифта, он уже стрелял в нашем корпусе. К нам в лифт забегают две девчонки и говорят: «Давайте быстрее отсюда!» А он стреляет по ним — два выстрела. Слава Богу, не попал, - позже расскажет об этих минутах Артём Азанов.

   За тридцать минут студент-убийца совершил около тридцати выстрелов…


   ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 5)


   В районе 11 часов, 35 минут.
   На стрельбу в Университете одной из первых отреагировала начальник управления общественных связей Ксения Пунина. Ксения пишет пост в телеграмм-канале вуза с просьбой забаррикадироваться внутри аудиторий, либо покинуть территорию кампуса:

   «Если вы на данный момент находитесь в университете, ели вы находитесь в аудитории, пожалуйста, постарайтесь закрыться изнутри и оставаться на месте.

   Если вы находитесь на территории кампуса, покиньте территорию, если это возможно.

   Если вы едете в университет – РАЗВОРАЧИВАЙТЕСЬ!»

   Пунина вместе с командой пресс-службы закрылась в конференц-зале и организовала передачу сообщений также и по университетскому радио. На тот момент, по словам Пуниной, на территории кампуса находились около 3 тыс. студентов.
   Со слезами на глазах Пунина рассказала и о том, как ранили и её студентку — 21-летнюю Анну Михайлову. Ранение в живот – опасное, тяжёлое ранение…

   Из рассказа журналистам декана химического факультета Ирины Машевской узнаём, что все тревожные кнопки вызова Росгвардии в университете, вопреки первоначальным данным, сработали. Но приехали силовики только через полчаса — столько, по словам очевидцев, занял путь от базы до Университета…


    ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 6)


   В районе 11 часов 45 минут.
   Выбегающие с территории Университета студенты кричат:
 - Помогите, нужна помощь, там стреляют!
   Первыми на место трагедии прибыли сотрудники ДПС: - младший лейтенант Константин Калинин и старший лейтенант Владимир Макаров. Их пункт находился в ста метрах от происходящих событий.
   По словам Калинина, они занимались оформлением ДТП рядом с Университетом и услышали крики бегущих студентов о стрельбе у Пермского университета, после чего полицейские срочно подъехали к месту трагедии.
   Макаров организует эвакуацию студентов и преподавателей с территории Университета.
   Калинин бросается на поиски убийцы. Уже в фойе замечает, как человек в чёрном с оружием в руках спускается со второго этажа химического корпуса:
- Я думал только о том, что нужно бежать и спасать людей. Пока бежал к главному входу, достал пистолет и отослал патрон в патронник. Заметил, как со второго этажа выпрыгивают люди — спасаются. <…> Как только я забежал в здание и осмотрелся - услышал звуки стрельбы со стороны лестницы. Я направился к лестницам и услышал, как спускается молодой человек. Встал за стену (точнее будет сказать – Константин запрыгнул на высокий подоконник окна, который видимо и спас его, так как в горячке событий он не успел или забыл надеть бронежилет, лежащий в багажнике патрульной машины) ... Как только молодой человек со мной поравнялся, я крикнул ему: «Бросай…». Он, (Бекмансуров), развернулся и выстрелил в меня, после чего я открыл по нему огонь. Прошло секунды полторы — все очень быстро.
    Бекмансуров упал…


    ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 7)


  11 час. 50 мин., местное время.
   По пермскому радио проходит первая информация о случившемся в Университете.…
   А уже через час сообщили, что представители Минздрава и Минобороны вылетают из Москвы в Пермь.
   В 13 часов 06 минут СК РФ подтвердил информацию о трагедии в Перми.
   В 13.33 – прошла информации, что о случившемся доложили Президенту РФ - В.В. Путину.
   В 14.00 – что стрелок обезврежен и доставлен в реанимацию.

   В это же время:
   На центральных каналах ТВ появляются первые кадры видеосъёмок, снятых с верхних этажей Университета, на которых видно, как по асфальтовой дорожке кампуса неспешно, оглядываясь и на ходу перезаряжая оружие, движется человек одетый во всё чёрное. Разные каналы (программы) сообщают ещё непроверенную информацию, озвучивая разное количество жертв. По одним каналам проходит, что погибло 8 человек, по другим – убитых 6 человек. По пострадавшим цифры расходятся ещё больше.
В это же время:
Появляются первые видеоролики в Интернете. В основном это короткие видео, выложенные студентами Университета с их же комментариями, очень сбивчивыми, очень сумбурными…
   Понятно, что вся информация, поступающая из Перми ещё обрывочна и не проверена, не даёт ясной картины случившегося. Ясно лишь одно, что в Перми произошла большая трагедия, но центр пока ещё не полностью информирован о событиях, происходящих на территории ПГНИУ…


    ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 8)


   20 сентября, около 10 часов 30 минут.
   Тимур Бекмансуров вышел из квартиры.
Он одет во всё чёрное: за чёрной балаклавой видны только глаза, военные берцы, джоггеры, в руках – чёрная сумка.
   Его уже ждало такси - синяя «Mazda 6». Водитель такси предложил пассажиру забросить объёмистую сумку в багажник, но Бекмансуров отказался и взял её с собой в салон. Дорога от дома, где жил Тимур, до университета заняла минут двадцать-двадцать пять. Разговаривать с таксистом студент был явно не расположен, это становится ясно сразу после вопроса водителя, что это за странная коронавирусная маска на лице у пассажира.
   Такси остановилось недалеко от железнодорожного вокзала «Пермь II». Ещё некоторое время странный пассажир проводит на остановке, затем направляется в сторону Университета.
   Приблизительно в это же время студент первого курса юридического факультета ПГНИУ Тимур Бекмансуров размещает в Интернет фотографию, где он уже в каске, с помповым ружьём, на нём жилет (разгрузка) с сотней патронов. После снимка был опубликован подробный материал, как будущий убийца тщательно готовился к этому дню, как он задолго до рокового события планировал массовое убийство.
   Камеры видеорегистраторов зафиксировали человека в каске, одетого во всё чёрное и с ружьём в руках уже на подходе к Университету. На одной из камер видно, как от выстрела по машине на лобовом стекле появились трещины. Водитель тормозить не стал (это понятно, ситуация и опасная, и не совсем понятная), о случившимся никому не сообщил (а вот здесь уже могут возникнуть вопросы). Там же видно прохожих и проезжающие другие автомобили, водители которых вряд ли не заметили человека с оружием. Но и от них, судя по всему, никакой информации о человеке в чёрном никуда не поступило. Получается так, что - моя хата с краю, ничего не знаю…


   ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 9)


   20 сентября.
   Появляется первый пост Тимура о планируемом им массовом убийстве. Он размещает его на своей странице в социальной сети Вконтакте. Почти сразу этот пост будет кем-то удалён и потому точное время его размещение установить теперь сложно.
   Но уже в 10 часов 53 минуты на BAZA появится нечто вроде предсмертной записки Тимура. Для тех, кто желает познакомиться с ней полностью – ссылка: https://baza.io/posts/9a2acbfe-dafb-4080-9ba7-8eba43b5da65
Здесь же – вкратце, хотя не исключено, что пост к этому времени уже был видоизменён и отредактирован.
   План Тимуром вынашивался задолго до случившегося, несколько корректировался по времени, месту, типу оружия, но то, что планировалось много жертв в нём оставалось неизменным.
   После исполнения 18 лет успешно прошёл процедуру получения лицензии на приобретение оружия, пройдя все формальности, тесты и получив все необходимые справки у психиатров.
   Получил охотничий билет в МФЦ. Прошёл обучение безопасному обращению с оружием, успешно сдал экзамены по стрельбе, приобрёл сейф для хранения огнестрельного оружия, прошёл проверку сейфа сотрудниками Росгвардии и уже 28 апреля имел на руках лицензию на приобретение огнестрельного оружия. В тот же день им был приобретён гладкоствольный помповый дробовик.
   Разрешение на ношение и хранение оружия получил 27 мая.
   23 июля на стрельбище «Лосиный лог» (23 км. от Перми) провёл проверку работоспособности дробовика.
   27 августа приобрёл 105 патронов с крупной картечью.

   Три цитаты из его поста:

«…Не знаю, скольких я смогу убить, но я сделаю всё, чтобы забрать с собой как можно больше. Мне плевать на «популярность», хоть я и прекрасно понимаю, что СМИ, учуяв запах мертвечины, наверняка слетятся на место как стервятники. Обо мне будут говорить неделю или месяц и забудут, но я буду лежать в могиле, мне будет всё равно…» -

«… Зато я решил, что буду входить через ближайший к вокзалу вход. В 11:30 начнётся пара, у входа будет небольшое количество людей, студенты используют входы как курилки по причине запрета курения на территории, поэтому курильщики отправятся на тот свет первыми (курение и правда убивает). Думаю, в корпусах не сразу поймут, что к чему, а я в это время уже буду на территории университета. Вопрос только в том, как быстро сотрудники полиции отреагируют на произошедшее, ведь они находятся на вокзале в 2 минутах ходьбы…»

«…Определился с датой, буду выдвигаться 20 сентября. Пока пытаюсь изучить проходы между корпусами, благо в этом мне помогает их приложение с детальным планом территории университета...»

   Получается:
   Готовился давно, действия продуманы и спланированы.
  За всё время (от задуманного до осуществлённого) не нашлось ни одного человека, кто хоть как-то положительно мог повлиять на личность преступника и тем самым не дать свершиться злу. Не нашлось и препятствий на пути этого чудовищного деяния.

   ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 10)

   Взгляд со стороны.
   Хронология событий (коротко):

   Пермь, 2021 год, 20 сентября, 10 часов 30-35 минут
   Тимур Бекмансуров выходит из дома - об этом рассказал его сосед и даже сохранилась запись с камеры видеонаблюдения у подъезда. Парень в балаклаве и чёрной одежде, с объёмистой чёрной сумкой в руках садится на заднее сидение уже стоящего рядом с подъездом такси - синяя «Mazda 6»…
   11 час. 02 мин.
   Такси подъезжает к железнодорожному вокзалу «Пермь II». По словам водителя такси, Тимур сам попросил высадить его на автобусной остановке…
   11 час. 04 мин.
   Тимур заходит в остановочный комплекс. С камер видеонаблюдения не видно, что делает Тимур, находясь на автобусной остановке. Там он пробудет около 15 минут, так и не вызвав ни у одного человека подозрения. После этого он выходит и направляется в сторону проходной Пермского университета. Оружия в руках у него всё ещё нет – только сумка…
   11 час. 25-27 мин.
   Примерно в это время появляются первые сообщения о парне с оружием. Человек в чёрной экипировке начинает стрелять по машинам, по людям, по двери проходной…
   11 час. 30 мин.
   С помощью автопостинга (Автопостинг — автоматическая трансляция сообщений на сайты, в блоги, микроблоги, социальные сети и т.д. Автопостинг может осуществляться при помощи специального компьютерного ПО, но чаще всего он выполняется на сервере, используя разнообразные скрипты. Для автоматизации процесса, обычно, скрипты запускаются из-под Cron′а. При автопостинге публикуются материалы, взятые из RSS-лент, «сграбленные» с других сайтов (часто уникализированные, либо из заранее подготовленной базы…) на странице убийцы в «ВКонтакте» появляется довольно объёмистый текст, где он подробно рассказывает о своей подготовке к нападению и плане действий…
   11 час. 31 мин.
   На западной проходной охрана нажимает тревожную кнопку. Потом ещё раз. Но оба раза она, по-видимому, не срабатывает…
   11 час. 32 мин.
   В это время преступник уже проникает на территорию студенческого городка. … Студенты врассыпную бегут от фонтана возле восьмого корпуса. В это же время должна закончится экскурсия у группы второклассников. Сопровождающие детей лица прячут их в густой растительности Ботанического сада…
   11 час. 34 мин.
   Шальная пуля чуть не попадает в молодого преподавателя ПГНИУ, который вышел за кофе, но в это же время она настигает Маргариту Энгаус, врача-эндоскописта с 40-летним стажем. Женщина сопровождала (встречала) внука на экскурсии – одного из тех самых второклассников, которым посчастливилось вовремя спрятаться…
   11 час. 37 мин.
   Тимур заходит в 8 корпус. Судя по записям с камер внутреннего видеонаблюдения, студенты разбегаются в панике в разные стороны, но не все. У двоих – ступор. На видео видно, как ребята пытаются спасти парня, который не может идти, но протащить его через турникеты не могут. Все убегают, когда заходит Тимур, кроме почти неподвижно лежащего на полу раненого у турникета и девушки, которая в ужасе застыла у лифтов. Тимур стреляет в лежащего студента практически в упор, перешагивает турникеты и идёт дальше…
   11 час. 40 мин.
   Студенты в аудитории на втором этаже в панике пытаются покинуть аудиторию. Они выпрыгивают в открытые окна. Видно, что некоторые при этом получают травмы…
   11 час. 43 мин.
   Нажали ещё третью тревожную кнопку. Сигнал о помощи «Арсенал-Региону» пришёл только в это время. Их время пути до университета: 6 минут по навигатору…
   11 час. 49 мин.
   Появляются первые сообщения пресс-службы ПГНИУ с указанием спрятаться в аудиториях и не приезжать в университет….
   На место трагедии прибывают сотрудники охранной организации «Арсенал-Регион»…
Охрана звонит в 112. Потом сотрудники «Арсенал-Региона» передадут, что никто долго не брал трубку.
   11 час. 50 мин.
   Тимур Бекмансуров уже поднялся на второй этаж восьмого корпуса и вышел в переход между восьмым и шестым. В это время ему навстречу из-за поворота выходит девушка. Преступник стреляет в упор...
    Непонятно, почему девушка так спокойно шла по коридору. Есть версия, что в это момент система оповещения о тревоге всё ещё не работала…
   11 час. 55 мин.
   Иван Печищев уже забаррикадировался со своими студентами в аудитории...
   12 час. 03 мин.
   Старший лейтенант Владимир Макаров и младший лейтенант Константин Калинин услышав крики бегущих студентов незамедлительно выдвигаются на помощь.
   12 час. 06 мин.
   Макаров помогает студентам эвакуироваться из университета…
  12 час. 10 мин.
  Калинин направляется в шестой корпус через главный вход. Очевидцы сообщили, что Тимур Бекмансуров находится на втором этаже…
   12 час. 15 мин.
   Убийца спускается в холл корпуса со второго этажа. Калинин кричит ему «Бросай!..», но Тимур стреляет. В ответ Калинин делает 8 выстрелов…
   12 час. 19 мин.
Появляется информация о ликвидации стрелка. Как выяснилось потом, Тимур получил тяжёлые ранения и за его жизнь борются врачи …

   Произошла трагедия… Пермский Университет на неделю прекратил занятия.


ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 11)


   Тимур Бекмансуров родился в городе Глазове, Удмуртской республики. В Пермь переехал в 2014 году.
   Мать Тимура - Наталья рассказала, что её сын спокойный, заботливый, любит кошек. До весны этого года он встречался с девушкой — со своей одноклассницей. «Я считаю, что у меня был идеальный ребёнок, он во всем мне помогал, я уверена, что он никогда не пил спиртного и не курил», — рассказывает женщина. По её словам, сын очень любил военную тематику, был очень умным, знал психологию людей, но всегда их не любил.
   С 6 лет Тимур живёт только с матерью. Отец покинул семью, но отношения между отцом и Тимуром сохранились хорошие.
   Тимур болел астмой. Рано освоил компьютер — учил на нём азбуку, а с 7 лет начал увлекаться компьютерными играми — «стрелялками». Мечтал стать полицейским или военным, но по состоянию здоровья он бы туда не прошёл, поэтому решил учиться на судебного эксперта.
   В 2020 году весной Тимур приобрёл через Интернет каску зелёного цвета времён войны, а летом перекрасил её в чёрный цвет.
   Успеваемость в школе была хорошей, но ЕГЭ сдал очень плохо. Мать считает, что он несерьёзно отнёсся к экзаменам.
   Про то, что сын купил оружие и хранил его дома, она прекрасно знала. Он держал его в металлическом ящике с замком. Деньги на покупку накопил, а часть якобы дал отец — с ним у него были хорошие отношения. Утром в тот роковой день женщина ушла на работу в 8 часов утра. Сын сказал ей, что ему на учёбу к 10, ничего необычного в его поведении она не заметила.
   Знакомые отмечают, что Тимур по большей части ходил один, был не склонен к общению. Проблем с одноклассниками не наблюдалось, был тихим, лояльным, никуда не лез, в общем – такой серенький „тихушник“».
   По описанию соседей: Бекмансуров худой, почти двухметрового роста, выделялся длинными волосами и всегда сутулился.
   И всё же уже в школе случалось следующие: Тимур угрожал учителям за поставленные неудовлетворительные оценки, говорил, что вернётся и когда-нибудь отомстит за это, «придёт с оружием».
   Девушка, с которой дружил последний год Тимур, вспоминает, что он считал вполне нормальным случай в Казани, присылал ей фотографии, скачанные в Интернете, на которых были отражены казни, расстрелы, отрубание головы, чем сильно удивлял её, ведь она тоже не считала его агрессивным или больным.
   Интересовался историей, стрелковым оружием. Стрелял лучше всех в классе.
   В употреблении наркотиков не замечен.
   Вроде бы всё не так уж и плохо, за свою жизнь многие из вас встречали куда более агрессивных и не сдержанных подростков, из которых впоследствии выросли вполне уважаемые люди, хорошие специалисты и примерные семьянины.
   Так откуда же взялись следующие строки в его предсмертном послании обществу:

   «Думал об этом давно, шли годы, и я понял, что настал час сделать то, о чём я мечтал. С середины 10-го класса начал откладывать деньги на покупку огнестрельного оружия, или же, в случае неудачи в его приобретении, деньги были бы использованы для получения водительских прав категории В1. Для меня не имело значения, как я это сделаю, буду ли использовать оружие или машину, а возможно, и бомбу с ножом. Решил отталкиваться от плана с оружием только потому, что всю жизнь у меня неплохо получалось стрелять, особенно после того, как я увидел результаты по стрельбе своих одноклассников примерно два года назад, жалкое зрелище…

   В первоначальном плане в качестве места для нападения я выбрал свою уже бывшую школу, но в конце марта я решил изменить место. Школа была слишком неприятным местом для того, чтобы проводить в нем последние 10 минут своей жизни, да и у детишек там не особо много путей отхода для спасения…

   Года 4 назад, наверное, я был бы рад сюда поступить, но сейчас это уже не имеет значения. Я заприметил этот вуз ещё во времена, когда ходил в него на курсы в 9-м классе, мне понравилось большое количество корпусов и, соответственно, студентов, есть где разгуляться, да и сама локация выглядит неплохо, куда лучше, чем гнилые хрущёвки вокруг. Не самое худшее место, чтобы умереть...»

   Когда произошли эти мировоззренческие изменения в личности Тимура? Ведь не были же они заложены в него с раннего детства? Почему ни родные, ни близкие, ни друзья, ни школа не заметили этих перемен?
   Наша зашоренность?
   Придавленность собственными заботами и проблемами?
   Обременённость нехваткой свободного времени из-за жёстко сжавшихся и бешено ускоряющихся событий?
   Не успеваем адаптироваться к переменам?
   Финансовая нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне?
   Список можно продолжить и скорее всего что-то из него, действительно, имеет место быть.
   И всё же ни это самое главное…


   ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 12)


   Несколько фактов (подчёркиваем - не все, а лишь несколько) о схожих ситуациях… Тревожные факты и, возможно, не всем стоит читать эту часть статьи, но без неё полной картины всё же не получается.
  Итак, сухие факты:

   3 февраля 2014 года.
   Инцидент со стрельбой в школе № 263 в районе Отрадное города Москвы произошёл 3 февраля 2014 года. Десятиклассник Сергей Гордеев, вооружённый карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного...

   5 сентября 2017 года.
   Нападение на школу в городе Ивантеевке Московской области произошло утром 5 сентября 2017 года. Девятиклассник Михаил Пивнев зашёл в здание «Образовательного центра № 1», учащимся которого являлся, где открыл стрельбу из пневматической винтовки, а затем взорвал самодельные взрывные устройства. В результате атаки пострадали 4 человека — учительница информатики, которой подросток нанёс удар секачом по голове и выстрелил в лицо, а также трое учеников школы, выпрыгнувших из окна здания учебного заведения...

   17 октября 2018 года.
   Массовое убийство в Керченском политехническом колледже произошло днём 17 октября 2018 года. В результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек из числа учащихся и персонала учебного заведения, включая предполагаемого нападавшего; пострадали 67 человек. Крупнейшее по количеству жертв массовое убийство в учебном заведении в новейшей истории Европы…

   15 января 2018 года.
   Двое пермских подростков, вооружённых ножами, напали на четвёртый класс собственной школы № 127. В резне пострадали 15 человек, среди них нападавшие, ученики 4 «Б» класса и их педагог. Краевые власти и руководители силовых структур после теракта заявляли, что охрану учебных заведений централизуют и усилят. Кроме того, начнут работу по «раннему выявлению склонности к преступлениям среди подростков»…

   14 сентября 2019 года.
   Стрельба в Амурском колледже строительства и ЖКХ — убийство, произошедшее 14 ноября 2019 года. В результате стрельбы погиб один студент, нападавший совершил самоубийство; пострадали ещё 3 человека…

   11 мая 2021 года.
   Массовое убийство в гимназии № 175 (Республика Татарстан) — инцидент, произошедший утром 11 мая 2021 года в Казани на улице Джаудата Файзи. В результате взрыва и стрельбы погибли 9 человек, 32 пострадали….

   21 мая 2021 года.
   Березники. Десятиклассник лицея № 1 ударил ножом в горло 74-летнюю преподавательницу. Его задержали. Расследование уголовного дела идёт. Учительница уехала из Прикамья. Власти снова говорили об усилении мер безопасности в школах…

   20 сентября, 2021 года.
   Пермь. Массовое убийство в ПГНИУ. Погибло 6 человек,
29 человек получили ранения, 47 человек пострадали. Следствие идёт…

   Прочитав это, понимаешь, что пермский случай, произошедший 20 сентября 2021, исключением не является -прослеживается некая растущая кривая подобных ситуаций.


    ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 13)


   То, что в эпоху Интернета информация распространяется быстро и доступ к ней есть у каждого желающего это не новость. То, что информация может принести пользу или навредить - тоже ясно. То, что любую информацию, выложенную в Интернет, всё же желательно проверять и перепроверять тоже не является открытием. В нашем случае пост студента первого курса юридического факультета ПГНИУ появляется в Интернете совсем незадолго до случившейся трагедии, почти сразу же удаляется и вскоре появляется вновь. Хотелось бы, чтобы такая информация отслеживалась правоохранительными органами, возможно, что и в этом случае на самом деле всё является именно так, но…
   Видимо, всё же нет, иначе хоть какие-то меры по обеспечению дополнительной безопасности от нападения предполагаемого убийцы были бы приняты.
   Найдутся те, кто возразят – надо же время на проверку! Да, надо, но пока проверяете всё же лучше перестраховаться и обеспечить безопасность предполагаемого объекта нападения, уж потом – проверяйте столько, сколько вам на это потребуется времени.
   Говорят, что полиция была занята на выборах, и многие работали ещё и в ночь перед данной трагедией, и потому, скажем так, некоторые полицейские были отпущены на вполне заслуженный отдых. Но о каком отдыхе может идти речь, если прошла информация о готовящемся преступлении?!
   Кто-то скажет – все мы мудры задним числом, а в данном случае было вначале много неясного, может кто-то просто пошутил или решил кого-то попугать. Можно подойти и так, но именно в данном случае было указано и место, и время планируемого нападения, и даже размещена фотография будущего убийцы. И что?

   Попробуем немного разобраться.
   ПГНИУ имеет собственную службу безопасности, охраняющую входы на территорию кампуса. Правда она безоружна и непонятно имеет ли охрана бронежилеты, другие какие-то средства индивидуальной защиты служащего в охране от внезапного нападения.
   Судя по данному случаю – нет.
   Оружие.
   Да, трудно даже представить, что у охраняющих внешний периметр Университета должно быть оружие. Это ведь тоже может быть опасно – нападение на охрану превышающим количественно числом нападающих, отъём оружия и т. д. И вот уже преступники вооружены.
   Тревожная кнопа.
   В конкретном случае непонятно почему всё же сигнала с неё не поступило? Или всё же поступил, но на него не отреагировали, или всё же среагировали, но поздно? Да, в этом сможет разобраться только следствие.
   Далее - охрана каждого входа в корпуса Университета. В нашем случае это один боец ЧОП. То же: только тревожная кнопка, без средств индивидуальной защиты. Без возможности мгновенно заблокировать вход какими-то техническими средствами.
   Как видим из истории произошедших событий этого явно недостаточно!
   И вновь здесь можно возразить - студент-убийца имел пропуск на территорию данного вуза, знал все ходы-выходы и потому у него не могло возникнуть никаких сложностей в том, когда и как попасть на территорию кампуса, а затем, собственно, и в университет.
   Да, это так, но не в данном конкретном случае! Здесь же мы видим с записи камер внешнего слежения, что к территории Университета приближается человек в чёрной полувоенной экипировке с маской на лице в шлеме, с оружием в руках, при этом стреляет на ходу. В то, что не нашлось ни одного человека, кто бы просматривал в этот момент данную видеосъёмку мало верится, либо же все они были не на своих местах или занимались не тем делом, раз никто из них на это не отреагировал. Либо же – всё опять-таки было поручено электронике – закачивалось в память, а потом (при случае) просматривалось.
   Давайте рассмотрим ещё один момент. Студент- убийца сразу же после выхода с остановки переодевается, на нём появляется шлем. Ладно, маску можно принять за ковидный изыск молодого человека (спишем на издержку времени), но в руках у него помповое ружьё, он стреляет по прохожим и машинам! И что? Опять ни одного сигнала о том, что на улице явно нестандартная ситуация - есть угроза жизни прохожим. Опять не нашлось никого, кто бы сообщил об этом в правоохранительные органы? Что, никто не знает номер телефона 112?
   Верится с трудом.
   Тогда что же это?

   Найдутся те, кто скажет, что такое нападение в данный момент предотвратить было уже невозможно, что такое надо отслеживать заранее, действовать, так сказать, на упреждении ну и тому подобное…
   Хорошо, (хотя чего тут хорошего!) давайте разберём и этот вариант.
То, что произошло на территории ПГНИУ, не является случаем исключительным, такое, к сожалению, происходило в России уже не раз (достаточно вспомнить весьма схожую трагедию в Казани), да и в Перми подобные этому события уже происходили, после чего: и президент выступал, и меры принимались, и виновные были наказаны, и сам факт усложнения задачи в получении огнестрельного оружия на лицо, попробуй пройди столько комиссий, да получи всю эту кипу справок! Так почему же воз и ныне там?
   Или всё же не так и всего этого недостаточно?

   Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина на краевом родительском онлайн-собрании сообщила, что изменений и новых мер по безопасности в пермских школах не будет. То, что делается по охране - это максимально возможные меры, их нужно соблюдать максимально жёстко.
   То, что соблюдать меры безопасности необходимо максимально точно, тут и к гадалке не ходи – министр прав!
А вот то, что сделано всё максимально возможное – очень даже спорно! Разве бабушка-пенсионер, сидящий на месте охранника это максимально возможное? Разве пожилой мужчина, досиживающий до пенсии, это наше всё? А ведь и такие случаи сплошь и рядом. Причём, чаще всего мы видим, что охранник всего лишь один, а если что с ним случится? Дальше дорога открытая - препятствий нет.
   Если б всё было именно так, как говорит министр образования, разве бы такое повторилось?

   В СМИ совсем недавно прошла информация, что «…в России за 1,6 млрд. рублей создадут систему по выявлению социально опасных учащихся. Поясняется, что она должна будет анализировать письменные работы школьников и студентов и выявлять «склонности к социально опасному и деструктивному поведению…»
   Вроде бы всё правильно, вроде очень даже надо и своевременно, но тут возникает вновь масса вопросов:
- А кто будет отбирать туда данную информацию и по какому принципу?
- А кто будет закачивать туда данную информацию?
- А кто будет её анализировать?
- А насколько это информация будет закрытой и защищённой. Не случится ли так, что: «я на сегодняшний день очень даже шалопутный ребёнок и учусь с двойки на тройку, и за острым словцом в карман не лезу, и порой могу сказать грубое слово и учителю, и родителю, и подраться не прочь, да и за себя постоять, если это потребуется, могу. И вот уже невзлюбившая меня училка отправляет в некий наблюдательный орган мои не совсем удачные диктанты и сочинения, присовокупляя сопроводительной запиской, в которой вся её нелюбовь ко мне отображается в весьма нелесной характеристике – социально опасен! А я (вот ведь незадача) расту, расту, учусь, на моём пути встречаются достойные педагоги, люди, профессионально знающие своё дело…. Я учусь у них, перенимаю опыт, вырастаю в крупного предпринимателя, открываю своё дело, исправно плачу налоги, вовремя начисляю своим рабочим заработную плату, и даже от бизнеса остаётся им на квартальные премии, и вот уж время мне заняться более масштабным делом а тут - ать - база-то вечна!
   Данные-то заложены и существует их реальная возможность использовать даже много лет спустя. И вот уже находится человек, которому я поперёк горла (со своим преуспевающим делом) и тот, кто добывает ему «компромат», и тот, кто его опубликует или в СМИ, или в нэт, своеобразно подредактировав и аранжировав его перед этим, и даёт ему ход! И вот я уже не могу выдвигать свою кандидатуру в депутаты, мне закрыт ход в политику, мне закрыт доступ к административной работе – я же «социально опасен»!
   Скажете – ну, надумали, ну наворотили! А допустить пусть ни это, но что-то подобное вы не хотите?
   Так что, система по выявлению социально опасных учащихся не нужна? Заметьте, я этого не говорил, но вряд ли это корень решения всех проблем, скорее его часть, возможно даже малая часть, и очень хотелось бы чтобы это малая часть действительно служила доброму делу. Пусть создатели данного проекта задумаются над этим.

   А теперь вернёмся немного назад, к Интернету, вернее к распространению подобной информации во всем доступных социальных сетях или других новостных источниках со свободным доступом.

   «Следственный комитет проверяет появившуюся в соцсетях информацию о массовой подготовке нападений на школы. Общественный резонанс после расстрела студентов в Перми вызвал у некоторых подростков желание повторить такие действия.»

   Глава СК Александр Бастрыкин сообщил: «Резонанс, возникший после случая в Перми, сподвиг и других несовершеннолетних к желанию повторить подобные действия. На днях следственными органами были инициированы проверки сведений из социальных сетей о готовящихся аналогичных преступлениях в Ростове-на-Дону и Вологодской области».

   И вот здесь мы вспомним тех сторонников, которые много говорят, что информация о подобных преступлениях появляться в Интернете не должна, что надо наказывать тех, кто распространят подобную информацию, что вообще никакой информации (имён, дат, данных о количестве пострадавших) о подобных случаях в Интернете быть не должно!
   Но если её не будет, то как СК сможет оперативно принимать меры, как люди узнают правду, кто её донесёт до нас - ТВ и СМИ? Так они с этим явно не справляются.
   И потом, разве эта информация призывает к насилию? Разве эта информация направлена на то, чтобы воспитать насильников? Информация информации рознь. И свобода слова прописана в нашей с вами Конституции. И желание знать и пытаться разобраться самому и помочь в этом другим не могут быть запрещёнными или наказуемыми.
   А вот информацию обучающую, направленную на воспитание преступного элемента и дестабилизацию в обществе действительно стоит выявлять как можно раньше (заметим, что исключить появление таких сайтов или обучающей преступной информации практически невозможно), а тех, кто её распространяет жёстко наказывать.
   Стоит обратить внимание и на тех, кто неслучайно ей пользуется, посещая такие ресурсы регулярно, поработать и с ними, пока не поздно…
   Думаем, что это уже делается, но вот насколько успешно?

   И что в итоге?
   А в итоге невозможность только силовыми, только репрессивными методами справиться с этой теперь уже государственной проблемой.
   А как тогда?


    ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ (продолжение, часть 14)


   Общество или личность?..
   Семья, близкие или окружающий социум?..
   Кто виноват, что молодые убивают молодых?..
   Откуда эта страсть самоутверждения через кровавые жертвы?

   Кто виноват?
   Конечно же наверняка найдутся стрелочники, которые в данном конкретном случае не особо рьяно выполняли некие должностные инструкции, и бригадиры, что не проконтролировали тщательное соблюдения этих инструкций и авторов этих инструкций, которые что-то там не додумали, не донесли до нижестоящих…
   Конечно же можно сослаться, что на что-то ещё не хватило пока времени или финансов, но в планах это уже есть и завтра (возможно послезавтра) это обязательно появится, но вернёт ли это погибших?

   Кто виноват?
   Интернет с его на первый взгляд безграничными, но точнее бесконтрольными возможностями?
   Стрелялки, что заманили в свои сети уже большую часть молодых и зелёных?
   Гаджеты, от которых сложно оторваться даже тогда, когда рядом стреляют и гибнут твои товарищи, но ты жмёшь на кнопку и на адреналине снимаешь падающего человека, вместо того, чтобы прийти ему на помощь?
   Школьные учителя, которые завалены разной отчётностью с ног до головы, и зачастую никак уже не реагирующие на оскорбления, полученные ими от своих же учеников?
   Родители, что страшно побаиваются, что завтра им просто не хватит денег собрать своё чадо в школу, с ног до головы заваленные проблемами выживания в этом далеко не ясном ближайшем будущем, находящиеся в жёстком недостатке свободного времени, которое они с удовольствием бы подарили своему ребёнку?
   Неполные семьи?...

   Кто виноват?
   Список можно продолжать ещё долго и в каждом его пункте конечно же найдётся и доля правды.
   И все же главная беда не здесь. Главная беда в социуме, вернее в его растущим дикими темпами неравенстве, в нашей сегодняшней разобщённости, разъединённости.
   Социум болен, болен серьёзно!
   Заметьте, на первой кнопке ТВ нет вообще детских программ, не особенно лучше и на других каналах ЦТВ.
Часть их просто заменена шоу-программами, в которых зачастую пропагандируется лёгкий и быстрый путь к успеху. Не знание и труд, не целеустремлённость и настойчивость, а сиюминутная выгода от возможности понравиться кому-то там из членов жюри.
   Практически нет программ, в которых бы рассказывалось о рабочих профессиях, где был бы освещён их труд, их достижения. Нет ничего о том, как живёт сегодняшнее село.
   Вместо этого – рапорты чиновников и депутатов: мы открыли, мы построили, мы вложили…Как будто там и не присутствовало ни рабочих, ни фермеров, ни сельских жителей, ни учёных, ни учителей, ни медиков, ни служащих…
   Не забывайте и про ту монопартийность, которая возникла после последних выборов 2021 года, подобный перекос уже был в истории нашей страны, когда у власти в СССР находились только коммунисты.
   Что нам навязывает телевидение – шоу и фильмы, зачастую иностранного производства, по большей части американские и очень низкого качества, в основном это боевики и вестерны, где опять же стреляют, убивают, но ещё больший вред наносят ужастики и фентези, где практически всегда масштабные трагедии и массовые убийства, причём мы и это западное изобретение берём последнее время на вооружение, создавая свои «сказочки» всемирных трагедий. А надо ли?
   Дистанционное обучение имеет как свои плюсы, так и минусы, и не может просто заменить живого учителя и общения со сверстниками, оно серьёзно подрывает социум и те связи, которые устанавливаются в это время между детьми и подростками. Они ведь на всю будущую жизнь! Но горячие головы уже пишут программы, в которых у учителя уже лишь исполняют роль некоего посредника, носителя минимально необходимой информации, но уже не педагога и не наставника.
   С кого брать пример подрастающим?
   С родителей, которые не стесняясь, при детях обсуждают далеко не детские вопросы?
   С героев современных шоу-программ, которые говорят о разводах и неподелённом наследстве?
   С чиновников, которые не стесняясь называют народ быдлом?
   С политиков, которые на ходу переобуваются и вертят обещаниями, как потёртой монетой в своём кармане, не помнят того, что ими же и было сказано раньше?
   Где история государства?
   Где его достижения?
   Где его герои?
   Сегодняшние герои — это заворовавшиеся чинуши, полицейские и преступники, артисты эстрады, спортсмены и нарушители общественного порядка (чаще всего из золотой молодёжи). Их дела смакуют, часто переливая из одной программы в другу. О них пишут. Их обсуждают…
   Где хорошие книги, учебники, фильмы для детей?
   И возникает вопрос, что же сегодня является основной ценностью этого государства? Явно не подрастающее поколение.
   А кто тогда?
   А что?..
   Деньги?!
   Ну, так купите на них своё спокойствие, здоровье себе и вашим детям, купите друзей, положение в обществе, хорошую память о делах ваших. Купите безопасность!..
   Не получается…
   Тогда думайте, и не ищите сиюминутных быстрых решений, не обещайте другим дешёвых и скорых благ.
   Общество должно выздороветь!
   Иначе всё это повториться снова и уже на новом более жёстком для всех нас уровне…

   Начните с себя, с ваших детей, найдите для них свободное время, научите их уму-разу, направьте их энергию в мирное русло. Вложите в них свою любовь, своё сердце, душу и это будет лучшим вашим вложением в жизни, с самыми выгодными дивидендами в будущем.
   Думайте!


*В статье использованы материалы, размещённые в свободном доступе в Интернете. Часть материалов и размышлений взята из личной переписки авторов этой статьи.

** Авторы не претендуют на всеобъемлющее освещение случившегося, а лишь рассматривали отдельный эпизод в данном конкретном случае и будут благодарны читателям, если от них поступит какая-то уточняющая информация.


                                                                                                 Омск. 2021 год, 01 октября.








Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 63
© 01.10.2021г. Михаил Морозовский
Свидетельство о публикации: izba-2021-3167089

Метки: михаил морозовский, статья, пермская трагедия, публицистика, школа, университет, дети, воспитание,
Рубрика произведения: Разное -> Публицистика
Подрубрика: Стихи про жизнь



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  















1