Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Вундеркинд Алиса как жертва семейной секты


­­ "Вундеркинд" Алиса – жертва семейной секты

Попалось на глаза сразу несколько публикаций о "вундеркинде" Алисе Тепляковой, и эта информация почему-то зацепила.
Не буду повторять об этой девочке то, что говорят, что заметили все, и с чем я полностью согласен: да, ребёнка лишили детства, да, однобокое развитие – одно в ущерб другому, да, средненькие результаты по тестам ЕГЭ – не та цель, к которой надо было стремиться… Гораздо полезнее было бы углублённое изучение тех предметов, от которых она отныне избавлена – поскольку их "сдала", скинула как пройденный этап.
(Что, разве биология или химия – не интересные области, изучения которых, если в них углубиться, хватит на целую жизнь? А география? А литература? А иностранные языки? А физика? – Всё это сферы, в которые можно погрузиться с головой и остаться там на всю жизнь – не гони тебя родители к другой цели: "сдать", вырваться вперёд, опередить других?)
Но всё же, поскольку я привык изучать людей "в полевых условиях", т.е. бОльшую часть информации о них черпать из их интонаций, жестов, мимики и общего контура поведения, я понял, что главное именно для меня – у в и д е т ь эту девочку с её папой собственными глазами. Это всегда давало мне больше, чем тысячи слов (я ведь говорил, что я ещё и физиономист – разве нет?)
И я нашёл видео с выступлением папы с дочкой на телевидении.
Видео это меня ужаснуло.
Ну, "семейные трусы", в которых глава семьи явился в студию для публичного выступления перед миллионами (не побоюсь этого слова) зрителей, шокировало не меня одного.
Сейчас, когда я взялся за перо, я могу "продлить" это первое впечатление уже на одну, следующую ступень: скажите, это признак адекватности человека? Хорошего понимания обстановки и необходимой гибкости, чтобы встроиться в неё, в неё вписаться?
Явно нет.
(Не говоря уже о бороде – даже бородище! – которая всегда была для меня признаком боязни её носителя открыть своё лицо, предстать пред окружающими полностью и честно, ни за что не прячась, ничем не маскируясь).
Но главное всё-таки девочка, эта самая "вундеркинд".
Согласен с теми, кто её вундеркиндом не считает, видя обычную поверхностную натасканность, хорошую цепкую память – а какая ещё память может быть у ребёнка, если с малых лет (или даже месяцев) его подключить к активному усвоению информации? – Думаю, что любой нормальный ребёнок запомнил бы на её месте не меньше.
Но что мне особенно бросилась в глаза – это неусидчивость. Беспрестанное ёрзанье, неспособность спокойно усидеть на месте, то есть то, чему, среди прочего, нас всех учат с детского сада и первого класса школы: спокойно высидеть необходимый отрезок времени: от того интервала, когда воспитатель читает дошколятам книжку, до – более сложных 45ти минут урока в школе. А затем – усложняя задачу, переходя на новый этап – "пару" в вузе – час двадцать минут.
Без этого элементарного и вроде бы "внешнего" навыка никакая учёба в стационарном учебном заведении не получится, это, если подумать, особая задача, которую мало кто осознаёт как отдельную, но непременную к исполнению.
Придётся, видимо, "особенной девочке" и дальше учиться по собственному графику и собственным ритмам – к общепринятой норме она пока не приспособлена.
Плюс – она постоянно трогает своего папу за руку. Это её "подкрепление", это черпание ею уверенности, что она всё делает правильно. Это тоже неспроста.
Педагогические убеждения её родителей, видимо, базируются на предоставлении детям полной свободы, расковывания их порывов и побуждений… - Хорошая установка, если не забывать о второй стороне медали: что сдержанность среди людей, самоограничение – необходимый атрибут правильного и успешного взаимодействия с окружающими, без них эта свобода выродится в эгоцентризм и нарциссизм.
Что, вообще-то, уже и произошло.
Задайте себе вопрос: а какая у этой девочки самооценка?
Задали? Ответ, я думаю, напрашивается сам собой. – Самая высокая. – Она уже сейчас уверена что она лучше, исключительнее всех, на голову выше всех остальных людей.
Именно к этому стремилось воспитание в её семье: добиться превосходства над другими, подняться над ними. И хотя юная Алиса ещё никуда и ни над кем на деле не поднялась, в душе своей она уже уверена, что всех превзошла.
Хорошее начало жизненного пути! – Сформировавшись в узком, замкнутом (и тесном, ориентированном только на себя и свой главный авторитет – отца)  кругу – она там приобрела ощущение превосходства над остальными людьми, при том, что с людьми вне этого семейного мирка, за его пределами ещё ни разу по-настоящему не сталкивалась.
А вот когда столкнётся – начнётся настоящая ломка (я такой нарциссический тип ребёнка описывал в заметке "Сюжет Чехова…"). Со всеми вытекающими: истериками, дикими выходками, фантастическими обвинениями… - Мир, который она встретит за пределами своей семьи-квартирки будет для неё шоком и жизненной катастрофой.
(Я заметил, что у неё даже дикция очень плохая. Как у какого-нибудь Маугли, который привык проборматывать что-то только на понятном его окружению языке, но не развил свою речь до внятной всем в большом сообществе людей).
Я удивляюсь, что молчат специалисты в области формирования личности. Даже психологи со специальным образованием и учёными степенями мямлят что-то невразумительное, повторяют всем понятное и без них.
Но личности у девочки просто нет, личность у неё не сформировалась – она только часть своего семейного "куста" с очень плотно спрессованными его ветками (9 человек в однокомнатной квартире! Постоянное взаимодействие с одними и теми же людьми, все 9 лет её жизни!) – Без этого "куста" она неспособна ни на что.
Говоря простыми словами, она лишена собственной идентичности, самости, самостоятельности, она на сегодняшний момент может быть только "частью" чего-то, и больше ничего.
Но раз личность у неё неполная, раз она только "часть" – что это напоминает нам больше всего?
Да, секту. Именно секту, где авторитарный руководитель принимает решения единолично, и эти решения и "цели" подчинённого ему сообщества – обязательны для всех.
Не зря взволнованные наблюдатели всматривались в пару отца и дочери, ища в их общении следы принуждения девочки к тем "подвигам", которые она совершила. Внешне никакого принуждения не заметил даже самый придирчивый взгляд.
Однако по сути оно есть и никуда не делось: маленький мирок, в котором с рождения оказалась девочка, просто не дал ей выбора, не дал ей увидеть другие стороны жизни и другие цели, кроме тех, которые стоят и поддерживаются, культивируются его авторитарным главой.
История Алисы цепляет не даром. Люди инстинктивно чувствуют, что им открыли нечто чудовищное, уродливое. Хотя не могут пока найти для обозначения этого уродства подходящих слов.
Будем дожидаться, когда найдут?
Или действовать надо уже сейчас – и реабилитационно-психологически уже после того, как, в первую и неотложную очередь – юридически?







Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 25
© 18.09.2021г. Евгений Мартин
Свидетельство о публикации: izba-2021-3158665

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


Валентина Ларионова       19.09.2021   22:56:50
Отзыв:   положительный
О девочке не могу ничего сказать,
однако нарциссизм наблюдается и у
взрослых людей.
Печально, когда вижу это.
Спасибо!
Всего доброго Вам, Евгений!
Евгений Мартин       21.09.2021   15:01:54

Валентина, спасибо за отзыв и за добрые слова.
И вам удачи и благополучия!














1