Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Жизнестойкость, устойчивость и выносливость


Жизнестойкость, устойчивость и выносливость
­­­­­­­­­То, что вы выберите смыслом и целью, поможет вам пройти через любые испытания (Стивен Саутвик)
***
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Жизнестойкость – это сочетание жизнелюбия и энергичности; действенного интереса к жизни и возможностей для достижения поставленных целей. Жизнестойкость – это умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации, что повышает вероятность их успешного разрешения.
***
Жизнестойкость
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Жизнестойкость (от англ. hardiness — «выносливость», «устойчивость», «закалённость») — способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности.
История В 1975 году С. Мадди со своей исследовательской командой начали изучать менеджеров в телефонной компании Illinois Bell. В это время компания в корне меняла принцип работы, из-за этого сотрудники испытывали сильный стресс. В 1981 и 1982 гг. там было уволено приблизительно 40 тысяч работников.
Исследуя выборку порядка 450 менеджеров компании по различным медицинским и психологическим параметрам, С. Мадди обнаружил, что две трети испытуемых в ситуации резких перемен подтверждали концепцию стрессаГ. Селье: их здоровье ухудшалось, показатели успешности работы падали, портились отношения с близкими людьми. Были зафиксированы случаи повышенного артериального давления, мигреней, депрессий, разводов, попыток суицида. Но с другой частью выборки всё было иначе. Треть испытуемых под влиянием длительной неопределённой стрессовой ситуации, напротив, преуспевали. Они чувствовали себя здоровее, чем когда либо, укрепляли отношения с близкими, а в работе они выдвигали ценные идеи, работали лучше, эффективнее, а если и уходили из компании, то преуспевали в других местах, а порой открывали собственное дело.
Заинтересовавшись, в чём разница между «пострадавшими» и «преуспевшими», С. Мадди начал искать различия между этими двумя группами. Оказалось, что различия между «преуспевшими», названными жизнестойкими, и «пострадавшими», нежизнестойкими, заключались в наличии или отсутствии трех установок: по отношению к стрессовым ситуациям, в особом отношении к окружающим людям и в применении особого трансформационного копинга или регрессионного.
В настоящее время термин «hardiness» имеет наиболее устоявшийся в современной научной терминологии перевод «жизнестойкость», предложенный Д. А. Леонтьевым.
Компоненты жизнестойкости С. Мадди выделил три сравнительно автономных компонента жизнестойкости: вовлечённость, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях.
Вовлечённость («commitment»), означающая включённость личности в события своей жизни и свою деятельность, получение удовольствия от этого.
Контроль («control») мотивирует субъекта к поиску путей и средств влияния и воздействия на ситуацию, с целью ее трансформации в менее или не стрессогенную, избегая попадания в состояние беспомощности, убеждённости в наличии причинно-следственной связи между его действиями, поступками, усилиями и результатами, отношениями, событиями и т. п.
Принятие риска («challenge») позволяет личности понимать неизбежность риска и оставаться открытой окружающему миру, принимать происходящее событие как вызов и испытание, даёт возможность приобрести новый опыт извлечь для себя определённые уроки.
Помимо этих компонентов жизнестойкость включает в себя такие базовые ценности, как кооперацию (сотрудничество), довериеи креативность.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее с помощью тренингов. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребёнком. В частности, для развития компонента вовлечённости принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребёнка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Механизмы жизнестойкости В своих исследованиях С. Мадди описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и стресса:
оценка жизненных изменений как менее стрессовых
создание мотивации к трансформационному совладанию
усиление иммунной реакции
усиление ответственности по отношению к практикам здоровья (здоровому образу жизни)
поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию
Характеристика жизнестойкого человека Согласно С. А. Богомазу жизнестойкий человек:
высоко осмысливает собственную жизнь, удовлетворён прошлой и настоящей жизнью, которая воспринимается им как интересная и эмоционально насыщенная
склонен искажать реальность, создавая идеальную картину мира
демонстрирует высокий уровень активности и целеустремлённости, благодаря которым он с интересом включается в жизненные события, стремится владеть ситуацией и управлять собственным здоровьем
свойственен высокий эмоциональный интеллект и способность адекватно управлять своими и чужими эмоциями
Исследователями подтверждена связь жизнестойкости с гибкостью мышления, креативностью, высокой социально-психологической адаптированностью и общим психологическим благополучием личности.
Таким образом, жизнестойкий человек не только способен сохранять «веру в себя и свои силы», в положительный исход любой ситуации, но также умеет эффективно перестраивать собственные установки, навыки и способности в соответствие с трансформацией полученного опыта. Жизнестойкий человек способен избирательно подходить к выбору копинг-стратегий в той или иной ситуации. Использует проблемноориентированный стиль совладания в ситуациях, требующих и имеющих возможность разрешения, и эмоционально-ориентированный стиль в ситуациях, не имеющих возможность разрешения, при длительных стрессовых воздействиях.
Понятие жизнестойкости в различных подходах В теориях экзистенциалистов жизнестойкость связана с индивидуальностью, активностью, направленностью субъекта на творческую деятельность, целеустремленностью проектирования будущего саморазвития, осознания смысла существования в социальном обществе.
Философы-иррационалисты объясняют жизнестойкость через стремление человека к самоутверждению силой духа, преуспевания в жизни.
Герменевтика интерпретирует смысл жизни субъекта через самосознание, активное «вчувствование», личностное «сопереживание» и связывает эти понятия с жизнестойкостью.
Философия позитивизма поддерживает необходимость актуализации в юношеском возрасте жизнестойкости — «созидательных импульсов вживания» в социум при условии личностной развитости мышления.
Гуманистическое направление считает, что жизнестойкость проявляется в стремлении человека к совершенству, самодетерминированности поведения, самоактуализации, теории «самости», социального взаимодействия и др.
А. Ф. Замалеев и другие российские философы дополняют иностранных авторов и говорят о необходимости познавательной активности индивида, ведущей к саморазвитию, мотивированности на достижение поставленной цели, обращаются к воле, сознанию, индивидуализации, что открывает новые направления изучения феномена жизнестойкости человека.
Родственные понятия Важно отметить, что при изучении психологических процессов противостояния человека стрессу, способов преодоления экстремальных ситуаций, способностей к личностному развитию в трудных жизненных обстоятельствах используются различные понятия. Все они, отчасти, являются родственными понятию «жизнестойкость» и, прежде всего, отражают наличие существующих внутренних возможностей человека, которыми он может воспользоваться в различных жизненных ситуациях.
Ресурс является понятием полидисциплинарным. По словам В. П. Зинченко, ресурсный подход дает возможность в терминах одного языка описать как требования, накладываемые внешней средой на систему, так и внутренние возможности системы удовлетворять данным требованиям. Жизнестойкость личности рассматривается некоторыми исследователями, как личностный ресурс, а также способность в жизненно важных ситуациях воспользоваться внешними ресурсами.
Адаптация также понятие полидисциплинарное. Психологическая адаптация — процесс установления оптимального соответствия личности окружающей среде в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды.
Психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.
Психологическую стойкость личности связывают, как с проявлением способности сохранять постоянный уровень активности, хорошее настроение, так и с проявлением таких личностных качеств, как отзывчивость, наличие разносторонних интересов, избегание упрощенности в ценностях, целях и стремлениях.
Устойчивость личности, по А. Н. Леонтьеву, определяется соотношением смыслообразующих мотивов с определенными поведенческими особенностями, со способами осуществления деятельности.
Термин жизнеспособность был впервые введён Б. Г. Ананьевым, который подразумевал под жизнеспособностью общую трудоспособность человека. Главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, по мнению Б. Г. Ананьева, — тренируемость интеллектуальных функций. В настоящее время акценты в определении жизнеспособности несколько смещены в сторону выживаемости человека и его личностного самосохранения (И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин, М. П. Гурьянова и другие). В англоязычной психологической литературе жизнестойкость (hardiness) рассматривается как фактор психологической резилентности («resilience»). Жизнестойкость, в отличие от резилентности, определяется как личностная черта, амортизирующая воздействие сильного стресса. Жизнеспособность включает в себя более широкий спектр феноменов психики человека, которая развивается по определенным генетическим, психологическим и социально-психологическим закономерностям. Она является многокомпонентным личностным образованием, влияющим на актуализацию различных свойств психики человека в ситуациях жизненного стресса и напряжения. Наличие этого качества присуще человеку в качестве индивида, личности и субъекта.
Личностный потенциал — интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ею усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала — это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут — внешними неблагоприятными условиями. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.
Понятие жизнестойкость пересекается с вышеприведенными понятиями, однако оно обозначает отдельно значимый феномен психики человека, который развивается по определённым генетическим закономерностям, является многокомпонентным личностным образованием, влияющим на актуализацию различных свойств психики человека в ситуациях жизненного напряжения
***
­Устойчивость — одна из основных составляющих счастья и успеха. Наша жизнь наполнена неудачами и несчастьями. То, насколько хорошо вы реагируете на невзгоды, определяет вашу жизнеспособность. Устойчивые люди всегда доходят до финишной черты, причем не озлобленными из-за прошлых неудач, а более сильными и опытными.
Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям
10 шагов к эмоциональной устойчивости
  Американские психиатры Стивен Саутвик (Steven Southwick) и Деннис Чарни (Dennis Charney) выявили несколько качеств, общих у всех эмоционально устойчивых людей, переживших тяжёлые жизненные испытания. Результаты их исследования помогут вам научиться справляться с самыми страшными потрясениями.
1. Будьте оптимистичны
Да, умение видеть светлые стороны поддерживает. Что интересно, в данном случае речь идёт не о «розовых очках». По-настоящему стойкие люди, которым приходится переживать самые тяжёлые ситуации и всё равно идти к цели (военнопленные, солдаты спецподразделений), умеют соблюдать баланс между позитивным прогнозом и реалистичным взглядом на вещи.
Реалистичные оптимисты принимают во внимание отрицательную информацию, которая относится к текущей проблеме. Однако, в отличие от пессимистов, они не зацикливаются на ней. Как правило, они быстро абстрагируются от неразрешимых на данный момент проблем и концентрируют всё внимание на тех, которые могут решить.
И не только Саутвик и Чарни выявили эту особенность. Когда американский журналист и писатель Лоуренс Гонсалес (Laurence Gonzales) изучал психологию людей, выживших в экстремальных ситуациях, он обнаружил то же самое: они балансируют между позитивным отношением к ситуации и реализмом.
Возникает логичный вопрос: как, чёрт побери, они это делают? Гонсалес понял: отличие таких людей в том, что они реалисты, уверенные в своих силах. Они видят мир таким, каков он есть, но верят, что они в нём рок-звёзды.
2. Смотрите страху в глаза
Неврология утверждает: единственный реальный способ справиться со страхом — посмотреть ему в глаза. Именно так и делают эмоционально устойчивые люди. Когда мы избегаем пугающих вещей, нам становится ещё страшнее. Когда мы сталкиваемся со страхами лицом к лицу, мы перестаём бояться.
Чтобы избавиться от воспоминания о страхе, нужно испытать этот страх в безопасной среде. И воздействие должно быть достаточно длительным, чтобы мозг сформировал новую связь: в данном окружении раздражитель, вызывающий страх, не опасен.
Исследователи предполагают, что подавление страха влечёт за собой повышение активности префронтальной коры головного мозга и торможение реакций страха в миндалевидном теле.
Этот метод доказал эффективность при использовании для лечения тревожных расстройств, таких как посттравматический стресс и фобии. Суть его в том, что пациента заставляют встретиться со страхом лицом к лицу.
Медик и инструктор спецподразделения Марк Хики (Mark Hickey) верит, что встреча со страхами помогает осознать их, держит в тонусе, развивает мужество, усиливает чувство собственного достоинства и контроля над ситуацией. Когда Хики страшно, он думает: «Мне страшно, но это испытание сделает меня сильнее».
3. Настройте моральный компас
Саутвик и Чарни обнаружили, что у эмоционально устойчивых людей очень развито чувство правильного и неправильного. Даже находясь в ситуации, угрожающей жизни, они всегда думали о других, а не только о себе.
Во время интервью мы поняли, что многие стойкие личности отличались острым чувством правильного и неправильного, что укрепляло их в периоды сильного стресса и в то время, когда они возвращались к жизни после потрясений. Бескорыстие, забота о других, помощь без ожидания ответной выгоды для себя — эти качества часто являются стержнем системы ценностей у таких людей.
4. Обратитесь к духовным практикам
Главная особенность, объединяющая людей, которые смогли пережить трагедию.
Доктор Амад (Dr. Amad) обнаружил, что религиозная вера — та самая мощная сила, действием которой выжившие объясняют и саму трагедию, и своё выживание.
Но что, если вы не религиозны? Нет проблем.
Положительное действие религиозной активности заключается в том, что вы становитесь частью сообщества. Так что вам не нужно делать ничего такого, во что вы не верите, вам просто нужно стать частью группы, которая укрепляет вашу стойкость.
Связь между религией и стойкостью отчасти может быть объяснена социальными аспектами религиозной жизни. Слово «религия» происходит от латинского religare — «связывать». Люди, которые регулярно посещают религиозные службы, получают доступ к более глубокой форме социальной поддержки, чем та, которая доступна в светском обществе.
5. Умейте оказывать и принимать социальную поддержку
Даже если вы не являетесь частью религиозного или другого сообщества, вас могут поддержать друзья и близкие. Когда адмирал Роберт Шамакер (Robert Shumaker) попал в плен во Вьетнаме, его изолировали от других пленников. Как же он сохранил самообладание? Стучал в стену камеры. Пленные в соседней камере стучали в ответ. До смешного просто, однако именно эти перестукивания напоминали им, что они не одиноки в своих страданиях.
За 8 лет, проведённых в тюрьмах Северного Вьетнама, Шамакер использовал свой острый ум и творческий потенциал, чтобы разработать уникальный метод общения при помощи перестукиваний, известный как Tap Code. Это стало переломным моментом, благодаря которому десятки заключённых смогли связаться друг с другом и выжить.
«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»
Наш мозг нуждается в социальной поддержке, чтобы работать в оптимальном режиме. Во время общения с окружающими высвобождается окситоцин, который успокаивает ум и снижает уровень стресса.
Окситоцин снижает активность миндалевидного тела, что объясняет, почему поддержка со стороны окружающих уменьшает стресс.
И необходимо не только получать помощь от других, но и оказывать её. Дейл Карнеги (Dale Carnegie) говорил: «Вы сможете за два месяца завести больше друзей, чем за два года, если будете интересоваться людьми, а не пытаться заинтересовать их собой».
Однако мы не можем всегда находиться в окружении близких. Что же делать в этом случае?
6. Подражайте сильным личностям
Что поддерживает детей, которые растут в жалких условиях, но продолжают жить нормальной, полноценной жизнью? У них есть модели для подражания, которые демонстрируют положительный пример и поддерживают их.
Эмми Вернер (Emmy Werner), одна из первых психологов, изучавших жизнестойкость, наблюдала за жизнью детей, которые выросли в бедности, в неблагополучных семьях, где как минимум один из родителей был алкоголиком, психически больным или склонным к насилию.
Вернер обнаружила, что у эмоционально устойчивых детей, которые стали продуктивными, эмоционально здоровыми взрослыми, был в жизни хотя бы один человек, который действительно поддерживал их и был образцом для подражания.
В нашем исследовании была обнаружена аналогичная связь: многие люди, у которых мы брали интервью, рассказывали, что у них есть пример для подражания — человек, чьи убеждения, мироощущение и поведение их вдохновляют.
Иногда сложно найти среди знакомых того, на кого хотелось бы походить. Это нормально. Саутвик и Чарни обнаружили, что часто достаточно иметь перед глазами отрицательный пример — человека, на которого вы ни в коем случае не хотите быть похожим.
7. Поддерживайте хорошую физическую форму
Вновь и вновь Саутвик и Чарни убеждались, что наиболее эмоционально устойчивые люди имели привычку поддерживать в хорошей форме тело и разум.
Многие из тех, с кем мы беседовали, регулярно занимались спортом и считали, что хорошая физическая форма помогла им в тяжёлой ситуации и во время восстановления после травмы. Некоторым она даже спасла жизнь.
Что интересно, поддержание физической формы важнее для эмоционально более хрупких людей. Почему?
Потому что стресс от упражнений помогает адаптироваться к стрессу, который мы испытаем, когда жизнь бросит нам вызов.
Исследователи считают, что во время активной аэробной тренировки человек вынужден испытывать те же симптомы, которые проявляются в минуты страха или волнения: учащённое сердцебиение и дыхание, потливость. Спустя некоторое время человек, продолжающий интенсивно заниматься, может привыкнуть к тому, что эти симптомы не опасны, и интенсивность страха, вызываемого ими, постепенно снизится.
8. Тренируйте ум
Нет, мы не призываем вас сыграть в пару логических игр на телефоне. Несгибаемые люди учатся на протяжении всей жизни, постоянно обогащают ум, стремятся адаптироваться к новой информации об окружающем мире.
По нашему опыту, жизнестойкие люди постоянно ищут возможности поддерживать и развивать свои умственные способности.
Кстати, кроме стойкости, развитие ума имеет ещё много преимуществ.
Кэти Хаммонд (Cathie Hammond) в своём исследовании 2004 года, проведённом в Лондонском университете, пришла к выводу, что постоянное обучение оказывает комплексное положительное воздействие на психическое здоровье: обеспечивает хорошее самочувствие, возможность восстановиться после психологических травм, способность противостоять стрессу, развитое чувство собственного достоинства и самодостаточности и многое другое. Постоянное обучение развивало эти качества благодаря расширению границ — процессу, который является главным в обучении.
9. Развивайте когнитивную гибкость
У каждого из нас есть способ, которым мы обычно справляемся с тяжёлыми ситуациями. Но самых эмоционально стойких людей отличает то, что они используют несколько способов справиться с трудностями.
Жизнестойкие люди обычно гибкие — смотрят на проблемы с разных точек зрения и по-разному реагируют на стресс. Они не придерживаются только одного метода борьбы с трудностями. Вместо этого они переключаются с одной стратегии выживания на другую в зависимости от обстоятельств.
Какой же самый верный способ преодоления трудностей, который определённо работает? Быть жёстким? Нет. Игнорировать происходящее? Нет. Все упоминали юмор.
Существуют доказательства того, что юмор помогает преодолевать трудности. Исследования с участием ветеранов боевых действий, больных раком и пациентов, переживших хирургические операции, показали, что юмор позволяет снизить накал напряжённой ситуации, ассоциируется с жизнестойкостью и способностью переносить стресс.
10. Найдите смысл жизни
У жизнестойких людей нет работы — у них есть призвание. У них есть миссия и цель, которые придают смысл всему, что они делают. И в тяжёлые времена эта цель толкает их вперёд.
Согласно теории австрийского психиатра Виктора Франкла (Viktor Frankl) о том, что работа является одним из столпов смысла жизни, возможность видеть в своей работе призвание повышает эмоциональную устойчивость. Это справедливо даже для людей, выполняющих низкоквалифицированную работу (например, уборщицы в больнице), и для людей, у которых не получилось заниматься выбранным делом.
  Резюме: что поможет укрепить эмоциональную устойчивость
1.Питайте оптимизм. Не отрицайте реальность, смотрите на мир ясно, но верьте в свои возможности.
2.Посмотрите страхам в глаза. Прячась от страха, вы ухудшаете ситуацию. Посмотрите ему в лицо, и вы сможете через него переступить.
3.Настройте моральный компас. Развитое чувство правильного и неправильного подсказывает, как мы должны поступить, и подталкивает нас вперёд, даже когда силы на исходе.
4.Станьте частью группы, которая сильно во что-то верит.
5.Оказывайте и принимайте социальную поддержку: даже перестукивания через стену камеры поддерживают.
6.Старайтесь соответствовать примеру для подражания или, напротив, держите в уме личность, которой вы не хотите стать.
7.Занимайтесь спортом: физическая активность адаптирует организм к стрессу.
8.Учитесь всю жизнь: ваш ум должен быть в тонусе, чтобы подкинуть верные решения, когда вы будете в них нуждаться.
9.Справляйтесь с трудностями по-разному и не забывайте посмеяться даже в самых ужасных ситуациях.
10.Наполните жизнь смыслом: у вас должно быть призвание и цель.
Мы часто слышим о посттравматических психических расстройствах, но редко — о посттравматическом развитии. А ведь оно есть. Многие люди, которые смогли преодолеть трудности, становятся сильнее.
«Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия»
Мартин Селигман
Похоже, Ницше был прав, сказав: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». А один из собеседников Саутвика и Чарни сказал так: «Я более уязвим, чем я думал, но гораздо сильнее, чем когда-либо воображал».
Мария Шерстнёва
***
Что такое эмоциональная неустойчивость и как с ней бороться
Рассматриваемое понятие — полная противоположность психоэмоциональной стабильности. При наличии данного синдрома личность неадекватно реагирует на повседневные раздражители. Такому индивиду сложно концентрироваться на определенном деле. На то, что человек имеет стабильную эмоциональность, могут указывать такие признаки, как: отсутствие ощущения беспричинной раздражительности; возможность контролировать свои эмоции; умение самостоятельно принимать решения, предварительно их обдумав; отсутствие импульсивности; игнорирование мелких проблем и неприятностей. Люди, которые стабильны в эмоциональном плане, нормально взаимодействуют с окружающими, не имеют предрасположенности к аффектам, способны плодотворно трудиться, из-за чего являются отличными работниками. Тогда, как психоэмоционально нестабильные индивиды испытывают проблемы, как при общении с близким окружением, так и на работе ввиду того, что любой раздражитель снижает их работоспособность. Эмоциональной нестабильностью называют отклонение психологического характера, которое проявляется переменами настроения, отсутствием самоконтроля, импульсивностью и прочими симптомами эмоциональной лабильности. Эмоционально волевая неустойчивость является разновидностью психического расстройства личности, главным признаком которого является наличие эмоциональной нестабильности. Такое расстройство характеризуется следующими симптомами: наличие волевых нарушений, которые приводят к отсутствию контроля своих эмоций; процесс принятия решений характеризуется поспешностью, неуравновешенностью; отсутствие продумывания возможных последствий после неправильного принятия решения; частые вспышки агрессии и гнева. Появление в жизни даже минимальной неприятности нарушает жизненный ритм, воздействует на работоспособность, снижая ее, если у человека присутствует нестабильность эмоционального характера. Различают импульсивный и пограничный типы эмоциональной неустойчивости. Первый характеризуется склонностью к импульсивным действиям, поспешным выводам, отсутствием продумывания последствий проявлением жесткости и агрессии. Пограничное состояние характеризуется отсутствием стабильности интересов, наличием ярких однонаправленных эмоций, заносчивостью и нетерпеливостью. В пограничном типе отмечают следующие формы данного состояния: фобическая — присутствует наличие разнообразных тревог и страхов; истерическая — отмечается работа пациентов на публику с целью драматизации своего состояния, использование манипуляций; псевдо депрессивная — человек не воспринимает себя в реальном мире, не способен давать правильную оценку своим поступкам; навязчивая — индивид зациклен на том, чтоб никто не узнал о его проблемах с психическим здоровьем; психосоматическая — отмечается наличие жалоб на проблемы функционирования сердечно-сосудистой системы или органов ЖКТ (при обследовании диагнозы не подтверждаются); психотическая — наиболее тяжелая форма пограничного типа. Человек полностью теряет связь с реальным миром, его могут преследовать галлюцинации, он может направлять свои действия на самоуничтожение.
На сегодняшний день крайне сложно выявить истинную причину, которая приводит к развитию нестабильности эмоционального фона. При этом существуют определенные факторы, которые провоцируют развитие данного отклонения. Среди них отмечают: длительное эмоциональное и психическое перенапряжение;
повышенная нервная возбудимость;
воздействие стрессовых факторов; неправильное воспитание, характеризуемое гипо- или гиперопекой родителей; наличие психологических травм, в том числе оказанное насилие психологического или физического характера, особенно в детском возрасте; последствие недоедания или недосыпа;
отсутствия правильного распорядка дня может приводить к развитию нестабильности эмоций; наличие психастении; отсутствие необходимых организму витаминов или микроэлементов, анемия; наличие гормональных перестроек или патологических сбоев уровня гормонов в организме;
различные отклонения психического характера, в частности биполярные нарушения, депрессии, маниакальное расстройство, невроз; побочный эффект приема определенных медикаментов (в таком случае возникновение эмоциональной неустойчивости будет совпадать с началом приема этих средств); наличие врожденных пороков нервной системы; органические повреждения головного мозга.
Эмоциональная неустойчивость может выражаться:
аффективностью — импульсивность эмоционального характера, когда индивид остро реагирует на воздействие любого раздражителя, не может себя контролировать;
эмоциональными качелями – состоянием, при котором индивид за короткий промежуток времени меняет свое отношение и настроение к определенным людям и так происходит неоднократно.
Наглядный пример, когда манипулятор чередует свое плохое отношение с хорошим — может причинить боль, обидеть, после прийти с подарками и комплиментами. На наличие психоэмоциональной нестабильности могут указывать следующие симптомы:
На наличие психоэмоциональной нестабильности могут указывать следующие симптомы.
Отсутствие способности держать свои эмоции под контролем. Такой человек может начать себя неадекватно вести в ситуации, в которой другой индивид отреагировал бы вполне спокойно, даже не придал бы этому значения.
Наличие регулярных перепадов настроения, например, в определенный момент человек может испытывать избыточную радость, которая сменится сильным плачем.
Серьезные трудности с концентрацией внимания. Когда индивид остро реагирует на все, что происходит вокруг него, ему крайне сложно отбросить все мысли о различных раздражителях и сконцентрироваться на определенном деле.
Наличие импульсивного решения, которое необходимо принять такому индивиду, как правило, поспешно, без должного обдумывания.
Излишняя агрессия, гнев и раздражительность. Если человек не находит понимания при общении с собеседником, он может вступить в конфликт, сорваться, высказаться грубо и даже перейти к физическому насилию.
Повышенная слезливость, зачастую без видимой на то причины. Так у эмоционально нестабильного человека вызвать слезы может даже подгоревшая яичница.
Источник: https://psycho4you.ru/rasstrroystva/emotsionalnay...






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 45
© 12.09.2021г. Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2021-3155662

Метки: выносливость,
Рубрика произведения: Проза -> Психология



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1