Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Без культуры нет народа, нет страны...


Без культуры нет народа, нет страны...
­Друзья!

Есть чудные места в нашей стране, куда всегда  тянет душа.Это старинный город Псков с его историко-культурными достопримечательностями.
Отступление.
"Псково-Изборский объединенный музей-заповедник — один из старейших музеев России. Он был открыт в 1876 году как Псковский археологический музей силами местных краеведов. Даже в трудные годы революции и войн музей не закрывал двери для посетителей. В статусе Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника существовал с 1979 года. С 2019 года вошел в состав Псково-Изборского объединенного музея-заповедника, а с 20 января 2021 года получил статус федерального музея. С момента основания музей являлся общественным заведением, находился в ведении Археологической комиссии при губернском статистическом комитете.
Музей сегодня — это Псковская и Изборская крепости, объект ЮНЕСКО, 17 объектов в городе и три в области.
По количеству экспонатов музей насчитывает более 670 000 единиц хранения и обладает одним из крупнейших собраний страны.
Псково-Изборский музей-заповедник является крупным социокультурным учреждением региона, играющим важную роль в формировании туристической инфраструктуры Северо-Запада".https://ar.culture.ru/ru/
...Хранительницей Пскова называют Анастасиевскую часовню. Более чем столетняя Анастасиевская часовня — единственный дошедший до нас памятник, где сохранился весь ансамбль росписей Н. К. Рериха, включая Спаса Нерукотворного, Святого Николая, Богоматери — «Царицы-Небесной» и Святого Духа. Входит в состав Псковского музея-заповедника.
Построенная для спасения Пскова от моровой язвы 1710 года, Анастасиевская часовня в год новой пандемии разрушается. Фрески, созданные по эскизам Николая Рериха, стали трескаться после строительных работ поблизости. Сейчас объявлен народный сбор денег на спасение часовни – ни у государства, ни у церкви средств на это не нашлось.
Так вот тьма "чтит" память великого художника,  истинного подвижника Культуры Николая Коннстнтиновича Рериха. Имя его чернили и чернят до сих пор (см. статью Л.В.Шапошниковой). Разрушен и Общественный музей имени Н.К.Рериха в Москве.
И все же МЦР не сдается, ведет борьбу с силами зла и тьмы, покусившимися на наследие и само Учение Жизни  посланников Иерархии Света Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов.
Книги "Агни-Йоги" сегодня читают и изучают во всем мире!

 Вл.Назаров
*******
1. Новости МЦР.

24 сентября 2021 года в Пскове откроется уникальная выставка «Хранительница Пскова», посвященная 110-летнему юбилею со дня основания Анастасиевской часовни. Сегодня общественность совместно с музейными работниками стремится спасти этот исторический памятник от разрушения. 
Лейтмотивом выставки стала тема защиты Культуры, выраженная в идее Пакта Рериха, первого Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Документ, созданный в 30-х годах ХХ века по инициативе Н.К.Рериха, заложил основы международного права в области защиты мирового культурного наследия. Богатая памятниками старины Псковская земля сыграла особую роль в формировании идеи Пакта, вдохновив художника на поиск путей сохранения культурного достояния всего человечества. 
Выставка состоит из разделов: «Н.К.Рерих и Псковский край», «А.В.Щусев – архитектор Анастасиевской часовни», «“В наших путях так много общего…”. Вехи сотрудничества Н.К.Рериха и А.В.Щусева», «Н.К.Рерих – автор эскизов для фресок Анастасиевской часовни», «Часовня-страдалица», «На пути к Возрождению». Отдельная экспозиция рассказывает об истории создания Пакта Рериха и его актуальности в наши дни. 
Зрители познакомятся с малоизвестными страницами жизни и деятельности Николая Рериха, связанными с Псковским краем, узнают много нового о творческом союзе двух прославленных мастеров – А.В.Щусева и Н.К.Рериха, впервые увидят исторические фотографии часовни, редкие архивные документы, старинные иконы Св. Анастасии и другие экспонаты из фондов Псково-Изборского музея-заповедника и частных архивов. 
Подготовка выставки стала возможна благодаря бескорыстной помощи сотен людей, участвующих в целевой благотворительной программе «Сохранение Анастасиевской часовни с росписями по эскизам Н.К.Рериха» (2020–2023). 
Организаторы проекта: Государственный Псково-Изборский объединенный музей-заповедник, Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих (г. Москва), Международный Центр Рерихов (г. Москва). 
***************
13 августа 2021 года в Хельсинки и 14 августа в Тампере (Финляндия) состоялась IX Международная конференция «Пакт Рериха и Знамя Мира – веха эволюции сознания». Конференция была приурочена к 90-летию Первой международной конференции в поддержку Пакта Рериха в г. Брюгге (Бельгия) и посвящена 95-летию Л.В.Шапошниковой, 110-летию П.Ф.Беликова, и 90-летию К.А.Молчановой. 

Приветственное слово – Паула Лииматта, председатель Финляндского Общества Николая и Елены Рерихов. 
Приветствие Международного Центра Рерихов в адрес Конференции – Э.Р.Крамп. 
Документальный фильм «Брюгге, сентябрь 1931 года. Событие, достойное памяти» (англ., рус.), Немецкое Рериховское Общество. 
Подиумная дискуссия «Культура покоится на красоте и знании». 
Участники дискуссии: 
Галина Шнайдер, председатель правления Немецкого Рериховского Общества, г. Ремшайд, Германия 
Лейля Штробль, президент Австрийского общества Рерихов – Национального комитета Пакта Рериха, г. Айзенштадт, Австрия 
Елена Александрова, председатель Эстонского общества Рериха, член Эстонского комитета Пакта Рериха и Знамени Мира, г. Таллин, Эстония. 
Паулиина Аарва, доктор общественных наук, доцент, г. Тампере, Финляндия. 
Мари Нуутинен, учитель, член Регионального центра экспертных знаний по вопросам образования в интересах устойчивого развития Университета ООН, г. Эспоо, Финляндия. 
Хейди Раутионмаа, журналист, пастор, г. Хельсинки, Финляндия. 
Доклады: 
Елена Александрова. Дни Знамени Мира в Эстонии. 
Лейля Штробль. Вехи Пакта Рериха. 
Галина Шнайдер. Культура есть объединяющая сила. 
Э.А.Томша. Международный культурно-выставочный проект «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Санкт-Петербурге – пример реализации концепции Культуры Н.К.Рериха. 
**************
24 августа 2021 года в Тампере (Финляндия) на 3-м этаже культурного дома «Laikku» состоялось торжественное открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность». 
Проект проводится Международным Центром Рерихов (Москва) под патронатом ЮНЕСКО и при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации с 2012 года. За это время он был представлен в 20 странах мира (в том числе в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, Дворце Мира в Гааге, штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Дворце Наций Отделения ООН в Женеве) и более чем в 160 городах России. 
Выставка рассказывает об истории и актуальности в наше время «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», названного в честь его инициатора Пактом Рериха. В международном правовом поле Пакт стал первым документом, предусматривающим безусловную защиту исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время. Его главный смысл отражен в призыве Н.К.Рериха «Мир через Культуру». Художник был убежден в преобразующей силе Культуры, формирующей будущее, в котором утвердится мир, сотрудничество и доброжелательное отношение народов друг к другу. 
https://icr.su/
**************
2.Николай Рерих – мыслитель или шпион?

 Тира Уэйр хорошо разбиралась в делах своего мужа, английского резидента в Сиккиме, и старалась помогать в его тайной работе. Она поудобней уселась за стол, положила перед собой бумагу, старательно вывела: «Неофициальный отчет о Рериховском вопросе». Она ясно понимала, что изложенное ею заинтересует Хауэлла, секретаря по делам иностранцев при правительстве Индии. Тем более что и сам он просил ее изложить свои соображения. 
«Когда я сопровождала мужа в его тибетской миссии в Лхасу в 1930 году, – писала Тира, – я поняла, что мысль Тибета, которая находится под влиянием пророчеств и монастырских писаний, направлена на ожидаемый грандиозный сдвиг во всей стране. Действительные сроки этого сдвига различны и неясны, как и описание самого сдвига. Каждый монастырь имеет собственное фантастическое представление об этом, но один факт признается всем Тибетом. Это приход Майтрейи, и чем скорей, тем лучше. Общая идея сводится к “Майтрейе”, или грядущему Будде, который должен появиться через 100–200 лет… Ему будут предшествовать два завоевателя. Первый придет с Запада. Он будет иностранцем и не буддистом, и он завоюет всю страну… 
Как и остальной мир, Тибет участвует в скрытом советском движении. Несомненно, что в различных монастырях уже есть советские агенты… 
Завоеватели придут с Запада и Севера, и почему они не могут быть русскими? Другими словами, почему один из них не может быть Юрием “де Рерихом”, человеком, который изучил мудрость лам, соединив ее с западным образованием и поддержкой Советов?.. 
Изумляющее упорство, способности и амбиции семьи Рериха нельзя отрицать… Я твердо убеждена, что они, Рерихи, полностью готовы даже сейчас к любому политическому кризису, который может возникнуть в любой момент в Центральной Азии. Смерть Далай-Ламы может легко ускорить события». 
Я вспомнила о Тире Уэйр, читая некоторые московские газеты. Недавно в газете «Сегодня» была напечатана статья О.Шишкина «Н.К.Рерих в объятиях “наглого монстра”». О великом художнике, в частности, сообщается: «Глава диверсионного отряда, в задачу которого входило покушение на Далай-Ламу XIII и свержение тибетского правительства». 
Итак, спустя более чем 60 лет у Тиры появились единомышленники. Ее фантастическая идея нашла поддержку в России, в той стране, которой она боялась и которую не любила. 
Однако даже английская разведка, следившая за Рерихами, имела свой предел. «Установлено, что никогда не было известно определенно, что он (Н.К.Рерих. – Л.Ш.) является коммунистическим агентом. Конечно, это никогда не было доказано. Если бы это было установлено, тогда бы все было давно прекращено» (из отчета П.К.Бэмфорда от 5.12.1929 г.). Иными словами, Рерихов бы выселили из Индии немедленно. Однако этого не случилось. 
Агент английской разведки полковник А.Е.Махон, специально приставленный к Рерихам, писал секретарю правительства Индии в апреле 1931 года: «Вам, возможно, будет интересно узнать, что старик (Н.К.Рерих. – Л.Ш.) занят своими картинами и пишет книгу… Они (Рерихи. – Л.Ш.) начали создавать здесь небольшой музей… Я слежу за их действиями и дам вам знать, если что не так, но в настоящее время, я уверен, они безвредны, хотя и эксцентричны…» 
Лучшая разведка мира, английская, понимала, что подозрения в отношении Рерихов никогда не подтвердятся. Чиновники просто выполняли тягостную для них рутинную работу. Тира Уэйр оживила эту рутину на некоторое время. Один из чиновников написал на копии ее отчета: «Я прочел эти бумаги с огромным интересом; они хороши, как роман Эдгара Уоллеса». 
Но бессмертный дух Тиры Уэйр вдохновил российских фантастов. В статье О.Шишкина предпринята малодостойная попытка доказать, что Н.К.Рерих был советским шпионом. 
На чем базируется его версия? На некоем документе от 1893 года о том, что находящиеся под негласным надзором супруги Водовозовы имели отношения со студентами Пивоваровым и Николаем Рерихом. На известных фактах 1918 года: разграблении имущества Рериха (сам он тогда лечился в Финляндии), переезде Рерихов в Швецию, проведении там выставки и получении паспорта Временного правительства России. (В своем очерке «Призраки» Рерих упоминает о господине, предлагавшем ему приехать с картинами в Германию и своем отказе.) Известно и то, что Рерих возмущался поведением большевиков. Далее, в Лондоне, куда в 1920 году переехали Рерихи, английская разведка вела за их домом наблюдение. Также известно об отказе Н.К.Рериха войти в интернациональный журнал. И наконец, за три месяца до выхода Центрально-Азиатской экспедиции Рериха из Урги, в 1927 году, в разведотдел Среднеазиатского военного округа пришла из Внутренней Монголии депеша, содержащая информацию о желании «уничтожить Далай-Ламу». 
Надо, конечно, обладать неуемным воображением или страстным желанием сделать из Рериха Штирлица, чтобы сложить все это в странный узор несуществующих доказательств. Между вышеперечисленными фактами заливается состав, который должен образовать фигуру «командира диверсионного отряда». Этот состав замешан на вымысле или домысле. 
К области стихийного разгула авторской мысли относится бездоказательное утверждение, что знакомство с Водовозовым, который был или, может быть, не был сподвижником Александра Ульянова, «существенно повлияло на мировоззрение художника»; зачисление «Общины», одной из книг серии «Живой Этики», связанной с космической эволюцией человечества, в разряд народнической литературы. Несостоятельна и попытка увязать рериховский очерк «Призраки» с событиями в Германии 1918 года. Самый поразительный момент в авторских измышлениях связан с В.А.Шибаевым, который несколько лет работал секретарем Н.К.Рериха. Этот скромный, с физическим недостатком человек предстает в качестве «связного Коминтерна». Какого-то неизвестного иностранца арестовывают в редакции «Рабочий Дредноут», никто не знает его фамилии, значит, это Шибаев! Шибаев был горбат: кому в голову пришла бы «блестящая» мысль сделать человека с такой приметой связным? Этот «связной» приезжал по приглашению Рериха в Индию в 1924 году и вскоре уехал в Европу, а вернулся лишь в 1928 году, когда началось формирование компартии Индии, которая в результате действий английской разведки надолго оказалась в изоляции от Коминтерна. А тут «связной Коминтерна» пожил несколько месяцев в Индии, да еще в самом глухом горном районе Дарджилинге, а потом взял да и уехал. Где донесения этого агента?! 
Если принять авторскую систему доказательств, то любого из нас можно превратить в шпиона. Что, собственно, и делалось в годы сталинских репрессий. Ведь назван в той же газете Международный Центр Рерихов Международным Центром разведслужбы!.. Сенсация с новонайденным Штирлицем оказалась столь привлекательной, что ее тут же продублировали две уважаемые отечественные радиостанции. 
Мы узнали, что Центрально-Азиатскую экспедицию финансировал Коминтерн. Доказательства этого факта обезоруживают своей наивностью и, я бы сказала, невежеством: «Рерих хотел поехать в экспедицию, но эту экспедицию могла субсидировать такая организация». 
Между тем всему миру известно, что Центрально-Азиатскую экспедицию финансировали американские рериховские организации, в том числе Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Именно авторы биографии Рериха в серии ЖЗЛ, на неосведомленность которых ссылается Шишкин, объясняют «таинственный» визит Рериха в Америку тем, что он принял предложение директора Чикагского института искусств организовать в США свои выставки и заработать таким образом на якобы «финансируемую Коминтерном» экспедицию. 
Дальше – больше. О.Шишкин повторил старые измышления о том, что Рерих раздаривал драгоценные камни, хотя сам Николай Константинович писал об этом, как о вымысле. Профессор А.Сенкевич в передаче радиостанции «Юность» превратил эти несуществовавшие камни в «церковное имущество, награбленное большевиками» и переправленное Рериху в качестве зарплаты, и на полном серьезе предложил послать в Индию эксперта, чтобы вернуть нашей церкви награбленное. В сотрудники Рериха были зачислены все советские дипломаты, которых он встретил по маршруту своей экспедиции через китайский Синьцзян. Сам Николай Константинович оказался не только агентом Коминтерна и советской разведки, но он, оказывается, сотрудничал еще до революции с военной разведкой российского Генштаба. 
Профессор А.Сенкевич поставил Н.К.Рериха в один ряд с замечательным разведчиком Р.Зорге, потребовал для Николая Константиновича Золотой Звезды Героя России и заявил, «что Рерих был вынужден камуфлировать свою замечательную патриотическую деятельность мистическими вещами». Что это значит, ведомо лишь самому профессору. Неужели его предложения – плод лучших побуждений, стремления обнаружить еще одного «неизвестного героя»? 
Вряд ли в этом нуждались бы Рерихи! Оба выступавших по радио – и О.Шишкин, и А.Сенкевич – завершили свои речи нападками на Международный Центр Рерихов. Полагаю, что в суде, куда мы подали свой иск, разберутся с этим по справедливости. 
Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи работали всю свою жизнь на культуру своей Родины. Они оставили нам свое богатейшее наследство – художественное, философское, литературное. Они были среди тех, кто формировал новое планетарное мышление XX века. Имя Рерихов известно и высоко ценится во всем мире. Ни одна страна не допустила по отношению к нашим великим соотечественникам того, что допускали и допускают у нас. 
Нам известно отношение чиновничьего аппарата к культуре. Мы знаем о мизерных суммах, отпущенных на нее по бюджету. Мы знаем также, и об этом много писал Рерих, что без культуры нет народа, нет страны, нет человека. 
В мире существует только два музея, два культурных центра – один в Нью-Йорке, другой в Москве, – которые были созданы членами семьи Рерихов. Нью-йоркский музей сформировал Николай Константинович Рерих, московский организовал Святослав Николаевич Рерих и передал для его наполнения наследие своих родителей. Музей Рериха в Нью-Йорке работает спокойно и плодотворно, не подвергаясь нападкам. В России же предпринимается откровенная попытка уничтожить эту успешно работающую культурную организацию. В ход пускаются и запугивание, и стремление лишить Центр Рерихов здания, в котором расположен общественный Музей Н.К.Рериха, и клевета, доносы и т.д. Теперь вот взялись за самого Рериха и его семью. 
Большой поэт сказал: если зажигаются звезды, значит, это кому-то надо. Я могу добавить к этому – если гасят звезды, то это тоже кому-то надо. Разве наш народ не достоин Света? 

Людмила Шапошникова, 
вице-президент Международного Центра Рерихов, 
лауреат Международной премии Д.Неру 
Газета «Вечерняя Москва», 18 ноября 1994 г. 

Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. 
В 7 т. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, 2001. С. 497–502 
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
10  сентября 2021 года.







Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 17
© 10.09.2021г. Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2021-3154132

Рубрика произведения: Проза -> Статья


Евгений Мирмович       10.09.2021   11:33:21
Отзыв:   положительный
Благодарю Вас Владимир. 24 сентября я как раз буду проездом в Пскове. Обязательно найду выставку и часовню.
С поклоном, Евгений
















1