Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

О чем промолчала золотая рыбка


                                                                       ­О чем промолчала золотая рыбка?
                                                               Размышления по сюжету сказки А.С.Пушкина
                                                                           «Сказка о рыбаке и рыбке»

                 Сказки Пушкина – любимые произведения детства, легко читаемые с запоминающимися красочными образами. Так ли они просты? Возьмем «Сказку о рыбаке и рыбке», что видит в ней ребенок? Конечно, золотую рыбку, которая исполняет все желания. Первая мысль: «Вот бы мне такую рыбку, чтобы появился танк, как у соседа Пети, или кукла, как у сестры Маши». Пожалуй, все. Именно это считывает в сказке ребенок, да и не только он, многие взрослые тоже. Не мог гений Александра Сергеевича преподнести нам историю только о существовании волшебной рыбки. В сказке более глубокое содержание. Давно у меня появилось желание внимательно почитать сказки Пушкина, поразмышлять, задаться вопросами. Может быть, получится докопаться до глубоких истин, заложенных в этих сказках? Вот и начну с нее, с золотой рыбки.
                  Жили себе, жили старик со старухой, долго жили, да богатства не нажили: изба вросла в землю, корыто прохудилось. Всю жизнь старик ловил рыбу, старуха хлопотала по дому. Что интересного в этих героях, не понятно? Однажды не совсем обычная получилась рыбалка у старика, попалась рыбка, да не простая, а с золотою чешуею, да еще разговаривать может по-человечьи, откуп предлагает любой за свою свободу. Казалось бы, вот удача, проси чего хочешь, хоть пенсию большую, хоть прибыльный бизнес. Когда я в детстве читала эту сказку, сразу появлялась мысль: «Старик должен попросить новый невод. Его-то совсем прохудился». Старик же отпускает рыбку просто так. Что за старик такой оказался в героях у Пушкина? Интересно, стоит присмотреться. Доброта и трудолюбие, терпение и покладистость – такие качества проявляет старик с первых страниц. Еще он обладает хорошей степенью смирения. Долгую жизнь они прожили со старухой, тридцать лет и три года, большой срок. Развивались оба, да, видно, в разные стороны. Старуха в одну, старик в другую –
примирения с судьбой. Раз не дала судьба другого, буду жить тем, что имею. Смирение проникло в старика глубоко, сформировало устойчивое мировоззрение, которое не поколебалось даже при появлении возможности, предложенной золотой рыбкой. Пушкин не пишет о мудрости старика, о его развитом уме, видно, это мировоззрение народа. Еще не раз мы вернемся к этой паре, а пока поговорим о других героях.
Золотая рыбка. Кто она? В сказке рыбка одно за другим производит чудо: то корыто поменяет, то избу новую построит. Можно было бы сказать, рыбка – существо из высоких миров с большими возможностями мгновенно исполнять желания. Но другие чудеса превосходят все ожидания: так же мгновенно рыбка создает сначала боярскую усадьбу с дворовыми слугами и крепостными, а потом и царство с дворянами и боярами, с множеством народа. Заметьте, все эти поселения располагаются на месте старой землянке. Кому такое по силам? Ответ приходит сам собой – могущественному Богу. В образе маленькой рыбки Пушкин зашифровал Бога, которому по силам все. Получается, у старика произошла встреча с Богом, причем, произошла по желанию самого Бога. Это не старик случайно поймал рыбку, а сама рыбка заплыла к нему в невод. С таким набором чудес рыбка вполне могла превратить невод во что угодно и уплыть в синее море, но она этого не делает. Выходит, нашего старика полюбил Бог за те качества, которые мы назвали выше, особенно за смирение и терпение.
Есть еще один полноценный герой в сказке, на которого стоит обратить внимание - море. Почему? Море проявляет эмоции, то оно помутилось, то почернело, то совсем превратилось в бурю с огромными сердитыми волнами. Так море реагирует на события в процессе повествования. Выходит, море – это не просто хранилище воды. Думаю, в сказке море – это образ Мироздания. Мироздание разумно, проявляет эмоции, реагирует на события, происходящие на земле. Если это не так, то можно задать вопрос: «Какая разница водному миру, что происходит на суше?» Водный мир в три раза больше по площади суши, ему нет нужды переживать. Скорее суши надо опасаться водного мира. Мироздание же у нас общее. Изменения, происходящие в одной его части,
сказываются на состоянии других частей. Именно это автор хотел донести до нас, единство нашего общего жизненного пространства. Тогда почему море спокойно, когда золотая рыбка оказалась в сетях старика? Мироздание должно трепетать, вибрировать, а оно спокойно. Интересный вопрос. Мироздание также было бы спокойно, если бы золотая рыбка оказалось в сетях у старухи? Если бы ловила рыбу старуха, а не старик? Дальнейшее повествование подводит нас к пониманию, как море (Мироздание) реагирует на желания старухи. Выходит, нам нужно вернуться к главным героям.
                   Как мы уже сказали, старик обладает хорошей степенью смирения, Бог таких любит и вознаграждает сторицей. Бог готов исполнить любые желания старика, но старику ничего не надо, он привык к такому уровню жизни, не перечит судьбе, намерен и дальше нести свой крест. Простодушный старик рассказывает своей старухе о встречи с рыбкой, о ее предложении исполнить любое желание. И что же старуха? «Простофиля ты, дурачина» - слышит старик оскорбления в свой адрес. Оказалось, перед нами властная женщина, домашний тиран и деспот, а до этого мирно вязала. Что произошло? Выходит, старуха была не довольна существующим положением в отличие от старика. Зависть и жадность сидели в подсознании, готовые выскочить при удобном случае. Доступ к богатству, обеспеченный золотой рыбкой, превращает мирную женщину в монстра. Старик сник, превратился в безропотного, безвольного мужа, который даже не пытается перчить жене. До конца сказки он так и не поднимет голову. С чем же мы столкнулись? С ненасытностью. Это главное, что отличает старика от своей жены. Старик смотрит на вещи по принципу выполнения ими функций: землянка защищает от непогоды – этого достаточно, корыто держит воду, значит, вполне может служить. Он рачителен к ресурсам планеты, ему нет нужды добывать много рыбы. Он ловит столько, сколько нужно для пропитания им со старухой. Смело могу сказать, наш старик любит природу, живет в согласии с природой, является ее частью. Он живет в изобилии самой природы, поэтому спокоен к предложению золотой рыбки. Чего, к сожалению, нельзя сказать про нас с вами. Проживая в философии общества потребления, мы превратили планету в мусорную свалку, свои квартиры в хранилище ненужных вещей. Ненасытность – это болезнь общества потребления, Пушкин напрямую указывает на это. Ненасытность была и во времена Александра Сергеевича. Это болезнь развитого общества, познавшего сладость достатка и не желающего с ним расставаться. А расставаться придется, закон равновесия обяжет. Сказка напрямую указывает на это, когда ненасытность старухи переросла всякие границы, история вернулась в начало: к землянке и разбитому корыту. К философии старика нужно внимательно присмотреться, нужно вникнуть в ее суть. Я уверена, будущее потребует от нас рачительного отношения к ресурсам планеты. В сказке море (Мироздание) спокойно, оно знает, в чьи сети угодила золотая рыбка. Старик не попросит больше, чем ему нужно для жизни. Мироздание изобильно и вполне способно удовлетворить потребности старика. Дальше к событиям присоединилась старуха, поэтому с каждым разом эмоции Мироздания усиливаются.
                       Образ старухи интересен и поучителен. Старуха – она, ведь, не плохая изначально, безгрешная, отчасти смиренная. Но ее смирение не настолько глубоко, как у старика, не задело глубокие структуры души и психики. Как только ситуация меняется, появилась рыбка, которая может исполнять желания, у старухи включаются некие механизмы подъема. Мгновенно включаются и поднимают из глубины подсознания качества, которые мы наблюдаем впоследствии: жадность, ненасытность, деспотизм. Все они сидели в старухе, но не проявляли себя. Ситуация не способствовала. Дальше, больше. Богатство открыло жажду власти, подняло из глубин подсознания деспотизм и агрессию. В старике негативные качества тоже есть, сомнений нет, иначе он не жил бы со своей женой столько лет. Просто у старика замки крепче, его духовность выше. Именно духовность охраняет душу, психику, личность человека от проявления низменных качеств. Вот в чем отличие старика от старухи, в степени духовности. Физически, телом старик живет в одной землянке со старухой, а душой
(сознанием) живет в более высоком мире. Только человек с развитой душой и хорошим уровнем сознания может спокойно относиться к предложению рыбки.
Наборы разных качеств есть у каждого человека, абсолютно у каждого, не стоит сомневаться в этом. Вопрос только в том, способствует ситуация пробуждению негативных качеств или не способствует. Негативные качества не дремлют, всеми силами стараются показать себя, пролезть из глубины наружу и править внутренним миром человека, значит, судьбой и жизнью. Вот причина, по которой нам не надо расслабляться, укреплять и укреплять замки духовности. Чем крепче замки, тем надежнее будет клетка для этих качеств, тем больше шансов, что даже при длительном стрессе, в негативной ситуации они не покажутся наружу. Не будет нужды болезни стоять на страже здоровья души, все болезни уйдут, когда крепкие замки. Крепость замков – вот задача для нашей жизни.
                       Духовность, духовный иммунитет сегодня часто повторяемые слова. Знаем ли мы, что такое духовность? Духовность – это устремление к божественным ценностям: миролюбию, добру, заботе о близких, состраданию, безусловной любви. Постепенно в человеке, идущем по духовному пути, энергия этих качеств проникает все глубже, становясь в основе характера, мудрости, миропонимания. Она формирует убеждения, которые ложатся в основу программ судьбы. Человек, пребывая в такой судьбе счастлив, что может служить людям, высоким целям. Его состояние гормональной системы стабильно, независимо от жизненных ситуаций: от богатства и бедности, от природных и техногенных катаклизмов, от здоровья и болезни. Да, собственно, у таких людей болезни бывают кратковременными и не серьезными. Гормональная система быстро справляется с проблемой. Это и называется духовный иммунитет, высоковибрационное сознание, основанное на духовных принципах, не позволяет гормональной системе опускаться в собственных вибрациях ниже допустимого, что способствует сохранению иммунитета физического. Как оказалось, устремления старухи были к богатству и власти, совсем в другой стороне от духовных ценностей. Само богатство, как и власть, не имеют окраски,
они не плохи и не хороши. Окрас им придает сознание человека. Низменное, эгоистическое сознание придает богатству и власти темные цвета, возвышенное сознание способно придать бизнесу светлые оттенки, направить бизнесменов по пути благотворительности. Возможности, дарованные рыбкой, могли послужить добру: старик со старухой могли построить больницы, школы, детские сады, благоустроить жизненное пространство. На планете всегда найдется во что превратить деньги, но старуха не способна это увидеть. Ее эго нуждается в увеличении, ее желания ненасытны, высокомерие не знает предела. Вот и возмущается Мироздание, вздымает сердитые волны море: «Что ты делаешь старик? Ты же губишь свою жизнь?» Всем у нас хорош старик, обладает большим набором хороших качеств, вот только управлять женским началом не может. Женское начало его пугает, берет над ним власть и подавляет волю. Перед нами безвольный мужчина и, видно, давно. Думаю, жена его пилила постоянно, вот и привык старик подчиняться, лучше не связываться, себе спокойнее будет. Добрый, трудолюбивый мужчина с хорошей душой, светлым внутренним миром оказался под каблуком, в полном подчинении у жены с негативным набором качеств, подлой душой и скверным характером. Вот чему противится Мироздание. Не жалко ему ресурсов, потраченных на новый дом, терем или дворец, Мироздание возмущено тем фактом, что светлая душа не может противостоять грубому напору, оказалась в услужении у низкой души. Получается, старик служит демонам, которые хороводят во внутреннем мире старухи, выдавая то одно желание, то другое. То хочу быть боярыней, то царицей, то совсем невиданное - владычицей морскою. Если бы старик сказал своей жене: «Хочешь новое корыто, вот тебе невод, море недалеко. Иди, лови, что поймаешь, будет твоим», своей волей он подавил бы первую волну болезни старухи. Но этого не произошло, безвольный старик беспрекословно возвращается к морю, боясь перечить своенравной супруге. Еще нет слуг, которые взашей будут его толкать из дворца, еще нет физического насилия и угрозы жизни, а он уже подчиняется. Почему? Слаб, оказался. Нет внутренней силы,внутреннего стального стержня, питающегося силой духа и силой воли. Автор не рассказывает нам о детях этой пары, которые могли бы стать опорой в старости родителям. Детей нет. Причина - в безволии мужского начала и своенравии женского. Слабое мужское начало не может произвести потомство. Слабое женское начало не способно выносить потомство. Правда, женское начало старухи не слабое, а агрессивное, деспотичное, эгоистичное. Такое может выносить потомство, но будет ли оно жизнеспособно? Вот в чем вопрос. В нашей истории у пары потомства нет. Некого винить в своей бездетности, кроме самих себя. Нет детей, нет продолжения рода, нет гармонии, нарушена программа развития. Усиление женской составляющей привело к слабости мужской. Сегодняшняя реальность западной цивилизации подтверждает мудрость сказки. Женщины, решившие взять ответственность за материальное благополучие на себя, направившиеся в сторону карьеры или бизнеса, тем самым взломали генетический код, поставив под угрозу будущее. Такую печальную историю рассказал нам А.С. Пушкин, историю, которая может произойти с людьми, с цивилизацией в любой момент исторического развития, если будет нарушена гармония духовного и материального начал. Рыбка молчала, она не предупредила старика о печальных последствиях его действий. Закон Свободы и Воли позволяет людям получать любой опыт, учиться на своих ошибках, только иногда эти ошибки бывают роковыми для всей цивилизации. Уплыла в синее море золотая рыбка, видно, разочаровалась в людях. Мироздание хранит молчание, только вздымает волны своих эмоций, видно не пришло время прямого диалога, вот и используется иносказательный смысл сказок.
                     Сегодня мои познания говорят, что возврата к исходному не будет, произойдет нечто гораздо худшее. Старуха истратила свою жизненную энергию, может сформироваться программа болезни или смерти. Старик потерял связь с Богом. Почему столько лет они мирно и спокойно жили на берегу моря? Потому, что старик был близок к Богу, его духовный уровень был оберегом. Как только связь с Богом порвалась, Бог ушел от него (рыбка уплыла в синее море), так спокойствие мира
закончится: набегут враги, разорят, сломают землянку, уведут в плен. Об этом вздыхает Мироздание, но не может сказать, старик не просит, а мог бы. Ведь откуп золотой рыбки мог быть не только материальный. Он мог быть знаниями, навыками, методиками, чем угодно. К сожалению, уровень старика не соответствует возможностям рыбки. Вот и остаются они со старухой у разбитого корыта. Когда еще судьба преподнесет подобный подарок - встречу с Богом, предлагающему исполнить любые желания. Есть о чем нам поразмыслить. Думаю, возможности нам предоставлялись многократно, также уверена, что многие мы упустили. Не один благоприятный момент для развития, для получения сокровенных знаний нами упущен. Очередной такой момент – за окном. Сегодня время благоприятно для получения подарков, а завтра все может закончиться. Так стоит ли беспечно относиться к возможностям? Стоит ли озвучивать материальные желания, как старуха? Может быть, пришла пора попросить мудрость, знания, методики? Бог выполнит просьбу с большим удовольствием, зная, эти дары принесут благополучие в мир людей.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 10
© 04.09.2021г. Ольга Фишер
Свидетельство о публикации: izba-2021-3150803

Рубрика произведения: Проза -> Статья


















1