Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

О Божественном и Вечном!..


О Божественном и Вечном!..
Друзья!
 
Читаю "Тайную Доктрину" Е.П.Блаватской. Многое непонятно,необычно, фантастично. Да,это именно огромный научно-фантастический "роман" о Богах, создавших Вселенную и человека.
Она, нынешняя Вселенная,  БЕСПРЕДЕЛЬНА и ВЕЧНА! Мы,ее частица,не "сотворенные и не рожденные". - тоже ВЕЧНЫ! Каждый человек несет в себе искру Божью, огненное зерно Духа, изошедшее от АБСОЛЮТА,непознаваемого ТО индусов!Оно вечно и неуничтожимо на протяжении всех  космических манвантар и пралай!
Прейдут луна, Земля  и Солнце, но никогда  не прейдет Дух человеческий! Так сказал  сам Великий Махатма из Гималаев, давший нам "Тайную Доктрину" и "Агни-Йогу"!
Эти великие книги даны землянам на многие грядущие века! Однако тьма во всех её обличиях кощунствует и порочит Светлое  НАДЗЕМНОЕ Знание.
Невежество агрессивно и очень активно повсюду, в том числе в Сети.Посему я и стараюсь дать слово истинным  смелым Рериховцам, не боящимся воплей  догматической поповщины и клеветы лже-ученых в академических мантиях!

Вл.Назаров
*******
1.О книге "Тайная доктрина с комментариями"

В среде духовно развивающихся людей имя Елены Блаватской – самое загадочное. Те, кто смог прочесть ее книги, сразу приобретают уважение и некий статус Посвященных, ведь чтобы преодолеть сложные конструкции ее научных доказательств существования Единой Высшей силы, нужны усидчивость и хорошая подготовка. 
Эта книга позволит вам легко узнать основные тайны сотворения Вселенной и человека, донесенные до нашего времени неприкосновенными благодаря Блаватской. Точность предвидения древних допотопных источников поразительно детальна. Например, было предсказано, что в наше время – в середине пятой расы человечества – будут рождаться «дети без отцов», т. е. ставшее вполне обычным ЭКО. 
В данной книге заложен маленький ключик к пониманию основы ее трилогии «Тайная доктрина» – мистической Книги Дзиан, своеобразного конспекта древнейшего тайного наследия всех четырех рас, живших до нас. 
Освоив краткий курс, вы легко сможете получить все многовековое наследие изначальных знаний о мире и человеке. 
Произведение было опубликовано в 2017 году издательством АСТ.
 
«Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской является наиболее известным и самым обширным сводом эзотерического знания.
Издание подготовлено Александром Владимировым, автором комментария к «Письмам Махатм», а также автором многочисленных работ по эзотеризму и восточным традициям. Здесь содержится первая часть «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, раскрывающая происхождение и эволюцию Космоса, духовного и материального. Из объемного, около 900 страничного оригинального текста, оставлены главные положения и изъяты дискуссионные и дополнительные материалы, что делает книгу доступной даже неспециалистам. Впервые приведен доктринальный комментарий, учитывающий новейшие сведения из Агни Йоги и Учения Храма.
Книга будет полезна всем, кто постигает истоки и основы Мироздания, исследователям природы и человека, ученым и практикам.
**************
2.ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
    «Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение (Агни Йога) к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите – каждое столетие даётся после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает “Тайную Доктрину” Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира и Заповеди Моисея кульминировали Древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений. Нужно пожелать, чтобы люди не только читали Наши Книги, но и приняли их немедленно».
Агни Йога. Мир Огненный 1, 79.
    Настоящее издание текста «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской представляет современный сокращенный вариант в двух томах , составленный с учетом опубликованных после «Тайной Доктрины» Писем Махатм, Учения Храма (Учитель Иларион), а также записей Е.И.Рерих, касающихся «Тайной Доктрины».
    Сокращениями текста мы преследовали цель выявить основы Эзотерического знания, данные Учителями. Эти основы касаются преимущественно развертки Мироздания, появления Солнечной системы, Земли и земного человечества. За рамками остался большой массив доказательных и дискуссионных материалов науки конца XIX века; оставлена лишь небольшая часть, актуальная до сих пор. О необходимости избирательного чтения «Тайной Доктрины» Е.И.Рерих писала:
    «Для облегчения очень советовала бы выписать из “Тайной Доктрины” только те места, которые содержат оккультное, или сокровенное, Учение. Увидите, как многое станет ясно. Обилие разнообразного материала, собранного для подтверждения того или иного положения, иногда затемняет основную мысль. Попробуйте сначала лишь подчеркивать такие места».
    Нами значительно сокращены тексты, связанные с религиоведением и сравнительной мифологией, а также каббалистические вычисления, требующие от читателя специальной подготовки и из- за обилия информации затрудняющие усвоение главных положений Учения.
    Неотъемлемой частью Учения, изложенного в «Тайной Доктрине», являются положения «Писем Махатм», копии которых находились в распоряжении Блаватской при написании «Тайной Доктрины». Впервые «Письма Махатм» появились на свет лишь в 1923 году, будучи изданными на английском языке отдельной кни гой. До этого содержащиеся в Письмах сведения нашли отражение в книге А.П.Синнетта «Эзотерический буддизм» (1883). Письма представляли частную переписку Махатм с А.П.Синнеттом и ещё одним корреспондентом: оба имели европейское образование и весьма немного понимали в восточной философии и эзотерической практике. Неизбежными при таком положении оказались фрагментарность материалов Писем Махатм и понятийная неточность, о чем говорилось в самих Письмах. Они затрагивали слишком глубокий пласт знания, который, как это вскоре стало ясно, оказался недостижим для читателя того времени. «Тайная Доктрина» Блаватской более системно изложила положения космогенезиса, но сконцентрировалась главным образом на возникновении и эволюции Земли и земного человечества. В «Тайной Доктрине» был впервые изложен механизм перехода жизни с одной планеты на другую, когда на первой планете жизнь достигла максимально возможного уровня. В развитие темы эволюционных кругов царств, населяющих и образующих планету, было внесено важное дополнение об отрядах эволюционных волн, которые следуют друг за другом, об одновременном существовании на планете представителей одного царства, но разных отрядов, находящихся на разных ступенях эволюции. Впервые подробно был описан характер Планетарного Гения Земли. Даны важные подробности жизни во времена Лемурии и Атлантиды. По сути, «Тайная Доктрина» стала не имеющим аналогов изложением основ эзотерического знания.
Вместе с тем Блаватская говорила, что «Тайная Доктрина»,будучи коллективным трудом, содержит ряд положений, которым ещё надлежит быть выявленными и которые даже ей неизвестны. Дорогу этому новому пониманию «Тайной Доктрины» проложили послания Учителя Илариона, вошедшие в сборник «Учение Храма», опубликованный на английском языке в 1925 г. и на русском в 1997 и 2001 г., но главное — поздние письма и записи Е.И.Рерих, опубликованные после 2000 год
 Из названных новейших текстов  следует, что человечество (или его значительная часть) до воплощения на Земле существовало на другой планете, которая погибла. В этой связи переход человечества с погибшей планеты на Луну, а с Луны – на Землю (последнее описано в «Тайной Доктрине») носил экстраординарный, вынужденный характер. Другим положением, достаточно ясно выраженным ещё в Письмах Махатм и в «Разоблаченной Изиде» (многие материалы этого прекрасного труда были продиктованы Учителями ), был отнюдь не человеческий, а животный тип тел земных людей, обременительная роль низшего астрального тела, «зверя». В «Тайной Доктрине» эта важная особенность земного человека также ещё была затенена. Значительная часть комментариев Е.П.Блаватской к «Станцам Дзиан», послуживших остовом для изложения «Тайной Доктрины», оказалась посвящена раскрытию сугубо классического эволюционного развития, общих правил, которые должны действовать, быть может, на Юпитере или Венере. Однако на Земле эволюция двинулась по более замысловатому пути, что в «Тайной Доктрине», в «Станцах Дзиан» и приводимых архаичных комментариях также обозначено, однако не настолько явно, чтобы быть в то время понятым. Вероятно, именно с целью сокрытия этих подробностей ряд «Станц Дзиан» из «Тайной Доктрины» был Учителями изъят. Таким образом, открыто были названы лишь общие правила, а усвоение более сложного случая – нашей Земли – оставлено для будущих поколений.
При новом понимании корня дисгармонии в земном развитии,его космогонического и доземного характера, проблема зла и изна чального «проклятия» переходит из теологически туманной плоскости в более конкретную и практическую. Указанные знания дают ключ к пониманию устройства Солнечной системы, Земли, человека, позволяют проникнуть в скрытые тайны окружающей природы, законы жизни и смерти, а значит, дают власть и возможность изменения. Конечно, только чистые сердцем получают ключи. Новейшими материалами из "Агни- Йоги", дополнительными комментариями и выявлением главных положений мы постарались расширить вход в Эпоху Нового Знания.

Александр Владимиров, 2007 г.

******************

3.ПРЕДИСЛОВИЕ Е.П. БЛАВАТСКОЙ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

    Истины эти, ни в коем случае, не выдаются за откровение, также автор не претендует на положение разоблачителя мистического знания, впервые обнародываемого в истории мира. Ибо то, что заключается в этом труде, можно найти разбросанным в тысячах томов, вмещающих Писания великих Азиатских и ранних Европейских религий, сокрытых в глифах и символах и, в силу этого покрова, до сих пор оставленных без внимания. Этот труд есть частичное изложение того, что сама автор узнала от более Знающих, и добавленное в некоторых деталях результатами её личного изучения и наблюдения.
    Излишне объяснять, что эта книга не есть Тайная Доктрина во всей её цельности, но лишь избранное число фрагментов её основ ных положений.
    Но может быть полезно подтвердить со всею ясностью, что учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой- либо одной религии, как то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к буддизму, исламу, иудаизму или христианству, исключительно. Тайная Доктрина является сущностью всех их. Рожденные от неё в своих началах, различные рели гиозные системы возвращаются теперь к своему первоначальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма.
    Более чем вероятно, что книга эта будет рассматриваться большинством как самая дикая небылица, ибо кто когда слышал о Книге Дзиан?
    Цель этого труда может быть определена так: доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов», и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда ещё не была доступна науке современной цивилизации.
    Если это до некоторой степени выполнено, писательница удовлетворена. Труд этот написан в служении человечеству, и человечеством же и будущими поколениями должен быть судим.
Е. П. Б.
Лондон, Октябрь, 1888 г..
****************
ВВЕДЕНИЕ
    Одним из величайших и, может быть, самым серьезным возражением против достоверности этого труда и доверия к нему послужат предварительные Станцы. Как могут быть проверены утверждения, заключенные в них? Правда, что большая часть санскритских, китайских и монгольских трудов, упомянутых в настоящих томах, известна некоторым востоковедам, тем не менее, главный труд, откуда взяты Станцы, не имеется в европейских библиотеках. КНИГА ДЗИАН (или ДЗАН) совершенно не известна нашим филологам или, во всяком случае, они никогда не слышали о ней под данным наименованием. Это, конечно, большой ущерб с точки зрения тех, кто следует в своих изысканиях предписанным методам официальной науки, но для учеников Оккультизма и для всех истинных оккультистов это не имеет большого значения. Главная основа данной Доктрины находится в сотнях и тысячах санскритских манускриптов, из которых некоторые уже переведены и, как обычно, искажены толкованием, другие же всё ещё ожидают свой черёд. Потому каждый ученик имеет возможность убедиться в сделанных здесь утверждениях так же, как и проверить большинство приведенных выдержек. Лишь несколько новых фактов, новых лишь для непосвященного востоковеда, и мест, взятых из Комментария, будет трудно проследить до их источника. Кроме того, некоторые учения ещё до сих пор преподаются устно, но, тем не менее, намеки на них встречаются в каждом случае почти во всех бесчисленных томах храмовой литературы браминов, Китая и Тибета.
    Во всяком случае, что бы ни было уготовано в будущем автору этого труда недоброжелательной критикой, один факт вполне достоверен. Члены нескольких эзотерических школ – местонахождение которых за Гималаями и разветвления которых могут быть найдены в Китае, Японии, Индии и Тибете и даже в Сирии, не считая Южной Америки – претендуют на обладание всех сокровенных и философских трудов в манускриптах и печати, одним словом, всех трудов, которые когда- либо написаны были на языках и в начерта ниях с самого начала возникновения искусства письма, от иероглифов до алфавита Кадмуса и Деванагари.
    Постоянно утверждалось, что с самого времени уничтожения библиотеки Александрии каждый труд, который мог своим содержанием привести непосвященного к конечному открытию и пониманию некоторых тайн Сокровенной Науки, был усердно отыскиваем объединенными усилиями членов этого Братства. Кроме того, теми,кто знают, добавляется, что все подобные труды, раз они были найдены, уничтожались, за исключением трёх копий каждого, которые были сохранены и сокрыты в безопасности. В Индии последние из этих драгоценных Манускриптов были добыты и сокрыты во время царствования Императора Акбара.
    Кроме того, утверждается, что каждая священная книга, подобного содержания, текст которой был недостаточно сокрыт в сим волах, или же имевшая какое- либо непосредственное отношение к древним мистериям, была сначала переписана тайным письмом, могущим противостоять искусству лучших и наиискуснейших палеографов, и затем уничтожена до последней копии. Во время царствования Акбара несколько фанатичных придворных, недовольных греховной пытливостью Императора к религиям нечестивых, сами помогали браминам скрывать их Манускрипты. Таков был Бадаони, питавший нескрываемый ужас перед манией Акбара к идолопоклонническим религиям. Этот Бадаони в своём Muntakhab′t Tawurikh пишет:
    «Так как они (шраманы и брамины) превосходят других ученых людей в своих трактатах о морали и физических, и религиозных науках и достигают высокой степени в своём знании будущего, в духовной мощи и человеческом совершенстве, то они привели доказательства, основанные на разуме и свидетельстве... и запечатлели свои доктрины так твердо... что ни один человек... не смог бы теперь вызвать сомнения в Его Величестве, если бы даже горы рассыпались в песок, или же разверзлись небеса.....
Его Величество наслаждается познаниями этих нечестивых сект, которые не поддаются исчислению, так многочисленны они; и их книгам «Откровений» нет конца».
    Труд [Бадаони] «хранился в тайне и не был напечатан до царствования Джехангира». Кроме того, во всех обширных и богатых монастырях имеются подземные храмы и пещерные библиотеки, высеченные в скале, если Gonpa (монастырь) или Lhakang построены на горе. За пределами западного Цайдама, в одиноких проходах Гуньлуня, имеются несколько подобных скрытых хранилищ. Вдоль хребта Алтынтаг, где ещё не ступала нога европейца, существует некий поселок, затерянный в глубоком горном проходе: небольшая скученность домов, скорее деревушка, нежели монастырь, с бедным храмом и старым ламою, отшельником, живущим поблизости для охраны его. Путники богомольцы говорят, что подземные галереи и помещения под ними содержат коллекцию книг, число которых, по данным отчетам, слишком велико, чтобы поместиться даже в Британском Музее.
    Всё это, скорее всего, вызовет усмешку сомнения. Но прежде, чем читатель отвергнет достоверность слухов, пусть он остановится и поразмыслит над следующими, хорошо известными, фактами. Совместные изыскания востоковедов и в последние годы, особенно работы исследователей по сравнительной филологии и науке религий, дали им возможность подтвердить, что бесчисленное количество манускриптов и даже печатных трудов, известных, как существовавших, более не находимы. Они исчезли, не оставив ни малейшего следа. Если бы эти труды не имели значения, они могли бы по условиям времени погибнуть, и названия их были бы вычеркнуты из человеческой памяти. Но это не так, ибо, как теперь доказано, большинство этих трудов содержали истинные ключи к сочинениям, ещё распространенным, но сейчас совершенно непонятным для большинства их читателей без этих добавочных томов ком: ментариев и объяснений.
Таковы, например,труды Лао цзы,предшественника Конфуция. Говорят, что он написал девятьсот тридцать книг об этике и религиях и семьдесят по магии, в общем – тысячу. Тем не менее, его большой труд «Даодэцзин», сердце его доктрины, и священное писание «Даосы» имеют, как указывает Станислав Жюльен, только «около 5000 слов», едва двенадцать страниц. При этом проф. Макс Мюллер находит, что текст не понятен без комментариев, так что г- н Жюльен должен был пользоваться справками в более чем шестидесяти комментариях для своего перевода, и самый древний из них доходил до 163 года до Р. Хр., но не ранее, как мы видим. На протяжении четырех с половиною веков, предшествовавших этому «раннему» из комментариев, достаточно было времени, чтобы сокрыть истинную доктрину Лао цзы от всех, за исключением его посвященных священнослужителей. Японцы, среди которых сейчас можно найти самых ученых священников и последователей Лао цзы, просто смеются над ошибками и гипотезами европейских и китайских ученых. И предание утверждает, что комментарии, доступные нашим западным синологам, не являются подлинными оккультными рекордами, но лишь намеренными замаскированиями, и что подлинные комментарии так же, как и все тексты, давно исчезли с глаз профанов.
О трудах Конфуция мы читаем следующее:
    «Если мы обратимся к Китаю, мы найдем, что религия Конфуция основана на Пяти книгах “Цзин” и Четырех книгах “Шу” – сами по себе книги эти значительных размеров и окружены объемистыми комментариями, без которых даже самые сведущие ученые не отважатся проникнуть в глубину их сокровенного канона» .
    Но они не проникли в него; и это вызывает сетование конфуцианистов, как утверждал в 1881 году в Париже один из очень сведу щих членов этого Общества.
    Если наши ученые обратятся к древней литературе семитических религий, к халдейским писаниям, старшей сестре и наставнице, если только не главному источнику Библии Моисея, что же найдут они? Для увековечивания памяти древних религий Вавилона, для рекордирования огромного цикла астрономических наблюдений Магов Халдеи, для оправдания преданий об их великолепной и в особенности оккультной литературе, что же остаётся теперь? Лишь несколько фрагментов, приписываемых Беросу.
    Но они почти лишены всякой ценности, даже как ключа к характеристике того, что исчезло, ибо они прошли через руки епископа Цесареи (Евсевия) – этого самоутвержденного цензора и издателя священных анналов чуждых ему религий – и они без сомнения, поныне, несут печать его «высоко правдивой, заслуживающей доверия» руки. Ибо какова история этого трактата об однажды великой религии Вавилона?
    Он был написан по- гречески для Александра Великого Беросом, священнослужителем Храма Бэла, на основании астрономических и хронологических рекордов, сохраняемых служителями этого Храма – рекордов, покрывавших период в 200 000 лет, – ныне он утерян. В первом веке до Р. Хр. Александр Полигистор сделал серию выдержек из этого трактата, которые тоже утеряны. Евсевий (270–340 после Р. Хр.) пользовался этими выдержками при написании своего «Хроникона». Сходство пунктов – почти тождественность – в европейских и халдейских Писаниях явилось большою опасностью для Евсевия в его роли защитника и поборника новой религии (церковного христианства), воспринявшей еврейские писания и вместе с ними нелепую хронологию.
    Теперь почти удостоверено, что Евсевий до такой степени не пощадил египетские синхронические таблицы Манефона, что
Бунзен обвиняет его в самом недобросовестном искажении истории, а Сократ, историк пятого столетия, и Синселлий, вице- патриарх Константинополя в начале восьмого, обличают его, как самого дерзкого и отчаянного подделывателя. Правдоподобно ли тогда, чтобы он обращался с большею осторожностью с халдейскими рекордами, уже тогда угрожавшими новой, так поспешно воспринятой, религии?
    Таким образом, за исключением этих, больше чем сомнительных, фрагментов, вся халдейская сокровенная литература исчезла из глаз невежд так же бесследно, как и погибшая Атлантида.
    Обращаясь теперь к древнейшему образцу арийской литературы, к РигВеде, изучающий, если только он точно проследит данные, сообщенные самими востоковедами, найдет, что хотя РигВеда содержит лишь около 10580 стихов или 1028 гимнов, тем не менее, несмотря на «Брахманы» и массу пояснений и комментариев, она не понята правильно и посейчас. Почему же это так? Очевидно пото му, что Брахманы, «схоластические и древнейшие трактаты на примитивные гимны», сами требуют ключа, которым востоковедам не удалось обеспечить себя.
    Что же говорят ученые о буддийской литературе? Обладают ли они ею в её полности? Конечно, нет. Несмотря на 325 томов Канджура и Танджура северных буддистов, причем  каждый том, как говорят, «весит от четырех до пяти фунтов», в действ тельности ничего неизвестно об истинном Ламаизме. Однако в Саддхармаланкара  говорится,  что  сокровенный  канон  содержит 29368000  букв,  или,  исключив  трактаты  и  комментарии, в пять или  шесть  раз  превышает  количеством  материал, содержащийся в Библии, которая, как утверждает проф. Макс Мюллер, имеет лишь 3567180 букв. Следовательно, несмотря на эти 325 томов (в действительности их 333, Канджур вмещает 108, а Танджур 225 томов), «переводчики вместо того, чтобы снабдить нас правильными изложениями, переплели их со своими комментариями с целью оправдания догм своих различных школ . Больше того, «по преданию, сохраненному буддийскими школами Севера и Юга, Сокровенный буддийский Канон заключал первоначально 80000 или 84000 трактатов, но большинство было утеряно, так что осталось лишь 6000», – так говорит профессор своим слушателям.

Утеряны, как обычно, для европейцев. Но кто может быть вполне уверен, что они так же утеряны и для буддистов и браминов?
    Принимая в соображение почитание буддистами каждой строки, написанной о Будде и Благом Законе, потеря около 76000 тракта тов должна казаться чудом. В противном случае каждый, ознакомленный с естественным ходом событий, подписал бы утверждение, что 5000 или 6000 из этих 76000 трактатов могли быть уничтожены во время преследования буддистов в Индии и переселения из неё. Но, так как точно удостоверено, что буддийские Архаты начали свои религиозные исходы, с целью распространения новой веры за пределы Кашмира и Гималаев, ещё за 300 лет до нашей эры , и достигли Китая в 61- ом году после Р. Хр. , когда Кашиапа, по при глашению Императора Мин ди, отправился туда – для ознакомления «Сына Неба» с догмами буддизма, то странно слышать утверждения востоковедов о подобной потери, точно, действительно, это было возможно! Они ни на минуту не допускают возможности, что тексты могут быть утерянными только для Запада и для них самих, или что азиатские народы могут иметь беспримерное дерзновение сохранять свои самые сокровенные рекорды вне достижимости для чужестранцев, отказываясь, таким образом, выдать их на осквернение и злоупотребление даже «столь много превосходящим их» расам.
Можно было бы предположить, что, благодаря многочисленным рекордам, относящимся к египетской Теогонии и Мистериям, сохранившимся среди классиков и нескольких древних писателей, по крайней мере, ритуалы и догмы Египта времён Фараонов должны были бы быть хорошо поняты; во всяком случае, лучше, нежели слишком отвлеченные философии и Пантеизм Индии, о религии и языке которой Европа едва ли имела представление до начала настоящего столетия. Вдоль Нила, по лицу всей страны, стоят до сего часа, ежегодно и ежедневно откапываемые, всегда новые, реликвии, красноречиво повествующие свою историю. Тем не менее это не так. Ученый, оксфордский филолог, сам признается в этой истине, говоря:
    «Мы видим всё ещё стоящие пирамиды, развалины храмов и лабиринты с их стенами, испещренными иероглифическими надписями и странными изображениями богов и богинь. На свитках папирусов, которые не боятся разрушения временем, мы даже имеем фрагменты того, что может быть названо священными книгами египтян. Тем не менее, хотя и много было расшифровано в древних рекордах таинственной расы, но главный источник религии Египта и подлинное значение её обрядного богослужения далеко ещё не открыт нам».
    Здесь опять остались таинственные иероглифические документы, но ключи, лишь благодаря которым они становятся понятными, исчезли.
    Так же и наука современной, сравнительной мифологии не имеет лучшего возражения для опровержения мнений ученых писателей, настаивавших в последнем столетии на существовании «фрагментов Первоначального Откровения, данного предкам всей расы человечества... сохранявшихся в храмах Греции и Италии». Ибо именно это то, о чем все восточные посвященные и Пандиты, время от времени, оповещали мир. И в то время, как одно известное духовное лицо из сингалезцев уверяло пишущую эти строки в достоверности факта, что самые важные трактаты, принадлежащие буддийскому Сокровенному Канону, были скрыты в странах и местах, недоступных европейским ученым, недавно умерший Свами Дайананд Сарасвати, величайший санскритолог наших дней в Индии, подтвердил некоторым членам Теософического Общества тот же факт по отношению к древним браминским трудам. И когда ему было сказано, что проф. Макс Мюллер заявил аудитории своих лекций, что теория о том, что «существовало первоначальное и сверхъестественное откровение, данное предкам человеческой расы, находит сейчас мало приверженцев», – то святой и ученый человек лишь рассмеялся. Его ответ был весьма показателен:
«Если бы г- н Мокш Муллер (так произносил он его имя) был брамином и пошел со мною, я провел бы его к пещере Гупта (скрытому святилищу), вблизи Окхи Матх в Гималаях, где он скоро бы открыл, что то, что проникло через Калапани (черные воды океана) из Индии в Европу, было лишь отрывками отвергнутых копий некоторых мест из наших священных книг». «Первоначальное Откровение» имело место, и оно существует и посейчас; также оно никогда не будет утеряно для мира и появится снова; хотя Mlechchha′м, конечно, придется подождать». Теснимый дальнейшими вопросами на эту тему, он не пожелал больше отвечать. Это было в Меруте в 1880 году.
    В своих усилиях собрать вместе многие клубки не написан ной истории, наши востоковеды отважились на смелый шаг отри 
цать a priori всё то, что не совпадает с их особыми заключениями. Таким образом, в то время, как ежедневно делаются новые открытия великих искусств и наук, существовавших далеко назад, во тьме веков, несмотря на всё это, даже знание письма отрицается у некоторых древнейших народов и, вместо культуры, им приписывают варварство. Тем не менее, следы обширнейшей цивилизации даже в Центральной Азии подлежат ещё нахождению. Эта цивилизация является, несомненно, предисторической. А какая же цивилизация возможна без литературы в какой либо форме, без летописей или хроник? Простой здравый смысл должен был бы подсказать разбитые звенья к истории ушедших племен. Гигантская и несокрушимая стена гор, окаймляющая плоскогорье Тибета, от верхнего течения реки Хуан хэ вниз к холмам Каракорума, была свидетельницей цивилизации на протяжении тысячелетий и могла бы поведать человечеству странные тайны. Восточная и центральная часть этих областей – Нань шань и Алтын таг – в далекие времена были покрыты городами, которые могли прекрасно соревновать с Вавилоном. Целый геологический период пронесся над страною с тех пор, как эти города окончили своё существование, как это свидетельствуют барханы движущихся песков и бесплодная и ныне мертвая почва обширнейших, центральных равнин бассейна Тарима. Лишь пограничные земли поверхностно известны путешественникам. Внутри этих песчаных плоскогорий имеется вода и свежие оазисы цветут там, куда нога европейца ещё никогда не проникала. Среди этих зеленеющих оазисов есть несколько совершенно недоступных даже для невежественного туземного путника. Ураганы могут «разверзнуть пески и смести целые равнины», но они бессильны уничтожить то, что находится вне их достижения. Построенные глубоко в недрах земли подземные хранилища в безопасности и, так как входы их скрыты, то мало опасений, что кто- либо откроет их, даже если бы несколько армий вторглись бы в песчаные пустыри,где ни куста, ни озера, ни дома не приметно, и где стеной зубчатой цепь горная стоит вокруг равнин, иссохших пустынь песчаных...
  (в сокращении)
******************
КОММЕНТАРИИ
НА СЕМЬ СТАНЦ И НА ИХ ТЕРМИНЫ В ПОРЯДКЕ ИХ НУМЕРАЦИИ В СТАНЦАХ И СТИХАХ
_
СТАНЦА I.1.
1. ПРЕДВЕЧНАЯ МАТЕРЬ РОЖДАЮЩАЯ, СОКРЫТАЯ В СВОИХ ПОКРОВАХ, ВЕЧНО НЕВИДИМЫХ, ЕЩЁ РАЗ ДРЕМАЛА В ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ.
    «Матерь Рождающая», Пространство, есть вечная, всегда сущая Причина всего – Непостижимое БОЖЕСТВО, чьи «Невидимые Покровы» являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной. Пространство есть то единое, вечное, что нам легче всего представить незыблемым в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нём объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и самосущно. Дух есть первая дифференциация от «ТОГО», Беспричинной Причины, как Духа, так и Материи. Как учит нас Эзотерический Катехизис – «оно, ни “безграничная Пустота”, ни  “условная  Полнота”,  но  и  то  и  другое. Оно было и всегда будет».
    Так «Покровы» означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем её, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. Корень Природа является также источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Это как бы Душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити  – и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием, Упадхи, или Проводником каждого феномена, физического, психического или умственного. Это есть Источник, из которого излучается Акаша.
    Под «Семью Вечностями» подразумеваются эоны или периоды. Слово Вечность, как оно понимается в христианском Богословии, не имеет смысла для восточного уха, исключая в применении его к Единому Существованию; так же, как и термин «во веки веков»,
вечный только в будущем , есть не что иное, как ложное наименование . Такие слова не существуют и не могут существовать в фило софской метафизике, и были неизвестны до возникновения церковного христианства. Семь Вечностей означают семь периодов, или же период времени, равный семи периодам одной Манвантары на протяжении Махакальпы или «Великого Века» (100 Годов Брамы).
ИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ Е.П.Б. К СТАНЦЕ I.1. 3
   “Что есть то, что было, есть и будет, несмотря на то, существует ли Вселенная или нет, будут ли боги или нет?” – спрашивает эзотерический Катехизис Сензара. Ответ даётся: “Пространство”.
    ВОПРОС – Но почему о Предвечной Матери, Пространстве, говорится как о женском начале?
    ОТВЕТ – Не всегда, так как в вышеприведенном отрывке Пространство называется Вечной Матерью Отцом; но причина, по которой о нём говорят как о женском начале, заключается в том, что, хотя и невозможно дать определение Парабраману, тем не менее, раз уж мы говорим о том Первоначальном Нечто, которое может быть постигнуто [после Парабрамана], мы должны относиться к нему как к женскому началу. Во всех космогонических концепциях первая дифференциация считалась женской. Парабрамана скрывает – или покрывает – завеса Мулапракрити <...>
    В индусской философии ОНО – это Парабраман, который за пределами [рожденного] Брамы. В Европе о нём говорят как о “Непостижимом”. Пространство, о котором говорим мы, является женским аспектом Брамы, или мужского начала. При первой дифференцирующей вибрации Субъективное начинает эманировать,ниспадать, подобно тени, на Объективное и становится тем, что мы называем Матерью Мира, от которой берёт начало Логос, являющийся одновременно и Сыном, и Богом Отцом. Будучи Оба непроявленными, первый представляет собой Потенциальность, а второй – Силу. Но нельзя путать первого (непроявленного) с прояв ленным Логосом, который во всех космогониях тоже называется Сыном. <. >
    Если мы обратимся к космогониям индуизма, мы не найдем в них даже упоминания Парабрамана. В них говорится только о Мулапракрити, которая является своего рода покровом, или аспектом, Парабрамана в невидимой Вселенной. Мулапракрити значит Первопричина Природы или Материи. Но Парабраман не может быть назван “Первопричиной”, так как он является Абсолютной Беспричинной Причиной всего. Таким образом, следует начинать с Мулапракрити, или Покрова того, что не поддается постижению. Опять же, на первом плане Материи первой появляется Богиня Мать как отражение, или субъективная причина. Затем от неё исходит (или, скорее, пребывает в ней) непроявленный Логос, который, одновременно являясь и её Сыном и Супругом, называет ся “Сокрытым Отцом”. От Них происходит первый проявленный Логос, или Дух, и Сын, выделяющий из своей субстанции Семь Логосов, синтез которых, рассматриваемый как одна собирательная сила, и становится [коллективным] Архитектором Видимой Вселенной.
<...>
    Мулапракрити ведантистов, Свабхават буддистов (Духо- Материя), или то самое андрогинное нечто, о котором мы говорим и которое и дифференцируется и не дифференцируется. В своём первом принципе это чистая абстракция, которая дифференцируется только тогда, когда с течением времени трансформируется в Пракрити (Природу). Из человеческих принципов (то есть на уровне Микрокосмоса) она (Мулапракрити) соответствует Буддхи, тогда как Атма соответствует Парабраману, Манас – Махату и т.д. <. >
[Мулапракрити] это то, что становится семью планами бытия, начиная с духовного (ментального), и, проходя через психический (астральный), заканчивается на материальном. Семь планов мысли, или семь состояний сознания, соответствуют этим семи планам бытия.
<...>
    Термин “Мулапракрити”, используемый в Веданте, соответствует термину “Адити” (рождающей всех Богов), который используется в Ведах. <. >

“Покровы Вечной Матери Отца” принадлежат седьмому плану материи, если считать снизу вверх или, скорее, снаружи вовнутрь. Её нельзя обнаружить на нижнем, а вернее, самом внешнем, или материальном, плане.
<...>
    ВОПРОС – Зачем использовать выражение “Семь Вечностей”?
    ОТВЕТ – Выражение “Семь Вечностей” используется по неизменному закону аналогий. Как Манвантара делится на семь периодов, так же и Пралайя; как день состоит из двенадцати часов, так же и ночь. Разве можно сказать, что, раз мы спим ночью и переста ем осознавать время, значит, часы не идут? Пралайя – это “ночь” после “дня” Манвантары. С нами никого нет, и сознание, как и всё остальное, спит. Но, так как оно существует и во время Манвантары полностью пребывает в состоянии активности, и так как мы полностью отдаем себе отчет в том, что закон аналогии и периодичности непреложен и как таковой действует одинаково в обоих случаях, почему же мы не можем употребить это выражение?
ВОПРОС – Но как можно сосчитать вечность?
    ОТВЕТ – Возможно, этот вопрос возник в связи с общим непониманием слова “Вечность”. Мы, люди Запада, обнаруживаем свою глупость, рассуждая о том, что не имеет ни начала, ни конца, и мы полагаем, что древние мыслители делали то же самое. А они этого не делали: ни один из философов древности никогда не рассматривал “Вечность” как продолжительность без начала и без конца. Ни “эоны” греков, ни “неросы” не имеют этого значения. В действительности не было такого слова, которое имело бы именно такой смысл. Только Пара Браман, Эйн Соф и Зерван Акарана Авесты выражают идею такой Вечности; все другие периоды, будучи конечны и астрономичны, базируются на тропических годах или других огромных по продолжительности циклах <...>
    ВОПРОС – Можно ли сказать, что отношения между Пралайей и Манвантарой (здесь – Век Брамы) абсолютно аналогичны отношениям между сном и пробуждением?
    ОТВЕТ – Только в определенном смысле. Ночью мы все существуем как личности и живем как индивидуальности, хотя мы спим и можем этого не осознавать. Но во время Пралайи все дифференцированные единицы исчезают из феноменальной Вселенной и сливаются или, скорее, переходят в Одно ноуменальное Целое. Поэтому фактически между ними существует большая разница.

ВОПРОС – Сон называют “теневой стороной жизни”. Может быть, Пралайю можно назвать теневой стороной Космической жизни?
    ОТВЕТ – В определенном смысле можно. Пралайя – это растворение видимого в невидимом, разнородного в однородном, следовательно, это время покоя. Даже космическая материя, несмотря на то, что она в своей основе неразрушима, должна иметь время покоя для возвращения в состояние Лайя. Абсолютность всё содержащей Единой Сущности должна проявлять себя одинаково как во время покоя, так и во время активности.
_
СТАНЦА I.2.
2. ВРЕМЕНИ НЕ БЫЛО, ОНО ПОКОИЛОСЬ В БЕСКОНЕЧНЫХ НЕДРАХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ.
    «Время» есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознания на протяжении нашего странствования в Вечности, и оно не существует, но «покоится во сне» там, где нет сознания, в котором может возникнуть Иллюзия. Настоящее есть лишь математическая линия, отделяющая ту часть Вечной Длительности, которую мы называем Будущим, от части, именуемой нами Прошлым. Ничто на Земле не имеет истинной, реальной длительности, ибо ничто не остаётся без изменения – или тем же самым – на биллионную часть секунды; и ощущение, которое мы получаем от очевидности разделения времени, известного как Настоящее, происходит от неясности мимолетных восприятий или ряда восприятий предметов, передаваемых нам нашими чувс твами, по мере того, как эти предметы из области идеальных представлений, называемой нами Будущим, переходят в область воспоминаний, именуемой нами Прошлым.
ИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ Е.П.Б. К СТАНЦЕ I.2.
<...>
    ВОПРОС – Какова разница между Временем и [измеряемой Временем] Продолжительностью?
    ОТВЕТ – Продолжительность есть; у неё нет ни начала, ни конца. Как можно назвать временем то, что не имеет ни начала, ни
конца? Продолжительность безначальна и бесконечна, Время же конечно.
    ВОПРОС – Можно ли сказать, что Продолжительность понятие бесконечное, а Время – понятие конечное?
    ОТВЕТ – Время можно делить, Продолжительность же, по крайней мере согласно нашей философии, нельзя. Время делимо в Продолжительности, или одно находится в рамках Времени и Пространства, а другое – за пределами их обоих.
    ВОПРОС – Время можно определить только по движению Земли.
ОТВЕТ – Но мы также можем определить Время концептуально.
 ВОПРОС – Скорее, Продолжительность?
    ОТВЕТ – Нет, Время. Что касается Продолжительности, её невозможно делить или отмечать в ней -то этапы. Для нас Продолжительность это неделимая Вечность, не относительная, но абсолютная.
    ВОПРОС – Можно ли сказать, что главная идея Продолжительности – это существование?
    ОТВЕТ – Нет. Существование ограничено определенными промежутками времени, тогда как Продолжительность, не имея ни начала, ни конца, является совершенной абстракцией, которая содержит в себе Время. Продолжительность сопоставима с Пространством, которое тоже, будучи абстракцией, не имеет ни начала, ни конца. Только после конкретизации и ограничения оно может быть пред ставлено и становится чем- то. Конечно, расстояние между двумя точками называют пространством; оно может быть огромно или бесконечно мало, тем не менее оно всегда будет пространством. Но все подобные характеристики являются категориями человеческого восприятия. В действительности Пространство – это то, что древние мыслители называли Единым Невидимым и Непознанным Божеством.
<...>
_
СТАНЦА I.3.
3. ВСЕЛЕНСКОГО РАЗУМА НЕ БЫЛО, ИБО НЕ БЫЛО АХ ХИ (Небесные Существа), ЧТОБЫ ВМЕСТИТЬ ЕГО (и, следовательно, проявить его).

«Разум» есть наименование, данное совокупности состояний Сознания, сгруппированных под определительными –  Мысль, Воля и Чувства. Во время глубокого сна мышление прекращается на физическом плане и память приостанавливается; таким образом, на это время [на физическом плане] «Разум не существует», ибо орган, через который «Эго» проявляет своё мышление и память на материальном плане, временно перестал действовать. Нумен может стать феноменом на любом плане существования, проявляясь на этом плане через подходящую основу или проводник. И в продолжение длинной Ночи отдохновения, называемой Пралайей, когда все Жизни растворились, «Всемирный Разум» остаётся, как постоянная возможность умственной деятельности или же как та абстрактная и абсолютная Мысль, конкретным и относительным проявлением которой является Разум. Ах хи (Дхиан Коганы) суть сонмы духовных Существ – Ангельские Чины христианства, Элохимы и «Вестники» евреев, – являющиеся Проводниками для проявления Божественной или Вселенской Мысли и Воли. Они суть Разумные Силы, дающие и устанавливающие в Природе её «Законы» и в то же время сами они действуют согласно Законам, возложенным на них аналогичным образом ещё более Высокими Силами; но они не являются «олицетворениями» Сил Природы, как это часто ошибочно думают. Эта Иерархия духовных Существ, через которые проявляется Всемирный Разум, подобна армии – Воинство, воистину, посредством которого проявляет себя воинственная мощь народа; она состоит из корпусов, дивизий, бригад, полков и т. д.; каждая имеет свою индивидуальность или свою особую жизнь, с известной долей свободы в действиях и соответствующей ответственностью; каждая включена в ещё более обширную Индивидуальность, которой подчинены её личные интересы, и каждая заключает в себе ещё меньшие индивидуальности.
ИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ Е.П.Б. К СТАНЦЕ I.3.
<...>
    ОТВЕТ – Я думаю, что значение этой шлоки хорошо понятно. Здесь имеется в виду, что во время [Вселенской] Пралайи нет конечных дифференцированных разумов; Разума как будто вообще нет, так как нет ничего, что могло бы вместить или ощутить его. Нет ничего, что могло бы получить и отразить порождение Абсолютного Разума, следовательно, его нет. Всё, что находится вне Абсолютного и Неизменного СAT (Бытийность), непременно конечно и обусловлено, так как оно имеет начало и конец. Следовательно, так как “Ах Хи не было”, не было Всемирного Разума в проявлении. Необходимо различать Абсолютный Разум, который присутствует всегда, и его отражение и проявление в Ах Хи, которые, будучи на Высшем Плане, отражают Всемирный Разум коллективно при пер вой вибрации Манвантары. После этого Они начинают работать над эволюцией низших сил на всех семи планах, включая наш собствен ный, низший из них. Ах Хи являются Первичными Семи Лучами, или Логосами, которые изошли от первого Логоса, троичного, но единого в своей сути.
    ВОПРОС – Значит ли это, что Ах Хи и Всемирный Разум дополняют друг друга?
    ОТВЕТ – Вовсе нет. Всемирный, или Абсолютный, Разум всегда существует как во время Пралайи, так и во время Манвантары; он неизменен. Ах Хи же являются Высшими Дхиани, или, как только что было сказано, Логосами, теми, кто начинает нисходящее раз витие, или эманацию. Во время Пралайи Ах Хи нет, Они появляются только с первым излучением Всемирного разума, который сам по себе не может быть дифференцированным. Его излучение является первым рассветом Манвантары. Абсолют – это спящий, латентный Разум, и Он не может быть иным в истинном метафизическом понимании. Дифференцируется только его тень, в результате чего и появляются Дхиани (Логосы).
<...>
    ВОПРОС – В отношении обсуждаемой шлоки, не было бы правильнее вместо “Всемирного Разума” употреблять термин “Космический Разум”?
    ОТВЕТ –  Нет. Космический   Разум   появляется   на   третьей стадии, или ступени, и он ограничен пределами проявленной Вселенной. В Пуранах Махат (великий Принцип Разума, или Интеллект) появляется только с третьим из Семи Творений, или на третьем этапе эволюции. Космический Разум – это Махат или Божественная Способность к сотворению и восприятию идей в активном (творческом) действии, и, следовательно, он есть всего лишь периодическое проявление во времени и действии Потенциального Вечного Всемирного Разума. Если строго придерживаться истины, Всемирный Разум (лишь ещё одно название Абсолюта), эта Космическая Способность к сотворению и восприятию идей или Разум вне времени и Пространства, вовсе не есть эволюция (и уж конечно не “творение”), но лишь один из аспектов Того, Который не подвержен переменам, Который всегда был, есть и будет. Следовательно, я говорю ещё раз, что смысл шлоки в том, что Всемирной способности к сотворению и восприятию идей
не было, то есть, она не существовала для восприятия, так как не было разумных существ, которые могли бы её воспринимать, потому что Космический Разум был всё ещё латентен или всего лишь потенциален. Так как в станцах говорится о проявлении, мы вынуждены перевести их только таким образом и никак иначе.
( в сокращении).
*********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
4 сентября 2021 года






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 8
© 04.09.2021г. Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2021-3150642

Рубрика произведения: Проза -> Статья


















1