Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

История одной гитары


­­
­Один из моих приятелей, уезжая в другой город, предложил свою гитару «на память». Я пожала плечами и отказалась. Зачем мне, собственно, она нужна?

Но вечером, попав в компанию общежитских соседок, я послушала гитарные песенки одной из них - Гали и вдохновилась неожиданным подарком.
Стребовав у отъезжающего друга обещанную гитару, я купила два самоучителя игры и принялась осваивать музыкальную грамоту.

Надо сказать, что в далеком детстве, когда я жила с родителями на Урале, была мода отдавать детей не только в общеобразовательную школу, но и параллельно - в музыкальную.
В квартире «под нами» жил самый настоящий композитор – Шмаков, к которому изредка приходил другой композитор - Родыгин, чьи песни тогда даже звучали по радио («Уральская рябинушка», например). Два титана любили время от времени музицировать в четыре руки.
Меня сводили к Шмакову на прослушивание, после которого композитор объявил, что слуха у меня нет и мучить ни меня, ни музыкальную школу не надо.
Так я и жила с клеймом «без музыкального слуха», хотя и надеялась, что что-то музыкальное во мне все-таки есть, просто хитрый сосед не захотел, чтобы я ему мешала бесконечными гаммами.

И вот теперь, держа в руках уже совершенно «мою» гитару, я обнаружила, что все не так просто. Играть на гитаре - одно дело, но главное – сначала ее настроить. Уезжая, приятель утверждал, что его гитара настроена, поэтому я не пыталась изменить звук каждой струны, а надеялась просто его «услышать».
Итак, звук, издаваемый первой (самой тонкой) струной должен соответствовать ноте Ми.
Вторая струна, зажатая на 5-м ладу, должна звучать в унисон с первой.
Третья струна на 4-м ладу в унисон со второй (то есть Си).
Четвертая струна на 5-м ладу в унисон с третьей (то есть Соль).
Пятая струна на 5-м ладу в унисон с четвертой (то есть Ре).
И шестая струна на 5-м ладу в унисон с пятой (то есть Ля).
Ну а сама шестая струна должна соответствовать ноте Ми.
И как было написано в самоучителе: «Разницу между шестой и первой струной вы услышите легко, так как это нота Ми разных октав».

Я дергала шестую и первую струны, пытаясь услышать что-то похожее. Мои уши, и какое-то волнение в груди, пожалуй, были согласны с тем, что «что-то общее в звуках есть». Потом я безо всякого успеха, зажимала вторую на 5-м ладу и пыталась найти «унисон» с первой открытой. Затем «терзала» третью, четвертую, пятую… Ни в одном из извлекаемых мной созвучий я не нашла ничего унисонно-похожего, и решила на этом не заморачиваться, а сразу приступить к разучиванию мелодий.
В одном из самоучителей учеба преподносилась аккордами, но мои пальцы упорно не желали извлекать звуки одновременно, а уши чувствовали всю сомнительность воспроизводимой мной какофонии. Я забросила этот самоучитель (откуда запомнила только маняще-загадочное словосочетание: доминантсептаккорд) и обратилась к другому, в котором простенькие песни были расписаны по нотам.

Дрынькая одним пальцем правой руки (исправно зажимая лады левой рукой), я, к собственному изумлению, извлекла из гитары мелодию « Что стоишь, качаясь, тонкая рябина»… Моя соседка часто уезжала в пригород к родителям, а соседние комнаты были защищены толстыми стенами, так что я могла тренироваться в своем:  «Дрынь-дрынь-дрынь. Дрынь-дрынин…» сколько угодно.
Освоив с трудом «Рябину», я замахнулась на «Санта-Лючию», играя ее тоже одним пальцем. Тут у меня дело пошло хуже, видимо, из-за более сложной мелодии.
Однажды ко мне забрела гитарная Галя, которой я продемонстрировала свои успехи. Она раскритиковала и мою игру, и сам настрой моей гитары. Она перенастроила инструмент, а потом целый час пыталась приучить меня определять извлекаемые струнами звуки. Кончилось все тем, что мы с ней поругались, а я забросила свои музыкальные уроки.

Надо сказать, что жили мы в гостиничного типа общежитии учебно-производственного комбината. Нас, постоянных жильцов, было не так уж и много, но каждые две-три недели в общежитие приезжали новые курсанты курсов операторов, механиков, программистов, постановщиков экономических задач. Кто когда кому первому сказал, что у меня есть гитара, неведомо, но из каждой новой группы ко мне присылали представителя с просьбой одолжить ее. Я к тому времени совсем к ней охладела, и выдавала совершенно свободно.
Справедливости ради надо сказать, что по окончанию курсов ребята приносили назад мой инструмент. Но через пару дней новый заезд снова шел на поклон за гитарой.
Со временем народ обленился и перестал возвращать ее мне. Я начала понемногу забывать о гитаре.

Однажды на общей кухне этажа я наткнулась на парня, державшего в руке мою красавицу. Я ее сразу узнала – и по желтому цвету, и по наклейке фигурки Волка из «Ну, погоди» на верхней деке.
Парень возвращать гитару не стал, но пришел ко мне в комнату и около час развлекал песнями Высоцкого. И с тех пор он стал захаживать ко мне почти каждый вечер.
Звали парня Мишей, и был он не курсант, а командировочный – приехал из Липецка устанавливать какую-то линию на завод «Вторчермет» в пригородном Гатово. Он рассказывал про свою линию, пел песни Высоцкого (как правило, комические или спортивные), мы болтали за жизнь и понемногу осуществляли нашу любовь.
При всем легкомыслии отношений мы умудрились договориться даже до свадьбы. Было решено, что после подписания акта приемки-сдачи линии Миша уедет в Липецк, а через месяц приедет на отладку выявленных недостатков, вот тогда он меня в Липецк и заберет…

Прощались мы с ним почти как родные. Вечером перед отъездом (а он должен был уезжать ранним утром) я пошла к нему на прощальную вечеринку.
Комната была полна пьяных парней со всего этажа. Оказалось, что после подписания акта заводская сторона проставила Мише огромную бадью спирта, который теперь вся общежитская честная компания и усваивала.
Увидев меня, Миша схватил гитару и стал выводить свои рулады, но язык заплетался, руки не слушались, мелодия не выходила, и музыкант стал отчаянно материться. Приятели, хоть и не менее пьяные, пытались его одернуть, и тут «жениха» понесло. Он стал материться уже на всех и каждого, причем таким забористым сленгом, что окружающие изумились. Его снова пытались осадить, но он стал размахивать кулаками и гитарой, причем гитарой он прошелся по плечам и спинам пары соседей, которые мгновенно озверели и кинулись в бой. Я позорно сбежала с этой потасовки.

Но рано утром, перед работой, я все же зашла в Мишин блок, чтобы узнать, что же это все значило. Сердитая уборщица выносила из комнаты обломки моей гитары и другой мусор, а на вопрос, уехал ли постоялец, злобно ответила:
- Уехал. Обломал, обрыгал все и уехал…
Я шарахнулась от такого сообщения. Моя личная жизнь всегда была немного пресной, и я с любопытством отдавалась общению с Мишей. Но представить себя в его однокомнатной липецкой квартире, ищущей пятый угол после подобного его загула, я не могла.
Мы с ним разминулись в его следующий приезд, так как я уехала в отпуск и больше его не видела…

А в моей «немузыкальной» памяти все звучит мелодия гитары на одной струне:
Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, судьба такая,
Век одной качаться…






Рейтинг работы: 49
Количество отзывов: 7
Количество сообщений: 7
Количество просмотров: 105
© 02.09.2021г. Людмила Зубарева
Свидетельство о публикации: izba-2021-3149739

Метки: Родыгин, рябина, гитара, струны, дека, доминантсептаккорд,
Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


Наталья Приходько       15.09.2021   19:58:19
Отзыв:   положительный
Людмила, рассказ понравился оооочень! Сюжет интересный, написан с юмором и самоиронией. Я в детстве, не имея слуха, училась в музыкальной студии по классу фортеписано. Печальное зрелище, скажу вам. С теплом
Людмила Зубарева       15.09.2021   21:08:49

Большое спасибо за отзыв! Да, когда смотришь на музыканта, то возникает ощущение легкости, но это совсем-совсем не так (в большинстве случаев)...
Алексей Балуев       14.09.2021   13:40:02
Отзыв:   положительный
Даа... гитара. В мою молодость Высоцкий был популярен, Визбор, Городницкий, Кукин. В общежитии многие учились играть на гитаре. Девчата обожали "игрунов", особенно когда те пели сладкоголосо о любви. Ну
естественно, и мне захотелось любви и я стал учиться играть, но потом это дело забросил. Понял, что умение бренчать, не делает меня счастливым.
Вот, Людмила, ваш рассказ заставил меня вспомнить о гитаре. А история написана замечательно, в ней настоящая жизнь! Спасибо вам за это! Чувствуется мастерство! Ну, а финал... что же, такова жизнь и с радостями, и печалями.
С теплом, Алексей
Людмила Зубарева       14.09.2021   13:51:32

Большое спасибо за отзыв!
Главный итог моей гитарной жизни - позже я пару раз в разговоре к месту употребила "доминантсептаккорд".
Эдуард Парфенов       08.09.2021   16:49:56
Отзыв:   положительный
Вы не научились играть на гитаре, зато виртуозно играете на струнах души, Людмила. Спасибо за удивительный рассказ. Сначала читал как юмористический рассказ, оказалось в нем грустный финал, но не настолько грустный, чтобы печалиться. Все к лучшему.
Людмила Зубарева       08.09.2021   17:02:29

Большое спасибо за отзыв! Да, с высоты прожитых лет понимаешь, что всё в этой жизни- к лучшему!
Валерий Слюньков       07.09.2021   08:54:01
Отзыв:   положительный
Да уж. Гитара и свела и разлучницей стала. С ней душа открываться может
и не только на хорошее. Так что спасибо гитаре, что показала кто есть кто.
В далёком детстве старший брат уговорил маму купить ему гитару. В то
время это было не дорогая покупка. Брат потренькал и... забросил это дело.
А я как присох к ней, и так на всю жизнь. Не учился по настоящему, но опыта
набирался от друзей, от умельцев, с которыми сводила жизнь. Это сейчас из
любой коробочки любая музыка, а тогда... Вот и стал потихоньку со своей
гитарой неким центром в посиделках на дворе, и так, в обнимку с гитарой
и вышел в жизнь. Скрасила гитара армейскую службу, да и так, по жизни,
любил что-то спеть, и как говорили моё окружение - совсем неплохо. Но
новое время, всё чаще на мои попытки заставить запеть компанию друзей,
натыкались на молчание. Ушла песня, ушла, потеряна радость от единения,
общения душ, когда люди от души, как умели, пели хорошие, а их много, песни.
Сейчас давно в чехле моя гитара, красивая, навороченная, подарок мне на
юбилей. Себя веселить скучно, а другим не сильно и надо. Почему? Не знаю.
Вот на какой заплыв завлёк Ваш рассказ. Есть у меня здесь рассказ "Белым
снегом", о песне Родыгина, наверное, в крайний раз которую играл поющим
моим сверстникам, когда чуть снова вздрогнуло памятью о других временах.
Рассказ Ваш понравился! Здоровья, благополучия!
Людмила Зубарева       07.09.2021   09:21:35

Большое спасибо за отзыв!
А гитару не прячьте, записывайте песни и выставляйте в "Избушке".
Я,правда, не знаю, как это делается, но можно уточнить у тех, кто активно выставляет тут свои песни.
Марина Миртаева       06.09.2021   01:09:14
Отзыв:   положительный
Как интересно всё переплелось - гитара, любовь и облом...ки?
Видимо, сама Судьба решила показать безрадостное будущее, а гитара - её инструмент :))
Людмила Зубарева       06.09.2021   09:38:30

Большое спасибо за отзыв! Да, гитара показала, чем все может кончиться...
Ираида Бердникова       05.09.2021   13:43:08
Отзыв:   положительный
Мне кажется, что в тот раз Вам несказАнно повезло. Правда гитару жалко... и уборщицу тоже.
С теплом и пожеланием тёплой осени,
Людмила Зубарева       05.09.2021   13:52:45

Большое спасибо за отзыв и за ... понимание!
Ди.Вано       03.09.2021   13:06:00
Отзыв:   положительный
Какой-то музыкальный у меня сегодня заход к авторам.
Звучит у всех музыка..
Мой сосед такую называл - нетатое ))
У вас под звуки гитары...
... в моей «немузыкальной» памяти все звучит мелодия гитары на одной струне..
Это уже с настроением..
Спасибо!!!
Доброй осени!!
Людмила Зубарева       03.09.2021   13:29:55

Большое спасибо за отзыв!
Да, по осени у всех просыпается творчество. Сейчас тоже буду посещать авторские странички!
















1