Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Построить храм (из Золотой торбы)


Построить храм (из Золотой торбы)
­­­­«В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного
морского путешествия на лодке достигают Большого
Соловецкого острова. В удобном для жительства месте
у озера они воздвигли крест и построили келью. Так
было положено начало иноческой жизни на Соловках.
Устроителем Соловецкой обители стал преподобный
Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа,
от которого узнал о начале монашеской жизни на
Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой
Соловецкий остров и поселились вблизи моря.
Преподобному Зосиме было чудесное видение.
Ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии
на востоке. На месте дивного видения был сооружен
деревянный храм в честь Преображения Господня.»
(из Жития Святых)
Прохладным утром на рассвете дня повстречались два путника на дороге. Один был мужчина средних лет, который нес деревянный ящик с плотницкими инструментами. Второй — юноша в рыцарских латах, но без коня и меча. Они остановились и повели беседу:
— Здравствуйте, добрый человек, куда путь держите? — спросил Рыцарь.
— Здравствуй, и ты. А путь я держу в город Мастеров. Меня пригласили помочь в постройке храма. — ответил мужчина. Обрадовался Рыцарь , большей удачи он и не желал. — Я хочу пойти с тобой, ведь я ищу место, где могу построить храм ! — воскликнул юноша.
И пошли они уже вместе, а по дороге Рыцарь начал рассказывать свою историю:
«Жил я в родимой сторонке. В нашей местности люди выращивали овощи и свиней, что служило для них пищей и заработком. Это занятие поглощало настолько, что не заботились люди ни о своих жилищах, ни о природе, которую засоряли отходами. Жили в грязи и смраде. Труд их был тяжелым, так как свиней было больше чем людей. С утра до позднего вечера приходилось обеспечивать увеличивающееся поголовье свиней. Когда наступало время забоя то, разделывая туши, отходы складывали в сточные канавы, навоз разбрасывали по полям. И, кроме, грязи и хрюкающих рыл свиней там ничего не видели. На ярмарке они продавали мясо, покупали спиртное и устраивали попойки. Так и жили. Когда я был еще мальчиком, я нашел в заброшенном сарае старые рыцарские латы, а в забрале шлема — книжку. Читать я умел, этому меня научила бродяжка, что проходила через наше селение. Больную я ее выходил, а она обучила меня грамоте. И найденная книга стала единственной радостью для меня — это был сборник стихотворений. Я проникся красотою поэтического слога. И, тогда, у меня возникло желание построить храм Поэзии, где можно будет читать друг другу стихи, совершенствовать себя и делать мир вокруг чище и лучше. В своих мечтах я был одинок, пока, повзрослев, не встретил девушку, которую полюбил. И мы вместе читали стихи из той книги. Но счастье наше не было долгим. Случилась беда: любимая девушка заболела и умерла. Горе навалившееся на меня подвигло к решению построить храм Любви. Но я не видел для этого достойного места. Я почистил старые латы, они пришлись мне в пору, и отправился в путь. С тех пор много исходил дорог, но нигде не мог остановиться.»
В жаркий полдень присели путники в тени большого вяза. Разложили нехитрую снедь, пообедали и прилегли отдохнуть. Продолжил свой рассказ Рыцарь:
«Много я земель прошел, но там уже были построены храмы. Как-то я встретил на своем пути мудреца и он посоветовал:
— Я поставил храм в своем воображении. Храм Философии. Ко мне приходят великие мыслители из прошлого, заглядывают люди из будущего. Зачем строить конкретное здание, искать для него место? Гораздо безопаснее создать это в своем уме. И архитектуру можно выбрать самую необычную, которая недоступна в реальности.
— Я хочу, чтоб в храм приходили живые люди и, выйдя из него имели желание построить другие храмы, — отвечал я мудрецу.»
После недолгого сна путешественники двинулись дальше. Уже к исходу дня они подошли к реке, за которой уже виднелся город. Но было слишком поздно и они решили заночевать на берегу. Готовя ночлег Рыцарь закончил повествование:
«На пути моего странствия повстречался мне деревенский фотограф. Николай Викторович Зыков. Деревянный сруб своего отца он перестраивал под свое растущее семейство. Работал он конюхом в совхозе. После тяжелой работы брал в руки пленочный фотоаппарат и обходил родные места. Фотографировал все, что волновало его душу: деревенские пейзажи, нехитрые натюрморты на окнах, свою большую семью. А по ночам в холодном подвале с насыпным песчаным полом проявлял пленку химическими растворами. А, чтобы напечатать изображение на фотобумаге соорудил примитивный фотоувеличитель: закреплял негатив в фанерном ящике, который затем вставлял в окно подвала и через него проецировал на вертикально расположенный лист, используя только дневной свет и керосиновую лампу. Фотографий за его жизнь было напечатано так много, что они лежали пачками на полу комнаты, многие от такого хранения были попорчены мышами. Но, самое главное, в его доме всегда звучала музыка с виниловых пластинок, которых было так много как и книг на многочисленных полках. Бетховен, Бах, Маллер, Гайдн, Шопен, Шуберт, Шуман, Лист и русские композиторы. Это был настоящий храм Души.
— А в другом месте я повстречался с женщиной крестьянкой художницей, — продолжил рассказ Рыцарь. Любовь Михайловна Майкова. Баба Люба была маленького росточка. В 79 лет она начала рисовать картины. Ею было создано 150 картин. Когда она приехала в деревню ей выделили овин на который насаживают снопы. И, вот, на его основе она сама построила себе ладный домик, да еще рядом баньку соорудила. Все сама — и плотник и печник. В ее храме Избе по стенам рядом с иконой висели ее картины. О ней говорили — чистый художник, работающий для славы Божьей. Ее картины были в Москве, в Париже, в Братиславе и по всей России на выставках наивных художников.»
После этого рассказа путники уснули и снился им один и тот же сон. Будто они уже в городе Мастеров. Всюду на стенах домов развешены картины, фотографии. Среди них высвечиваются надписи, как на картинах бабы Любы: «Миру— мир, Богу — слава!». Слова, что просились из сердца, запечатленные в образах, еще и хотелось записать их как послания. «Красотою мир спасется !» - гласит другая надпись. Наивный художник — архаичный, а значит изначальный. Эти художники-творцы не искушены в законах и правилах, что полагается использовать рисуя картины. Для них шла прямая непосредственная связь с Высшим Космосом, с самим Богом. Она ложилась на благодатную почву: чистота наивного мышления, нехитрые инструменты, простые краски и огромное желание. Желание — вот сейчас, срочно запечатлеть увиденное; оставить не только в своей памяти, но и показать другим; поделиться своей любовью и радостью!
На рассвете плотник и Рыцарь пошли вдоль реки, нашли мост и попали в город Мастеров. Увидел Рыцарь постройку нового храма и понял, что свой храм надо строить на той земле, где вырос. Даже, если знаешь, что его могут разрушить. Храм нужен для тех, чьи души отзовутся на твою любовь.

информация: документальный фильм "Деревенский фотограф" режиссер Алексей Погребной 2006 г.; документальный фильм "Последний год жизни наивного художника" режиссер Владимир Сухов 2000 г.; видеоклип "Светлый мир наивной художницы крестьянки Любови Михайловны Майковой"
в качестве иллюстрации книжная миниатюра






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 14
© 02.09.2021г. Татьяна Кугатова
Свидетельство о публикации: izba-2021-3149664

Рубрика произведения: Проза -> Сказка


















1