Логика религиозного
воздаяния
или
жертвенность Любви
______________________________________________________
«Не мстите
за себя,
возлюбленные, но дайте место гневу
Божию.Ибо написано:
Мне отмщение, и Аз воздам,
гово-
рит Господь».
(Рим. 12:19)
У любого думающего человека и вникающего в смысл
каждого слова Священного
Писания, вполне может,
возник-
нуть вопрос,
а мог ли Христос сказать такие слова? Или
апостол
вписал их от
себя? Это и
является причиной
напи-
сания статьи.
Её смысловое содержание
несёт в себе
допол-
нение к работе по теме «Критика религиозной доктрины
Суда».
Безусловно,
это вытекает из взаимосвязанных поня-
тий преступления
и суда, наказания
и воздаяния, возмездия
и кары.
Здесь эта
тема будет раскрываться, с
целью показать несос-
тоятельность и
логическую несогласованность в
религиозной
подаче взаимосвязи,
любви и воздаяния.
Основная доктрина
христианства, утверждающая абсолютное
Благо и Божественную
Любовь,
и дикларированная во
всех
катехизисах, определяется
следующим образом:
«Пресвятую
Троицу можно назвать самым совершенным
единством
в
любви, или союзом
любви, потому что
совер-
шщенны Любящие
и совершенна Их
Любовь».
Православный катехизис –
епископ Александр (Семёнов –
Тян-Шанский).
Эти слова
максимально раскрывают понятие
Любви Троицы.
Не
обязательно
обладать глубиной богословских знаний,
чтобы читая определение
видеть, как оно категорически
несопоставимо
с понятием
отмщения и кары.
Оно отвергает
любое противопоставление и
несоответствие стоящее на
гра-
ни
добра и зла,
любви и ненависти.
Оно, безусловно, вызы-
вает желание разорвать лживое
обвинение,
в котором
Любовь Божию связывают
с
отмщением и возмездием.
Приведу несколько
примеров расшифровки вопроса,
как из
опыта прошлого
времени, так и
на его религиозное
понима-
ние сегодня.
Вот, что по
этому поводу, ещё
до 1917 года, пишет
русский
юрист криминолог
и государственный деятель
Таганцев Н. С.
в своём
сочинении «Теория Божественного
возмездия»:
«Тип абсолютной
теории представляет теория,
искупления
вины перед
Богом, в её
простейшей форме относящейся
к
числу наиболее
древнейших. Сущность её
сводится к следу-
ющим положениям:
Преступление есть оскорбление божества; оно возбуждает
гнев
его
не
только против преступника,
но и против
всего
народа,
среди которого он живёт;
для умилостивления
божества
и смягчения
его гнева необходима кара
преступ-
ника; эта
кара должна состоять
в пролитии крови,
мучениях
и телесных
страданиях; кровь мучения
и истязания
очища-
ют, омывают,
искупляют вину
и умилостивляют божество».
Сразу можно
дать комментарий.
У языческих народов, духовное восприятие, не наделяло
божество категорией
совершенной любви. Поэтому
к ним
нельзя поставить
упрёк логического
несоответствия в осу-
ществлении
жертвенных ритуалов и различных
наказаний
обрядности. Которые,
конечно же, воспринимались, как
воз-
даяние божеству
и как возмездие
от божества.
Далее, Николай
Таганцев пишет:
«Христианство, оказавшее исключительное
по своей силе и
значимости
влияние
на формирование национального
созна-
ния
русского человека,
и на
особенности русской менталь-
ности,
обозначается основной причиной концепции наказа-
ния. В
религиозном сознании концепт
(наказание) находится
на втором
плане: главная
роль принадлежит здесь
концепту
(возмездие), как
справедливому воздаянию за
грехи.
В
рамках национальных понятий наказание
и возмездие
оказываются
связанными с
ключевыми основами как
вера,
Бог, грех,
справедливость, кара, тот
свет, а их
уникальным
определяющим признаком
является, неизбежность, неотврати-
мость».
Пойдём дальше.
Что можно услышать
по этой теме
от
современного священства?
На портале
(Православие.ру) выставлена статья
иерея Вале-
рия Духанина,
«Воздаяние, зеркало и
посмертная жизнь».
Приведу цитаты
из его рассуждений.
Он пишет:
«Если подойдя
к зеркалу, ты
вдруг увидел бы
вместо свое-
го лица
облик зверя, как
бы ты ужаснулся!
Хищный как
волк,
хитрый
как лиса, ядовитый
словно змея, теряет
в се-
бе человеческое. И
как же вступит
в Рай волчье,
лисье,
змеиное? Как
ощутит оно себя в Божием
Царстве любви,
смирения, правды?»
Цитата вторая:
«И вот
какая удивительная истина.
Любой грех, в
который
мы впали,
заведомо таит в себе муку.
Ненавидящий мучает-
ся от
своей ненависти, ревнивый
терзается ревностью, за-
вистливый съёживается
от зависти. Всякий
грех изъедает
душу как
червь, жжёт как
огонь, раздирает сердце,
словно
когтями железными».
Цитата третья:
«То есть человек наказывается
не за грех,
а наказывается
самим грехом»
Цитата четвёртая:
«Говоря о
воздаянии, мы почему-то
сразу подразумеваем
наказание. Но
это не так».
Конец цитаты.
В чём может здесь, состоять критика? Статья показывает
сугубо профессиональную проповедь
иерея, где эмоциональ-
но и в
метафорах, он пытается
доказать, что воздаяние
за
грехи
не связано
ни с Божием гневом,
ни со
Страшным
Судом,
ни
с мытарствами, ни с
муками в (аду),
а в глав-
ном
с муками от воздействия самого греха. Он даже
не
упоминает всех
этих кошмаров в
своих рассуждениях.
Однако почему муки от
греха иерей
не считает наказанием,
от
Бога, а понимает как самонаказание,
не являющееся
воздаянием,
требует разъяснения.
Если определить,
что на-
казанием может являться
лишь волевой акт
в сторону
ну субъекта
только и исключительно извне,
и поэтому
самоистязание человека,
своим грехом, наказанием
не явля-
ется, определяясь
как само волевое
страдание; тогда
автор
проповеди прав.
Но по этой
причине невозможно отрицать,
проповедуемое
в христианстве воздаяние от Бога, напол-
ненное муками
(ада), как отмщение
и наказание за
уже со-
деланный и
нераскаянный грех. И
конечно оно не
является
муками
самоистязания, которые испытывает
человек нахо-
дясь во
грехе.
И
опять возникает прежний
вопрос,
а зачем вообще
к
этому
человеческому самоистязанию, христианство
добав-
ляет доктринальную
концепцию о Страшном
Суде и Божи-
ем отмщении.
Далее вполне
можно сказать, что
смысловой стержень про-
поведи
иерея Валерия
Духанина, нивелирует учение
хрис-
тианства о посмертной
участи нераскаянного грешника.
Его проповедь,
по факту, приводит воздаяние
и отмщение,
к
исключению
сказанного Богом: «Мне отмщение,
и Аз
воздам…», определяя лишь некие
страдательные пережива-
ния
людей,
в своих грехах, ещё при их жизни.
Так, что
проповеднику
вполне можно ответить:
– Нет,
батюшка, Вы ошибаетесь.
Возмездие – это прежде
всего наказание
и отмщение.
Эту концепцию
утверждает и профессор
юрист Николай Та-
ганцев, только определяет
ей второе место
после наказания.
К этому
добавить можно следующее:
Если
человек наказывает
себя сам, своим
грехом, а по
принципу «бей лежачего»,
христианство прибавляет ещё
гнев Божий
и муки ада. Тогда о
какой любви, здесь
мож-
но говорить.
И так,
разбираемся дальше.
«
Ибо написано: Мне
отмщение и Аз воздам, говорит
Господь».
Это выражение
в переводе с
церковно-славянского на сов-
ременный русский
язык, звучит следующим
образом:
«На Мне
лежит отмщение и оно придёт
от Меня», то
есть,
если
выразиться более простым
языком: « Не мстите
сами,
это сделаю
Я ».
Эти слова
принадлежат апостолу Павлу,
которые он помес-
тил
в послание к Римлянам.
Почему
они возникли в его
сознании и
где, как он
говорит (написано), остаётся
неведо-
мо. В самих Евангелиях
этих слов
нет. Существует лишь
вероятная ссылка
на Второзаконие
в Ветхом
Завете (Втор.
-32:29)
Но даже
если это так,
то приписывать или
подразумевать,
что они
были сказаны Богом
Любви Христом, категоричес-
ки невозможно
так, как любовь
Бога может только
жертво-
вать, а
не мстить. Отсюда
и возникает вопрос,
действитель-
но ли Христос произносил
такие слова?
Если принципиально подойти
к понятию логики
воздаяния,
в её
евангельском присутствии и задаться вопросом
почему
она в
нём есть, тогда
скорее всего, ответом
будет то насле-
дие
которое Новый Завет получил от Иудаизма.
Ведь не
Христос создал
христианство, Он стал
его импульсом, серд-
цевной, а всю
«глыбу» учения создали
Его ученики апосто-
лы,
соратники и
последователи, которые, конечно
же в сво-
ём большинстве
были иудеи.
Никто не
будет возражать, что
при жизни Христос
не напи-
сал
ни одного религиозного текста.
И
если в иудаизме
к
тому времени,
уже многие века,
существовали Тора, Танах
и Талмуд, которые считались Священным Писанием и
Откровением от
Бога, то в
зарождающейся новой религии
ещё ничего не было, кроме Самого Христа.
Мог ли
Христос, проповедуя
Своё учение
устно, предпола-
гать, а возможно и явно
знать, что в
последствии времени,
Его слова могут
быть неправильно поняты
или искажены, а
хуже
того,
люди будут добавлять, что-либо
от себя? Отве-
тить на
такой вопрос конкретно
и категорично утвердитель-
но, невозможно,
но вполне реально
делать
логический ана-
лиз и соответствующие выводы о вероятности подобного
вмешательства в
слова Бога.
Что же касается понятий
воздаяния
и отмщения, которые
являются в
словах приведённых апостолом
Павлом, смысло-
вой сущностью
фразы, то в них явно и с напором,
просле-
живается иудейское
представление о Божестве.
Однако,
как известно
из Ветхого
Завета, того Бога которо-
го проповедует
иудаизм, назвать Богом
Любви весьма затру-
днительно или
вообще невозможно. То,
что вытворял
Яхве
с древним
человечеством и Его избранным народом
(изра-
иля), представить в отношении к Иисусу
Христу положи-
тельно невозможно.
Ни Христос
изгнал людей из
Рая, а затем
проклял землю,
Ни Он утопил всех людей и живое в
мире, ни Христос
вмешивался во все войны
и кровопролития истории
евреев,
ни
Он
допустил избиение
младенцев в Вифлееме
и многое
что ещё.
Поэтому
считать ветхозаветного Бога,
который вдруг изме-
нившись проявил
пацифизм к людям и вошёл в новую
религию уже как
созидатель мира и
любви, при всём
жела-
нии не
получится.
Создатели христианства
сделали кошмарную, жуткую
ошиб-
ку в том,
что преемственно
соединили историю Ветхого
и
начало эры
Нового Завета. Но к этой
преемственности и
соединению Сам
Христос не имеет
никакого отношения.
Если это
отрицать на основе евангельского примера,
где
Он говорит:
«Не думайте,
что Я пришёл
нарушить закон или
пророков:
не нарушить
пришёл Я, но
исполнить». (Матф. 5-17).
Да, Христос
пришёл не нарушить
закон, но это
исходит не
из
Его,
якобы «подобострастного» отношения
к Ветхозавет-
ному Писанию,
а из того,
что Закон Божий
выше любого
писания, но ниже Самого
Бога.
Исторический Иисус,
или как Его
называл
протоиерей
Александр Мень,
«Сын человеческий», прежде
всего, был
иудеем по
этнической принадлежности. В
религиозной жиз-
ни Он
был непримиримым вольнодумцем
и даже протестан-
том, по отношению
не только к
падшему фарисейству, но
во многом
к глубинным понятиям
иудаизма.
Поэтому находясь
выше закона, Христос
никогда не
пошёл
бы на сопричастность
двух религиозных
доктрин, имеющих
столь противоположное отношение
к пониманию любви и
блага.
Из
всего следует,
что представление
евреев о Боге,
совершенно несовместимо
с тем, Кто
есть Иисус.
Бог Ветхого Завета другой
Бог и Спаситель не
имеет к нему
ни доктринально
- идейного ни сердечно - духовного отноше-
ния.
Надо сказать, что несопоставимость канонической
или
доктринальной установки
единого Бога в
иудаизме и канона
Святой
Троицы
в христианстве, это
отдельная и большая
тема требующая
своего осмысления и
изучения.
Остаётся признать, что
апостол Павел до
конца не осознавал
несовместимость иудейского
Бога и Христа
или сознательно
не мог
пересилить своего иудо-фарисейского мышления.
Как видно
не столь глубоко размышлял
апостол, когда сло-
ва
отмщения, имеющие
в своей сути
гордыню, трансформи-
ровал в учение христианства. Да, он
не говорит,
что они
были произнесены Христом, но поставляя
их рядом с именем
Божиим,
притягивает к ним имя Христа. Результатом
чего,
в христианстве,
становится утверждённой концепция,
Божест-
венного воздаяния и
отмщения.
Но кроме
противоречий и несоответствия своей
основной
доктрине о Божественной
Любви, новая религия
ничего не
получила. Это
исходит из того,
что возмездие – с принципи-
альной позиции
логического мышления, являет собой
отмще-
ние, что невозможно сопоставить
с абсолютной Любовью
Бога. И
тем более Его
удовлетворение подобным актом.
Отсюда, приписывание
Божественной Воле
желание воздая-
ния и
отмщения, ограничивает бесконечность Творца,
наде-
ляя Его
человеческой психикой,
которая нередко движима
грехом гордости, чем
отмщение и является.
Отрицание этого
может пониматься,
как пониженное,
упрощённое представле-
ние о
Боге или вовсе,
как хула на
Него.
Если к
проблематике вопроса подойти
с более скрупулёзной
логикой суждения,
тогда можно составить
примерно следую-
щий список
определений:
- 1. Свободная
воля человека, это (следствие)
Первопричи-
- ны, то есть
идеи и Воли
Бога о нём.
- 2.Отсюда необходимым
условием причины
греха, являет-
- ся свободная
воля. Так,
как без свободы
нельзя
- ни возлюбить,
ни возненавидеть.
- 3.Тогда (следствием),
этой
свободы является соделаннй
- человеком грех.
- 4. В свою
очередь (следствием) греха, в
религиозной кон-
- цепции,
является воздаяние от Первопричины, то
есть
- отмщение
Бога человеку за
нераскаянный грех.
Жёсткая детерминанта
в этой связующей
последовательнос-
ти, может
быть построена совершенно
в другом ключе
её
концовки.
И тогда
четвёртый
пункт показанных
определе-
ний, в
религии Благовеста и
Любви, должен звучать
и вос-
приниматься примерно
так:
(4) (Следствием)
греха является жертвенность
абсолютной
Любви Бога
к прощению грешника,
независимо от тяжести
греха и нераскаянности.
Как бы
это не резало
слух религиозного ортодокса,
но не
наще
человеческое дело, определять
тяжесть
или непрощён-
ность греха.
Возможность в
состоянии свободы совершить
грех – это то
условие
и тот
принцип существования мира,
который Бог
встроил
в замкнутый круг
его драматургии.
Совершающийся грех
в мире, это не случайность,
он имеет
сакральную
основу своего начала.
И
задуманный круг мировой
истории начавшийся с Божественного восторга
и Любви, люди
пройдут испытав все
муки страданий, чтобы
вновь вернуться к
этому восторгу, пусть даже в ином бытии.
Разве
возможно при
этом восторге
Бога, чтобы Его
созна-
ние, допускало
существование (ада) со
страдающими в нём
душами грешников.
И
разве может при таком условии
исполнится и торжествовать
всеобщая гармония Любви.
______________________________
Далее будет
уместным разобраться ещё с одним
примером
современной богословской
мысли, исходящей от
митрополи-
та Иллариона
(Алфеева). Конечно же, свои
рассуждения, для
авторитетности, он
подкрепляет словами Св. отцов,
но от
этого
они не
перестают быть «махровой»
софистикой и демаго-
гией.
Читая одну из глав первого тома его книги:
(Православие), с
названием «Посмертное воздаяние»
– первое,
о чем
задумываешься, это о
неуёмной лживости и
глупости
ортодоксально-фанатического мышления,
которая переходит
все
разумные
пределы. Для убедительности и
наглядности
приведу несколько
текстов из его
«исключительно мудрого»
богословия.
И так,
опираясь на слова
Исаака Сирина, он
пишет:
«Мучимые в
геенне поражаются бичом
любви! И
как горь-
ко и
жестоко это мучение
любви! Ибо
ощутившие, что по-
грешили
они против
любви, терпят мучение
большее всяко-
го
приводящего в страх мучения;
печаль, поражающая
сердце за
грех против любви,
страшнее всякого возможного
наказания. Неуместна никому
такая мысль, будто грешники
в
геенне лишаются любви Божией.
Любовь даётся всем
вообще.
Но
любовь силой своей
действует двояко: она
му-
чает грешников
и веселит собою исполнивших долг
свой».
Текст второй:
«Иисаак Сирин
говорит о том,
что грешники в геенне не
лишены Любви Божией.
Напротив любовь даруется
всем
одинаково
– и праведникам в
Царствии Небесном, и
грешни-
кам в
геенне огненной».
Текст третий:
Полностью от автора.
«По согласному
мнению восточных отцов
церкви, Бог не яв-
ляется
создателем
(ада), так же как Он
не является создате-
лем
зла. Существование (ада) противно
воле всеблагого
Бога. Ад
существует не потому, что его
хочет Бог, а
потому,
что воля
тех тварных существ,
которые воспротивились во-
ле Божией,
делает существование (ада) для
них неизбежным».
Не бог создал
(ад) для диавола и
демонов, но они
создали
его сами
для себя.
Текст четвёртый:
От Иринея
Лионского, также с полным
согласием автора.
«Разлучение с
Богом есть смерть,
и удаление
от света есть
тьма, и
отчуждение от Бога есть
лишение всех благ
какие
есть у
Него. Но блага Божии вечны
и без конца,
поэтому
и лишение
их вечно и
без конца».
Текст пятый:
«Возможность (ада),
по мысли протоиерея
Георгия Флоров-
ского, заключена
в изначальном парадоксе
творения: «В акте
творения Бог
создает нечто иное,
чем Он Сам,
нечто «про-
тивное» Себе».
На этом можно закончить демонстрацию
цитат и попробо-
вать в
них разобраться. Вначале всю
эту галиматью отре-
цензирую обобщённо и
краткими определениями.
Первое.
В тональности
раскрытия темы присутствует
явное кощун-
ство в
сравнениях и сопоставлении основных культурных
и
философских понятий, таких
как любовь и
жестокость.
Второе.
В работе
прослеживается корыстная, в пользу
ортодоксаль-
ной
позиции,
спекуляция терминологией и
оборотами речи
при составлении
предложений текста.
Третье.
Присутствует умышленная пропаганда,
выгодной для церкви
концепции.
В сознании людей
нагнетается кризисно - психи-
ческая атмосфера безысходности, в
возможности иного вари-
анта разрешения, ответственности человека
перед Богом.
Четвёртое.
Вся энергия
автора направлена не
на поиск истины
и разви-
тия богословской
мысли, а на поддержку
старого консерва-
тивного
мышления. Объяснить это
можно только стремлени-
ем
остаться
у власти, сознания
и душ человеческих.
А для
этого, как и
в стародавние времена,
можно выдумывать лю-
бое мракобесие
и забыть о
нравственно-этических нормах.
Теперь более
конкретно и подробно.
Автор
проводит
два следующих постулата
от Исаака Сирина:
Первый: «Но любовь силой своей действует двояко:
она
мучает грешников и веселит
собою исполнивших долг свой».
И второй: «…грешники в геенне не лишены Любви Божией.
Напротив, любовь
даруется одинаково – и праведникам
в
Царствии Небесном
и грешникам в
геенне огненной».
В сторону
такого высказывания, любой искренне
верующий
человек, с разумным восприятием
религиозных понятий,
вполне
протестно имеет право заявить,
что видит в нём
крайне
богохульное
и нравственно
преступное внедрение
лживого определения
разрывающего Сущность
Божествен-
ной Любви
на благодатную и
мучающую, терзающую.
Главное в
подаче подобной мысли,
это не утверждение
абсолютности Любви
Бога, но прежде
всего оголтелое жела-
ние
сделать человека преступником
перед Ним. Как
видно,
соглашаясь с
Исааком, митрополит забыл
гимн любви апос-
тола
Павла в послании
Коринфянам и
легенду Максима
Горького «Сердце матери».
Интересно было
бы задать простой
человеческий вопрос, ни
только
Иллариону, но и тем Св. отцам слова, которых
он
приводит в
подтверждение своих рассуждений.
Господа, смогли
бы Вы бесконечно
мучить своих детей
в
вечности, не подпуская их к себе,
за некие проступки про-
тив
вас по причине
нераскаянности? И при этом
считать,
что дети получают
от вас родительскую
любовь в
полной
мере?
Думается
такой вопрос,
приостановил бы полёт подобной
богословской мысли.
И надеюсь, ответ
был бы отрицатель-
ный.
Тогда по
какому праву, Илларион считает, что
на такое
способна
Любовь Бога? Не является ли
это утверждение,
по
меньшей
мере, цинизмом или
сумасшествием?
Теперь разберёмся
с представлением автора,
стоящим в сог-
ласии с
утверждением Иринея Лионского
о бесконечности
Бога, которое
он проводит в
отношении к бесконечности
даруемых благ. Он пишет: «Но
блага Божии вечны и без
конца, поэтому
и лишение их
вечно и без
конца…».
Здесь нужно
сказать следующее.
Бесконечность
Божества ни как не может быть связана
с
раздачей блага.
Бог
не раздаёт благо,
адресно, каждому че-
ловеку, при этом, какое надо в
нужном
количестве и не-
прерывно. В
общем-то, можно также
бесконечно называть
и то,
что Бог не делает в мире,
и не делает
по отношению
к людям.
Нет ни малейшего логического основания,
привязывать аб-
солютные категории
Бога такие, как
бесконечность, вечность
и истинно
Сущее, к любой конечной
категории тварного; в
том числе и человека с его
желаниями, нуждами и психикой.
Абсолютная категория
бесконечного несоизмерима, несовмес-
тима и несопоставима с
категорией конечного.
Например, логика делает невозможным, войти в вечность
так, как возникает
вопрос, временнОго разрыва вечности
и
не вечности.
То есть какого-то
отдельного самостоятельного
времени, где
субъект проявляет своё
бытие до вечности.
Однако такого
представления нет ни
в науке, ни
в религии.
Именно психическая
потребность людей очеловечивает
Твор-
ца
и
этим ограничивает
Его абсолютные категории.
Утвер-
ждение в
Нём человеческого сознания
и понятий,
имеющих
в себе конечную потребность
удовлетворения, несопоставимо
с бесконечностью.
Бог не
будет удовлетворён от какого-либо благого
акта в
контакте
с человеком потому,
что Он до этого акта, во
всём
и вечно был удовлетворён. Это вполне объясняет
едино
- проявленную полноту Божественного блага
в Акте
творения, а
не бесконечную его
раздачу в процессе
време-
ни.
Это,
прежде всего,
касается импульса и
динамики кос-
мологических процессов
Вселенной, а
проблемы человечес-
ких нужд
и желаний провидением
Творца, встроены в этот
импульс изначально.
Как
невозможно налить бочку
без дна, также невозможно
ни
в
чём, удовлетворить самодостаточную
бесконечность
Бога. Ни в любви, ни в
желании воздаяния или
отмщения.
Творец или
бесконечно безразличен к
проблемам людей
или
бесконечно не удовлетворён,
существованием этих
проблем,
если бы ими занимался. В
определённой степени
это пока-
зывает невозможность существования
(ада).
Чтобы к
приведённой аргументации не
возникло упрёка, не-
обходимо отдельно,
сказать о Боговоплощении.
Дело
в
том,
что Акт Воплощения Бога, не являет
собой
идею
разума человека так, как он связан
с Божественным
Сущим. Это
программная довременная
идея Творца, в
кото-
рой Его
Воля сопоставила Себя с человеком.
Это единствен-
ное
событие в истории мира которое
перешло барьер
несопоставимости
тварного
и Божественного. Разбираться
в
тайне этого Акта,
ни религиозно, ни
философски не этично.
Здесь нужно
благоговейно поставить точку.
Пойдём дальше.
Уже
в
приведённом ранее высказывании Иллариона
с опо-
рой
на слова Исаака
Сирина, он определяет
понятие в от-
ношении
обязанности
и долга любви.
Однако такое опре-
деление, не
основанное на понятии
свободы, не может
быть
правильно, поскольку
положительно невозможно утверждать,
что любить
можно и нужно
по обязанности долга.
Любовь
рождается в
свободе без всякой
обязанности и дол-
га кого-либо полюбить. Отца, мать, детей,
родную жену,
Родину,
(но не в понятии государства),
человек любит пото-
му,
что
в этих отношениях
есть нечто необъяснимо сакраль-
ное, некая направленность
и устремление
к обоюдному бла-
гу, а
не обязанности и
долгу. В этом
и есть любовь
к Богу
так, как она не возможна без
любви к людям.
Иначе такая
любовь будет
духовно нищая и
пустая.
Следующий аспект
богословских комментариев автора
напра-
влен исключительно
на (адскую) тему. С демонстрацией пол-
ной уверенности Илларион
заявляет:
«Не Бог
создал (ад) для
дьявола и демонов,
но они создали
его сами
для себя. Ад
существует не потому,
что его хочет
Бог, а потому,
что воля
тех тварных существ,
которые вос-
противились
воле Божией, делает существование
(ада) для
них неизбежным».
Хотя применительно
к его интеллекту
и образованию, такая
уверенность допускается
с трудом.
Вообще эта
тема и всё,
что с ней
связано, довольно боль-
шая и
давно запутанная история.
Мнений много и все раз-
нятся, от
конкретики умозрительных картин
ужасов, в ран-
ннх
представлениях, и до полного отрицания,
например у
Сергия Булгакова,
в его работе
«Свет невечерний». В
бого-
словском
мышлении поменялась
и топография (ада),
сейчас
его
уже не
опускают в недра земли,
где «огнь и
пламя
геенны», а помещают в сознание, в душу человека, как
мистико-мифологическую реальность.
Одним словом религи-
озная мысль изощряется,
как может, лишь
бы остаться при
своём рычаге давления
на умы людей
В данном примере
митрополит декларирует
существование
(ада), как некое
духовное образование созданное
демонами
по их
собственному желанию: «…но
они создали его
сами
для себя»,
(конец цитаты).
Здесь сразу
возникает два логических
несоответствия.
Во-первых, как
без воли и
согласия Бога демоны
могли это
сделать?
И
во-вторых, как в
духовном мире Божественных
пределов
может существовать
некая отрицающая, противо-
положная благу
и любви, область
зла? Или нужно
признать,
что
падшие демоны,
как утверждает автор,
сами створили
некое иное бытие помимо
того, что сотворил
Бог. Но тако-
го не
выдерживает и религиозная
фантазия.
Однако есть основная определяющая
версия существования
(ада) проводимая в учении
Св. отцов. Где
утверждается его
определение победой Архангела Михаила
над сатаной и
падшими
демонами, в акте сброса
их в некий
«низ» уда-
лённый
от
Бога, что и являет собой (ад).
Правда, трудно
представить, как можно удалиться от Божественной беско-
нечности. Но как
этот сброс мог
произойти без Воли
Бога?
Получается, что утверждение
Св. отцов, напрямую связывает
желание
Бога и
Его
действие, определяя место
пребывания
сатаны в
(аду).
Отсюда утверждение Иллариона,
о том, что
(ад) существует
без волевого участия
Бога, несостоятельно. И если митропо-
лит хотел оправдать Божественную
Любовь, то сделать
это
он
смог бы только одним способом, – доказав невозмож-
ность
отмщения в
сущности Божественной любви,
а значит
и существования
(ада).
И ещё,
по высказыванию автора,
ему в упрёк,
необходимо
заметить, что он подменяет
значение слов
при построении
предложения, для внедрения в них, иного, нужного
ему
понятия.
Рассуждая о сопротивлении воле Бога, которое
заслуживает
неизбежного пребывания
в (аду), он
применяет
словосочетание
«неизбежного
для них
существования (ада)».
Эта манипуляция
и есть способ протащить свою
казуистику
в угоду
церковной концепции.
В подведение черты к вопросу
можно сказать,
что любой
пример по этой теме, никогда не будет иметь логики
построения в
свою защиту. Уже потому, что
концепция (ада)
не сопоставима
с доктриной Любви.
И так,
последнее, чем блеснуло
современное богословие.
Илларион, в
соответствии с развитием
своего суждения при-
водит пример
очень оригинальной мысли,
протоиерея экуме-
ниста Георгия
Флоровского, который утверждает
следующее:
«Возможность (ада)
заключена в изначальном
парадоксе
творения. В
акте творения Бог
создаёт нечто иное,
чем Он
Сам, нечто
«противное» Себе».
Язык не поворачивается
отвечать на эту
глупость, но прихо-
дится.
Если
считать, что возможность (ада) исходит
из бытия сотво-
рённого Богом потому,
что оно
это другое по отношению
к Нему, тогда
можно сказать,
что вся красота
и
гармония мира,
и всё что в нём есть,
не только «противное» Ему,
как утверждает
Флоровский, но и
является самим преддвери-
ем (ада).
По сути
утверждения, к этому
преддверию,
то есть к
тому,
что
«противно» Богу, и
что объясняется
словесным оборо-
том:
(в изначальном
парадоксе творения), – относятся
не
только
ромашки на фоне голубого
неба или
сияющие звёз-
ды, но и Сам Богочеловек Христос и Дева
Мария. Сюда
можно
добавить весь
сонм христианских святых
и многое
другое. Откровенно
говоря, от этого немного коробит.
Можно
было бы согласиться с тем,
что всё это
входит в
драматургию
истории человечества.
Однако совершенно не-
обязательно, что
эта история должна
быть привязана к су-
ществованию какого-то
(ада), который никак
не вписывается
в философию
Абсолютной Любви.
Уже упоминалось,
что в прошлые
времена, церковь и
хрис-
тианские богословы определяли
топографию (ада) в
недрах
земли, или
предпочитали такой вопрос
замалчивать, но сей-
час они
определяют его в недрах
сознания человека. Прог-
ресс, что
называется, на лицо.
В этом нет
глупости и даже
напротив
есть глубокий смысл, правда не доказывающий
объективность существования
(ада), но ставящий
вопрос о
его мистико-мифической реальности
в психике человека.
С
другой стороны удивляет живучая беспринципность и
скользкая настойчивость, характера
церковного мышления, в
умении приспособиться к
уровню научных знаний
и общему
образовательному уровню
современного человека. Такое
от-
ношение
к
выдвигаемой ими же концепции нравственно
принципиальной не
назовёшь.
К новому
подходу в понятии
падшего сознания, как
сущест-
вовании в
состоянии условного (ада),
можно добавить, что
и здесь
не всё однозначно.
Очень не мало людей,
нравствен-
но падших,
до крайнего состояния,
прекрасно себя чувству-
ют и
живут в душевном
равновесии. И наоборот,
есть люди
с высоко
нравственным сознанием и
даже с духовной
ориентацией, но всегда
с трепещущей и
неспокойной душой.
И причин
к этому в
жизни очень много.
_______________________________
В заключении
по теме, можно
сказать.
Никакого воздаяния,
возмездия или отмщения
за грехи, Бог
не
делает. Это вытекает из христианской доктрины
Бога
Любви
и подтверждается
логической проверкой религиоз-
ных установок,
связанных с этой
концепцией, даже в
систе-
ме теизма.
Мы не
можем знать, как
проявляет Себя Творец
Создатель
в отношении человеческой души после
её перехода в Его
пределы.
По
меньшей мере, сейчас, в нашем
мире, этого
знать
невозможно ни грешным, ни
святым так, как
осу-
ществление этих проявлений
относится к иной категории
бытия, которая непроницаема
для нас по
статусу своей
сущности.
Логика абсолютной Любви
не умещает отмщения,
но логи-
ка абсолютной
справедливости не освобождает
от него.
Парадокс
этой антиномии
основан сугубо на
мышлении и
психике
человека.
Но по отношению к Творцу,
ни каких
антиномий быть
не может. Отсюда
абсолютность справедли-
вости, сливается в Нём,
с абсолютностью всепрощения
и
жертвенности.
Любые
самые страшные
преступления или тяжкие грехи,
страшны
и
тяжелы здесь,
в этом мире, по
отношению к
людям, а
на бесконечность Бога
никакого влияния они
ока-
зать не
могут. Вся
остальная религиозная
конкретика лишь
уродует сакральный
смысл веры.