Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Эжен Делакруа — первооткрыватель темы революции в мировом искусстве. (Продолжение).


­­­­­­­­­­­­Вторая — буржуазная «правда». 

Стоит обратить внимание на предводителя, лидера, вождя народных масс. Это женщина. Героиня из народа. Не накакая-нибудь красавица «ню», полуголая принцесса или аристократка, а просто говоря по-русски, «баба» из народа.
К ним в те времена было отношение как к женщинам легкого поведения. А таковыми считались во Франции в те времена практически все женщины и не только из простого народа. Это было развращенное до предела общество. Как в наши дни. Именно такими женщин и мужчин намереваются сделать буржуины в Западной Европе в наши дни.
И вдруг аристократическая публика приходит в Салон и видит огромную картину на стене. Над всеми мужчинами поднялась во весь рост символ Свободы — женщина, которая, как у Некрасова, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».

***

Совсем иначе описывали эту картину наемные борзописецы "короля банкиров" Луи Филлипа. «Отзвучали залпы. Затихли бои. Спета «Марсельеза». Изгнаны ненавистные Бурбоны. Наступили будни. И снова разгорелись страсти на живописном Олимпе. И снова мы читаем слова, полные грубости, ненависти. Особенно постыдны оценки фигуры самой Свободы: «Эта девка», «мерзавка, сбежавшая из тюрьмы Сен-Лазар».
«Неужели в эти славные дни на улицах была одна только чернь?» – вопрошает другой эстет из лагеря салонных лицедеев. И этого пафоса отрицания шедевра Делакруа, этого бешенства «академистов» хватит еще надолго. Кстати, вспомним маститого Синьоля из Школы изящных искусств.
Максим Декан, потеряв всякую сдержанность, писал: «Ах, если Свобода такова, если это девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, она нам не нужна, нам нечего делать с этой постыдной мегерой!».

   или.    

Примерно так ее содержание характеризуют буржуазные историки искусства и искусствоведы даже сегодня. Посмотрите на досуге фильм ВВС об этой этой картине, хранящиеся в архиве канала «Культура», чтобы убедиться в моей правоте.

«Парижская публика через два с половиной десятилетия вновь увидела баррикады 1830 года. В роскошных залах выставки звучала «Марсельеза», гремел набат.» – так писал советский искусствовед И. В. Долгополов в первом томе очерков об искусстве «Мастера и шедевры»о выставленной картине в Салоне 1855 г.

«Я бунтовщик, а не революционер».

«Я выбрал современный сюжет, сцену на баррикадах. .. Если я и не сражался за свободу отечества, то, по крайней мере, должен прославить эту свободу», - сообщал Делакруа своему брату, имея в виду картину «Свобода, ведущая народ».
Между тем, Делакруа не может быть назван революционером в советском смысле этого слова. Он родился, вырос и прожил жизнь в монархическом и не совсем ещё республиканском обществе. Он писал свои картины на традиционные исторические и литературные темы. Они вытекали из эстетики романтизма и реализма первой половины XIX века.
Понимал ли сам Делакруа, что он "натворил" в искусстве, внеся дух революционности и создав образ революции и революционеров в мировое искусство?! Буржуазные историки отвечают: нет, не понимал. Действительно, откуда он мог в 1831 году знать, какими путями будет развиваться Европа в ближайшие столетие. До Парижской коммуны он не доживет.
Советские историки искусства писали, что «Делакруа... не переставал быть горячим противником буржуазного порядка с его духом корысти и наживы, враждебным свободе человека. Он испытывал глубокое отвращение как к мещанскому благополучию, так и к той лощеной пустоте светской аристократии, с которой ему нередко случалось соприкасаться...». Однако, "не признавая идей социализма, он не одобрял революционного способа действия". (История искусства, Том 5; эти тома советской истории мирового искусства также имеются в интернете).
Всю творческую жизнь Делакруа искал куски жизни, которые до него находились в тени и на которые никому в голову не приходило обратить внимание. Задуматься, почему эти важные куски жизни играют такую огромную роль в современном обществе? Почему они требуют внимания творческой личности к себе не меньше, чем портреты королей и наполеонов? Не меньше чем полуголые и приодетые красотки, которых так любили писать неоклассики, неогреки, помпейцы.
И Делакруа отвечал, потому что "живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей."
По воспоминаниям современников Делакруа был монархистом по убеждениям. Он был доволен режимом «короля банкиров» Луи-Филиппом. Утопический социализм, анархические идеи его не интересовали.
В Салоне 1831 года он показал картину, которая — правда на короткое время — сделала его славу официальной. Ему даже вручили награду - ленточку Почетного легиона в петлицу. Ему хорошо заплатили. Продались и другие холсты:
«Кардинал Ришелье слушает мессу в Пале-Рояле» и «Убийство архиепископа Льежского», и несколько больших акварелей, сепия и рисунок «Рафаэль в своей мастерской». Деньги были, был и успех. Эжен имел основания быть довольным новой монархией: были деньги, успех и слава.
В 1832 г. его пригласили выехать с дипломатической миссией в Алжир. Он с удовольствием отправился в творческую командировку.
Хотя отдельные критики восхищались талантом художника и ожидали от него новых открытий, "Свободу на баррикадах" правительство Луи Филиппа предпочло держать в хранилище.
После того как в 1833 году Тьер поручил ему роспись салона, заказы подобного рода следуют вплотную, один за другим. Ни одному французскому художнику в девятнадцатом веке не удалось расписать такое количество стен. 

(Продолжение следует)­+






Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 12
© 26.07.2021г. Юрий Горбунов
Свидетельство о публикации: izba-2021-3129053

Рубрика произведения: Проза -> Приключения


Людмила Кошкидько       25.08.2021   17:47:01
Отзыв:   положительный
Интересно и познавательно! Я не читала и не слышала о Делакруа, хотя много, особенно в молодости читала художественную историческую литературу и немного увлекалась философией! Жду продолжения! Удачи Вам!!!

Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1