Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Проблема выбора и проблема принятия решения, а также наша элита.


­Проблема выбора и проблема принятия решения, а также наша элита. Исторические примеры: Мустафа Кемаль и Эрдоган. Путин и Ленин. Хан Узбек и ислам для Золотой Орды.
Проблема выбора и проблема принятия решения
--
Анекдот про ценность жизни и что такое жизнь, а так же и про верный или правильный жизненный выбор. :-))))
Вот водит по грузинскому кладбищу гид украинских туристов. Подходит к одной могиле и говорит: Вано Патарцзкашвыли жил дэсат лэт. На могиле годы: 1912-1970. Ведёт дальше. Дато Кабуладзэ жил патнадцат лэт. На могиле годы: 1927-1975. Ведёт ещё дальше. Гиорги Шангелия жил три лэт. На могиле годы: 1908-1979.
Тут Одарка толкае в бик Петра - Петре шо вин таке каже жил 10 лет, 15 лет, 3 лет, а на могиле що? Спитай його чого вин так каже. Сама спитай,- видповидае Петро. Ну, Петре, ну спитай його будь ласка. Набридло те Петру и вин його спитав: А скажить, будь на те ваша ласка, чому вы таке кажете 10-15-3, а на могилах инше? Тот на него глянул из-под лба и громко так рявкнул - А ти думаэш он всю жизнь жил? Когда был секретар горком, председатэл гарыспалком, пракурор, зав база , зав маг - тагда жил!
Тогда Петро повернувся до своей Одарки и каже: Так ось Одарка! Коли мене поховають, то напышить на могили що народывся мертвым.
---
И есть более простой, русский, вариант этого бессмертного анекдота. :-))))
Два донбасских шахтера за доблестный труд получили по путевке в санаторий отдыха в Грузии. Приехали, отдохнули. Надо уже домой ехать. До поезда еще два часа. Че делать? Ну, ясно – купили бутылку водки, зашли на местное кладбище выпить. Поставили на могильный камень бутыль. Пьют родименькую. Глядят, а на могильном памятнике надпись: «ФИО, даты: 1917 – 1987. Прожил сто лет». Посчитали по пальцам – 70 лет выходит! Странно … Вышли с кладбища, спрашивают прохожего: - Вот мы были на кладбище, видели, что по датам 70 лет жизни у покойного, а написано, что прожил он сто лет, в чем тут дело? Прохожий: - А чего тут понимать, он прожил полноценную и счастливую жизнь, имел семью, жену, детей, внуков, дачу, личный бизнес, много денег, машину-иномарку и молодую любовницу. Поэтому и пишут – прожил сто лет. Сели они в поезд. Вот поезд уже миновал Кавказские горы, вдруг среди ночи один своего приятеля-шахтера трясет: - Семен, Семен, когда я помру, то пусть на могиле напишут – родился мертвым! Ну, посмеялись? А теперь серьезно …
--
Вне темы - воспоминание о Будущем
Часто в годы моей юности многие вспоминали добром императорскую Россию, все они умерли, а империя так и не вернулась ... Так же умрут и те, кто сожалеет по СССР, а социализм так и не вернется ... Увы ... Покорных терпил ожидает новое Средневековье - труд по 12-14 часов без выходных, кроме как по религиозным праздникам, трудовая деятельность с 15-16 лет и ранняя смерть в 45-50 лет, как только у них рухнет здоровье. И это еще не самый худший вариант Будущего из возможных. В мире стремительно идет ликвидация всех социальных достижений 20 века. Самое важное социальное достижение – право на безбедную жизнь и обеспеченную старость, как всегда Россия и Украина в этом впереди планеты всей. Сначала добились социальных достижений, а теперь безропотно их отдаем. Вот Медведев предложил 4-дневную рабочую неделю, а про недельную норму часов он промолчал. И 40 : 4 = 10 часов в день, а потом незаметно с грустным выражением морды лица нам скажут – в неделю будет снова 5, а потом и 6 рабочих дней по 10 часов, а там и до 12-14 недалеко …
Человеки и крысы. Аналогии. Кратко.
--
Почему именно крысы? Ну, они, как и человек освоили почти всю сушу на нашей планете. Крайне прожорливы, как и человек. Крайне успешны. Но есть и отличия. Крысы очень сплоченная против внешних угроз армия. Самый последний и неудачливый солдат этой армии способен на такое, что пока не под силу даже самому крутому спецназовцу из любой человеческой армии.

Но и в этой армии крыс есть свои господа, свои крепостные и свои рабы. Биологи, изучающие социологию и поведение крыс, в прошлом веке провели любопытный эксперимент. В клетку с кормушкой и едой помещали крысу. В клетку рядом тоже помещали крысу. Вторая крыса сидела на электроде, который включался в цепь электротока, когда первая крыса брала корм из кормушки. И вторая крыса от удара током подпрыгивала в воздух и громко пищала от боли. И вот что заметили. Около 2/3 крыс или от 60 до 70 % от численности услышав вопли сородича отказывались брать корм и сидели голодом. Альтруизм у них был на уровне инстинктов. Около четверти от численности крыс или около 25-30 % переставали брать корм и сидели не жравши, когда сами побывали во второй клетке и сами испытали удар током. Альтруизм у них был на уровне сознания и собственного опыта. Остальные крысы, их было около 5-10 % от численности продолжали брать корм и жрать, не обращая внимания на муки сородича, и даже когда сами побывали в клетке с электротоком.
Типы личности с точки зрения манипулирования сознанием:

а) суперанималы – не внушаемые, агрессивные, с превосходно развитыми способностями к манипулированию сознанием и имеющие морально-психологическую защиту от манипулирования сознанием;

б) суггесторы – внушаемые, агрессивные, с развитыми способностями к манипулированию сознанием, морально-психологическая защита от манипулирования сознанием отсутствует (или неразвита);

в) диффузные – внушаемые, не агрессивные, способности к манипулированию полностью отсутствуют, морально-психологическая защита от манипулирования сознанием полностью отсутствует или неразвита так, что они не способны даже осознать: их сознанием манипулируют;

г) неоантропы – не внушаемые, не агрессивные, есть способности к манипулированию сознанием, имеют хорошую морально-психологическую защиту от манипулирования.

Не внушаемые – значит не поддающиеся манипулированию сознанием. Понятно, что те, кто является внушаемыми (тип личности: суггесторы и диффузные) в принципе не могут иметь защиту против манипулирования сознанием или защита от манипулирования у них слабая. Что касается агрессивности, то у суперанималов – это агрессия выживания, у суггесторов – агрессия превосходства и агрессия страха. Агрессия выживания – это захват территории и ресурсов в ходе конкуренции с другими претендентами на них. Агрессия превосходства – агрессия, направленная на более низкого в какой либо иерархии, с целью защитить и сохранить свое положение в иерархии. Агрессия страха – это агрессия, направленная на собственную защиту от реального или выдуманного врага. Эти определения очень хорошо описывают взаимоотношения на сцене мирового геополитического театра различных народов и наций.

Так элитная группа элита-«игроки» из политической элиты США, явно выступают в качестве суперанималов. Они явно манипулируют суггесторами в качестве коих явно выступают элитные группы: элита-«ненависти», элита-«удовольствий», элита-«идейные» в СССР и РФ, а также во многих европейских странах. Все европейские народы здесь явно выступают как откровенно диффузный тип, т.к. ими явно манипулируют их элитные группы состоящие, которыми в свою очередь искусно манипулируют элита-«игроки» США.
---

В чем же эта проблема? Простейшая аналогия. После школы некий молодой человек решает связать свое будущее с армией, поступить в военный вуз и стать офицером, например в Рязанское высшее командное училище ВДВ. Итак, «выбор» сделан! Естественно, таких как он набирается немало и выдержать вступительные экзамены и конкурс удается не всем. Если ему не повезло, но «выбор» его окончательный, то решить эту проблему он может следующими путями: поступать в училище на следующий год; поступать в училище после одного года (двух лет) службы в армии; попытаться поступить в другие высшие военные училища, на факультеты, готовящие специалистов для ВДВ. Как видите, когда окончательно выбрана цель (решена проблема «выбора»), то своей цели можно добиться различными путями. Выбор между ними и является т.н. проблемой «принятия решения». Очень упорные «неудачники» (если верить ТВ) добиваются своей цели следующим оригинальным способом. Провалив экзамен, они не забирают свои документы, а поселяются недалеко от училища в лесу, в выкопанной землянке. Живут там несколько месяцев в полевых условиях. И взяв, таким образом, измором отцов-командиров из Рязанского ВВКУ они получают возможность пересдать вступительный экзамен и стать курсантами. Все правильно, отказаться от таких солдат – дураком на всю жизнь остаться! ))
--
Следует отметить, в большинстве случаев реальная жизнь, предоставляя нам свободу в «принятии решения» лишает нас свободы в самой проблеме «выбора». Так как сейчас в моде все иностранное, то разберем этот случай на примере из американской истории. Лето 1863 года. Уже второй год идет Гражданская война в США. Руководство Конфедерации Южных штатов решило начать наступление, вызвать федеральную армию (северян) на генеральное сражение, нанести им поражение, потом начать переговоры о заключении мира. Армия южан 15 июня перешла реку Потомак и выдвинулась в Пенсильванию, где 1-3 июля 1863г. произошло сражение при Геттисберге. Вначале сражения южане по численности троекратно превосходили северян. Всего в сражении участвовали три корпуса южан, в первый день им противостоял только один корпус федеральной армии. Командир корпуса разослал повсюду сообщение о начавшемся сражении. Вечером 1 июля к нему на помощь подошли два корпуса северян, 2-3 июля ожидался подход еще четырех корпусов федеральной армии. Весь второй день сражения южане отчаянно пытались вырвать победу у северян, разведка уже донесла Р. Ли, командующему армией южан о подходе всей федеральной армии. Р. Ли принял решение обойти северян с фланга, потом окружить и уничтожить их.
Исторические подробности приводятся с целью наилучшего понимания проблемы «выбора» и проблемы «принятия решения», это пригодится, когда разберем наш пример.
--
Далее в освещении темы используем образы американского исторического кинофильма «Геттисберг». Вот как там отображены дальнейшие обстоятельства этого важнейшего события американской истории. В составе двух корпусов успевших подойти к полю сражения под Геттисбергом вечером 1 июля, был 20-й Мэйнский пехотный полк. За год войны полк в походах и боях растерял почти весь свой личный состав и имел уже общую численность не более 250 человек (две неполные роты). Накануне в полк под конвоем были доставлены 120 солдат из 3-го Мэйнского полка. Обманом их убедили заключить контракт на три года службы в армии, остальные их товарищи по полку заключили контракт на два года. Когда два года истекли, и их товарищи были отпущены, солдаты попытались добиться справедливости, отказались от службы, и были направлены «на исправление» в 20-й Мэйнский. Полковник Чемберлен, командир 20-го Мэйнского полка, сначала приказал накормить их. Потом обратился к ним с короткой речью, в которой сказал, полк спешно выступает к Геттисбергу и он очень рассчитывает на них. Прибывшим роздали оружие, развели по подразделениям и таким образом довели численность полка до 370 человек (неполный батальон). Так уж получилось, что волей судьбы Чемберлен и его полк во второй день сражения оказались на самом фланге армии северян на холме под названием Малый Раунд Топ. С одной стороны от них были федеральные войска, а с другой не было уже никого. Именно здесь Р. Ли решил прорваться в тыл федеральной армии и решить исход сражения. У полковника Чемберлена и 20-го Мэйнского полка не было никакой проблемы «выбора». За них «выбор» сделали Р. Ли, решивший прорывать фронт северян именно здесь и командующий федеральной армии Мид. Что именно на участке его полка решается судьба сражения, Чемберлен понял сразу. Таким образом, перед ним встала только проблема «решения». Вариантов был немного: устоять под натиском южан и победить; погибнуть вместе с полком на этом холме; быть сброшенными с холма и, возможно, погибнуть во время отступления. В тот день 20-й Мэйнский отбил 14 атак противника. Когда конфедераты уже в пятнадцатый раз собирались идти на штурм Раунд Топ, Чемберлену доложили: отбивать атаку нечем, закончились патроны. Полковник Чемберлен дал команду - самим пойти в атаку на южан! И полк одними штыками обратил противника в бегство, а частью взял в плен. Смелым «решением» Чемберлен не дал возможность южанам вырвать победу у федеральной армии. На его примере можно понять: верное «решение» может исправить даже неправильный «выбор». Чемберлен и его полк с численностью после этого боя уже менее 100 человек, был переведен в центр позиции федеральных войск. На следующий день он снова попав в самую кровавую бойню этого сражения, участвуя в отражении знаменитой атаки конфедератов под командой генерала Пикета. Командующий конфедератами Р. Ли решил одолеть противника атакой в «лоб», послав в бой подошедшую свежую дивизию Пикета с двумя другими наименее пострадавшими в сражении дивизиями. Атака эта не имела успеха. После кровавой бойни устроенной им федеральной артиллерией, расстреляв перед самой атакой почти весь боезапас для своей артиллерии, потеряв в сражении много людей и уверенность в победе, Р. Ли начал общее отступление.
--
Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев неверный «выбор» никакими дальнейшими «удачными решениями» уже невозможно исправить. Это утверждение в полной мере относиться к нам. Так же следует сказать, что «выбор» за нас часто делают другие. Родители, пока мы в детском саду и школе. Руководители фирм и предприятий, где мы работаем. Политики и олигархи, за всю страну и народ. Все это реальные люди с интересами, амбициями, моральными установками и заблуждениями; самодостаточные и упертые (руководители и политики). И всегда уверенные, что именно их «выбор» единственно правильный. Народ в силу разных объективных и субъективных причин лишен возможности заранее отказаться от их «выбора», даже корректировать «выбор» мы часто не можем. («Воюют цари, а страдает народ»). Почему так происходит? А всех нас ставят перед уже свершившимся фактом «выбора». А еще нам заранее просто «промывают мозги», мы всегда являемся объектом манипуляций со стороны СМИ и сообщества «экспертов», которые на содержании у сильных мира сего. И нам тоже начинает казаться, что «выбор», сделанный за нас, единственно правильный. Проблему «выбора» постоянно и незаметно подменяют проблемой «принятия решений» с целью не допустить участия в «выборе» нацию, народ, общество или отдельных граждан.
--
Теперь разберем наш случай. Во времена т.н. «развитого социализма» была очень популярна теория конвергенции Советского Союза и Западного свободного общества. Имелось ввиду, что Западный мир, находясь под впечатлением наших успехов и военной мощи согласится на интегрирование (включение) СССР в состав Западной цивилизации. Совершенно ясно давалось понять, все достижения социализма для нас будут сохранены.
--
Элита наша желала невозможного. Интеграция советского (российского) общества в западную цивилизацию невозможна по экономическим, политическим и культурным причинам. Почему такое невозможно по экономическим причинам, я уже описал ранее – экономика нашей страны в принципе неконкурентоспособная при открытии экономики и границ нашей страны для всей глобальной мировой экономике. По политическим: страна, лишившаяся экономического и военного потенциала, как союзник никому никаким местом не нужна, об этом я тоже написал ранее. И по культурным причинам мы также не вписывались в западную цивилизацию. Запад в культурном отношении очень самодостаточная цивилизация. Все остальные: Великая Восточная, Великая Исламская и Социалистическая цивилизация замечались Великой Западной цивилизацией только тогда, когда они, безусловно, принимали главенство западных «демократических и общечеловеческих» моральных ценностей над своими традиционными моральными ценностями. В остальных случаях, даже когда Великая Западная цивилизация получала от них по «фейсу», Запад продолжал на них смотреть сверху вниз. Традиционные моральные ценности остальных цивилизаций для Запада в лучшем случае неинтересны. Запад фактически культурной экспансией их разрушает. Утверждается, что Российская (Социалистическая) цивилизация очень близки Великой Западной цивилизации: одной (христианской) веры, принадлежим к европейской расе, исторически и географически находимся рядом. Это заблуждение! Системы моральных ценностей Российской (Социалистической) и Западной цивилизации очень разные. И Западная цивилизация всегда воспринимала нас как идеологических, политических и военных противников. Морально нам ближе Исламская и Восточная цивилизации.
--
Система моральных ценностей (культурное ядро) цивилизации, формируется в течение довольно продолжительного времени под воздействием совершенно реальных климатических, географических, экономических и исторических условий, в которых она существует. Система моральных ценностей (культурное ядро) цивилизации определяет стереотипы поведения в обществе. Если стереотипы стабильны, тогда народ, общество, государство-страна процветают. Если стереотипы начинают резко меняться, в основном под воздействием культурной (религиозной) экспансии, то тогда общество и государство начинают идти «вразнос», как турбина. Для государства и общества, как и для дизеля или турбины работа «вразнос» обычно кончается плохо. Система моральных ценностей не может существовать и действовать в отрыве от вышеуказанных условий. Географические, климатические, экономические и исторические условия, формировавшие Великую Западную и Российскую цивилизации кардинально разные. Одновременно, если лишить цивилизацию системы моральных ценностей (культурного ядра), то любая цивилизация под воздействием указанных условий почти мгновенно (в историческом масштабе времени) рухнет.
--
Российская цивилизация со своей системой моральных ценностей на Западе просто не нужна. Отказаться от нашей «старой системы моральных ценностей» тоже не можем, мы перестанем являться цивилизацией, станем просто населением, а географические, климатические, экономические и исторические условия, сформировавшие Российскую (Социалистическую) цивилизацию начнут уничтожать нас. Это сейчас и происходит.
--
Бывшая советская (современная российская) элита это поняла и сделала «выбор». Суть выбора заключалась в спасении российской элиты через захват всех финансовых, материальных и научно-технических ресурсов, созданных за все годы существования Социалистической цивилизации, перемещения их в Великую Западную цивилизацию и сохранения для себя. Для этого вполне сознательно допускалось полное разграбление страны. Кризисы, войны и катастрофы т.н. «ельцинского» правления скрыли масштабы и эффективность этой работы и предотвратили возможное сопротивление в обществе.
--
Вот явление цивилизационной неустойчивости нашей элиты. Восприняв всей душой систему моральных ценностей Западной цивилизации, и плюнув на моральные ценности нашей цивилизации, российская элита без сожаления «рассталась» со страной и народом за счет которых она все время существовала. Элита поступила с нами, как поступают с опостылевшим супругом, мешающим начать новую счастливую жизнь.
--
Теперь все вроде бы «стабилизировалось», народ продолжает молчать и бедствовать, а элита благоденствовать. Говорят, что время все лечит. Посмотрим, как с его помощью элита надеется на счастливый исход в многотрудном для себя деле разграбления РФ. Ее часть, связавшей свое будущее с Великой Западной цивилизацией назовем «подлецами», а тех, кто намеревается здесь оставаться и дальше, назовем «идиотами». О чем мечтают «подлецы». О счастливой жизни в «цивилизованном» обществе и что со временем ослабленная РФ уже не будет представлять для Западной цивилизации и для них никакой опасности. О чем мечтают «идиоты». Что с течением временем неизбежно уйдут из жизни поколения людей, знавшие реальности Социалистической цивилизации. А новые поколения россиян уже совершенно серьезно будут воспринимать элиту (российских либерал-демократов), как спасителей от «ужасов проклятого тоталитарного коммунистического прошлого».
--
Российская элита опять желает невозможного. Вот почему. Стоимость всех ресурсов украденных из Социалистической цивилизации и инвестированных российской элитой в Западную цивилизацию оценивается в 500-600 млрд. унылых енотов (сейчас уже значительно больше). Элита Великой Западной цивилизации не подпустит к ним чужаков из российской элиты. Отказаться от таких капиталов для элиты Великой Западной цивилизации означает навсегда потерять к себе уважение. Вся история Великой Западной цивилизации это постоянная и жестокая борьба за место под солнцем и за самый лучший кусок. И с печальным выражением лица героя из новеллы О. Генри «Дороги, которые мы выбираем», западная элита скажет нашей элите примерно следующее: «Извини, братан. Мне очень жаль, что так получилось. Но мой Боливар не выдержит двоих». Теперь вернемся к нашим «идиотам». Логика развития глобальной мировой экономики во всем мире (и в России тоже) выталкивает миллионы людей в натуральное хозяйство. Абсолютное большинство убеждены, с ними поступили совершенно несправедливо и считают себя совершенно обездоленными. Часть из них неизбежно попадет под влияние политических радикалов или экстремистов: коммунистов, националистов, нацистов, религиозных фундаменталистов и т.п. Таков один из вызовов нашего времени. Великая Западная цивилизация принципиально не желает, а Великая Исламская цивилизация принципиально не имеет возможность этот вызов решить. Поэтому следует ожидать неизбежного возрождения в массах пока «забытых» идей Гитлера, Маркса, Мао, Ленина, Сталина. Рано или поздно кто-то обязательно приставит штык-нож к горлу российской элиты. И в ответ на свой жалкий лепет об необходимости уважения «общечеловеческих» и «демократических» ценностей наша элита услышит примерно следующее: «Вы настаиваете на своем заявлении»?
--
Достижение этого тупика в российской истории было бы совершенно невозможно без участия так называемых «экспертов». Теперь цитата из одной хорошей и умной книги. Цитата. «В современной политике одной из важных фигур стал эксперт, который готовит для политиков варианты решений и убеждает общество в благотворности или опасности того или иного решения. Обе функции важны, однако вторая – легитимация политических решений в глазах общества – является фундаментальной и приоритетной. По сути, решения политиков готовятся исходя из их групповых интересов, и на этой «непрозрачной» стадии выбор варианта определяется соотношением сил между группировками политиков. Хотя многие ученые и сами входят в такие группировки и участвуют в циничных «внутренних» дебатах, на этой стадии их даже условно нельзя причислить к числу экспертов. Атрибутом эксперта является видимое представление объективного знания и аналитических навыков на якобы беспристрастной основе.
--
Часто конфликт интересов могущественных сил, за которыми стоят финансовые и промышленные воротилы, выходит и в публичную политику, если до этого они не приходят к тайному сговору. Именно тогда обывателя и депутатов развлекают спектаклем «научных» дебатов между экспертами. Демократией тут и не пахнет – мнения непросвещенной массы («кухарок») отметаются как иррациональные». Конец цитаты. (С.Кара-Мурза «Идеология и мать ее наука», стр. 174.)
--
Еще цитата. «… основоположник современной технологии манипуляции сознанием Г.Лассуэлл заметил: « Мы не должны уступать демократической догме, согласно которой люди сами могут судить о своих собственных интересах». Теперь есть целое сообщество экспертов, которые должны объяснит людям, в чем заключается их интересы и почему этим интересам соответствует, например, ликвидация бесплатного здравоохранения». Конец цитаты. (там же, стр. 175.)
--
А вот как С.Кара-Мурза определяет понятие «специалист». Цитата. «При любом политическом режим работают службы специалистов, функции которых – предоставлять политикам достоверную информацию и готовить варианты технических решений». (там же, стр. 177.) Еще цитата. «Для нас здесь важно, что «специалисты» подбираются не по титулам, а по действительным знаниям». Конец цитаты. (стр.178.). Следующая цитата. «Политики и эксперты, имитируя беспристрастность науки (ее свободу от этических ценностей), заменяют проблему выбора, которая касается всех граждан, проблемой принятия решений, которая есть внутреннее дело политиков и экспертов. Конец цитаты. (С.Кара-Мурза «Идеология и мать ее наука», стр. 175. изд-во АЛГОРИТМ Москва, 2002)
--
Несмотря на очень высокую вероятность решения «проблемы» российской элиты способом, что описал я, есть все же и более цивилизованное «решение». В истории человечества были светлые моменты, когда преступники примерно такого же масштаба попадали под суд. Это Нюрнбергский процесс 20.11.1945 – 01.10.1946 гг. там судили нацистских преступников и Токийский процесс 03.05.1946 – 12.11. 1948 гг. там судили военных преступников-милитаристов. Нюрнбергский процесс известен очень широко, Токийский процесс известен меньше. Был еще один процесс, т.н. «Софийский». О нем знают специалисты-историки, но широкой мировой общественности он не известен. А зря. Он заслуживает большего уважения, этот процесс был первым. Он был проведен в Болгарии после окончания Первой мировой войны. Болгария в ту войну воевала на стороне Германии, Австро-Венгрии и Турции. Последствия мировой войны были восприняты болгарской общественностью и народом как национальная катастрофа. И представители болгарской политической элиты, втянувшие страну в войну, пошли под суд. Это очень интересный исторический и юридический прецедент. Преступников судили не страны-победители, а свой народ.
--
Неплохо вспомнить эту историю, и при проведении подобного процесса судить пристрастно, а ссылки на врожденное слабоумие не принимать. А. Рифеев. 10.02. 2006 г.
--
А пока наша элита, да и весь российский народ тоже, напоминают героя одного анекдота. Вот он. Джон Тальбот, намучившись с процессом запуска движка своего байка, открыл горловину бензобака. В темноте емкости ничего не было видно. Джон медленно поднес к горловине зажженную спичку. Погибшему ниггеру было неполных 15-ть лет …
--
© Copyright: Александр Рифеев 3, 2018
Свидетельство о публикации №218012200302
--
Написать рецензию
"Все правильно, отказаться от таких солдат – дураком на всю жизнь остаться! … ) - это ирония или?
Галина Кругликова 08.01.2019 11:00 • Заявить о нарушении / Удалить
---
Правда истинная ...
Александр Рифеев 3 08.01.2019 13:34 Заявить о нарушении / Удалить
--
Упертые быки нужны в армии?
Галина Кругликова 08.01.2019 13:56 Заявить о нарушении / Удалить
--
А любая армия на этом и держится :-)))) ... на как вы сказали - быках, которые упершись рогами в землю, защищают свое родное стадо, чтобы телятам и наивным телочкам с коровами можно было бы жить :-))
Александр Рифеев 3 08.01.2019 14:41 Заявить о нарушении / Удалить
======

И вспоминается по этому поводу забавный детский анекдот. Заяц где-то нашел дробовик-двустволку и хиляет с ним по лесу. А навстречу ему медведь. Заяц подскакивает к медведю и стволы ему в нос: - Мишка, ешь землю!! Медведь: - Умру – не буду! Заяц, взводя курки: - Мишка, последний раз говорю – ешь землю! Медведь: - Умру - не буду! Заяц спускает курки. Щелк, щелк. Осечки! - Постой, мишенька, я сам съем … :-)))))
--

Государства издавна так выясняли друг с другом территориальные споры - если какая-то территория оспаривалась, то по умолчанию принималось право контролирующего её государства на реализацию там любых мер политического, юридического и экономического порядка. Так, например, не признавая вхождение Прибалтики в состав СССР де-юре, США де-факто не пытались ни сами оспорить суверенные права СССР на Прибалтику, ни принять в своих судах иски каких бы то ни было частных компаний или лиц к СССР по теме аннексии (вхождения в состав СССР) стран Прибалтики в 1940 году.
Однако в последние 2-3 десятилетия, как национальные, так и международные суды спокойно принимают иски частных компаний к суверенным государствам, мотивируя свои действия защитой права частной собственности. Ошибкой России было признание юрисдикции подобных судов, но свершилась эта ошибка в период отношений России с Западом, когда у нас многие искренне верили, что создан справедливый мир с едиными правилами игры для всех. В соответствии с Конституцией РФ от 1993 года, международное законодательство и договоры имеют главенство над российским законодательством, в случае расхождений с международными законами российские законы вторичны по отношению к ним и мы тогда должны подчиняться международным законам. В мире еще две страны в конституциях которых закреплено главенство международных законов над национальными – Германия и Япония.
Очевидно, что после 2014 года международная юстиция стала настолько ангажированной и настолько подконтрольной США, что если отменить их контроль над международной судебной системой не удастся, то надо в ближайшие годы полностью отказываться от её признания. Иначе скоро от России потребуют компенсаций потомки генуэзцев, погибших в составе войск Мамая на Куликовом поле, или потомки шляхты Великого княжества Литовского утративших имущество в результате возвращения Смоленска. А то еще и потребуют возмещение ущерба от взятия Варшавы генералом Суворовым, Берлина маршалом Жуковым или императором Александром Парижа ….
--
Мустафа Кемаль и Эрдоган. Путин и Ленин.
После проигрыша в Первой мировой войне османская Турция, участвовавшая в ней на стороне Германии, Австро-Венгрии, Болгарии лишилась практически всего: территорий на Ближнем Востоке, флота, армии. Все в мире были уверены - с пятивековой османской империей наконец-то покончено, на этот раз - навсегда. Но нашелся человек с умом и железной волей, который спас Турцию от окончательного краха и заслуживший впоследствии у турок имени – Ататюрк, или Отец турок. Звали его – Мустафа Кемаль. Любопытно, что он не был чистокровным турком. Его мать была гречанкой. В Турции тогда были очень популярны идеи пантуркизма. Иначе – объединения всех тюркских народов в единое государство. Естественно, главой всего нового государства была бы Турция. Исторические обстоятельства тех времен очень способствовали осуществлению этой идеи. Российская империя в 1917 году рухнула и территории с мусульманским населением в Закавказье, Северном Кавказе, Средней Азии остались совершенно бесхозными. Не прожив и года, эта идея оказалась по итогам Первой мировой совершенно неактуальной для Турции.
Мустафа Кемаль Ататюрк поначалу так же был увлечён идеями пантюркизма. Но быстро понял, что идея пантюркизма неосуществима после крушения османской империи. Не в эти времена. Поэтому Ататюрк построил в Турции светское государство, основанное на отказе от экспансии в земли, куда прорваться было нереально, на отказе от геноцида, заменив его жесточайшей культурной гегемонией и принуждением к ассимиляции. В результате он создал дееспособное государство, которое удерживалось и обеспечивалось жёсткой диктатурой, с системой параллельного т.н. «глубинного государства», куда отбирались немногочисленные граждане с высоким патриотизмом, умом, мотивированные на модернизацию страны и которые надежно контролировали армию. Интересно, что исламское духовенство Ататюрк прессовал нисколько не хуже, чем это делал Ленин с православием в Советской России. Даже демонстративно напротив мечети он ставил столы и устраивал на них с соратниками пиры, с обильными употреблениями горячительных напитков. В связи с этим и произошел один презабавный случай. После визита в Турцию и обильных возлияний на приёмах, французский премьер публично обронил фразу, что «Турцией правят три алкоголика». Фразу эту стала муссировать пресса. Мустафа Кемаль вызвал к себе французского посла. Выслушав его оправдания, сказал: «Передайте своему премьеру, что Турцией правит ОДИН алкоголик».
----
Уинстон Черчилль в своей работе «Мировой кризис» назвал всё, что произошло после Первой мировой войны с Османской империей, «истинным чудом». А ведь сто лет назад, 10 августа 1920 года, во Франции был подписан Севрский мирный договор между Антантой и Османской империей, который предусматривал фактическое расчленение не только империи, но и собственно коренной турецкой её части. Но Севрский договор 1920 г. так и не был реализован до конца. И случилось такое исключительно благодаря колоссальной военно-технической, финансовой и политической поддержке, которую оказала кемалистской Турции Советская Россия.
Неожиданный альянс вековых стратегических противников стал возможен только в силу тех глобальных потрясений, что случились тогда с Европой и с миром в целом. Это воплотилось в возвращении Турции большей части Западной Армении и части юго-западной Грузии, вошедших в состав Российской империи ещё в 1879 году. Все эти территории и поныне в составе Турции.
Согласно Севрскому договору, бывшая Османская империя была обязана уступить значительные территории Греции (в т.ч. Измир, Адрианополь и примыкающие к ним районы), Армении, новообразованным Ираку, Палестине (британские протектораты) и Леванту (французский протекторат Сирия и Ливан), а также курдским и саудовским шейхам. Большая часть юго-западной Анатолии и почти вся территория Киликии уходили под мандатное управление Италии и Франции. Ключевой регион Босфор - Мраморное море - Дарданеллы с Константинополем передавались под полный контроль Антанты.
За Турцией оставалось только Анатолийское нагорье с ограниченными выходами к Эгейскому и Черному морям. Вооружённые силы страны были жёстко ограничены в вооружениях, лишались права иметь тяжелую артиллерию, а флот иметь линкоры, крейсера и эсминцы. Установленный репарационный режим достигал около четверти ВНП Турции 1919 г. И неудивительно, что созданное в апреле 1920 г. М. Кемалем и И. Иненю (президенты Турции в период 1920 - 1950 гг.) республиканское Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) категорически отказалось ратифицировать Севрский договор.
В то же время большевицкая Советская Россия, (как и кемалисты в Турции) в максимальной степени нуждались в военно-политическом и экономическом союзнике, каким в тот период для Турции могла быть только Советская Россия. С учетом конфронтации новой республиканской Турции с Грецией (война 1919-1922 гг.) и в целом с Антантой, все это очень способствовало формированию союза из большевиков и турок-кемалистов. В связи с упомянутыми факторами 26 апреля 1920 г. М. Кемаль обратился к В. И. Ленину с предложением: установить дипломатические отношения и разработать общую военную стратегию на Кавказе, чтобы защитить новую Турцию и Советскую Россию от империалистической опасности в Причерноморье и на Кавказе.
Что же конкретно предлагал Мустафа Кемаль?
«Турция обязуется бороться совместно с Советской Россией против империалистических правительств, изъявляет готовность участвовать в борьбе против империалистов на Кавказе и надеется на содействие Советской России для борьбы против напавших на Турцию империалистических врагов.» Затем: «Первое. Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с Российскими большевиками.
Второе. Если советские силы предполагают открыть военные операции против Грузии или дипломатическим путем, посредством своего влияния заставят Грузию войти в союз и предпринять изгнание англичан с территории Кавказа, турецкое правительство берет на себя военные операции против империалистической Армении и обязывается заставить Азербайджанскую Республику войти в круг советских государств.
Третье. Чтобы, во-первых, изгнать империалистические силы, которые занимают нашу территорию, и, во-вторых, чтобы укрепить нашу внутреннюю силу, для продолжения нашей общей борьбы против империализма, мы просим Советскую Россию в виде первой помощи дать нам пять миллионов турецких лир золотом, оружие и боевые припасы в количестве, которое должно выяснить при переговорах и, кроме того, некоторые военно-технические средства и санитарный материал, а также продовольствие для наших войск, которые должны будут оперировать на Востоке.»
Руководители Советской России оперативно согласились с этими инициативами. Уже в мае 1920 г. в Москве находилась военная миссия ВНСТ во главе с генералом Халиль-пашой. По итогам переговоров с Л. Б. Каменевым Совнарком РСФСР прежде всего подтвердил объявленные Брест-Литовским договором (1918 г.) прекращение войны России с Турцией и вывод российских войск со всех восточно-турецких районов. И остатки войск, не втянутых в Гражданскую войну, были выведены из районов Батума, Ахалциха, Карса, Артвина, Ардагана и Александрополя (Гюмри). Почти все эти районы в 1919-1920 годах были заняты войсками кемалистской Турции.
Ввод войск на армянские земли сопровождался новой волной геноцида. Не обращая на это внимания, Совнарком решил выделить Турции один миллион золотых рублей (774,235 кг в пересчёте на золото). Первые 620 кг в слитках и царских монетах прибыли через азербайджанский Нахичевань к концу июня 1920-го, оставшуюся часть (в золотых рублях) Турция получила через Нахичевань к августу того же года. А так как руководство РСФСР стремились, по очевидным причинам, побыстрее укрепить большевистско-турецкую анти-Антанту, то уже в июле-августе 1920 года на переговорах в Москве и Анкаре были оговорены формы и размеры дальнейшей помощи кемалистам.
РСФСР предоставила Турции фактически безвозмездно (т. е. с неопределенным сроком возврата) 10 млн. золотых рублей, а также вооружения, боеприпасы. В июле-октябре 1920 г. кемалистам было передано 8 тыс. винтовок, около 2 тыс. пулемётов, свыше 5 млн. патронов, 17,6 тыс. снарядов, почти 200 кг золота в слитках. Вдобавок в распоряжение Турции были переданы в 1919-1920 гг. почти всё вооружение с боеприпасами и все интендантские запасы Русской Кавказской армии, действовавшей в 1914-17 гг. в Восточной Анатолии (т.е. в Западной Армении) и в северо-восточном районе турецкого Причерноморья. По данным известного турецкого историка и экономиста Мехмета Перинчека, в 1920-1921 гг. Советская Россия поставила Турции более половины использованных в военных действиях против Антанты патронов, четверть (в целом) винтовок и орудий, треть орудийных снарядов. Поскольку у Кемаля не было ВМФ, Турция получила в те же годы от РСФСР два миноносца бывшего российского императорского флота («Живой» и «Жуткий»).
Столь весомая помощь Советской России, как впоследствии официально признавали турецкие лидеры Кемаль и Иненю, сыграла важнейшую роль в турецких военных победах 1919-1922 гг. над войсками Греции. Советская Россия в тот же период не стала возражать и против возвращения Турции регионов, ранее входивших в состав Российской империи с 1879 г. Удерживать их за собой большевикам казалось слишком дорогим удовольствием. Естественно, что переданные Турции вооружения использовались ею и для дальнейшего геноцида армян и греков в 1919-1925 гг.
Что касается, например территории Западной Армении, то декрет Совнаркома «О Турецкой Армении» (11 января 1918 г.) провозглашал поддержку Советской Россией права армян этого региона на самоопределение и на создание единого армянского государства. Но последовавшие вскоре военно-политические факторы кардинально изменили позицию РСФСР по этому вопросу и в целом в отношении армянского, курдского вопросов в Турции, как и в отношении самой Турции.
Нарком иностранных дел РСФСР Г. Чичерин писал по этому вопросу в ЦК РКП(б): «6 декабря 1920 г. Предлагаем ЦК поручить Наркоминделу выработать проект договора с Турцией, в котором заключалась бы гарантия независимости Грузии и независимости Армении, причем независимость Грузии не означает неприкосновенности ее нынешней территории, о которой могут быть особые соглашения. Границы же между Арменией и Турцией должны быть определены смешанной комиссией при нашем участии с принятием во внимание этнографических потребностей как армянского, так и мусульманского населения.» В этом же письме говорится и об опасениях Москвы «чрезмерного» альянса Москвы и Анкары против Великобритании: «Осторожность требует того, чтобы взаимная помощь против Англии не была сформулирована в договоре. Он должен в общих чертах определять длительные дружественные отношения между двумя государствами. Кроме того, следует произвести тот обмен секретных нот со взаимным обещанием осведомить друг друга в случае каких-либо изменений отношений к Антанте.» При этом фактически дали добро на инициированное Турцией урезание границ Армении, что, повторим, воплотилось в передаче Азербайджану Нахичеванского региона в 1921 г. и в восстановлении турецкого суверенитета в бывшей российской части Западной Армении (Карс, Ардаган, Артвин, Сарыкамыш) в 1920-1921 гг. Эта линия просматривается и в письме главы Кавказского бюро ЦК РКП (б ) Г. К. Орджоникидзе наркому Г. Чичерину 8 декабря 1920 г.: «Турки очень мало доверяют армянским коммунистам (в Армении большевистская власть установилась с конца ноября 1920 г.). Истинное намерение турок, по-моему, - поделить с нами Армению.»
Пантюркизм вовсе не был отвергнут кемалистами ни до, ни после Севра-1920. Впервые это было объявлено М. Кемалем 29 октября 1933 г. на праздновании 10-й годовщины официального провозглашения Турецкой республики: «Однажды Россия потеряет контроль над народами, которые сегодня держит крепко в руках. Мир выйдет на новый уровень. В тот самый момент Турция должна знать, что ей делать. Под властью России находятся наши братья по крови, по вере, по языку: мы должны быть готовы поддержать их. Надо готовиться. Мы должны вспомнить о своих корнях и объединить нашу историю, волею судеб разделившую нас с нашими братьями. Мы не должны ждать, когда они к нам потянутся, мы должны сами к ним приближаться. Россия в один прекрасный день падёт. В тот самый день Турция станет для наших братьев страной, с которой они будут брать пример.»
© Copyright: Александр Рифеев 3, 2020
Свидетельство о публикации №220100800567
----

«Теперь мы все будем мусульманами!» Так сказал государственный деятель Улуса Джучи (Золотой Орды) хан Узбек, правнук Батыя. Узбек был очень жестким и решительным воином, который занял Сарай-Берке (ханскую Ставку Золотой Орды) после учиненной резни конкурентов. В январе 1313 года он вместе с беклярбеком Кутлуг-Тимуромом прибыл на Волгу из Ургенча, перебил наследников-конкурентов собравшихся после смерти Великого хана Тохты, проредил и ближайшее окружение, приняв общее руководство Улусом. Как пишут в летописях: «…ордынский эмир Кадак хотел возвести на трон сына Тохты Илбасмыша, но Узбек и Кутлуг-Тимур прибыли из Хорезма и убили обоих».
Из Ургенча прибыла и большая делегация мусульманских проповедников и имамов. Вся интрига вокруг престолонаследия Тохты велась через проблему выбора веры. Большинство кочевой аристократии Деш-и-Кипчака (Великой Степи) очень отстранялись от вопросов смены вероисповедания. По Ясе Чингизхана в империи было принята крайняя веротерпимость. Были в империи христиане несторианского и арианского толка, христиане-православные и христиане-католики, мусульмане, адепты тенгрианства. Но более всего было стойких сторонников традиционных верований. Вопрос исламизации империи настолько был сложным, что Узбеку, получившему право на власть, пришлось почти восемь лет провести в северных половецких степях, насаждая там ислам.
И только в 1321 году Узбек-Хан официально принял ислам от туркестанского шейха Саййид-Аты, крупного суфия. Очень жесткого и последовательного проповедника, главного идеолога обращения в мусульманство всех тюркских племён: от Днепра до монгольских степей. Симеоновская Летопись была лаконична, сообщив о великом событии, Узбек-Хан: «сел на царстве и обесерменился».
В Золотой Орде не существовало единого народа, общей культуры, традиций, религии. Оседлые территории, включенные в состав нового государства, были разными. Волжские булгары и восточные земли Хорезма исповедовали ислам, Русь - христианство, частью - языческие практики. Население городов Крыма: византийцы, иудеи, западные христиане, мусульмане всех сортов. Зато в Степи был полный языческий порядок в среде аристократов. Тюрко-кипчакский и тюрко-монгольский. Самые широкие вариации тенгрианства и тотетимизма с шаманизмом. Не без христианских веяний от несториан и ариан, конечно.
Земли Дешт-и Кипчака почти не были затронуты исламом, христиан тут было больше. Хотя арабский историк XIII века Ибн ал-Асир утверждал: в 1043 г. обратились в веру Пророка около десяти тысяч кибиток неподалеку от Семиречья. Трудно сказать, о ком речь идет. Половецкая степь до монгольских завоеваний была девственным полем для любых религиозных экспансий. Еще в начале XIII века хорезмшах Мухаммед (1200-1220) воевал с язычниками-кипчаками на Сырдарье, в Тургайских степях (Центральный Казахстан). Мусульманские проповедники бродили в Западном Дешт-и-Кипчаке, в половецкие кочевья тоже заглядывали. С грустью они сетовали: орды, кочевавшие в степях Южной Руси и Крыма, очень подвержены влиянию христианства, говорить о вере не с кем. Можно согласиться, несториане, ариане, греки-православные и западные миссионеры-католики не зря там проповедовали. Даже во времена монгольского владычества они здесь смело хаживали. Не на пустом же месте был написан (в конце XIII в.) кипчакский словарь. Где (в гениальном переводе) на тюркском языке присутствуют тексты из Евангелия и католические гимны (Codex Comanicus ). Составляли его не меньше века.
Первые попытки привести Золотую Орду в мусульманский мир были предприняты еще до Узбека, при правлении Хана Берке (1255-1266 гг.). Якобы, население Дешт-и Кыпчака было обращено в ислам уже тогда. Неправда. Берке-хан принял новую веру, это да. Способствовал возведению мечетей и медресе, окружил себя теологами, учеными-богословами. А бравурные вирши о принятия всем Улусом новой веры… полная дезинформация. Источники персов грустят, когда после смерти Великого Хана: «После него оно (племя кипчаков и монголов) обратилось опять в племя отступников и стало неверным». Как сказал ал-Калькашанди, ситуация изменилась среди языческого мирка кочевников, которые: «Не исповедовали ислама до тех пор, пока между ними не явился Узбек-хан». Летопись ал-Айни и «Книга назидательных примеров» Ибн Халдуна (1406 г.) пишут примерно одно и тоже: царевича Узбека возвел на ханство старший эмир (беклярбек) Кутлук-Тимур со своими сторонниками-мусульманами. Перед династическим переворотом взяв с Узбека слово: принять ислам, строго придерживаться его правил.
История достоверно по цепи событий указывает - всесильный Кутлук-Тимур крепко держал в руках нового Хана. Узбек умертвил всех шаманов и буддийских лам во дворце, «провозгласил исповедание ислама». Устроил соборную мечеть, вершил на дню все пять молитв, не надевал монгольских колпаков, демонстративно предпочитал булатный пояс. Приговаривая: «Мужчинам неприлично носить золото». Монеты чеканил с легендой: «Верховный Султан Узбек».
Реакция степного общества была острой. Незаконный владелец Улуса Джучи (нарушивший механизмы престолонаследия), фактический узурпатор нарушил и Ясу Чингисхана. Основу государственной внутренней политики, равноудаленность власти от всех культов. Где нет главной религии, «Бог один, но его знают под разными именами». С принятием ислама власть Хана в Улусе Джучи получает совсем другое наполнение. И для степной аристократии наступили трудные времена. В силу вступило принципиальное для ислама правило: в верховном правителе сливаются светское и духовное начала. Теперь Великий Узбек-Хан обязан следить за правильностью всех сторон жизни общества. Проверять на соответствие божественному Закону. С одной стороны, удобно. Власть становится сакральным символом, можно объяснить свои кровавые выходки с наследниками Тохты-Хана волей Аллаха. Как и другие, например, - изведение под корень почти 120 чингизидов. Но и это не всё.
Ислам подразумевает полный слом устоявшейся государственной системы. Дипломатия теперь идет в русле выбранной мусульманской волны. Меняется нумизматика, календари, язык делопроизводства. Нужно убирать уйгурское письмо, заводить сотни чиновников со знанием арабского алфавита. Любая циркуляция из Ставки Хана заканчивается и начинается «богословской формулой», восхвалением Всевышнего. Не ответить по тем же правилам? А кто рискнуть головой готов?
Исключается из общественной жизни святая святых кочевого мира - курултай, собрание родичей правящего рода. Автоматически отпадает его главная функция: коллективное решение вопроса старшинства в семействе Джучи. Теперь мусульманин-владыка обязан механизм престолонаследия выбирать сам, как Аллах на душу положит. Потому как право на государственную власть: воля и поручение самого Всевышнего. Все остальное, тысячелетнее, традиционное теперь вообще ничего не значит.
А теперь всё по-новому будет. Мусульманское окружение Узбек-Хана («серый кардинал» Кутлуг-Тимур) было очень довольно. Власть в Золотой Орде переходит из размытого понятия «чингизиды» в единоличное распоряжение одного человека. По закону не связанному обязательствами со своей семьей. Рушится былой статичный и старинный освященный Ясой Чингисхана порядок в Великой Степи.
Раньше каждый член Семьи Чингисидов получал свой небольшой Улус (племена или сколько-то кочевий), «юрт» (территориальный удел), «иджу» (доход, нужный на содержание войска и двора). Делал что хотел. Теперь появляется нетипичный для Степи контроль, наместники Великого Хана. Курултаи мелких чингизидов заменяются административными совещательными органами, где правит назначенный сверху визирь. Он может ханское решение опротестовать, поскольку блюдет интересы государства. Которое представляет (наравне с ханской родней и темниками) специальный Совет - диван. В его ведении деньги, налоги. Без его одобрения не назначить беклярбека - главного воеводу, верховного дипломата, судью последней инстанции. Традиции бюрократического аппарата мусульманских стран приходят в Золотую Орду при Узбек-Хане. Появляются ранее неведомые должности: визирь, катибы (секретари палат), члены дивана, хранители основ городского самоуправления (риаса). Только Великому Хану теперь подчиняются (во всех мелких улусах) таможенники, весовщики, дорожники, букаулы и заставщики, перевозчики, базарные надзиратели. Все это обрушило благосостояние степной знати.
Попробуем понять, что же в этих реформах хана Узбека разрушило Золотую Орду. Сначала повергнула ее в «великую замятню» (после смерти Узбека и его сына Джанибека). А самая главная причина - статус «беклярбека» при Великом Хане. Узбек совершил страшную ошибку, слишком рьяно став копировать государственное устройство мусульманских стран. Стараясь, не обладая гением Чингисхана (или его советников), соединить разные миры: кочевой и оседлый, терпимый к религиям и фанатичный. Вот, к примеру - должность беклярбека. Премьер-министра, на наш лад. Эта должность был почти во всех Улусах бывшей Империи Чингисхана. В государствах ильханов, джагатаев, империи Юань. Но, стремясь перепрыгнуть несколько ступеней эволюции государственного строительства ему очень опрометчиво присвоили религиозный оттенок.
Если почитать государственные документы той эпохи, среди стандартных, выспренных титулов беклярбека появляются: «поборник воителей и борцов за веру», «помощь ислама и мусульман», «опора веры» и много чего еще. Явный перебор в титуловании. Слишком надавив на процессы исламизации, Узбек позабыл главное. В исламском государстве нет специального института духовной власти (как: Папы у католиков, Патриарха у православных, буддийского Далай Ламы).
Мусульмане не нуждаются в специальном посредничестве между Богом и людьми. Нет понятия централизованной духовной структуры, под вывеской «Церковь». Отсутствие «церковной организации» приводит к слиянию духовной и светской власти. Ответчик один - государь. Султан, Хан, Падишах, Халиф. Именно эти личности несут ответственность. За земное и божественное, хранят баланс мирского и горнего. Посредством соблюдения и насаждения Закона.
Беклярбеки помогали, как могли, новоиспеченным мусульманским владыкам Степи. Решали все организационные вопросы исламизации. Их было очень много: грандиозное строительство мечетей и медресе, бесчисленных «постоялых домов» для проповедников, странников и паломников в Мекку по протяженным степным маршрутам. Им помогали многочисленные шейхи, растолковывавшие правила и традиции ислама. Так было (со всем уважением и пиететом) обозначено особое место мусульманских духовных лиц в структуре аппарата управления Улуса Джучи.
Примеры. Жалованные грамоты золотоордынских ханов XIV-XV веков стоит полистать, любопытное чтиво. В «инскрипциях» (обозначении адресата) сразу после обозначения чиновников («людей хана» на местах) перечисляют мусульманских духовных лиц. Кади (судья), муфтий (законовед), шейх-мишайит (старец духовный), суфий (аскет, мистик). Это стремительно вынесло на самые верхние этажи власти Золотой Орды целое сословие. Новое, многочисленное, раньше никем не замечаемое. Они были верны и благодарны не Великим Ханам. А лишь Вере и главным организаторам исламизации: беклярбекам и визирям в улусах. С ними приходилось работать каждый день. Так официально закрепился институт «людей мусульманской науки». Исламские религиозные авторитеты встали наравне со степной знатью и чиновниками Хана - высшим управленческим аппаратом. Должностными лицами Золотой Орды.
И в итоге всех реформ Золотая Орда получила чудовищную встряску. Ислам объявили государственной религией, он насаждался железной рукой Узбека, его сына Джанибека. Больше сотни чингизидов, отправились на тот свет, не согласившись с новыми административными структурами мусульманского государства. В чьих жилах текла кровь Самого Темуджина …
Реформы Узбек-Хана отвергли законы Ясы, заменили ее на мусульманское право. Народ (который на виду был) стали принуждать ходить в мечеть, творить молитвы пять раз в день, учить арабский. Степная аристократия под самыми разными предлогами стала истребляться. Впервые Степь столкнулась с масштабным внутренним террором государственного уровня. Народ Дешт-и Кипчака, не знавший религиозных преследований и культовых репрессий, столкнулся с цивилизацией. Не во время «Великой Замятни» начался закат Золотой Орды. А еще во внешне блестящий период правления Узбек-Хана. Именно он стал могильщиком великого Улуса Джучи. При нем военно-служилое сословие улуса Джучи раскололось на три части: христиан несторианского толка; мусульман; сторонников старых верований. Сторонники старых традиционных верований ушли из улуса, потом их потомки огненным смерчем в войсках хана Тохтамыша прошлись по Золотой Орде. Христиане-несториане ушли из улуса в Московскую Русь, их потомки потом сражались с Золотой Ордой на Куликовом поле. Часть христиан-несториан ушли на службу в Великое Княжество Литовское, положив там начало знаменитой уланской коннице, прославившейся в войсках Польши, России, Франции, Австрии, Германии.
Это дело разрушения своего же государства успешно продолжил самый известный беклярбек Золотой Орды - темник Мамай (1335-1380 гг.), сам не будучи чингисидом – прямым потомком Чингисхана, он через своих ставленников-ханов правил Золотой Ордой. В период Великой Замятни воевал аж с девятью ханами! Активно способствовал феодальной раздробленности в своем государстве. Привел Золотую Орду к военному поражению на Куликовом поле от войск великого князя Дмитрия Донского и затем от войск хана Тохтамыша. Окончательно добил бывшую Золотую Орду великий полководец Тимур. Великим московским князьям и царям довелось только подобрать Казанское, Ногайское, Астраханское, Сибирское, Крымское ханства. Остатки когда-то великой монгольской империи Чингисхана.
(по публикациям на историческую тематику с различных сайтов Интернета)
© Copyright: Александр Рифеев 3, 2021
Свидетельство о публикации №221040201465







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 27
© 16.07.2021г. Александр Рифеев
Свидетельство о публикации: izba-2021-3123987

Метки: элита, элита России, проблема выбора, проблема выбора решения, Россия,
Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


















1