Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ИВАН ШЕВЦОВ: «ТЛЯ» -- первый советский роман о борьбе с космополитами и защитниками абстракционизма Ч. 2.


­­­А теперь ПОЧИТАЕМ пару страничек из романа Ивана Шевцов «ТЛЯ» (повторю: написанного в начале 1950-х и опубликованного в конце того же десятилетия)
.
... Идёт съезд художников в Москве. Русскоязычные подготовились к дискуссия и готовы до конца бороться за большинство «своих людей» в руководстве Союзом советских художников. При этом писатель не упоминает нигде, что формалисты в большинстве своём русскоязычные, а реалисты - русские по национальности:
—Выступает русский художник-соцреалист. Он срывает с формалистов и космополитов «маски радетелей советского искусства»: «Они хотят потихоньку вывести искусство из-под руководства партии и увести его в сторону от жизни, от борьбы за коммунизм, приспособить на потребу узкого круга гурманов. Любую нужную им дребедень они способны обставить такими словесными букетами, что неискушенный человек начинает сомневаться: «Может, я действительно в искусстве ничего не смыслю? Может, эта дрянь вовсе и не дрянь, а и есть подлинное искусство?»..
В спор вступает русскоязычный космополит-модернист:
—«Наконец-то наступила оттепель, и художники могут свободно творить по велению своего сердца. Наконец-то наш зритель увидел обнаженное здоровое человеческое тело, которое ханжески прятали от него чиновники от искусства. За многие годы господства в искусстве чиновников мы, дескать, разучились чувствовать и понимать прекрасное. И сегодня мы рады приветствовать один из первых образцов прекрасного – великолепную картину Н. Н. Пчелкина «Женский пляж».»... Отвечает русский художник-соцреалист:
—«Я решительно против сорняков в искусстве, даже если они хороши на вид. А у некоторых наших художников и критиков слишком заметно пристрастие именно к сорнякам. Они предпочитают выращивать репей, усердно ухаживают за ним, наряжают в бумажные розы, а настоящие цветы поливают ядом. НА СЛОВАХ они ратуют за все цветы, а на деле признают только сорняки.
«...Тут нас призывали отказаться от больших тем и заменить их «кастрюльными», якобы ради личных интересов рядовых людей. А почему вы думаете, товарищи, что рядового советского человека интересуют только кастрюли? Думать так – значит оскорблять наш народ. Предыдущие ораторы много говорили о новаторстве. Я тоже за новаторство. Однако надо помнить и о том, что вперед нельзя двигаться, не освоив того, что оставили нам в наследство классики. Я имею в виду не ваших классиков, ... не Сезанна и Гогена, а тех русских художников-реалистов прошлого, которых вы называете натуралистами: Репина и Шишкина, Ярошенко и Айвазовского. Вы легко швыряете словами: «гладкопись», «цветная фотография», а зрители часами стоят в музеях у этих картин и видят не рельеф засохших красок, а живую природу, живых людей с их мыслями и чувствами.
«В зале раздались топот ног и возгласы: «Довольно, кончай!»Художник-соцреалист не обращает внимания на крики и топот парнокопытных:
—«Вы делаете гримасы, гадливо хихикаете: дескать, это устарело, это пройденный этап, мы и лучше можем. Нет, не можете! Не можете и потому создаете свое «новое» и пытаетесь кого-то убедить, что ваше творчество – шедевры. А на самом деле все эти «Катастрофы» не что иное, как недовольные ГРИМАСЫ ПРОТИВНИКОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА. Наше искусство всегда было и будет искусством глубоких идей и пламенных страстей. Оно воодушевляло и будет воодушевлять народ на великие дела.»
—Выступает русскоязычный космополит-модернист Осип Давидович [прообразом модерниста в романе в Википедии назван Осип Мартынович (Меерович) БЕСКИН (1892, Вильно — 1969) — советский литературный и художественный критик]:
«Сделав экскурс в теорию искусства, поговорив о социалистическом реализме, оратор пришел к выводу, что именно натурализм сейчас представляет смертельную опасность для нашего искусства.... Осужденная и отвергнутая нами СЕРЯТИНЫ в ЖИВОПИСИ – результат монополии натуралистов, которые связали творчество настоящих художников по рукам и ногам. К счастью, этому, кажется, наступил конец. Пришло время открыть МУЗЕЙ НОВОГО ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА. Нужно извлечь из подвалов произведения подлинных художников-новаторов – ФАЛЬКА, ШТЕРНБЕРГА, Марка ШАГАЛА, – которые в своем творчестве прокладывают пути для нашего искусства. Пусть народ их посмотрит и оценит!»
Он продолжает:
— Художник-соцреалист... «выступал в стиле своих коллег, которые долгое время сохраняли аракчеевский режим в искусстве. Выступление.... – это голос бывших, отчаянный крик умирающих, тех, которые путались и еще продолжают путаться под ногами победоносно идущего настоящего искусства, освобожденного от цепей казенщины. Но я хочу призватьъ вас к бдительности и решительности. Помните, что предстоит еще БОРЬБА, что наши противники не намерены отказываться от своих отживших творческих методов. Вы видели их картины: пейзаж Машкова и картина Окунева – это не более как раскрашенные фотографии…»

****

Дискуссия закончилась. Главный космополит-модернист сбежал. А художник-соцреалист с товарищами подвёл её итоги:
—«Молодцы, ребята! Сегодняшним днем я доволен. За вас рад: умеете постоять за себя. За правду драться умеете А это не так просто. Ложь, она хитра, коварна и норовит нарядиэться в чужую одежду. Слыхал, они тоже за социалистический реализм, за его неограниченное многообразие, за свободу творчества! Знаю я, какой они свободы хотят! Им нужна СВОБОДА РАСПРАВЫ над ИНАКОМЫСЛЯЩИМИ, СВОБОДА КОМАНДОВАНИЯ ИСКУССТВОМ, чтобы они могли изготовлять всякую стряпню и выдавать за шедевры, создавать своих «гениев» и «классиков». Им нужна СВОБОДА на ЗАПРЕЩЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА в ИСКУССТВЕ. Понимаешь? Свобода на запрещение! Мы не дадим им этой свободы. Партия не позволит. В искусстве идет борьба. Она то затихает, то вскипает с новой силой....Их тянет к космополитизму, к тому, что без национального запаха и вкуса, без цвета и без души»...

Мы убедились, что в романе И. Шевцов поднял актуальнейшую проблему тех лет, обострившуюся в самом начале постсталинской эпохи. В годы «оттепели» она обострилась до предела. Началось активное наступление космополитов, поддерживаемых спецслужбами
Запада, на советскую культуру по всему фронту. Наступление на РУССКУЮ КУЛЬТУРУ продолжается. Разве эта тема не актуальна в наши дни?

****

Вот что писал об искусстве наш великий пролетарский писатель Максим Горький «Об искусстве» Ему не может поверить только безумный вражина советской культуры. Для меня наш Горький — самый большой авторитет, как и В. Белинский.
О классическом РЕАЛИСТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ Белинский писал: «Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтоб оно стало ещё лучше, преувеличивать плохое — враждебное человеку, уродующее его, — чтоб оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожить постыдные мерзости жизни, созданные пошлым, жадным мещанством».

А вот что писал об АБСТРАКТНОМ ИСКУССТВЕ М. Горький. Он называл его «БЕЗДУШНЫМ»:
«В основе своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства — нет и не может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не «фиксирует» действительность, а или утверждает, или изменяет её, разрушает». (Журнал «Наши достижения», 1935).
Можно посмотреть статью советского специалиста по данной теме: А.К. Лебедев: «К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве: http://artpoisk.info/article/k_sporam_ob_abstrakc...­






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 3
© 16.07.2021г. Юрий Горбунов
Свидетельство о публикации: izba-2021-3123663

Метки: Идеология, искусство, литература, реализм, модернизм, абстракционизм, Шевцов, «слякоть оттепели»,
Рубрика произведения: Проза -> Очерк



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1