Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Альбер Камю. Счастливая смерть. Рецензия на книгу


Альбер Камю. Счастливая смерть. Рецензия на книгу
­­­


Альбер Камю. Счастливая смерть. Рецензия

Как хорошо проведенный день
приносит счастливый сон,
так плодотворно прожитая жизнь
доставляет удовлетворение.
Леонардо да Винчи

     Этот первый роман А. Камю был написан в период 1936-1938 годы в возрасте писателя 23-25 лет. Он не был опубликован при жизни писателя и появился на свет только в 1971 году. Видимо А. Камю посчитал прижизненную публикацию романа преждевременной. Основные философские проблемы, затронутые в "Счастливой смерти", продолжали волновать писателя на протяжении всей жизни – бессмысленность и абсурдность человеческого существования, свобода выбора, моральная ответственность, одиночество, поиск счастья. Все эти проблемы нашли отражение и развитие в последующих произведениях А. Камю: "Посторонний", "Падение", "Калигула", "Миф о Сизифе".
     Противоречивым и странным представляется само название книги. Может ли быть смерть счастливой? Смерть – это антипод жизни. Всё живое на земле сопротивляется постепенному угасанию и смерти, но её реальность и неизбежность осознаёт только человек, обладающий сознанием. При определённых обстоятельствах (например, неизлечимая мучительная болезнь, потеря близкого человека, полная опустошенность после завершения тяжёлой изнурительной работы, осознание своей ничтожности, невостребованности, бессмысленности существования и т.п.) человек способен к суициду, желает и приближает момент смерти. Смерть избавляет человека от невыносимых страданий, но разве может погружение в небытие, избавление от земных тягот принести счастье? Кому? Тому, кого уже в земной жизни не существует?! Нет, смерть не совместима со счастьем. Видимо А. Камю имел здесь ввиду нечто другое – предсмертное состояние умиротворенности и благодарности жизни за то, что она дала ему испытать короткое счастье. Вот как описан в романе предсмертный миг главного героя: "И больше ничего вокруг— ни любви, ни показных жестов, — только бескрайняя пустыня одиночества и счастья, среди которой Мерсо разыгрывал свои последние карты…«Через минуту, через секунду», — подумалось ему. Восхождение завершилось. И, став камнем среди камней, он с радостным сердцем обратился к истинам недвижных миров".
     Герой романа – Патрик Мерсо молодой человек, полный жизненных сил и энергии, работает в порту простым клерком. Его тяготит рутинная скучная работа, от которой он мечтает освободиться. Жизненные обстоятельства способствуют этому. Он знакомится с другом своей девушки – инвалидом Загреем, который в результате несчастного случая потерял обе ноги. В двадцать пять лет Загрей ощутил в себе потребность быть счастливым. Но для того, чтобы стать счастливым нужно время. "Мы чаще всего тратим жизнь, чтобы заработать деньги, тогда как нам необходимы деньги, чтобы выиграть время". Эта проблема интересовала Загрея всю жизнь. Иметь деньги, значит иметь время, чтобы быть счастливым. В двадцать пять лет он начал сколачивать капитал, торгуя земельными участками, не останавливаясь при сделках даже перед жульничеством. Через 3-4 года Загрей обратил весь нажитый капитал в наличные деньги – около двух миллионов. Перед ним открывалась блестящая перспектива осуществить свою мечту о счастье. Однако несчастный случай оборвал осуществление этой мечты. Он осознаёт бессмысленность своей борьбы за счастье и делает несколько неудачных попыток самоубийства, но не в силах самостоятельно расстаться с жизнью.
     То, что не удалось Загрею, может осуществить его знакомый – Мерсо, к которому он испытывает большую симпатию. Он хочет, чтобы Мерсо помог ему уйти из жизни и незаметно направляет к этому его действия. Загрей показывает Мерсо сундучок, в котором хранится сейф с деньгами, предсмертное письмо, на котором осталось только поставить дату и подпись, и револьвер. Этого достаточно для инсценировки самоубийства и обретения богатства и свободы. На следующий день Мерсо приходит к Загрею, на его глазах забирает из сейфа деньги и подносит пистолет к виску жертвы. На глазах Загрея стоят слёзы. Он чувствует у правого виска револьверный ствол, но без сопротивления, молча и мужественно принимает свою участь. Его последний взгляд прикован к окну, куда он смотрел "…словно завороженный бесчеловечной красотой этого апрельского утра". Раздался выстрел. Когда Мерсо собрался с духом и взглянул на Загрея, то увидел не лицо, а огромную кровавую рану. Он вложил револьвер в правую руку Загрея, взял свой чемоданчик с деньгами и вышел на пустынную улицу. По дороге домой Мерсо продрог и ощутил первые признаки заболевания. Войдя в свою комнату, он бросился на кровать и проспал до середины следующего дня.
     Ценой убийства Мерсо достигает свободы и материального благополучия. Теперь он может попытаться воплотить свою мечту о счастье. Странно, но этого человека, по словам Загрея "с чистым сердцем", не мучает совесть. Очень быстро Мерсо забывает о своём преступлении, настраиваясь жить заново. Ему хочется, "чтобы жизнь уподобилась куску теплого хлеба, который можно как угодно комкать и мять". Он посещает несколько европейских стран, восхищается архитектурой и искусством Праги, Вены, Бреслау, Генуи, прогуливается среди роскошных витрин и элегантных красивых женщин и какое-то время чувствует себя великолепно, но наступает момент пресыщения. Он устал от одиночества, ему хочется дружеского общения, нежных объятий, ласкового солнца, цветущей природы и моря. Временами его настигают приступы болезни: кашель и сильная слабость. Он вспоминает о своих приятельницах Розе и Клер, живущих у моря в живописном месте в Алжире, и решает их навестить.
Трое девушек, включая присоединившуюся Катрин, живут на высоком холме, в красивом доме с террасой и отличным видом на море и горы. День их заполнен купанием в море, загоранием на террасе, легкими перекусами и шутливым трёпом. Патрис с наслаждением присоединяется к этой атмосфере беззаботной счастливой жизни. "Роза, Клер, Катрин и Патрис, связанные между собой дружбой и нежностью, жили смеясь и играючи, любовались пляской неба и моря, находя в них тайный отсвет своей судьбы и постигая собственную глубинную суть"… "Обитатели дома веселились, шутили, строили планы на будущее. Посмеивались над правилами приличия, но делали вид, что подчиняются им". Этот дом, названный девушками "Домом перед лицом мира", стал для Патриса настоящим пристанищем счастья.
     Эта беззаботная жизнь не могла длиться вечно и Мерсо решает осуществить свою давнюю мечту – приобрести собственный небольшой домик в Шенуа между горами и морем. Красота окрестных мест трогает его сердце. Он покупает и обустраивает уютный дом, где никто не может ему помешать наслаждаться одиночеством и близостью к природе. Через некоторое время девушки навещают его и вместе с ним совершают прогулку в горы на довольно крутой пик Шенуа. Мерсо не выдерживает крутого подъёма под палящим солнцем. Примерно на полпути к вершине с ним случился обморок. Когда он очнулся, то увидел встревоженные лица склонившихся над ним девушек. Они повернули обратно и Мерсо, едва живой, дотащился до дома. Во время прогулки случился довольно интересный разговор Мерсо с Катрин о счастье. Девушка спросила Патриса счастлив ли он? Ответ прозвучал довольно странно. "Если я и счастлив, то лишь благодаря своей нечистой совести. Мне нужно было бросить всё и уехать вкусить того одиночества, которое помогло бы разобраться в себе самом, понять, где солнце, а где слёзы….Да, по-человечески говоря, я счастлив". Как это можно понять? Значит, счастье можно получить ценой совершения преступления? Невероятно! Но может быть это только поза, которую демонстрирует Патрис перед влюбленной в него молодой девушкой? Скорее всего, это так. Те счастливые мгновенья, которые переживает Мерсо, наслаждаясь красотами скал, мерцанием звёзд, переливами морских волн, теплотой древних камней, развалинами Типасы, запахами согретой солнцем полыни, стройными фигурами молодых женщин – только слабые отблески настоящего счастья.
      По большому счёту Мерсо глубоко несчастлив. Когда его жена - Люсьена говорит ему об этом, Мерсо в запальчивости выкрикивает: "Я буду счастливым, должен им быть"! Но не суждено этому сбыться. После купания весной в холодном заливе у Мерсо открывается пневмония, которую он уже не в силах преодолеть. Мерсо умирает, как и страстно желал, в полном сознании, сохраняя до конца мужское достоинство и мужество. Он пытается оправдать свою жизнь теми скудными порциями счастья, которые достались ему после убийства. Ему, как и Загрею, представляется, что "…единственный настоящий долг человека – быть счастливым" и, что за это можно заплатить любую цену, но счастье не предмет для торга. Ничто из того, что Мерсо приобрел, не приносит ему настоящего удовлетворения. Его жизнь, внешне наполненная разнообразными событиями, остаётся пустой и никчемной. Он живёт отстраненно и одиноко, не имеет ни настоящего дела, ни увлечения, не способен ни полюбить, ни раскрыться в привязанности и дружбе. Не может счастье состоять из одних удовольствий. О каком восхождении, о каких преодолениях, о каком умиротворении, о каком удовлетворении жизнью своего героя говорит А. Камю? Всё это представляется неубедительным. Может быть, именно поэтому А. Камю отказывается от прижизненной публикации своей книги.
     Роман имеет массу художественных достоинств в описаниях средиземноморской природы, мотивов поведения людей, их поисков счастья и смысла жизни. Читается  с большим интересом.












Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 7
© 11.07.2021г. Анатолий Манелля
Свидетельство о публикации: izba-2021-3121122

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры


















1