Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Тайна Святой Троицы


­
­Тайна Святой Троицы
­­­­­­­­­­                
        
«По преданию,
когда блаженный Августин, размышляя над тайной Святой Троицы,
прогуливался по берегу моря, он увидел мальчика,
который выкопал ямку в песке и переливал в нее воду, зачерпывая раковиной из моря.
       Удивленный епископ спросил, зачем он это делает.
Мальчик ответил: «Я хочу вычерпать все море в эту ямку».
Августин улыбнулся и стал объяснять ребенку, что это невозможно,
но, к своему удивлению услышал от него вопрос:
     «А как же ты, своим умом, пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?»
И тут же мальчик исчез, оставив смущенного Августина на берегу моря».
      (Жемчужины мысли)

                  История достаточно красноречиво передает трепетное отношение Православной Церкви
к учению о Пресвятой Троице. Это глубокая тема и несведущему человеку, действительно трудно постичь всю глубину Божественной сущности, но мы не будем вдаваться в догматические истины,
а только приоткроем страницы истории праздника Троицы и тем самым коснемся
благодати Святого Духа.

                 Троица или Пятидесятница– один из величайших христианских праздников, который Православная Церковь торжественно отмечает в 50-тый день по Пасхе, в память
сошествия Святого Духа на апостолов. Двунадесятый праздник, посвященный прославлению
Святой Троицы – переходящий и в этом году приходится на – 20 июня.

                 Из истории праздника Пятидесятницы известно, что на 10-й день по Вознесении Христа, апостолы стали свидетелями сошествия с небес – огненных разделяющихся языков. Событие совпало
с празднованием иудейской Пятидесятницы, установленной в освящение урожая жатвы и собирания первых плодов, приносимых в храм, в качестве жертвы. Начало жатвы приходилось сразу после Пасхи
и завершалось к иудейской Пятидесятнице. Совпадение дня сошествия Духа Святого с днем иудейской Пятидесятницы – символично. К этому времени апостолы были уже духовно готовы, принять полную силу всей Благодати Святого Духа, что и послужило началом их апостольского служения – проповеди.

                 В толковании события сошествия Святого Духа (Деяния святых Апостолов 2:1-13) архиепископ Аверкий (Таушев), опираясь на учение святителя Григория Богослова, пишет следующее: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» – языки были только подобны огненным, но без огня, как и шум был подобен ветру, но без ветра. Шум был, таким образом, знаком сошествия Святого Духа для слуха, языки – для зрения. Слышанный сильный шум был образом могучей силы, какую сообщал Апостолам и всем верующим Дух Святой, огненные языки – образ того, что все бывшие тут получили дар речи пламенной, опаляющей, как огонь,
все нечистое, все неправое и противящееся истине».

                 Просвещенные и освященные благодатью, апостолы стали обновленными людьми, духовно руководимые Святым Духом. Именно преображенные апостолы и крещеные в тот день люди стали первыми плодами – искупительной жертвы Спасителя. Поэтому, как христианская Пасха пришла на смену иудейской, так и христианская Пятидесятница заменила собой в День сошествия Святого Духа, Пятидесятницу ветхозаветную.

                В богословии существует учение о домостроительстве спасения. Богословие – это учение
о Боге и Его вечном бытии. Светское понятие «домостроительство» означает обустройство и заботу. Таким образом, домостроительство – «есть явление Бога-Троицы творению»или говоря простым языком, домостроительство спасения человечества – это невидимое Божественное снисхождение в наш земной мир и забота о нашем спасении.

                День достославного исторического явления сошествия Святого Духа на апостолов, называют Днем рождения Церкви Христовой. Тем самым, это событие – есть завершение «домостроительства Божия» – спасения всего человечества.

               Исповедуемое христианами Единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы исторически подтверждено событием, происшедшем на Первом Никейском Соборе, созванном
в 325 году.

                На этом соборе святитель Спиридон Тримифунтский явил наглядное доказательство Единства во Святой Троице:
             «Сотворив крестное знамение, он взял в правую руку плинфу (обыкновенный глиняный кирпич),
и стиснул его: «Во имя Отца!» – произнес он, и в это мгновение из плинфы вырвался вверх огонь.
              Святитель продолжал: «И Сына!», – вниз потекла вода, – «и Святого Духа!»
И, раскрыв ладонь, показал оставшуюся на ней сухую глину, из которой был изготовлен кирпич.

               «Вот три стихии, а плинфа одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Таким образом, епископ Спиридон объяснил, что в простой материи соединяются три естества – огонь, вода и земля, так и в Боге соединились Три Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.

                 Установление дня Пятидесятницы произошло после II Вселенского Собора в Константинополе (381 год). Главным определением собора было – осуждение ереси Македония (лживое учение о Святом Духе) и повсеместное принятие нового Символа веры, который действителен в Православной Церкви
и поныне. Для дня Пятидесятницы был установлен отдельный праздник, и тем самым была особо отмечена значимость Святого Духа, как одной из Божественных ипостасей Святой Троицы.

                 День Святой Троицы связан с Новозаветной Пасхой. Именно на 50-й день после Своего Воскресения из мертвых и на 10-й день после Вознесения к Своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал ученикам-апостолам Утешителя – Духа Святого.

                 Сионская горница– это первый христианский храм, в котором свершилось историческое событие сошествия Святого Духа на апостолов, в виде огненных языков.

                 День сошествия Святого Духа– это день основания Новозаветной Церкви. Благодать Духа Святого, которой явно удостоились святые апостолы в виде огненных языков, в настоящее время подается невидимо в таинствах Православной Церкви, «через преемников-апостолов – пастырей Церкви – епископов и священников».

                 В книге Бытие есть выразительный эпизод, называемый «гостеприимство Авраама».
Он описывает явление Господа ветхозаветному Аврааму при дубраве Мамре, в облике трех мужей.
Авраам принимает Троих путников, но обращается к Ним единым именем «Господь».
Это явление и стало прообразом Святой Троицы.

                 В иконографии, каноническое изображение Пресвятой Троицы передано в образе трех Ангелов
и соответствует иконе преподобного Андрея Рублева – «Троица».

                 В праздник Троицы храмы украшают зелеными лиственными ветвями, луговыми травами
и цветами, в напоминание о явлении Господа в дубраве Мамре.

                 По окончании праздничной Божественной литургии совершается чин великой вечерни
с чтением трех молитв с коленопреклонением. Составлены эти молитвы святителем Василием Великим.
                 В 1-й молитве христиане исповедуют пред Богом свои грехи и просят Его о помиловании ради великой жертвы Сына Его, Иисуса Христа.
                 Во 2-й молитве – просьба ко Господу о даровании нам Божественного Духа.
                 В 3-й молитве – просьба ко Господу, сошедшего во ад и одолевшего силы зла, упокоить
души усопших – наших родных и близких, в светлых обителях.

                 Накануне, перед Днем Пятидесятницы совершается заупокойная служба Троицкой родительской субботы, которая приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди – субботу 7-й седмицы по Пасхе. В этот день совершается память – поминовение всех усопших православных христиан, так как в событии сошествия Святого Духа заключается домостроительство спасения человека, как при жизни, так и после его смерти.

                 С пятницы вечера, под субботу, в церкви служится заупокойная служба особым чином. Христиане заблаговременно (с вечера или до литургии), в этом году – на 19 июня, подают записки
«О упокоении» с перечнем имен усопших (крещеных умерших своей смертью). Заказная молитва на литургии или панихида, свеча и помин – в помощь усопшим родным и долг каждого православного верующего.

                В воскресенье – 20 июня, Церковь прославляет Пресвятую Троицу. В понедельник – второй день Троицы совершается празднование в честь Святого Духа. Праздник Святого Духа был установлен Церковью ради Его величия и прославления, как одной из Божественных ипостасей Святой Троицы.

                 Троицкая сплошная седмица в этом году – с 20 по 26 июня. В течение всей недели, включая среду и пятницу, поста нет (пояснение: для православных верующих, пост – в среду и пятницу – отменяется и разрешается все дни недели, вкушать пищу животного происхождения).
                 Воскресенье 27 июня – заговение на Петров пост (заговение – это последний день вкушения скоромной пищи перед постом). Понедельник – 28 июня начало 2-х недельного Петрова поста.

                 15.06.2021
                 Светлана Павлова

                 Иллюстрация из интернета.
                 Автору фото, спасибо.







Рейтинг работы: 30
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 63
Добавили в избранное: 1
© 18.06.2021г. Светлана Прядка
Свидетельство о публикации: izba-2021-3107776

Метки: Блаженный, Августин, исчерпать, история, истины, Троица, апостолы, Аверкий, шум, языки,
Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


















1