Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Цикл Сила любви ДМШ им Мусоргского. Педагог В. Н. Устькачкинцев (виолончель)


­­В.Н. Устькачкинцев, педагог по классу виолончели.

Виолончель в ДМШ им Мусоргского впервые зазвучала в 1962 - 1963 учебном году.
Первый наш педагог - виолончелист, Владимир Николаевич Устькачкинцев, переехал.в Великие Луки из Новосибирска, где он играл в Государственном симфоническом оркестре Новосибирской филармонии.
Артист одного из лучших в стране оркестров, закончивший Свердловскую ( Екатеринбургскую) консерваторию по классу видного советского музыканта Г. М. Цомыка, участника квартета им. Мясковского, решил попробовать себя на педагогическом поприще.

Это было решение не терпящего халтуры профессионала, уставшего от напряженного ритма бесконечных гастрольных поездок.
Ему не хватало времени для семьи и для многочасовых ежедневных домашних занятий на своем инструменте, дававших возможность не терять высокий профессиональный уровень.

В. Н выбрал город Вегикие Луки не случайно.
Его привлекла определенная размеренность, патриархальность жизни, первозданная природа окрестностей, буйная зелень улиц
и достаточно насыщенная культурная атмосфера города.

За новое для себя дело музыкант взялся с жаром.
Надо сказать, что многие школы испытывают трудности с набором учеников в класс виолончели,
но В. Н . быстро собрал достаточно большой ученический коллектив.
Ничего удивительного в том не было - виолончель в руках первоклассного мастера звучала завораживающе, а авторитет струнных смычковых инструментов в городе уже
был высок стараниям известного литовского скрипача А. В. Циплияускаса, ведущего педагога ДМШ.

С появлением В. Н. наш струнный смычковый отдел еще больше оживился и засверкал. Всевозможные учительские ансамбли, трио, квартеты, квинтет украшали школьные и городские концерты.
Выросли и возможности детских коллективов. Появился детский камерный оркестр и самые разные ансамбли, в т ч ансамбдь виолончелистов.

Я в это время заканчивала школу по классу фортепиано и собиралась поступать в музыкальное. училище. Однако не фортепиано, а именно виолончель привлекала меня больше всех музыкальных инструментов и я давно мечтала научиться играть именно на ней.

Появление такого увлеченного и эрудированного педагога я восприняла как подарок судьбы и не раздумывая, рванула записываться в виолончелисты.
В. Н не возражал.
Около лвух лет я провела в обнимку с виолончелью и под большим влиянием учителя.

В. Н. брал в свой класс всех, не взирая на способности,
сплачивая и зажигая своею любовью к музыке и к инструменту разношерстных не только по способностям, но и по возрасту учеников.

В Н пришлось заниматься сразу с большой группой первоклассников, а такой расклад архисложен для учителя.
Обычно в классе бывают ученики разной степени подвинутости и начинающим есть на кого равняться. Именно поэтому В. Н. поставил передо мной задачу к концу 1 четверти сыграть на классном родительском ссбрании легкие переложения популярных народных песен.

Как педагог он был неподражаем. Он горел сам и зажигал окружающих.
На каждом уроке читал стихи, проводил параллели с живописью, литературой, учил смотреть на музыку как можно глубже и шире Конечно, с детьми он занимался по - другому. Но всех нас, вне зависимости от воэраста и способностей, он учил пытливости и умению учиться, вдохновлял на усердные домашние занятия, поднимая планку как можно выше. Общение с ним всегда окрыляло и было радостью для нас.

Расстаравшись,
песни я выучила и на собрании перед детьми и их родителями сыграла. Заодно убедилась на практике, что за три года, как мечталось, мне программу школы не осилить и виолончелисткой не стать.

Однако расставаться с любимым инструментом и бросать такие интересные уроки у В. Н. не хотелось, и я продолжала заниматься виолончелью.

В своем классе В Н, как хороший дирижер, сумел создать теплую, дружескую атмосферу. Сплоченную музыкальную семью, где все ученики, и сильные и слабые, были любимы и равны.
При таких на редкость.хороших рабочих взаимоотношениях. в сочетании с высокой нотой , с окрыленностью самого педагога, обучение идет успешнее, чем обычно, но особенно важны они для роста и развития талантливых
детей.

В классе В. Н. быстро вырвалась вперед группа, лидером которой стала "золотая рыбка"- Галя Французова, впоследствии закончившая Киевскую консерваторию. Музыкантами стали Ира Сенкевич и Коля Панов.

Поразительно, что даже очень слабые по музыкальным данным дети на экзаменах и концертах выкладывались полностью и выглядели вполне достойно, отличаясь лишь более легким репертуаром.

Как - то, по времени много позже, на фоне
очень плодотворной работы с учениками и успешных выступлений в концертах, необычайно требовательный к себе В. Н. сказал мне, что, выкладываясь на концертах и на уроках полностью, до дна, он не может держать должную исполнительскую форму - ему снова, как на работе в оркестре, не хватает времени и сил для напряженных многочасовых домашних занятий виолончелью.
Разговор случился тогда, когда он уже совмещал педагогическую практику с работой завучем школы.
Не привыкший халтурить и по - прежнему не признающий компромиссов, он снова резко поменял свою жизнь и, к всеобщему нашему ужасу, ушел из школы рабочим на завод.
Чтобы в свободное время, вкладывая всю свою душу, все силы, часами добиваться совершенства на любимом инструменте.

И с чистой совестью продолжал выступления
на школьных и городских концертах и еще долго радовал слушателей своей прекрасной игрой.

.

.
­






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 28
© 18.06.2021г. Лариса Калинина
Свидетельство о публикации: izba-2021-3107259

Метки: Виолонсель, учитель ученики,
Рубрика произведения: Проза -> Очерк
















1