Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

222-летний юбилей Александра Пушкина. В Бахчисарае. Ч 1.


­­­­­­


Солнце русской поэзии взошло 222 года тому назад на российский небосклон. Оно продолжает светить нам сегодня. Особенно чувствительны к его теплу поэтические натуры. А таких в стране немало…

****

Возьмём первый том  «Летописи жизни и творчества А.С. Пушкина» и почитаем его. Она сообщает:
Сентябрь, 5—8. Пушкин с Раевскими (Н.Н.-млад­шим и Н.Н.-старшим) верхами едут из Гурзуфа тро­пой через Ай-Данильский лес до Никитского сада и далее до Ялты (тогда маленькая деревушка на бере­гу моря). Отсюда подъем на Аутку и оттуда, через Ореанду, Кореиз, далее вниз, через Мисхор до Алупки. Здесь ночевка в татарском дворе.
— Из Алупки едут к берегу до Симеиза, здесь обход горы Кошки со сто­роны моря. Подъем через Кикинеизы, по Чертовой лестнице в Байдарскую долину. Георгиевский мона­стырь. Ночевка.
— Осмотр развалин около Георгиевс­кого монастыря, по преданию —древнего храма Ар­темиды и памятника дружбы, храма Орестеонов. За­езжают на мыс Фиолент (вблизи Георгиевского монастыря). Оставляя слева Севастополь, направля­ются Балаклавской дорогой (мимо Черкес-Кериена) в Бахчисарай, куда Пушкин приезжает больной ли­хорадкой. В Бахчисарае ночевка.
— Осматривают хан­ский дворец (Хан-Сарай) и в нем фонтан «Сельсибийль» («Райский источник»). Из Бахчисарая едут в Симферополь.

1

Итак, 7 и 8 сентября 1820 года Пушкин провёл в самом Бахчисарае и в сельских районах, по которым он проезжал, проживало в основном татарское крестьянство. Так что более 10 дней с 4 по 14 сентября имел возможность видеть своими глазами жизнь мусульман. Впечатлений, которых набрался молодой человек, хватило гениальному поэту на многие годы и часть из них легли в основу поэмы «Бахчисарайский фонтан»
Вероятно, не было бы смысла писать о Крыме и Востоке, если сам автор там не бывал там ни разу!? Но мне посчастливилось жить в Крыму более 40 лет и видеть и дружить с татарами, вернувшимися из азиатской ссылки в конце 1980 годах.
Кроме того, я имел возможность почти в течение 7 лет работать военным переводчиком в 60-е годы в Египте — при президенте Гамал Абдель Насере (1918-1970). Там я усердно учил мусульманские нравы и обычаи, а также разговорный арабский язык, и с наслаждением слушал мелодичные речи Президента Насера (хотя понимал не все....) и песни знаменитой певицы Умм Мокальсум (арабской Шульженко).
За прожитые годы в этой замечательной стране я привык просыпаться рано утром под звонкий голос муэдзина, призывающего к молитве мусульман всей округи. Любая посещать периодически национальный музей на площади Тахрир.
Раз в месяц в обязательном порядке я ходил на книжный развал на Оперной площади в центре Каира. Тогда ее украшало белокаменное здание оперы и балета, построенное сто лет назад и сгоревшее в начале 1970-х. Длинный ряд лавок букинистов тянулся возле стены древнего сада слева от театра, если подходить к нему со стороны Нила. Вы могли видеть эти лавки на моей фотографии. Я ее сделал в 1989 году.
И тогда уже книги манили меня своей таинственностью. Как писал средневековый арабский прозаик Аль-Джахиз: «Книга – это сосуд, полный знания, шкатулка, в которой заключено остроумие; это блюдо, наполненное шутками и трудом… Книга – это собеседник, который не льстит тебе, и друг, который не искушает тебя, и товарищ, который тебе не наскучит, и проситель, который не будет мстить тебе, и сосед, который не ждет тебя с нетерпением, и компаньон, который не хочет отнять у тебя имущество, и не строит против тебя козней, не обманывает тебя, лицемеря, и не хитрит с тобой, прибегая ко лжи».
Хозяин каждой лавчонки на «развале» восседает на древней, почерневшей от времени табуретке или беседует, сидя на корточках, с соседями. На его лицо надета маска безразличия: будто ему все равно, смотрят ли покупатели книги или нет. Но краем глаза он следит за ними и стоит обратиться к нему с вопросом, как он пулей бросается к тебе. Ему хочется поговорить с покупателем, показать свое знание литературы ну и, разумеется, повыгоднее продать.
Некоторые лавки на «развале» имеют специализацию. В одних продают книги по географии и истории, в других – по медицине, в третьих – художественную литературу. Всюду лежат «Кораны» - дорогие и огромные, в переплетах и шкатулках с позолотою, среднего размера и карманные – самые дешевые, и даже совсем маленькие книжечки – амулеты на шею. В большинстве лавок собрана литература по всем отраслям знаний, ибо, не умея читать на иностранных языках, книготорговцы подчас не знают, о чем та или иная книга.
Когда в лавках накапливается слишком много книг, и складывать их некуда, владелец устраивает распродажу. В этом случае он выкладывает книги прямо на тротуар и кричит: «Распродажа! Торопитесь, покупайте! Любая книга почти даром!»
Вечерами, когда черная африканская ночь падает внезапно на Каир, «развал» приобретает неповторимый, таинственный вид. Электричество в лавках не проведено. Букинисты зажигают газовые лампы. Они ярко горят и шипят потише примуса. Наступает долгожданная вечерняя прохлада. Количество покупателей возрастает. Шипящие газовые лампы вырывают у тьмы кусок света и плотные ряды книг.
Среди книг встречаются на арабском языке фолианты и тоненькие брошюры сказок «Тысяча и одна ночь». На арабском языке название украшено бегущей фонемой «алеф» - «Альф лейла уа Лейла». Не раз я держал арабские сказки в руках, любуясь вязью письма и чудесными иллюстрациями. Листал их, но не покупал – говорить на египетском диалекте немного научился, а сказок читать не мог.
Так я соприкоснулся со сказочным миром Арабского Востока. Он пленил меня на всю жизнь. Видно, там на «развале» много лет назад и родился замысел данного очерка о Пушкине.

2

Как выглядел Бахчисарай в ХIX века?
Вернёмся к источникам, написавшим книги о Крыме в начале 19-го столетия. Мы на него можем посмотреть глазами путешественника: «Всякий тот, кто бы предпринял дать точное изображение сему городу, не угодил бы ни самому себе, ни справедливости. Кто может представить себе ущелье между двух утесных гор, которых разнообразные виды являют то обтесанные в подражание искусству стены, то кремнистые изгибистые скалы, то отторгнутые от своих гнезд и к падению готовые над строением колоссальной величины каменья? Какого оттенка картина погрузит Бахчисарай на дно сего ущелья и ярусами воздвигнет по длине его один над другим странного вкуса домики? Какая живопись изобразит извивающиеся по утесам, поверх строений, ужасающие дорожки? Какое искусство расставит сии минареты, перемешанные посреди величественных тополей, которые во стыде скрывают вершины свои под хребтом господствующей над ними высоты?»
Помню, что впервые я побывал Бахчисарае в середине 1960-х годов и посетил с группой туристов ханский дворец, то нам рассказали печальную историю о горькой судьбе многочисленных жен, запертых в гареме. Конечно, среди жен хана встречались и пленницы, захваченные во время набегов на прилегающие к Крыму районы. Среди пленниц можно было найти таких озлобленных пленом женщин, которые предпочли бы умереть, чем быть усладой стареющего правителя. Такое случалось иногда, но редко.

3

Вот об одном таком редком исключении — красавице пленнице и рассказал нам Пушкин в «Бахчисарайском фонтане». Но поразил воображение россиян, не знавших ни многоженства, ни гаремов, хотел было написать я, но воздержался. Потому что в пушкинские времена небольшие гаремы могли иметь и русские дворяне. Помните в «Дубровском» девушек у Троекурова?
А сегодня в России что вытворяют с девушками!? Раз все продаётся и покупается, то почем бы не купить красивую девушку у барина-соседа для себя?
По-арабски слово «харам» (гарем) означает «запретное место». 200-300 назад на мусульманском Востоке институт многоженства, гаремы воспринимались как нормальное и обычное явление. Родители, как правило, мечтали выдать своих дочерей за богатых женихов. Породниться с ханом считалось счастьем. Мнение самих девушек никто не спрашивал. Одна из законных жен (только четыре их могло быть у правоверного мусульманина) становилась главной. Она часто имела влияние на мужа и управляла остальными женами и наложницами. Помню, работая в Египте переводчиком, мы жили в гостинице «Моргани». А в доме богатого соседа наши жены с интересом наблюдали, как весело он проводит по вечерами время с двумя своими жёнами.
У любого хана гораздо больше насчитывалось жён и наложниц. Большинство женщин хану приводили их родители: землевладельцы стремились породниться с ханом, чтобы расширить свои земельные угодья, вожди племен – чтобы заручиться поддержкой ханского войска в борьбе с соседними племенами, купцы – чтобы получить дополнительные привилегии и разбогатеть. Небольшую часть женщин в гареме составляли иностранки – своих дочерей присылали хану правители вассальских государств или хан выбирал себе наложниц из пленных женщин.
Для обслуживания больших гаремов создавался громоздкий аппарат снабжения и обеспечения: женщин надо было кормить, поить щербетом, одевать в дорогие одежды из импортных тканей, одаривать их драгоценностями, а значит содержать еще и ювелиров, и швей, и поваров, и служанок, и евнухов, и чиновников. Но только евнухам разрешалось входить в «запретное место».
Жены, наложницы, евнухи, чиновники – все стремились оказать свое влияние на хана. Добившиеся такой привилегии принимали участие в большой политике. История знает немало случаев, когда государством управляла бывшая наложница, например, императрица Цыси, в Китае в конце Х1Х – начале ХХ века. Евнухи и наложницы или жены, часто формировали свои «партии». Эти «партии» боролись за право оказывать свое влияние на хана и править его руками.
Итак, гаремов девушки не боялись. Наоборот, они привлекали их богатством, праздностью, легкостью жизни.
Пушкину не надо было годами жить в мусульманской экзотике. Гению достаточно одного месяца, чтобы пропитаться духом востока на всю свою творческую жизнь. На то он и гений.
Великий критик В. Г. Белинский писал: «Творческая деятельность поэта представляет собою также особый, цельный, замкнутый в самом себе мир, который держится на своих законах, имеет свои причины и свои основы, требующие, чтоб их прежде всего приняли за то, что они суть на самом деле, а потом уже судили о них. Все произведения поэта, как бы ни были разнообразны и по содержанию и по форме, имеют общую всем им физиономию, запечатлены только им свойственною особенностью, ибо все они истекли из одной личности, из единого и нераздельного я.
«Изучить поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт, никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое.»






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 3
© 07.06.2021г. Юрий Горбунов
Свидетельство о публикации: izba-2021-3101183

Метки: Пушкин, 222-летний юбилей, день рождения, Бахчисарай, фонтан слез. Крым.,
Рубрика произведения: Разное -> Презентация



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1