Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Художники, которым не повезло... Франс Поурбус Старший.


­­

Картина: "Давид и Абигайль".

Романизм (от Roma — Рим) — тенденция художественного мышления, эстетика и течение в нидерландской живописи XVI века, ориентированное на традиции итальянского искусства и, в первую очередь, на достижения школы римского классицизма XVI века. Течение возникло благодаря расширению культурных связей с Италией и в результате воздействия искусства итальянского Возрождения на художников Северного Возрождения. Художники-романисты стремились соединить нидерландские традиции с опытом итальянского Ренессанса, а затем и маньеризма.

Обращение нидерландских живописцев к изучению художественных достижений итальянцев было закономерным явлением, усиленным кризисом, переживаемым нидерландской художественной культурой на рубеже XV—XVI веков, а также естественным обменом художественного опыта, столь обычного у художников. Попытки сближения художественных культур Нидерландов и Италии носили самый разнообразный характер, от прямого подражания до творческой интерпретации тем, сюжетов и композиционных решений, они зависели от степени талантливости и оригинальности дарования того или иного мастера. Во всяком случае художники-романисты из числа наиболее одарённых оставили множество прекрасных живописных произведений, обладающих самостоятельной художественной ценностью.

Первым мастером-романистом считается живописец Ян Госсарт (1479—1541) по прозванию Мабюз, так
называлось селение где он родился.
Романизм оказал воздействие на творчество крупнейшего северо-нидерландского художника XVI в.
Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре,
а также на Йоса ван Клеве, Романистами были последователи Госсарта: П. Кук ван Альст, Б. ван
Орлей
, Л. Ломбард, Я. Скорель, Ф. Флорис, Я. Хемессен, Франс Поурбус Старший.

Апогеем романизма является гений Питера Пауля Рубенса. Его творчество свободно от внешних подражаний и показывает, насколько глубоко может быть усвоен дух итальянской классики в оригинальных формах искусства фламандского барокко.

Франс Поурбус (1545 -18.09.1581), сын и ученик Питера Поурбуса, сделавшийся позднее учеником Франса Флориса, намного превосходил отца в искусстве и может считаться самым лучшим из всех художников, вышедших из мастерской Флориса. Он так был даровит, что Флорис часто, не то шутя, не то серьёзно, говорил: "Это мой учитель",
или: " Вот идёт мой учитель". Этими столь хвалебными словами известный биограф
Капель ван Мандер начинает жизнеописание художника.

Фламандский живописец Франс Поурбус Старший родился в Брюгге, но вторую половину
своей жизни прожил в Антверпене. Здесь он заслужил признание современников, здесь
стал членом гильдии святого Луки.

Художественная жизнь Антверпена открылась перед Поурбусом во всем многообразии.
Молодой художник, уже тогда тяготевший, под влиянием своего учителя Флориса, к
итальянскому искусству, окончательно сближается с ведущим художественным течением того времени - романизмом. Как и все романисты, он стремится подражать великим
мастерам итальянского Возражения. Преклонение перед ренессансным идеалами часто
ведёт его к слепому копированию, но, с другой стороны, Поурбус проходит велико-
лепную школу реалистического мастерства. В созданных им прекрасных портретах
Поурбус прежде всего стремится к передаче жизненной конкретности. Образ человека
он строит не на фиксации отдельных индивидуальных чёрт, как это было у более ран-
них фламандских портретистов, а на целостном восприятии натуры. В портретах
Поурбуса как бы начинает приоткрываться завеса во внутренний мир изображенного.
Все это сочетается с традиционным реализмом в изображении деталей - одежд, украше-
ний, фактуры предметов.

Если камерные портреты Франса Поурбуса по-своему поэтичные и утонченные, то в его
официальных парадных портретах открывается иная грань мастера.
В этом направлении мастер следует по пути известного портретиста Антониса Мора,
во многом опиравшегося на портретное творчество Тициана. Репрезентационные портреты Поурбуса отличаются бесстрастной точностью характеристик и торжественной
застылостью поз. На портретах изображаются "сильные мира сего" - люди волевые, гордые, обладающие властью, весом и положением в обществе. Это уже не идиализиро-
ванные герои Возрождения не универсальные личности, уподобленные богам, а проктич-
ныне и здравомыслящие бюргеры, трезво сознающие свою силу и социальную значимость.

Изображенные предстают перед нами в горделивых, полных достоинства, спокойных позах. Ниспадающие широкими складками одежды олицетворяют могущество их обладателей. Холодный, немного презрительный взгляд свысока устремлён на зрителя.
Человеческая личность прячется за аристократическую внешность, величавую осанку,
костюм вельможи.
Однако и здесь Поурбус остаётся предельно достоверным в изображении человеческой фигуры. Позы и жесты его моделей совершенно натуральных и естественны.

Но несмотря на все реалистические приёмы внутренний мир героев Поурбуса остаётся
замкнутым и неприступным для постороннего взора. Это вполне отвечает и задачам парадного портрета, основная цель которого - репрезентативность, и характеру
портретного искусства Фландрии второй половины XVI столетия - холодному и беспри-
страстному.
Но если говорить в целом о заслугах фламандского портрета этого времени, то его
значение для последующего развития жанра очень велико. Ведь именно обращение романистов к живительному источнику итальянского Возрождения дало национальному
гению силы для великолепного расцвета искусства XVII века.
­






Рейтинг работы: 2
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 10
© 31.05.2021г. Алексей Гончаров2
Свидетельство о публикации: izba-2021-3096731

Метки: Художники, которым, не повезло.,
Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры


Мария Нечаева       31.05.2021   19:33:28
Отзыв:   положительный
Алексей!!!
Спасибо за проделанную, творческую работу!
Благодарю сердечно!


Алексей Гончаров2       31.05.2021   19:42:46

Спасибо, дорогая Мария, за отзыв и добрые слова! Всего, Вам, доброго! Солнечного лета! С теплом,

















1