Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Представление о структурализме


Представление  о  структурализме
­­­­­­­ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБЛАСТЬ СТИХОВЕДЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРУКТУРАЛИЗМЕ.

Структурализм начинается там, где есть разделение текста на структурные части.
Эти части существуют в стихе в виде 2 разделов, в виде 2 лент, или колонн.
Данные разделы или колонки протянуты через всё сочинение в вертикальном направлении,
в виде вертикальных потоков.
Одна часть – левая, с которой и начинается чтение или знакомство с сочинением,
и вторая – правая. Таким образом, стихи словно раздвигаются.
Обратите внимание сами:

Привлеканка!

Привлекательной
              такой
              она
Выглядит:
Притягательной
              такой
              она
Кажется
Кавалеру,
              как же,
Который
              этим
Ощущениям,
              этим
              откровениям,
              предпочтениям
              этим
Верит …

              Он
              верен
Артели –
                ватаге
Тех мнений
Тех бдений
Отваге!

              Ведь
Стильная
              она,
Как все
              стиляги!

             (ведь
стройная
              она
как все
              стройняшки:
              и
в стрижке
              тоже
              как
              вышка,
              как же!)

Наверняка
              она
Выглядит

Сногсшибательной,
               шибко –
               и
               без
               ошибки!

Очаровательной,
               впрочем
Обаятельной,
               обстоятельно –
               притягательной!

Привлекающей,
               при –
               тягивающей
               вообще
               этой
Привлекательностью,
               при –
мечательностью
               для
               очей…

Левая часть является опорной частью структуры, её фундаментом, а правая часть –
основным построением, главенствующей постройкой.
Функции, назначение, этих частей различны. Левая часть является
базовой, опорной частью структуры, а правая часть – приобретает определяющую, руководящую роль в этом союзе.
Как видим, индустриализация сильно повлияла на современное искусство, современную литературу, и стихи 21 века становятся теперь не похожими ни на какие другие.
Появление структурализма глубоко закономерно.
Прежде всего, это естественная реакция организма русской речи, живой русской словесности на то насилие, на то схематическое принуждение, которому она подверглась в силлабо – тонической системе, введенной академиком Ломоносовым. Этот ученый ориентировался на
образцы и схемы европейских поэтический школ, которые на почве русской словесности продемонстрировали массу недостатков и противоречий. Теория пыталась сгладить эти несоответствия, однако они дают о себе знать обилием всех этих пиррихиев, пэонов, клаузул, в так называемой "скандовке". Также монотонностью силлабо – тонического стиха, явлением присущей ему скованности, вообще не характерных для русской речи, бойкой и живой. К "старости" все эти симптомы совсем подкосили здоровье этой системы.

Структурализм не является ни стилем, ни манерой, ни набором приемов.
Ни методом познания окружающего мира.
Это – комплекс идей, сплавленных в единое целое, переплавленных в одну амальгамму. Эти идеи уходят глубоко в теорию языка и речи, в теорию литературы, прикасаются к её базовым элементам.
Явление структурализма в теоретическом плане воцарится надолго, возможно, на ближайшее тысячелетие, или второе, и совершит свой необходимый переворот
в науке о литературе. Настолько плодотворны, органичны, глубоки и масштабны идеи структурализма. В этом мире, где новые идеи побеждают старые: структурные одолеют, победят собой статуарные – новые цветы всегда торжествуют над павшими ... А тем, кто склонен думать, будто бы силлабо – тоника незыблема и пришла на тысячелетия и века, нужно знать: на каждую Атлантиду находится своя гибель!
А пока структурализм преподносит нам свои сюрпризы: даёт совершенно новое и четкое
представление о том, что такое голосоведение и ритм, что такое интонационные процессы и
рифмы, мелодекламация, звукомелодика и звукопись, словосочетания и синтаксис, дает нам
новое представление о метафорах и тропах.
Верится: теория, возникшая в самом начале 3 тысячелетия, сформирует лицо всех
последующих эпох, качественно преобразит всё дальнейшее течение литературной мысли.

Какая же главенствующая идея заложена в структурализме, в чем его сила?
Прежде всего структурализм даёт нам представление об объёме.
Теперь контуры стиха существует в информационном поле не в виде единой плоскости, единого отпечатка, нет, оно формируется в пространстве, согласно закономерностям, которые свойственны для объёмных, голографических изображений.
То есть одна часть в структуре стихотворения выходит на первый план, а вторая уходит в глубину, отодвигается на задний план.
Таким образом мы получаем структурный объём изображания, или иллюзию объёма. Мы подразумываем его, мы его представляем. Ведь наблюдается в картинах художников эта иллюзия объёма: вот изображение на первом плане; то изображение, которое где – то
в глубине – на втором …
Действуют законы перспективы, в структуре стиха они объязательны.

Структурные разделы стихотворения позволяют нам сопоставлять эти разделы.
Функционируют они по разному. По разному представляют смысловую нагрузку в области стихов.
Одна сторона сочинения является его мелодией, а вторая – аккомпанементом.
Правая – это мелодия, а левая – этой мелодии подыгрывает.

СИНИМИ

               Лентами
               синими,
               синими
               лентами
Перевязаны реки
Синими
               синими
Изначально,
               от
Века,
           перевитые
           так
Навеки.

Линии
            линии
Ленточек неких
Синие
            Синие
Они от века.

Сонные
             сонные
Скользкие
             скользкие
Сонные
              сонные
Сольные
              сольные,
Такие  
          текучие,
          тягучие  –         
В  своем               
               раздолье ...

Мною воспеты,
От
      источника,
      от
Подстрочника,
               текут
               эти
Реки –
Живые
             такие,
             совсем
Как букеты.

(Ленточки –
             чеки)

             Такие
Синие
             синие,
Небесным
             блеском
             именно –
Невыносимые!

Хотя мы с самого начала проводим это разделение, позволяющее постигнуть нам функциональность этих разделов, мы его видим, и тут же мы постигаем единство их, также и то, что правая и левая колонки в структуре стиха взаимодействуют, они переплетаются и поддерживают друг друга.
Именно – «звучат» они вместе. В область мелодии словно «прорываются» басовые нотки …

К МАРГАРИТЕ

Маргарита!

маргаритка
              моя
              маргаритка
              моя
              фаворитка
факт – факт
факт – факт
факт – факт
              фантом
Ваш
        в том,
        Ваш
тон
       он
       в том,
в молитвы
              виде!

сокровищам
               вашим
молиться
               молиться
               молиться
в молитве
               томиться
               Вы
мне
разрешите –
               решиться,
моя
        маргаритка?

       моя
фаворитка:

                факт – факт
                факт – факт
                факт – факт
                фантом
Ваш
        в том,
        Ваш
тон –
         он
         в том,
в надежды
                виде!

надеждам
               надеждам
               надеждам
предаться

с мечтами
               мотаться,

Вы
мне
       разрешите,
Вы
меня
         вдохновите,

моя
        маргаритка?!

Маргарита
               моя
               Маргарита!

ведь тянет
меня к Вам
магнитом!

Это сочинение одного из современных поэтов прекрасно иллюстрирует мной написанное. Мы можем проследить, как перекликаются в нем мотивы – то справа, то слева … Мелодия и её сопровождение вступили в свою игру – перекличку.

Теперь, рассмотрев все эти примеры, мы постигаем: в чем отличие между современной теорией и прошлой. В подходе к пространству. Структурализм
позволяет совершить качественный скачок нашему мышлению. Воспринимать
стихотворение не общим пятном на листе бумаги или экране, а видеть
его структуру, его обьем, его фигуру.
Что же до сочинений прошлого века, чьи силуэты выглядят плоскими изображениями на поверхности бумаги – они должны именоваться статуарными. Или же, если это привычней, статичными. Их плоскостность не позволяла
отобразить сочинение в инфополе правильно и верно.

Очарованный вечер мой долог,
Я внимаю журчанью струи.
Лег туманов белеющий полог
На зеленые нивы твои.

Александр Блок должен был записать свое сочинение по – другому:

Очарованный
                вечер
Мой долог,
Я внимаю
Журчанью
                струи
Лег туманов
Белеющий
                полог
На
      зеленые
Нивы
           твои

Убедитесь сами: насколько воздушней, изьящней, легче, стали теперь эти строки ...

Освободив строку, синтаксис, голосоведение – от строфики, от стеснительных композиционных форм, от последовательности стоп и ударений, мы получили взамен неограниченные возможности и перспективы. Удивительно разнообразными и гибкими стали синтаксические последовательности и построения, они приблизились к реальной человеческой
речи, оставаясь в то же время поэтичными и музыкальными.

Создания структурализма эстетически сильны красотой и проникновенностью словесных мелодий, живостью и пластикой, выразительностью своего языка.
Гармоничные мелодии вьются разнообразно и прихотливо, они лишены той монотонности, которой они подвергались в сочинениях прошлого. Нюансировка звучания позволяет находить
очень тонкие, красочные переходы, красивые мелодические очертания. Они выразительно –
заразительны, потому что свободны.
Разве не для этого и возник структурализм, появился как метод, разве не на это направлены все его средства, усилия и приемы?
Потребностью создавать красивые мелодии, апеллировать к созданию «поэтического бельканто». Посредством которого будем воздействовать на слушателей или же читателей.

Структурализм – это качественно новый уровень технологий, техники, эстетики,
явлений информации и культуры. Знания и мастерства.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 24
© 02.05.2021г. Любовь Красивая
Свидетельство о публикации: izba-2021-3079480

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


















1