Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Плавучий госпиталь... братская могила!


Плавучий госпиталь... братская могила!
Друзья!

Скоро 76-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Много жертв потребовала она. Немало трагедий случилось в самом начале гитлеровского нашествия на нашу Родину. Одна из них- гибель теплохода "Армения" от фашистских бомб на Черном море, с тысячами людей на борту.
Большое отступление.
"Утром 7 ноября 1941 года в 15 морских милях от берега в районе Ялты в результате налёта немецкой авиации затонул советский теплоход "Армения". На борту судна находились несколько тысяч раненых и мирных жителей, которых пытались эвакуировать из осаждённого нацистами Крыма. В марте 2020 года судно удалось обнаружить на глубине 1500 метров на дне Чёрного моря. Работы по изучению его останков ведут специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). Второй экспедиционный выход завершился в апреле нынешнего года. О самых интересных его результатах рассказал исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.
Ещё в 2020 году во время первого этапа работ стало ясно, что "Армению" потопили не торпедами, как считалось ранее, а авиабомбами. Об этом говорили абсолютно неповреждённые обводы корпуса судна. При этом разрушения на борту были очень сильными — швартовочный машинный телеграф, который должен был находиться на ходовом мостике в левой части, оказался на палубе в носу теплохода. Год спустя исследователям удалось сделать новые важные открытия, способные пролить свет на обстоятельства давней трагедии.
В этот раз специалисты ЦПИ РГО сосредоточились на изучении правого борта судна. Известно, что в 1941 году в Одессе оно было переоборудовано в плавучий госпиталь. Существенным изменениям подверглась ходовая рубка — часть её, возможно, просто убрали. Это подтвердили подводные исследования, проводившиеся при помощи робота отечественного производства серии РТ. Аппарат дал куда более качественную картинку с большой глубины.
"Самой надстройки мы не обнаружили, но не обнаружили и следов разрушения. Не похоже, что это было уничтожено взрывом, временем, как-то истлело", — отметил Фокин.
Возможно, конфигурацию палубы изменили под определённые военные задачи. "Что касается орудий, мы обнаружили одно из предполагаемых четырёх — орудие кормовое правого борта", — рассказал он.
45-миллиметровая пушка 21-К закреплена по-походному и направлена параллельно палубе строго назад — в корму судна. Выходит, что это орудие не успело отреагировать на атаку немецких самолётов.
"Его не успели привести в боевое положение и произвести из него хотя бы один выстрел. Остальные орудия, я надеюсь, нам удастся обнаружить в ходе дальнейшего обследования объекта", — рассказал исполнительный директор ЦПИ РГО.
Самый важный и самый интересный результат дал тщательный осмотр шлюпбалок — штатных мест крепления шлюпок — по правому борту. Всего на судне было 20 средств спасения — по десять на каждом борту. Выяснилось, что все шлюпбалки вывалены за борт и ни одной шлюпки или их остатков нет на штатных местах.
"Мы предполагаем, что всё-таки "Армения" успела сбросить эти шлюпки. То есть версия о том, что теплоход затонул всего лишь за четыре минуты, как это написано в ряде источников, вызывает сомнения", — подчеркнул Фокин.
Для того чтобы спустить за борт несколько шлюпок, требуется больше времени. Похоже, что судно как минимум 15–20 минут оставалось на плаву. Тому есть ещё одно косвенное подтверждение: в кормовой части обнаружен раскрытый настежь погрузочный люк. "То есть люди пытались выбраться за борт и выбирались этим путём", — пояснил исследователь.
Получено много информации, которая породила новые вопросы. Уже ясно, что к объекту придётся возвращаться и исследовать его ещё более детально. Необходимо попытаться выявить какие-то незначительные на первый взгляд подробности, которые формируют итоговую картину.
Однако есть вопросы, на которые обследование объекта не даст ответов. "Например, где эти шлюпки, что случилось с теми людьми, сколько народу было на борту", — рассказал Фокин.
Отсутствие шлюпок и новые данные о времени, которое оставалось у людей на спасение, показывают, что выживших во время катастрофы могло быть намного больше, чем полагали исследователи до этого. Чтобы подтвердить это, ведётся активная работа в архивах. Уже удалось установить имена 300 человек, оказавшихся на борту "Армении" в момент катастрофы.
Но документы не способны заменить живых человеческих историй. Поэтому важным направлением проекта "Теплоход "Армения". Вспомнить всех" является сбор и анализ данных, поступающих от родных, близких и знакомых членов экипажа и пассажиров теплохода.
"И что особенно отрадно, многие из этих историй находят подтверждение в архивных документах. Фамилии, строчки архивных документов обретают человеческие черты", — отметил Фокин.
Планомерная работа позволяет сформировать единую картину трагической гибели "Армении". А это главная цель проекта. "Получается триумвират из полевых исследований, архивной работы и человеческих живых историй", — пояснил исполнительный директор ЦПИ РГО.
По его словам, работы в море во многом зависят от погоды. Она не всегда позволяет вести исследования согласно изначально намеченным планам. Но участники проекта надеются успеть к 7 ноября 2021 года.
"Мы приложим все усилия для того, чтобы максимально осуществить обследования объекта в этом году. Чтобы к дате 80-летия гибели теплохода уже иметь максимально полную картину", — подчеркнул Фокин.
По истории судна снимается документальный фильм, выход которого также планируется приурочить к дате гибели транспорта. В эти же дни в Севастополе на Константиновской батарее должна пройти конференция, на которой обсудят и окончательно озвучат полную версию давней трагедии. На встречу пригласят всех, кто когда-либо участвовал в изучении "Армении".
"Мы не хотели бы никого незаслуженно забыть. И чтобы каждый, кто потратил время и вложил душу в изучение истории гибели санитарно-транспортного судна "Армения", был упомянут", — добавил исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.
Теплоход "Армения" — один из четырёх лучших круизных лайнеров СССР своего времени — был построен в Ленинграде на военном Балтийском заводе и спущен на воду в 1928 году. Во время работы на Крымско-Кавказской линии он перевёз десятки тысяч пассажиров, курсируя между Одессой и Батуми.
В 1941 году лайнер пришлось переделать в плавучий госпиталь. Судно было рассчитано на четыре сотни раненых. Во время обороны и эвакуации Одессы "Армения" спасла не менее 16 тысяч человек, совершив 15 рейсов в порты Кавказа.
Рейс 6 ноября 1941 года из Севастополя стал для теплохода последним. В Ялте судно, перевозившее раненых и эвакуированных медиков, взяло на борт местных жителей. Утром, через несколько часов после выхода из порта, "Армению" атаковала и затопила вражеская авиация. В этот момент на борту, по разным источникам, находилось от четырех до десяти тысяч человек.
Большая часть материалов дела о гибели "Армении" была засекречена до 1989 года. После того как гриф секретности сняли, к поискам теплохода приступили многие исследователи, но ни американским, ни украинским специалистам не удалось обнаружить судно.
В 2017 году силами Министерства обороны РФ вблизи Ялты и места с приблизительными координатами гибели "Армении" выявили магнитную аномалию. В марте 2020 года гидролокатор указал на корпус затонувшего судна. Его параметры совпадали с характеристиками санитарного транспорта. Спустя месяц специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества однозначно идентифицировали теплоход по внешним признакам.
В августе 2020 года "Армения" была признана братской могилой — официальным воинским захоронением.
Для увековечивания памяти экипажа и пассажиров плавучего госпиталя ЦПИ РГО совместно с Минобороны РФ при поддержке Фонда президентских грантов приступили к реализации проекта "Теплоход "Армения". Вспомнить всех". Был запущен информационно-мемориальный портал teplohodarmenia.ru. Этот ресурс является площадкой, на которой родственники погибших и выживших в последнем рейсе "Армении", историки, специалисты и любые заинтересованные лица могут обмениваться информацией, способной пролить свет на обстоятельства трагедии ".https://www.rgo.ru/
...Братская могила на дне Черного моря!? Пожалуй, единственная в СССР и России! Останки корабля сохранились, людей- вряд ли...Но их бессмертные души враг не уничтожил. Жертвы гитлеровского злодеяния взывают к отмщению! И оно обязательно наступит! Никто из свершивших массовое убийство невинных людей не уйдет от справедливой руки Владык Кармы, ныне очищающих планету Земля от всей черной нечисти.
Вл.Назаров
*************
1."ОДИН НА ОДИН": ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ФЁДОР КОНЮХОВ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ
20 апреля 2021 года в московской Штаб-квартире Русского географического общества продолжил свою работу Клуб полярных путешествий. Темой новой встречи стал проект знаменитого российского путешественника Фёдора Конюхова "Один на один с Северным полюсом".
Подробности предстоящей экспедиции раскрыли основатель компании Poseidon Expeditions Николай Савельев, более 20 лет занимающийся организацией круизов на Северный полюс, в Арктику и Антарктику, директор Института океанологии имени Ширшова Алексей Соков и сам Фёдор Конюхов.
Российская компания Poseidon Expeditions организует путешествия в Арктику и Антарктику более 20 лет. В составе клуба — около 30 тысяч участников из разных стран мира. К полюсам планеты в круизные полярные плавания ходят собственное экспедиционное судно Sea Spirit и арендованный у Росатома атомный ледокол "50 лет Победы".
Направление стало развиваться с начала 90-х годов после появления на круизном рынке большого числа советских научных судов ледового класса. В те времена по понятным причинам они не имели работы. Сейчас в плаваниях участвуют учёные ведущих исследовательских институтов мира и туристы, которым экспедиционные круизы позволяют оказаться "в эпицентре" уникальной арктической природы и погрузиться в историю последних Великих географических открытий. Они могут своими глазами увидеть практически нетронутые свидетельства и артефакты той грандиозной поры.
В июле нынешнего года атомный ледокол "50 лет Победы" отправится в очередное плавание к Северному полюсу. На его борту будет 100 пассажиров, и среди них — Фёдор Конюхов. Судно примерно сутки пробудет на "макушке Земли", а затем вернётся к материку через архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Но к родным берегам возвратятся не все. Фёдор Конюхов останется на полюсе. Он будет жить на первой в мире одиночной полярной станции, специально привезённой из Москвы и собранной в Арктике. Путешественнику предстоит провести специальные научные исследования и выполнить собственную намеченную программу.
Спустя примерно две недели судно Poseidon Expeditions вернётся на полюс с участниками нового экспедиционного тура. Специальное оборудование позволит найти станцию Конюхова и взять его на борт.
По словам руководителя Института океанографии Алексея Сокова, Конюхова снабдят автономным ледовым сейсмографом. Российских учёных, среди прочего, интересует детальное строение дна Северного Ледовитого океана. В исследовании его рельефа поможет знаменитый путешественник.
"Нас интересует структура тонкой океанской коры под Ледовитым океаном. А океан покрыт льдом. Ледоколов и трасс мало, и единственный метод, который мы считаем необходимым для таких исследований, — детализация происходящих микроземлетрясений", — пояснил учёный.
Для фиксирования слабых подземных толчков разрабатывается специальный автономный комплекс, который устанавливается на лёд. Данные системы таких приборов позволят реконструировать структуру океанического дна. Одно из таких устройств, работающих в автономном режиме во время дрейфа льдин, будет предоставлено Конюхову. Если за две недели произойдут землетрясения, они будут записаны. Также для разработки комплекса важна фиксация любых входящих шумов. Полученные путешественником данные, по сути, будут уникальными. "Это важнейшая информация, над которой Институт океанологии будет работать", — добавил Соков.
Фёдор Конюхов признался, что испытывает страх перед одиночным дрейфом у Северного полюса. "Страх всегда есть. Это хорошее чувство. Человек должен бояться", — подчеркнул он.
Однако любопытство побеждает страх и даже возможную боль, которую иногда приходится преодолевать в подобных экспедициях. Конюхов отметил, что с детства стремился к Северному полюсу, несколько раз ходил к нему и на ледоколах, и на собаках, и на лыжах. Но уже появились новые планы, которые хочется реализовать в предстоящем одиночном дрейфе.
"Здесь будет хорошая палатка. Я буду писать картины, вести дневники, заниматься наукой", — сказал путешественник.
Фёдор Конюхов добавил, что всегда являлся поклонником знаменитого полярника Ивана Папанина и его команды. Свой одиночный дрейф он намерен посвятить героическим советским покорителям Арктики.
"Я горжусь, что я буду немножко дрейфовать, как эти мужественные люди", — подчеркнул Конюхов.
В ходе встречи Конюхов поделился и другими планами. Он рассказал о предстоящем полёте на воздушном шаре вокруг Земли. Россиянин собирается установить новый рекорд, дважды обогнув планету без единого приземления. "Мы хотим за 19 или 20 дней сделать два оборота без посадки", — уточнил Конюхов.
В мае Россия должна возглавить Арктический совет. К этому событию путешественник намерен приурочить перелёт через Северный полюс. И тоже на воздушном шаре. Старт будет дан на Шпицбергене, конечная точка маршрута пока не определена.
Ещё одним проектом Конюхова является путешествие на яхте вокруг света за 80 дней. Особенностью плавания станет то, что оно будет совершено против ветра. "Все же идут по ветру, а мы будем против ветра", — подчеркнул он.
Также Конюхов рассказал участникам встречи о своей деревне, построить которую мечтал с конца 1980-х годов. Путешественник вспомнил о том, что когда-то писатель Джек Лондон, "заразивший" своими рассказами о Севере, сделал дом для друзей. Конюхов решил пойти дальше.
Сейчас в деревне 90 дворов, а всего будет 250. Там живут "очень интересные люди", а все 46 улиц названы в честь путешественников.
В конце встречи Николай Савельев анонсировал новый проект Фёдора Конюхова и Poseidon Expeditions. Уже сейчас для его реализации в Антарктике выбирается один из маленьких островов, открытых русскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым. В планах — провести на нём зимовку.
https://www.rgo.ru/
*****************
2."ДЛЯ НАС ЭТО БЫЛ ВЫЗОВ":
В РГО ПОДВЕЛИ ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ "БАЙКАЛ — АЛЯСКА: ПУТЬ СИБИРСКИХ КУПЦОВ"
В московской Штаб-квартире Русского географического общества 23 апреля подвели итоги экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов". Её участники впервые за 150 лет повторили маршрут россиян-первопроходцев от Иркутска до бывшей столицы Русской Америки на Аляске — Ситки. С 2013 по 2019 год в несколько этапов они прошли 15 тыс. км на надувном катамаране собственной конструкции. Проект, продолжением которого станет поход от Иркутска до Шантарских островов по Амуру и Охотскому морю, осуществляется при поддержке РГО.
Руководитель проекта и капитан экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов" Анатолий Казакевич признался, что проект стал своеобразным вызовом для всех его участников. Многие знакомые ещё перед стартом тестовых маршрутов говорили, что пройти древним путём сибирских купцов просто невозможно. Дороги заброшены и заросли лесом, для многих акваторий нет даже самых простых лоций. О том же предупреждали буквально каждые 300 км и местные жители уже на месте.
"Для нас это был вызов. Как это — нельзя? Давайте попробуем!" — сказал Казакевич.
У многих современных людей, по словам Казакевича, вся жизнь "уходит в коворкинги и капучино", не всякий мужчина способен развести костёр в лесу. С этим надо что-то делать.
"У нас огромнейшая страна. Она невероятно красива и прекрасна. Площадь городов в ней — маленький процент. И люди не знают её. Я считаю, каждый образованный человек как минимум должен заниматься краеведением в радиусе 3–5 тыс. км от того места, где он живёт", — подчеркнул капитан экспедиции.
В ходе рекогносцировочных маршрутов стало понятно, что пройти на судне от Байкала до Аляски вполне возможно. Сборно-разборный парусно-моторный надувной катамаран длиной 12 м был построен по индивидуальному проекту в Новосибирске за одну зиму.
В 2017 году экспедиция прошла от Иркутска по Байкалу, Лене, Алдану в Охотское море. В двух местах катамаран пришлось перевозить по суше — на 80 и 200 км.
В посёлке Аян катамаран снова собрали и обошли на нём практически всё побережье Охотского моря. Путешественники дошли до мыса Лопатка на Камчатке, затем поднялись до Петропавловска-Камчатского на север, где оставили судно на зимовку.
В 2018 году двинулись дальше. За два с половиной месяца прошли на север до Анадыря, затем — на восток до бухты Провидения, пересекли Берингово море, достигли Аляски, вдоль побережья которой проплыли 3 тыс. км до Ситки. Это был интереснейший, но довольно сложный поход: шторма, ураганные ветры, поломки. "Но все — целы, невредимы, довольны", — добавил Казакевич.
Всего в этапах грандиозного перехода приняли участие 45 человек, поскольку состав постоянно менялся. Сейчас катамаран находится на Аляске. Планируется обратный переход, но в планы путешественников вмешалась пандемия. "Надеемся, что в августе сможем пройти хотя бы часть маршрута", — отметил руководитель проекта.
Поскольку Аляска пока закрыта, участники проекта, продолжив изучать историю, открыли для себя южный купеческий маршрут: по Амуру до Охотского моря. Первым его опробовал в 1849 году корабль "Байкал".
Примерно в эти же годы царское правительство продало Соединённым Штатам Аляску, и основной торговой артерией стал именно южный маршрут. Позднее о нём позабыли, более 100 лет полностью этот путь никто не проходил.
Современные первопроходцы намерены пройти по Байкалу, Селенге и её притокам, перевезти судно на 15 км по суше, а затем спуститься по Амуру до Охотского моря и добраться до Шантарских островов. Экспедиция, по плану, должна занять 32 дня. Маршрут, по большому счёту, станет разведкой, и путешественников наверняка ждут сюрпризы. "Мы в этом году стартуем 15 июня из Иркутска ", — рассказал Казакевич.
В дальнейшем участники проекта "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов" намерены популяризировать своё детище и создать на его основе экскурсионные маршруты с путеводителем.
"Чтобы каждый горожанин без специальной подготовки мог прилететь на самолёте в любой из городов востока России и совершить недельное путешествие, чтобы почувствовать экспедиционный дух и изучить историю освоения этих территорий", — поделился планами Казакевич.
По его словам, путешествия — не просто отдых на пляже, а познание чего-то нового. В связке с историческими знаниями они являются настоящим патриотическим воспитанием и возможностью отдохнуть от перегруженной городской жизни.
Как отметил директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Исполнительной дирекции Русского географического общества Сергей Чечулин, большая часть российских открытий в XIX и XX веках были сделаны экспедициями, активное участие в которых принимали члены РГО. Общество старается сохранять исследовательские традиции и сейчас, ежегодно реализуя более 20 крупных и не менее сотни региональных экспедиционных проектов.
"Мы пытаемся сконцентрироваться на системной и комплексной деятельности и проводим исследования нашей страны и некоторых зарубежных регионов на постоянной и долгосрочной основе", — рассказал Чечулин.
Уже много лет РГО выдаёт гранты на экспедиционные исследования, в том числе в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике. Богатый материал, собранный участниками проекта "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов", по словам Чечулина, может лечь в основу совместной научной работы, дающей комплексное представление об обширном регионе. Общество и в дальнейшем намерено оказывать поддержку интересному и важному начинанию.
"Очень хорошо, что появляется возможность для молодёжи участвовать в таких проектах", — подчеркнул Чечулин.
Советник руководителя Федерального агентства по туризму Юлия Рыбакова отметила, что в России заметен рост интереса к путешествиям "с особым смыслом". Они дают возможность лично принять участие в жизни определённого региона, познакомиться с людьми, которые его населяют, с учёными, исследователями.
"Конечно же, исследовательские экспедиции формируют необычный, уникальный продукт", — сказала она.
Их главная ценность в том, что подобные проекты дают возможность попасть в самые отдалённые районы России, "куда просто так не выберешься". В них заложен огромный потенциал, особенно для молодёжи, студентов и школьников.
По словам члена Совета Российского военно-исторического общества Алексея Темникова, экспедиция "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов" — яркий пример деятельности современных первопроходцев России. Она имеет огромную ценность для сохранения истории и культурных традиций страны.
"Молодёжь, безусловно, тянется к истории. Самое главное — правильно преподавать её, не превращать это в формальность, в избитые истины, а общаться с ними на их языке", — подчеркнул он.
Работа, проделанная участниками экспедиции, может стать основой для уникального продукта, позволяющего привить российским детям интерес к истории родной страны, дать возможность гордиться ею и идти в будущее вместе с отважными первопроходцами, уверен Темников.
В ходе пресс-конференции были показаны отрывки документальных фильмов, снятых в ходе экспедиции "Байкал — Аляска: путь сибирских купцов". Подробнее познакомиться с ними можно на сайте уникального проекта.
https://www.baikal-alaska.ru/
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
28 апреля 2021 года.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 11
© 28.04.2021г. Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2021-3076347

Рубрика произведения: Проза -> Статья


















1