Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Пасха - праздников праздник!


­­­­­­­Пасха - праздников праздник! 

«Он победил не ради Себя, но ради нас.
Его победа – не себялюбие, а любовь, не похищение, а дар.
Земные победители вырывают победу;
Христос – единственный, Кто победу отдает».
                                                  (Святитель Николай Сербский)

                 
                  Весна, вне сомнения, самое поэтичное время года, время пробуждения природы и начала
новой жизни! Победа весны тесно перекликается с христианской темой спасения человечества и воспевается Православной Церковью в празднике Воскресения Христова – Святой Пасхе – символа бессмертия жизни.

                  Пасха – древний и самый важный христианский праздник – «праздников праздник и торжество из торжеств». Воскресение Иисуса Христа является средоточием всей библейской истории и основой всего христианского учения.

                 Этимология слова Пасха – от древнееврейского слова Pesach (Песах), что означает «проходить мимо, прехождение, избавление», по имени ветхозаветного праздника, установленного
в память избавления Евреев от египетского рабства (Израильский народ перешёл Чермное море из Египта в землю обетованную).

                 В христианской Церкви наименование Пасха обозначает «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу» – христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и Воскресения Иисуса Христа. Таким образом, ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской.

                 Весенняя пора особое время для христиан и наполнена она памятными Ветхозаветными и Новозаветными событиями. В преддверии Святой Пасхи, сделаем небольшое отступление и коснемся основных страниц евангельской истории.

                 Строгий великопостный период, предшествующий и приготовляющий нас, к встрече Воскресения Христова, последовательно соединяет два поста: Четыредесятница (символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне и заканчивается пятницей 6-й седмицы) и пост – Страстной седмицы, как продолжение подвига воздержания. Лазарева суббота и двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим, символично становятся вратами перехода к скорбным богослужениям искупительных Страданий Господа. Таким образом, Великий пост подводит православных людей к Страстной седмице и, далее, через молитвы покаяния и воспоминания крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа к Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению.

                 Особый день Великого поста – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Архангельский глас – «первый цветок Пасхи» в святую Четыредесятницу, возвестил Деве Марии, что Она избрана стать Богоматерью, и даст начало Спасителю Мира. Это была первая благая и добрая весть для падшего человечества. В результате своего грехопадения потомки Адама лишились полной радости общения с Богом и своего физического бессмертия. Таким образом, в книге жизни человечества появилась новая и светлая страница о спасении. Праздник Благовещения – начало спасения человечества, тогда как Праздник Воскресения Христова – венчающее событие в спасении мира и природа праздников – Одна!

                 Главные события Нового Завета – это Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа. Весенний евангельский сюжет полон трагизма, но свою участь Христос-Мессия принял добровольно, во имя спасения человечества. Приоткроем завесу событий, предшествующих Воскресению Христа.

                 Вход Господень в Иерусалим: «Осанна!» – во всю, ликует толпа и устилает пальмовыми ветками дорогу перед Человеком, который сидя верхом на ослике, скромно въезжал в древнюю столицу Иудеи. Толпа радостно встречает таинственного пророка в надежде увидеть Его своим правителем и освободителем от римского гнета. Но цель Христа не земная власть, и даже не решение социальной несправедливости, а более высокая и непостижимая уму, Его миссия Искупителя и Победителя. Он Царь, но Царь не от мира сего. Иисус Христос, как Мессия не скрывал, что путь к освобождению человечества от греха, пройдет через Его страдания, поругание и смерть. Спустя несколько дней
та же толпа будет кричать: «Распни Его, распни!» И ценой Своей жизни Он взойдет на престол торжествующего Царства – на Крест, на Свою Голгофу, тем самым, омыв Своей кровью грехи человечества. Своим учением Спаситель опроверг учение фарисеев и саддукеев, открыто бичуя пороки духовных вождей народа израильского и формально исполняющих Закон Моисея. Недоброжелатели Мессии из боязни и зависти, оклеветали галилейского Проповедника, тем самым предрекли Его на Крестную смерть.

                 События Страстной седмицы развиваются драматично. Иисус Назарянин открыто говорит об окончании Ветхого Завета и смене его Новым Заветом, о создании Нового Израиля и о спасении человечества с верой в Мессию-Сына Божия. Предательство Иуды и последующий за ним арест Иисуса Христа; бесчинные поругания над Мессией и Терновый Венец на главе Спасителя. «Свершилось!» – последнее слово распятого Безгрешного Христа. Он сполна испил чашу Крестных страданий за грехи прародителей. Крестное успение Христа на Голгофе стало знамением окончания разрыва между Богом и человеком.

                 В пятницу на иудейской земле началась Пасха. Тело Христа наспех завернули в плащаницу и скрыли в каменной гробнице. Иудейские женщины, среди которых была и Мать Иисуса Христа, торопились к месту погребения, чтобы совершить чин помазания благовониями тела усопшего. Сильное землетрясение привело в ужас стражу и жен-мироносиц. Они обратились в бегство. Воскресение Христа, сопровождалось подземными колебаниями, но только Пресвятая Богородица не испугалась стихии, а радостно молилась у гроба, Она знала причину страшного знамения. По Преданию, именно Матерь Божия первой увидела Воскресшего Сына и обняла Его ноги. Так святитель Григорий Палама в своей гомилии (проповеди) поясняет явление Воскресшего Христа женам-мироносицам. Ради Своей Матери, Господь свершил чудо и был отвален камень от гроба. Пред взором Богоматери предстал Архангел Гавриил и известил о Воскресшем Сыне. Она первая пришла к открытому гробу и приняла Архангельскую весть о радостном событии Воскресения. Ученики и жены-мироносицы усомнились в видении, но сомнения рассеялись по явлении им Самого воскресшего Христа.

                 Таким образом, поясняет значение праздника Пасхи святитель Николай Сербский: «Воскресением Своим Господь победил двух злейших врагов человеческой жизни и человеческого достоинства: смерть и грех».

                 Начало празднования Пасхи было установлено по Воскресении Иисуса Христа, торжеством апостолов, которые и заповедовали праздновать его всем верующим. В начале христианства, между Востоком и Западом существовали разногласия во времени празднования Пасхи. Постановлением
I Вселенского собора (325 г.) в Антиохии, было утверждено праздновать Пасху повсеместно в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Таким образом, Пасха христианская всегда празднуется после иудейской пасхи. На VI Вселенском Соборе (451 г.) в Халкидоне, было определено начинать торжество праздника повсеместно тотчас после полуночи.

                 Пасха относится, к переходящим праздникам. В настоящее время, ежегодно, дата Пасхи исчисляется по лунно-солнечному календарю. Церковное празднование Пасхи в православии, продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении.

                 В продолжение всей пасхальной седмицы особенность торжества богослужений: в знаменование того, что Воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо благодати, служение в храме совершается при открытых царских вратах.

                 При пасхальном приветствии «Христос Воскресе!» полагается отвечать «Воистину Воскресе!» и дарить друг другу освященные крашеные яйца. По преданию такой обычай получил свое начало благодаря равноапостольной Марии Магдалине, которая при встрече с императором Тиверием, начала свою проповедь с приветствия «Христос Воскресе!» и поднесла правителю в дар красное яйцо, как символ Воскресения и возникновения новой жизни. Алый цвет символизирует
не только Пасхальную радость Воскресения, но и искупление греховной сущности мира, омытой кровью Иисуса Христа во время крестных Его Страданий.

                 Согласно преданию, по Своем Воскресении, Христос посещал апостолов во время трапезы.
Его место никто не занимал. В центре стола лежал хлеб, предназначенный для Спасителя. Семья– это малая Церковь, поэтому традиционно к празднику Воскресения Христова, выпекают и освящают в день Пасхи сдобные пасхальные куличи, в напоминание присутствия Спасителя во время трапезы.

                 Православная церковь торжественно празднует победу Воскресения Христова над смертью, посему всю светлую седмицу, разрешается праздничный целодневный колокольный звон.

                 В этом году, торжественные Пасхальные богослужения пройдут повсеместно – 2 мая
в полночь, в каждом православном храме.

                Встреча Благодатного Огня состоится в день Пасхи, в столице Крыма в стенах кафедрального собора благоверного великого князя Александра Невского.


                26.04.2021
                Светлана Павлова (псевдоним)


Иллюстрация из интернета.  Автору фото, спасибо.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 37
© 27.04.2021г. Светлана Прядка
Свидетельство о публикации: izba-2021-3076239

Метки: Дар, единственный, Сербский, победа, этимология, избавление, Четыредесятница, Великий, пост, глас,
Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


















1