«Уроки прекрасного» (Из серии «Невыдуманные истории»)
Самое сильное воздействие на
человека оказывает звук. Имеете сомнения? Покопайтесь в памяти, в самых
потаённых её уголочках, и обязательно вытяните на свет измятые, страшно
запылившиеся воспоминания о первой завораживающей встрече с музыкой. Настоящей,
живой, неизменно притягательной и желанной.
Жаркое лето моего бесшабашного,
полного приключений детства. Соседка и подруга второй день не кажет на улицу
носа. А поскольку она единственная, кроме меня, девочка в подавляюще мужском
коллективе уличной банды, то играть стало решительно неинтересно.
«Может, заболела? – посещает мою
голову неприятная мыслишка. Но я тут же отбрасываю её, как несуразную. Светкин
брат Игорёк уже бы давно раструбил новость со всеми приятными (и не очень)
подробностями.
Светка, в отличие от меня,
открытой не была. Новости рассказывала и обновки показывала только тогда, когда
желание похвастаться переваливало за желание «ни с кем ничем не делится».
Значит милой подруженьке купили нечто интересное, и она пребывает в эйфории
от обладания чем-то для других недоступным. Любопытство, подогретое
собственными домыслами и даже невероятными фантазиями толкает меня на самые
рискованные действия. Решаюсь на разведку боем.
Зайти во двор к подружке – это мы
запросто. Но как попасть в дом и разузнать причины Светкиного отсутствия? Это
задача!
Разумные, хотя относительно
молодые родители подружки игр в доме не приветствовали: «Дети, мол, шалят,
разбить-повредить что-нибудь могут…». Это у меня был вечный шалман, потому как
детворе позволялось, если не всё, то очень многое. И бабуля, и родители
любили детей, а вещи и мебель - это дело наживное. Причем детей «непосидющих», как любила
говарить бабуля. Готовила она еды пятилитровую!!! кастрюлю, точно зная, что вся
уличная свора и обедать, и полдничать, и ужинать явится к нам.
- Светка! – мой очень даже
громкий ор разрывает сонную обеденную тишину сельской улицы.
На высокий порог выскакивает
всклоченная подружка:
- Что?
Светка таращит на меня глаза и нервно
теребит подол белого в вызывающе красный горох платья, такого же как, кстати, у
меня.
- А ты чего это гулять не
выходишь? Заболела? – тяну я, хотя вижу, что соратник по шкодам чувствует себя
хорошо.
- Я? Нет! Ну.. – мямлит Светка.
- Наказали! – озаряет меня.
И тут из дверей показывается
такая же, как у подружки, всклоченная, вся в крупных кудрях голова дяди Вити –
Светкиного отца.
- О! Ленка! И чего на пороге
стоим. Светка, зови подружку в дом, покажи, что тебе подарили.
Вообще-то, особой приветливостью
вечно хмурый сосед не отличается. Но меня любит. Наверное, за то, что рано
наученная читать, я всех детей улицы вдохновляю на читательские подвиги. Да и
шалить в Светкином доме себе не позволяю. Правда, высокий порог Светкиного дома
в затеянных детворой играх часто играет роль сцены. А уж концерты доморощенных
«Ротару», «Пугачёвых» и «Кобзонов» пережить – это да! Не каждый выдержит.
Светка поджимает губы и идёт
делиться тайной.
Пока я шла по прохладному
коридору, в моих мозгах промелькнуло немеряное количество вариантов подарка. Но
такого я не ожидала!
В гостиной, в простенке между
двух окон стояло … фортепиано! Огромное, темно-коричневое, лаково поблескивающее,
с золотым тиснением названия фирмы изготовителя оно сразило меня наповал.
- Света будет учиться музыке, -
доносится сквозь плотную завесу восторга до меня голос дяди Вити. – Свет,
покажи, что умеешь.
Подружка гордо откидывает крышку,
и меня окатывает очередная волна восторга. Подставка для нот, бело-чёрный
супремат клавиш напрочь затмевают важный голос соседки, рассказывающей, как
расположены клавиши:
- Вот смотри, - Светкин палец
останавливается на одной из пломбирных клавиш, - это «до». Её легко найти. «До»
и «ми» захватывают «ре».
Я пока ничего не понимаю
совершенно, но инструмент меня завораживает.
- Смотри, я уже умею играть одну
песенку! – гордо сообщает Светка, вызывая во мне приступ жгучей недетской
зависти.
– «Фа-фа ми-и, ре-ре-до-о», -
напевает подружка, и неуверенно переставляет по клавишам непослушные пальчики.
– Василё-ёк, василё-ёк – мой люби-имый цве то-ок!"
И вдруг, абсолютно неожиданно,
наверное, для самой себя щедро предлагает:
-Хочешь попробовать?
Я смотри на свои далеко не чистые
руки и спрашиваю:
- Можно?
«Фа-фа ми-и, ре-ре-до-о»,-
мысленно повторяю простейшую мелодию и опускаю руки на волшебный, для меня,
инструмент. Потом пробую ещё раз.
- Пап, а теперь ты сыграй! –
треплет дядю Витю Светка.
Затаив дыхание слушаю музыку.
Играл тогда сосед совсем, как я поняла позднее, простенькую «К Элизе». Но тогда
для меня это звучало необыкновенно завораживающе. И в какой-то момент я вдруг
чувствую, что уши неприятно режет скрип, а на языке разливается кислость, как
если бы укусила лимон. Я морщусь и шепчу: «Нет»
- Что «нет»? – тут же
вскидывается сосед.
И как только услышал. Я
мучительно краснею и шепчу:
- Там было неправильно.
Честно говоря, я даже зажмурилась
и приготовилась услышать нагоняй за то, что мешаю.
- Надо же! Услышала! – почему-то
восхищается дядя Витя. – А ну скажи, где неправильно! – и начинает играть
мелодию сначала.
Я честно жду «скрип» и «лимон»,
но их нет.
- Что молчишь? – подначивает меня
сосед,
- Сейчас правильно было, - хлопаю я глазищами.
Вечером того дня дядя Витя пришёл
к нам в гости. Детей, конечно же, выставили играть подальше от взрослых, но
моё, да и Светкино, любопытство без особых проблем побороло предписанный
воспитанием постулат «подслушивать – это плохо». Мы, притаившись, как мыши, под
дверью, нагло слушаем разговор двух пап.
- Миша, отдай Ленку в музыкальную
школу! Она музыку чувствует. Слышит её, понимаешь? – тихо говорит Светкин отец.
- Брось, Вить! Ну, какой из неё
музыкант? Она шантрапа в юбке! Я от жалоб в школе устал, а ты хочешь, чтобы мне
ещё и в музыкальной плешь проели! – отмахивается мой папа.
- Нет! Ты не понимаешь! Она
фальшь услышала, так даже скривилась! А мелодию слышала в первый раз! И как
правильно – просто не знала. Почувствовала. Отдай девку музыке учиться!
- Бог с ней, с музыкой!
Инструмент я где возьму?! – папа сдался на уговоры.
Проблема с инструментом и стала
решающей. В музыкальной школе я училась совсем недолго по той же причине –
острого дефицита музыкальных инструментов. Но любовь к музыке осталась на всю
жизнь. Став старше, я научилась выделять из какофонии звуков ряд чистых,
нежных, слегка гудящих и строить из них свою мелодию. Отсюда моя, непонятная
для многих, любовь к музыке Стравинского и Шнитке. А если совсем уж тошно, то тянусь
к стройной, по северному суровой музыке Грига. Честно признаюсь, что люблю
рок-музыку по той же причине – можно творить отбор чистых проникновенных,
магических, для меня, звуков. А вот этномузыка завораживает многослойностью,
напоминает выложенную из брусчатки дорогу, до зеркального блеска отполированную
тысячами и тысячами прохожих. Идешь по такой мелодии и видишь саму себя, без
прикрас и уродливых масок, предусмотрительно заготовленных для окружающих с их
липкими любопытными взглядами, и настолько эти маски приросли к лицу, что порой
сама не понимаешь, где ты настоящая.
Меня музыка очищает, успокаивает,
наполняет энергией. Наверное, поэтому я всячески стараюсь приучить к этому
источники неги и чистой энергии своих горе-учеников, старательно и страстно
подбирая музыку к урокам прекрасного.