Пост декаданс.
…Надо наконец признать, что человеческая культура и
искусство Запада, в том числе в России, усиленно деградирует. И речь идёт не
только о цивилизационных ценностях, которые уничтожаются в евроцентричном мире
с остервенением, достойном лучшего применения.
Но ведь и в искусстве, тоже деградируют понятные для большинства приёмы и
концепции творчества.
...Если мы сегодня слушаем современную классику, то это почти всегда является набором
звуков, не слагающихся в мелодию, хотя собственно мелодия и была в основе
музыкального творчества со времён, когда люди жили объединившись в стадо.
Однако сегодня, музыкальную мелодию можно услышать только в кино, хотя
композиторов работающих в этом жанре, и профессионалами то не считают те, кто
заявляет о себе как о композиторах работающих в жанре классики. Иначе говоря,
Бетховен, Брамс, Ричард Штраус, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, даже
Шостакович уже попали на «свалку истории», а тон задают молодые композиторы,
через новые формы пытающиеся передать суету сегодняшнего дня, создавая «сумбур
вместо музыки»! Конечно, нормальные люди слушают Чайковского, Рахманинова,
Элгара и других классиков, но «посвящённые», с детским восторгом слушают
музыкальный модерн, а в ответ на критику отвечают – вы ничего не понимаете.
…Нечто похожее происходит и в живописи. Сознательное искажение действительности
и реальности стало основным течением, превращаясь в интеллектуальные шарады,
которые подобные «художники» стараются растолковать словами, не ориентируясь на
зрительное восприятие. Нефигуративное искусство стало осью, доминантой этого
вида искусства и уже давно, с изобретением чёрного квадрата, закончилось! Дальше
может быть только зелёный квадрат, потом красный и так далее.
А в скульптуре, ещё со времён Джакометти и его «идущего человека»,
изображающего «дистрофичного дистрофика»; его противоположности – Генри Мура,
который изображает людей как некие округлые глыбы, с головами без лиц, идут
поиски некоей метафизической сущности, которая могла бы заменить на безобразные
символы, многообразие человеческих лиц и архитектонику окружающего нас живого
пространства!
…Гуляя по Лондону и сравнивая современную архитектуру с архитектурой
девятнадцатого, тем более восемнадцатого века, очень заметна примитивизация,
которая позволяет нынешним архитекторам строить некий «ящик» из стекла, стали и
бетона, в разнообразной его трактовке.
И в противовес, здесь, даже дома для бедных, выстроенные в конце девятнадцатого
- начале двадцатого века ещё сохраняют черты подлинной архитектуры. Парадокс,
но именно новые технологии и новые строительные материалы, убили собственно
архитектуру, оставив вместо неё, иллюстрацию для учебника геометрии!
…В театре главной целью представления стали не драматические переживания, то
есть катарсис, очищение через сопереживание, а хайп, то есть желание удивить и
шокировать зрителя - либо откровенным цинизмом, либо детской, глубокомысленной
наивностью.
Я смотрел спектакль «Вишнёвый сад» Чехова в Лондоне, поставленный известным
российским режиссёром, где, чтобы показать эмансипе одной из второстепенных
героинь пьесы, её заставили пройти голой через сцену! И я подумал - что было бы, если сам Чехов мог представить, что с
его пьесами делают продвинутые российские режиссёры?
Удивительно, но пытаясь подражать западному
авангарду, российские деятели театра, ушли далеко вперёд по уровню глупости и
пошлости в своих постановках.
А западный авангард, старясь не отстать от политической моды и канонов недавно
народившейся культуры отрицания и толерантности, уходи ещё дальше. В
Шекспировском «Гамлете», поставленном в театре «Глобус», в Лондоне, Гамлета
играла бойкая, миниатюрна девушка, а Офелией был высокий молодой человек.
Разочарование от этого зрелища было так велико, что после, захотелось напиться
и хотя бы на время выпасть из этой авангардной реальности!
…Самым популярным видео в интернете является порнография, где демонстрируют и
инцест, и детское порно и разного рода перверсии. Во многом, от доступности
таких возбуждающихсексуальных
извращений, человек, особенно молодой, становится настоящим животным, а
учитывая равенство полов и даже наличие нескольких гендеров в либеральной
культуре пола, мы не должны удивляться, что в «цивилизованных странах»
количество смертей начало превосходить количество рождений. Многие, даже
специалисты социологи, до сих пор не понимают связь между понижением детородной
функции и развитием сладострастия в самых диких видах секса, в том числе и
онанизма!
И если кто-то думает, что деградация культуры и её нравственных принципов не
влияет негативно даже на деторождение – тот глубоко заблуждается. Вскоре может
наступить время, когда секс окончательно вытеснит человеческую любовь и,
потакая требованию равенства полов, женщины перестанут рожать вообще, и
заставят рожать мужчин. За развитием технологий в этом направлении, дело не
станет!
…Что касается литературы, то наверное именно книга ещё сохраняет статус
носителя культуры речи, хотя многие авторы уже не заботятся о разного рода
орфографических и грамматических правилах. Но и тут наблюдается культурный
регресс, потому что в интернете, удобнее и доступнее читать комиксы, чем
разбираться в психологических хитросплетений в романах Толстого и Достоевского!
И вообще, продвинутые молодые уже не читают книжек и им хватает разного рода
информации из чвтов и соц сетей интернета.
…Кино, давно стало главным искусством для современного человека, но и тут
примитивизм сюжета, разного рода боевики и детективы занимают львиную долю сегодняшней
кинопродукции и вместо душевных переживаний, в таком кино показывают погони,
драки, убийства, вплоть до «расчленёнки». "Цивилизованное
человечество" подсело на разного рода стрелялки, которые позволяют хотя бы
на время забыть о скучной реальной жизни, в которой всем и всё позволено.
Однако такое скатывание в инстинктивное, и не только в кино, нынешние
продвинутые критики и деятели искусства называют «свободой творчества»!
Забавно, что многие молодые, а иногда и немолодые люди, обращаются к искусству
татуировки, разрисовывая своё тело разного рода живописными сюжетами. Глядя на
эти изуродованные тела, а иногда и лица, невольно вспоминаются кусочки кожи
древнего человека, покрытые татуировкамии
выставленные в археологических экспозициях…
…Резюмируя всё вышесказанное берусь утверждать, что
современная культура деградирует в сторону возврата к первобытной жизни, под
двусмысленным лозунгом нынешнихавангардистов - назад к природе!
Апрель 2021 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский
Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal