Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

«Красный» и «белый» настольные календари на 1919 год: два картины мира, два образа прошлого, настоящего и будущего


«Красный» и «белый» настольные календари на 1919 год: два картины мира, два образа прошлого, настоящего и будущего
УДК 94 (47)′′1918-1919′′
Сизов Сергей Григорьевич
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «Философия», ФГБОУ ВО «Сибирский автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», г. Омск, Россия, sizov-omsk@yandex.ru


Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 17-81-01006 «"Белая столица России": повседневная жизнь Омска (июнь 1918 − ноябрь 1919 гг.)»

Аннотация. В статье сравниваются «белый» и красный» настольные календари» на 1919 год. Уникальность этого источника состоит в том, что здесь в концентрированном виде изложено видение как современной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране, так и причин революции и перспектив развития России. Анализируется оформление, структура издания и приоритетные вопросы для освещения, оценка ситуации в стране и программа действий властей, праздники, памятные даты. Делается вывод, что с точки зрения пропагандистского воздействия на неподготовленного читателя, советское издание выглядело более предпочтительным.
Ключевые слова. Гражданская война, революция, контрреволюция, пропаганда, настольные календари, идеологическая борьба.

Sizov G. Sergei (Omsk)
"Red" and "white" Desk calendars for 1919: two pictures of the world, two images of the past, present and future

Annotation. The article compares "white" and red" Desk calendars" for 1919. The uniqueness of this source lies in the fact that here in a concentrated form the vision of both the modern socio-economic and socio-political situation in the country, and the causes of the revolution and the prospects for the development of Russia. The design, structure of the publication and priority issues for coverage, assessment of the situation in the country and the program of actions of the authorities, holidays, memorable dates are analyzed. It is concluded that in terms of propaganda impact on the reader, the Soviet edition looks much more preferable.
Keyword. Civil war, revolution, counter-revolution, propaganda, Desk calendars, ideological struggle.

Гражданская война в России 1918 – 1922 годов сопровождалась ожесточённой идеологической борьбой, борьбой за умы и сердца жителей огромной страны. Помимо газет, журналов, плакатов и листовок весьма интересным источником по данному вопросу являются настольные календари. Адрес-календари, памятные книжки – это разного рода справочные издания, выходившие ежегодно в разных городах России ещё до революции. Выходил и справочник «Вся Россия. Адрес-календарь Российской империи».

Революция привела к тому, что Россия разделилась на «Белую» и «Красную». Каждое из государственных образований в 1919 году выпустило по настольному календарю, в котором нашли отражения важнейшие вопросы жизни страны, оценивались прошлое, настоящее и предлагалась программа развития. Тираж этих календарей не указан. Уникальность этого источника состоит в том, что здесь в концентрированном виде изложено видение как современной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране, так и причин революции и перспектив развития России. Сравнение этих изданий, предпринятое в данной статье, позволяет лучше уяснить идеологические постулаты каждой из сторон и оценить качество пропагандистского материала, представленного в столь сжатом виде.


Издатели и оформление. «Настольный календарь за 1919 год»[1](далее НК)был подготовлен Министерством просвещения Российского правительства адмирала А.В. Колчака. Календарь был издан в Томске, где в тот момент находилось данное министерство, и отпечатан в типографии Томской железной дороги. Понятно, что данная типография не была предназначена для печатания красочных изданий, поэтому календарь был издан в художественном отношении достаточно скромно. Авторы издания неизвестны, но редактировал его Михаил Николаевич Пинегин (1865–1935) – известный деятель образования Казани, заброшенный в Сибирь в годы Гражданской войны. Объём издания 181 страница. Оформление можно признать недостаточным: лишь несколько графических иллюстраций в заставках ряда статей и несколько фотографий выдающихся личностей.

«Советский календарь на 1919 год»[2] (далее СК) был издан Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом и потому имел вполне официальный характер. Он был напечатан в Московской типографии Сытина, имеющей прекрасные возможности для издания красочных книг. Редактор и авторы – не указаны. Объём книги – 216 страниц, но с учетом более мелкого шрифта материалов здесь намного больше, чем в «белом» издании. Календарь богато оформлен литографиями, в том числе и многоцветными. На обложке, выполненной в русском лубочном стиле весьма характерное символическое изображение. Юноша в русском народном костюме скачет на крылатом коне. В правой руке у него – зажжённый факел, а в левой – некое подобие пальмовой ветви (символ мира). Этот персонаж представляет собой некое соединение сказочного Ивана Царевича и мифологического Прометея. По мысли художника, вероятно, это олицетворение революционного прогресса, несущего свет народу и мир всему человечеству. Впрочем, несмотря на безмятежное лицо всадника, нетрудно предположить, что от такого факела может возникнуть и огромный пожар, пожар Гражданской войны.

В конце книги дана серия карикатуры на последнего государя-императора, озаглавленные «Краткая история «благополучного» царствования Николая II[3].

Структура издания и приоритетные вопросы для освещения. В НК 36 пронумерованных разделов и приложение. Довольно много внимания в книге уделено Сибири (
«Россия и Сибирь в цифрах», «Население Сибири», «Сибирь в государственных доходах и расходах России», «Данные о переселенческом движении в Сибирь и Туркестан»). Даётся «Обзор главных событий русской революции 1917 – 1918 г.г.», в котором даётся своё видение происходивших событий. «Краткий очерк деятельности Временного Сибирского Правительства за 1918» призван убедить читателя в правильности избранного курса. В книге приведено «Положение о временном устройстве государственной власти в России» и «Состав Временного Российского Правительства» (даны фамилии). Уделено внимание проблемам образования и некоторым социально-экономическим вопросам («Пошлины и сборы», «Кооперативы и их союзы», «Банки и кредитные учреждения», «Железные дороги»).

В советском календаре 10 больших разделов, общее количество статей в которых достигает 72. Имеется и приложение. Бросается в глаза, что авторы уделяют огромное внимание истории революционного движения на Западе, и в России, чему посвящены отдельные разделы календаря. Особое место отведено и женскому вопросу (раздел «Женщина в пролетарском движении»). В издании много написано о новых советских порядках. Полностью опубликована «Советская конституция РСФСР». Другие разделы разъясняют суть советской политики («Советская работа по декретам», «Советская Россия», «Что дала октябрьская революция», «Рабочий контроль», «Фабрично-заводские комитеты»). Ряд статей посвящён советской социально-экономической политике, просвещению, сельскому хозяйству, Красной армии. В разделе «Центральные учреждения Советской Республики» даны названия и адреса комиссариатов, но фамилии руководителей (по понятным причинам) не приводятся.

Характерный атеистический материал представлен во втором разделе календаря, где изложена материалистическая точка зрения на происхождение Вселенной и жизни на Земле.

Заметное место в СК занимают крайне важные для крестьян вопросы землепользования. Этому посвящены статьи «Сельское хозяйство», «Земельный вопрос», «Лесное хозяйство», «Хлебная монополия», «Кооперация». В статьях достаточно подробно разъясняется позиция большевиков по этим проблемам.
Оценка ситуации в стране и программа действий властей. НК открывается декларацией «От Российского Правительства», где недвусмысленно обозначены основные цели его деятельности.

«Там, где господствуют большевики, царит голод и непрерывная гражданская война. Народное достояние расточается и Государству Российскому угрожает разорение, вековая кабала и нищета.

Всё просвещённое в России и безжалостно и зверски истребляется. В темноту и беспомощную слепоту повергается Русский народ, и именно тогда, когда ему особенно нужны люди знания и науки. Медлить нельзя. Каждый день большевистского господства приносить новые кровавые ужасы и приводить Россию к состоянию безнадежного разрушения.
<…>
При создавшихся условиях все силы должны быть обращены на служение фронту. Обеспечение армии всем необходимым и устроение тыла составляют основную задачу Правительства. Всех, кто в это ответственное время разлагает здоровый дух войск, кто возбуждает население против власти, кто препятствует правильной работе железных дорог и важнейших предприятий, Правительство будет преследовать с беспощадной суровостью.

Но Правительство, стоящее вне всяких партийных течений, Правительство возрождения страны, не видит оснований для борьбы с теми парнями, которые, не оказывая поддержки власти, не вступают и в борьбу с нею. Не время теперь для внутренней розни.
<…>
Цель, которую ставить себе Правительство должна стать общей целью честных граждан России – освободить страну от большевистского гнета, спасти последние остатки народного достояния и приступить затем в полном порядке и разумно к переустройству народной жизни, на началах свободного участья самого народа в органах общегосударственного и местного управления»[4].

В советском календаре нет сжатой программы, подобной белому образцу. Но в разделе «Советская Россия» объясняется смысл революции с точки зрения большевиков. «Октябрьская революция была совершена во имя осуществления социализма, т.е. такого общественного и экономического строя, при котором все богатства, всё то, посредством чего и из чего добываются и обрабатываются продукты и товары – шахты и рудники, железные дороги, корабли, фабрики и заводы, земля и дома, машины и сырые материалы,– служили бы не кучке капиталистов для угнетения десятков миллионов трудящихся, а самим этим миллионам трудящихся для удовлетворения их нужд и потребностей. Октябрьская революция опрокинула власть капиталистов и помещиков и дала власть рабочему классу и трудящемуся крестьянству. Новая рабоче-крестьянская власть должна была создать такие условия, при которых переход к социалистическому строю был бы облегчён и вполне обеспечен от покушений со стороны врагов народа. А таких врагов было очень много: здесь оказались недовольные новым строем генералы и офицеры, которым очень привольно жилось при царском режиме; и помещики, у которых революция отняла землю и все права и преимущества; и капиталисты, над фабриками, заводами и доходами которых был установлен сначала контроль рабочего класса, а потом и совсем всё это было у них отнято в пользу трудящихся; и попы, целые столетия под покровительством царей, помещиков и капиталистов надувавшие и обиравшие трудовой народ, а теперь отброшенные в сторону просветлевшими рабочими и крестьянами; и крупные крестьяне, мироеды и кулаки, которые у своего соседа-бедняка арендой, ростовщичеством и всякого рода поборами выжимали последние соки и против которых теперь восстала деревенская беднота; и бесчисленное множество тунеядцев, спекулянтов и мошенников, которым так хорошо жилось при старых, насквозь прогнивших порядках, и которым некуда деться и нечего делать в трудовом государства рабочих и крестьян»[5].

Праздники. В НК был указан список праздников и неприсутственных дней Белого Омска[6]. Все указанные в этом издании праздники были определены православной традицией. Согласно календарю таких дней было 37. Естественно, важнейшими праздниками названы Рождество Христово и Пасха (Воскресение Христово).

В календаре отмечено 28 главных православных праздников, из которых 4 приходятся на воскресенье, которое, конечно, являлось неприсутственным днём. Сам факт совпадения неприсутственных (выходных) дней с основными православными праздниками однозначно свидетельствует о приоритетах власти. Указывались и переходящие праздники Православной Церкви, дни памяти святых. Справедливости ради стоит отметить, что, хотя дни праздников неправославных конфессий не являлись основанием для того, чтобы сделать эти дни неприсутственными, праздники иноверцев также перечислялись в календаре (отдельно праздники католиков, протестантов, иудеев и мусульман)[7].

В советском календаре указаны только «пролетарские праздники». Всего шесть дней, «посвященных воспоминаниям об исторических и общественных событиях», когда «воспрещалось» работа: а) 1 января – Новый Год; б) 22 января – день 9 января 1905 года; в) 12 марта – низвержение самодержавия; г) 18 марта – день Парижской Коммуны; д) 1 мая – день Интернационала; е) 7 ноября – день Пролетарской Революции[8]. Также допускалось, что местные советы могут устанавливать дополнительные дни отдыха (не более 10), но эти дни не должны оплачиваться.

Интересный факт, что в советском календаре, несмотря на имеющуюся жёсткую критику религии и церкви, присутствует раздел «Алфавитные имена святых», но даты их празднования даны только по новому стилю.

Выдающиеся деятели. В «белом» календаре имеется ряд фотографий, как государственных деятелей, так и деятелей науки и культуры. В самом начале книги представлены фото и краткие биографии Верховного правителя и Верховного Главнокомандующего адмирала А.В. Колчака, председателя Совета Министров П.В. Вологодского, коллективное фото членов Временного Сибирского Правительства 1918 года[9]. Далее представлены фото и биографии «деятелей по просвещению Сибири»: Г.Н. Потанина, Н.М. Ядринцева, заслуженного профессора В.В. Сапожникова, П.И. Макушина[10]. В разделе «Из стана доблестных вождей» названы две известные фигуры Белого движения: генералы Р. Гайда и А.Н. Пепеляев[11].

Советский календарь также публикует портреты и биографии некоторых людей, причём раздел назван так: «Светочи человечества». К этим самым «светочам» в календаре отнесены исключительно деятели революционного движения прошлого и настоящего: К. Маркс, В.И. Ленин, Ф. Энгельс, Ф. Лассаль, М. Робеспьер, Ж. Марат, А Бебель, С. Халтурин, Фр. Адлер, К. Либкнехт[12]. Вот такой набор «светочей».

Памятные даты. В НК имеется раздел «Дни замечательных событий» указаны в основном события связанные с государственными решениями, учреждением крупнейших учебных заведений, победами русского оружия, кончина выдающихся государственных деятелей, полководцев, учёных, деятелей культуры. Отдельно помечены «юбилейные годовщины из области литературы и искусства».

В советском издании также есть подобный раздел – «Месяцеслов (революционная памятка)», но содержание его отличается в корне. Присутствуют только даты, связанные с революционными событиями и беспорядками. Среди них: забастовки, восстания, еврейские погромы, покушения и убийства различных государственных деятелей, казни революционеров. Справедливости ради надо отметить и наличие ещё одного раздела, названного авторами СК «Хронология замечательных событий. Смерть известных людей», где уже отмечены деятели культуры.

Таким образом, «красный» и «белый» настольные календари содержат абсолютно отличающуюся картину происходящих событий. По-разному оцениваются события отечественной и мировой истории. В советском издании предпринята попытка доказать, что Октябрьская революция является закономерным результатом исторического развития, естественным продолжением революционного процесс в мире и в России. Много внимания уделено критике царского режима и Временного правительства. С другой стороны всячески расхваливается советская система, рисуются блестящие перспективы развития страны под руководством большевиков после разгрома контрреволюции. Разумеется, как это бывает в любых пропагандистских издания присутствует немало передёргиваний и умолчаний. В особенности это касается СК. В частности, оценки роли государства и Церкви в дореволюционной России.

«Белый» календарь рассматривает произошедшую революцию как страшную смуту, которая должна быть преодолена. Большевистские вожди оцениваются как настоящие враги Отечества, которые и спровоцировали братоубийственную Гражданскую войну. Поддерживая свержение царизма, главную перспективу составители НК видят в возвращении к либеральной идее созыва нового Учредительного собрания, которое и должно определить форму правления и государственное устройство России.

В пропагандистском отношении «белый» календарь выглядит заметно слабее своего «красного» коллеги, он менее продуман и более скучен. Дело не только в том, что здесь отсутствуют яркие многоцветные картинки. В Сибири в годы Гражданской войны просто не было хороших типографий для печатания цветных иллюстраций. Но и само содержание календаря выглядит более слабым. Здесь беднее и приводимая информация, и эмоционально-психологический фон.

В советском календаре агитационная составляющая находится на высоком уровне. В нём даже присутствуют тексты революционных песен с нотами («Интернационал, «Красное Знамя», «Коммунистическая марсельеза», «Похоронный марш» и «Смело, товарищи, в ногу!..»). Большинство статей московского календаря написаны в энергично-наступательном стиле.

В томском издании должны были появиться данные о позорном Брестском мире, о «красном терроре» и его жертвах, о сотнях тысяч беженцев из Советской России. Вероятно, должны были появиться и стихи, и песни, и воззвания духовенства. Но этого ничего нет. Что касается программы и перспектив развития, то в НК они практически отсутствуют или не прописаны достаточно убедительно. Главная идея «белой» власти – восстановления порядка и созыв нового Учредительного собрания, которое и определит, как жить России дальше.

В заключение остаётся констатировать, что, с точки зрения пропагандистского воздействия на неподготовленного читателя, советское издание выглядит более предпочтительным. Это в очередной раз подтверждает мнение, что «белые» не смогли победить большевиков прежде всего в идеологической борьбе. В свою очередь, проигрыш в идеологическом противостоянии в немалой степени обусловил их поражение в Гражданской войне.

Библиографический список

[1] Настольный календарь на 1919 год. Издание Министерства народного просвещения. Под ред. М.Н. Пинегина. – Томск : Типография Томской железной дороги, 1919. – 181 с. [2] Советский календарь на 1919 год. – М.: Издательство Всероссийского Центрального исполнительного комитета, 1919. – 216 с. [3] Там же. С. 211 –215. [4] Настольный календарь на 1919 год. – С.1. [5] Советский календарь на 1919 год. – С. 106. [6] Сизов С. Г. Праздники Белого Омска в 1919 году / С.Г. Сизов // Кубанские исторические чтения: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Краснодар, 29 июня 2018 г. – Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России (Краснодар), 2018. С. 89 – 94. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35266084, свободный после авторизации. Загл. с экрана. [7] Сизов С. Г. Белая столица России: повседневная жизнь Омска (июнь 1918 − ноябрь 1919 гг.) / С. Г. Сизов : монография. – Омск: СибАДИ, 2018. – 240 с. [8] Советский календарь на 1919 год. – С. 4. [9] Настольный календарь на 1919 год. – С.76-83. [10] Там же С. 121 –139. [11] Там же. С. 86 – 88. [12] Советский календарь на 1919 год. – С. 95 – 100.







Рейтинг работы: 2
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 48
© 30.03.2021г. Сергей Сизов (Омск)
Свидетельство о публикации: izba-2021-3054922

Рубрика произведения: Разное -> Научная литература


Есения Волковинская       30.03.2021   22:40:30
Отзыв:   положительный
Сергей, спасибо за познавательную информацию. Интересно было прочитать Ваш очерк.
Сергей Сизов (Омск)       01.04.2021   06:09:21

Благодарю от души, Есения!
















1