Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

«ПОЧЕМУ Я МАРКСИСТ» Эрнест Мандель


«ПОЧЕМУ Я МАРКСИСТ» Эрнест Мандель
«ПОЧЕМУ Я МАРКСИСТ» Эрнест Мандель – Свободное марксистское издательство.

Продолжаю марксистский ликбез (надеясь, что кого-нибудь эта тема заинтересует и вызовет любопытство к дальнейшему изучению теории и переход к практике революционной борьбы).

Легко понимаемый инструментарий марксизма позволяет познавать и объяснять не только экономическое и социальное развитие, но также и историю государств, цивилизаций, науки, религии, философии, литературы, искусства и этики во всём их разнообразии и изменчивости, в предельно подробном виде.
В этом состоит огромное преимущество марксизма. Это наука о развитии человеческого общества, то есть, в конечном счёте, просто наука о человечестве.

Марксизм позволяет объяснить исторически преходящую природу разных социальных систем, ссылаясь на изменяющиеся свойства труда, как абсолютного условия человеческого выживания. Люди производят свою материальную жизнь, используя средства производства, и в этом производстве входят в разнообразные производственные отношения.
Эти отношения и определяют структуру каждого социального строя как особого способа производства.

Корректное научное определение капиталистического способа производства позволяет вывести долгосрочные законы развития внутренних противоречий этого способа производства. Если замедляется накопление капитала, падает экономическая активность, возрастает нищета и нужда, несмотря на наличие гигантских резервов товаров и производительных сил. Необходимость дальнейшего накопления капитала заставляет класс капиталистов усиливать эксплуатацию рабочей силы.

Каждый экономический кризис имеет четкую и объективную функцию – раздувание цены и новое накопление капитала в результате его обвального обесценивания и мощного (вследствие безработицы) усиления эксплуатации рабочей силы. Вывод Маркса состоит в том, что система, которая может достигать экономического роста только ценой периодического воспроизводства массовой нищеты, иррациональна, негуманна, и должна быть заменена лучшей.

Если объективно посмотреть на историю последнего столетия, можно только восхититься тому, как точно аналитический гений Маркса постиг и предсказал основные тенденции экономического и социального развития.

Каждый наёмный работник и каждый собственник объективно вынужден участвовать в классовой борьбе, нравится ему это или нет. Конкуренция вынуждает работодателей-капиталистов максимизировать прибыль, то есть, максимально эксплуатировать своих работников. Наёмные работники, в свою очередь, не имеют другого выхода, кроме как бороться за повышение заработной платы и сокращение рабочего времени, если они хотят сохранить или улучшить своё положение в буржуазном обществе.

Марксизм стремится возродить единство научной теории и революционно-политической практики в каждом, кто разделяет его идеи. Именно потому что марксизм не является «наукой ради науки», именно потому что он «пристрастен» в наивысшем смысле, то есть ставит перед собой цель не только объяснить мир, но и изменить его ради освобождения рабочего класса, именно по этим причинам для него абсолютно губителен отход от строжайшей научной объективности в социальном анализе. Только научно обоснованная теория, объясняющая реальность, может быть эффективным орудием в борьбе за социалистическую перестройку общества.

Таким образом, придаётся объективная форма диалектике цели и средства. Именно потому что социалистическая цель не может быть достигнута без воспитания уверенности в себе, чувства общности и классовой солидарности рабочих, действенны и оправданы только те средства, тактики и компромиссы (заявленные как средство достижения социалистической цели), которые, в конечном счёте, воспитывают пролетарское классовое сознание вообще, а не ослабляют и разделяют его. Любая тактика, действующая на классовое сознание рабочих противоположным образом – какой бы ни была её сиюминутная эффективность с «чисто практической» точки зрения, - в конечном счёте, уводит от социалистической цели, вместо того, чтобы приблизить к ней хотя бы на шаг.

В классовой борьбе любое организованное вмешательство, будь то забастовка, выборы или строительство социализма, любая речь, произнесенная на рабочем митинге, любая листовка, прочитанная рабочими, всегда должны рассматриваться со следующей точки зрения: какое воздействие окажет это вмешательство на классовое сознание? Однако любое суждение об этом в течение акции остаётся только гипотетическим. Лишь последующий практический опыт может показать, верно оно или нет. В этом – огромное значение, которое имеет для марксизма история пролетарской классовой борьбы. Это единственная лаборатория, делающая возможными обоснованные суждения о тактике и методах борьбы на базе предыдущего опыта.

Условия формирования социализма – вопрос высокого уровня развития производительных сил и политкультурной зрелости пролетариата, обеспечивающего максимальную степень прямой демократии Советов, самоуправления, гармоничного экономического развития и т.д.
Основной характеристикой социалистической модели на политическом уровне будет демократия Советов, то есть прямое осуществление политической власти рабочим классом и его свободно избранными представителями. Ключевая роль революционной партии в рамках системы Советов будет заключаться в политико-идеологическом убеждении большинства, а не в силе подавления своих политических оппонентов. Это предполагает многопартийную систему, полную свободу организаций, прессы, независимость профсоюзов, право на забастовку и абсолютное уважение к идеологическому, научному, художественному и философскому плюрализму.

Буржуазные идеологи считают марксизм ответственным за Сталина, за все прошлые неудачи СССР, Восточной Европы и Китая. Это все равно что, обвиняя современную медицину, предлагать возвращение к знахарству (на том основании, что очень многих пациентов за последний век не смогли вылечить из-за низкого уровня медицины).
Мы можем обратить против этих критиков их собственные аргументы.

Мы, марксисты эпохи классовой борьбы между трудом и капиталом, - всего лишь представители той многовековой тенденции, которая началась с первой забастовки в Египте при фараонах, и развивалась через бесчисленные восстания рабов в античности, крестьянские войны в древнем Китае и Японии ко всё более широкой преемственности революционной традиции в новое время и сегодня.

Именно мы – носители огня сопротивления неравенству, эксплуатации, несправедливости и угнетению, который снова и снова озаряет человечество. В этом огне – неотвратимость нашей победы. Ни Цезарь, ни Понтий Пилат, ни инквизиция, ни Гитлер, ни террор и ни общество потребления не могут загасить этот огонь.

Мы ни на минуту не сомневаемся, что история только начинается, и её высшая точка впереди, а не позади нас.

Я марксист, в конечном счёте, потому что только марксизм даёт возможность по-прежнему верить в человечество и его будущее, без самообмана – несмотря не страшный опыт двадцатого столетия, Освенцим и Хиросиму, голод в третьем мире и угрозу ядерного уничтожения. Марксизм учит позитивному отношению к жизни и к людям, учит любить их без фальшивого блеска, без иллюзий, с твёрдым осознанием непременных трудностей и неизбежных отступлений за миллионы лет, потребовавшихся нашему виду, чтобы развиться из обезьяноподобных существ в исследователей земли и покорителей космоса. Добиться сознательного контроля над социальным существованием – это сегодня вопрос жизни и смерти для всего человечества. И ему удастся реализовать благороднейшее из устремлений: построить гуманный, бесклассовый, лишенный насилия мировой социализм.





Рейтинг работы: 22
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 991
© 10.03.2011 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2011-305471

Метки: Марксизм,
Рубрика произведения: Разное -> Философия


Людмила Онищук       04.11.2017   01:05:51
Отзыв:   положительный
Я бы сформулировала марксизм , как человечность. В него вписываются самые понятные истины при условии, что все равны.
Как только есть неравенство, формула бытия усложняется. капитализм - это борьба против человека. Т.е. капитализм - то античеловечность.
Т.е. правы классики - бытие определяет сознание.
В капобществе человек не может работать с чистыми мыслями. Всё усложнено - брат брату волк. Выживать в волчьей стае сложно, как вожаку, так и членам стаи.
Валентин Валевский (Walenty Walewski)       15.03.2015   22:56:52
Отзыв:   положительный
С большим интересом прочел Вашу статью, Сергей! Хочу сказать, что я глубоко счастлив, что у меня в России есть единомышленники, поддерживающие идею социализма с человеческим лицом. Полагаю, что возврат России к социализму неизбежен. Началась непростая перезагрузка после тяжелых лет перестройки и всего того, что было последствием ее для нашей страны. Низкий мой Вам поклон за эту гражданскую позицию!
Сергей Павлухин       15.03.2015   23:20:10

Привет, Валентин!
У меня вообще нет сомнений в том, что капитализм неизбежно обречён на поражение.
Общество чрезвычайно нуждается в разумной и логичной социальной политике. И только та политическая сила, которая будет выразителем народных надежд на справедливое общество, имеет право рассчитывать на руководящую роль в государстве.
А ситуация зреет.

Успехов вам.
















1