Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

И всё же впереди -СВЕТ!..


И всё же впереди -СВЕТ!..
Друзья!

Вчера днем я включил свой компьютер и посмотрел онлайн весьма интересный фильм о советской трагедии начала 60-х годов прошлого века. В то время мне елва исполнилось 19 лет, я учился в Свердловском электромеханическом техникуме, на летние каникулы приехал к отцу- матери, живших и работавших на железнодорожной станции Сотрино на Северном Урале. Помогал косить траву для нашей буренки. Этот июльский сенокос был последним в моей жизни: осенью меня забрали в армию.
Октябрь 1962-го. Нас, молодых солдат, поднимают ночью по тревоге, в мире- почти апокалиптический карибский кризис. Хрущев против Кеннеди! На пороге- атомная война!
Да, тогда советскому народу было не до хлеба с маслом! О чем, кстати, и просили власть расстрелянные несколькими месяцами ранее новочеркасские рабочие! Да, ответом им были свинцовые пули!
Тогда эту кровавую трагедию полностью замолчали. И вот только через много десятилетий был снят правдивый фильм о расстреле забастовщиков с Черкасского электровозостроительного завода.
В Сети на эту животрепещущую тему уже много написано. Взял лишь несколько разных рецензий. Суть- фильм антисоветский,жестокий, с натуралистическими сценами и т.д. Конечно, все показано в подробностях: кровь, трупы, снайпер на чердаке горкома партии, аресты активистов протеста, любовь и смерть. Черно-белые кадры фильма подчеркивают суровость событий.
Советская власть подавляла народное недовольство в собственной стране и за ее рубежами с помощью армии. Потом, в начале 90-х, Ельцин расстрелял и Белый дом, и протестующих в Москве. Сегодня олигархи и либералы снова готовы пролить кровь трудящихся , отстаивая неправедный буржуазный порядок.
И в этом, конечно, своевременность фильма Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи"!
...Но всё же ведь чёрный век Кали-Юга кончается! Верю: впереди- Свет, Новое Небо и Новая Земля! Владыка Шамбалы Майтрейя грядет в грозе и молниях!
Вл.Назаров
***********
1.Они хотели низких цен...
В конце прошлого года в прокат вышла историческая драма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи» — трагедия матери на фоне расстрела демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году.
Власти СССР долгое время жили, ничего не зная о масштабных протестах. В 1927 году Троцкий и Зиновьев организовали «параллельную» демонстрацию в 10-летний юбилей Октябрьской революции, но никаких последствий для руководства страны это шествие не имело, наоборот, дало повод расправиться с обоими оппозиционерами. Троцкий, Зиновьев, Каменев, Радек и многие другие были исключены из партии. Троцкого в итоге вообще выгнали из страны, а остальные стали первыми жертвами набиравшего силу Большого террора 2-й половины 1930-х. После этих выступлений до начала 1960-х в Советском Союзе массовых демонстраций противников коммунистов не было.
Столкнуться с этим явлением руководству СССР пришлось летом 1962 года. С 1 июня были повышены цены на мясные и молочные продукты, причем весьма серьезно, почти на треть. Народ отреагировал на это нервно, во многих городах появились листовки с призывами к свержению «антинародной власти», но на улицы никто не вышел, кроме рабочих электровозостроительного завода в городе Новочеркасске. Волнения были подавлены введенными в город армейскими частями. При разгоне демонстрации были убиты 24 человека, ещё 70 были ранены. Суд приговорил к смертной казни семерых активистов, а ещё 103 получили тюремные сроки от 2 до 15 лет.
Потом СССР ещё не раз пришлось столкнуться с народными выступлениями: в 1965-м, например, двести диссидентов устроили на Пушкинской площади Москвы «Митинг гласности», а через год полтысячи евангельских христиан-баптистов собрались у здания ЦК КПСС, требуя прекратить преследования верующих. Но события в Новочеркасске стоят особняком и по составу участников (в основном рабочие), и по количеству жертв. Однако в кино до недавнего времени о них почти и не говорили, лишь в 2012-м вышла многосерийная криминальная драма «Однажды в Ростове», где был показан расстрел демонстрантов (он стал причиной появления банды, которую ловят сотрудники милиции). И вот в прокат вышел фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи».
О чем фильм?
1962 год, Новочеркасск. Главная героиня картины — инструктор горкома КПСС Людмила Семина (Юлия Высоцкая), она когда-то прошла войну, а сейчас в одиночку растит 18-летнюю дочь Свету (начинающая актриса Юлия Бурова) и помогает старику-отцу (Сергей Эрлиш). У неё любовные отношения с первым секретарем горкома Тимофеем Логиновым (Владислав Комаров), есть право на получение продуктовых наборов с черного хода магазина и возможность безнаказанно критиковать московских чиновников за решение об увеличении цен. И, когда становится известно о том, что на одном из заводов рабочие объявили забастовку, она первая вспоминает, что «при Сталине такого не было».
Забастовка оказывается слишком серьезной, чтобы рабочих утихомирили привычные речи ни о чем членов горкома, те сами еле спасаются от разбушевавшейся толпы. Забастовщики собираются идти на центральную площадь Новочеркасска, чтобы потребовать соблюдения своих прав. Но в город уже введены войска, прибыли члены ЦК КПСС и усиление из центрального аппарата КГБ, а дочь Людмилы, которая работает на бастующем заводе, собирается идти в колонне вместе со своими товарищами.
Фильм какой-то антисоветский
Премьера черно-белого фильма Кончаловского состоялась на чуть ли не на единственном международном кинофестивале, который отважился открыться во время пандемии: в Венеции. «Золотого льва» ленте, правда, не дали, зато жюри под руководством актрисы Кейт Бланшетт наградило «Товарищей» специальным призом. Стоит заметить, что вполне заслуженно: 83-летний режиссер хорошо знает, что снимать и как. И представляет, о чем хотел бы рассказать.
«Дорогих товарищей» чуть ли не сразу назвали фильмом «антисоветским». С одной стороны, всё так: несмотря на масштаб (а в забастовке принимало участие около 5 тысяч человек), эти события ни на что не повлияли, не вызвали волну протестов по всей стране, а были похоронены под кипой подписок о неразглашении вплоть до перестроечного времени. Многие подробности этой забастовки являются, пожалуй, даже неудобными: например, среди активистов протестов были и бывшие уголовники, которых на тот завод принимали достаточно охотно. Кроме того, требования рабочих были в основном экономическими: никакую власть они свергать не собирались, и, наверное, просто разошлись бы по домам, если бы советское руководство Новочеркасска пообещало выполнить хотя бы часть требований.
Но не пообещали: большевистское искусство обращения с разгоряченной толпой было утрачено чуть ли не в первое десятилетие после Октября, а те, кто тогда работал в горкоме или горсовете, больше привыкли произносить скучные казенные слова по заранее согласованным бумажкам. Ну а крайними оказались армия и генералы, которых и обвинили в применении оружия. Ну или КГБ, которое направило на окрестные крыши своих снайперов, как это было в фильме Кончаловского.
Кончаловский на стороне добра
Конечно, стремление российских кинематографистов показывать в кино неприглядные моменты истории СССР вызывает у кого-то острое желание вступить с ними в острую полемику. Но в исторических деталях Кончаловский, как правило, дотошен, откровенной «клюквы» не допускает, а спорить о количестве бронетехники или мотивах сотрудника КГБ, который помогает главной героине искать тело её дочери в тайных могилах (роль Андрея Гусева), бессмысленно. В рамках сюжета всё логично, а актеры играют на пределе и выдают совершенно неподдельные эмоции, а только это и важно для художественного фильма.
Но и антисоветскими «Дорогих товарищей» имеет смысл называть только в том случае, если допустить, что Советский Союз всё ещё жив и здоров. В этой логике и картина Аарона Соркина «Суд над чикагской семёркой» антиамериканская, поскольку там показана ущербность судебной системы США в 1960-е, позволявшая по политическим причинам осудить невиновных противников войны во Вьетнаме.
К тому же вторая часть «Дорогих товарищей» совсем не о бунте новочеркасских рабочих и даже не о его последствиях. Главная героиня, напомним, была на войне, наверняка теряла товарищей, истово верит в гений Сталина, но при этом при мысли о потере дочери весь её идеологический запал уступает место материнскому инстинкту: он хочет любой ценой найти тело Светки, чего бы это ни стоило ей и её сопровождающему, нарушая все возможные запреты и ограничения, установленные, кстати, высшим руководством партии. И этот материнский инстинкт поневоле заставляет сочувствовать героине и мысленно ругать её неразумную дочь, которая по велению сердца отправилась на улицу, под пули и на возможную смерть.
www.aif.ru.
*************
2.Фильм «Дорогие товарищи!»
-о расстреле забастовки в Новочеркасске 1962-го
Новая картина Андрея Кончаловского — не очень современная, но пугающе своевременная.
Работница парткома Людмила (лучшая роль Юлии Высоцкой) — убеждённая коммунистка и сталинистка, которая неотступно следует всем указаниям сверху. Когда на одном из ближайших заводов начинается забастовка — трудящиеся просят поднять зарплаты и снизить цены на продукты, — она одной из первых кричит, что к баламутам надо применять самые жестокие меры. По бастующим открывают огонь, и на улицах Новочеркасска проливается кровь мирных демонстрантов — а Людмила перестаёт быть настолько уверенной в своих догматах. К тому же где-то в пылу кровавой бойни теряется её дочь, а найти её никак не получается — ведь даже в морги посторонних не пускают. Никто не должен знать о случившемся в Новочеркасске.
В прошлогодней рецензии на «Грех» мы уже размышляли, какими витиеватыми путями движется карьера Кончаловского — режиссёра-космополита, который может снять «Щелкунчика и крысиного короля 3D», а через несколько лет начать кинематографический диалог с «Андреем Рублёвым» Тарковского. «Дорогие товарищи!» в этом смысле не так интересны: это всё то же академическое, сдержанное, заключённое в бесконечные «золотые сечения» кино, коим был и «Рай», и «Грех». Такой как бы «фильм в вакууме», где нет ничего сверх-, ничего над-, где каждый кадр выверен до такой степени, что это почти начинает раздражать — сложно, глядя на местную замысловатую архитектуру линий и зеркал, не задуматься, сколько же времени было потрачено, чтобы снять единственный статичный план.
Куда интереснее, как развиваются отношения Кончаловского и Времени. На протяжении всей фильмографии он то очень точно попадает в цайтгайст («История Аси Клячиной», скажем), то снимает кино, жутко устаревшее либо просто поверхностно считывающее дух времени (тот же «Щелкунчик» или, не знаю, «Глянец»). Вот «Грех» был явно из вторых — чем-то архаичным, заскорузлым, замшелым. «Дорогие товарищи!» же — внезапно очень точный, не столько даже современный, сколько пугающе своевременный: нельзя представить более актуальный момент для появления кино о расстреле забастовки в Советской России, чем сейчас.
И дело даже не в самой теме: мол, тут про жестокий разгон демонстрации, и в Беларуси жестокие разгоны демонстраций. Совпадения идут вплоть до деталей и особенностей риторики власть имущих — всё те же тихушники, те же «алкоголики» и «уголовники» в партийных речах, из которых якобы исключительно состоит протест (хотя понятно, что нет). «Дорогие товарищи!» — возможно, самое убедительное кинематографическое доказательство поговорки о том, что история будет повторять себя, если её забывать, тем более когда «забывают» её насильно и с подачи тех, кому это повторение на руку. Работает это именно оттого, насколько точно Кончаловский фиксирует психологию и механизм людоедской авторитарной системы, власти ради власти, идеи ради идеи, где простому человеку нет места, кроме как в виде кровавого пятна на улице. Которое, впрочем, всё равно на следующий день скроют под слоем свежего асфальта.
Самое удивительное здесь то, что Андрея Кончаловского нельзя назвать либералом, и его протест, думается, рождён не из тех побуждений, которые в итоге в фильме считываются. В недавнем интервью режиссёр и вовсе заявлял, что Хрущёву, дескать, не стоило развенчивать культ личности Сталина: получается, что сталинизм героини Высоцкой — не какая-то злая ирония, а вполне себе трансляция авторского взгляда. И, очевидно, когда он задумывал «Дорогие товарищи!», никто ещё не предполагал, что в соседней стране случится то, что случилось. Что в какой-то мере очень эффектно доказывает мысль Ролана Барта, писавшего, что автор сам по себе ничего в тексте не решает — он лишь скриптор, проводник образов и мыслей, диктуемых самим языком, контекстом, цайтгайстом. Поэтому даже не слишком идейно прогрессивный, но чуткий и чувствующий Кончаловский снял кино, которое говорит о «сейчас» с не то чтобы близкой ему политической позиции. Но страшнее всего в связи с этим то, что «Дорогие товарищи!» — второй российский фильм за год после (внезапно) «Стрельцова», в котором оттепельный Хрущёв представляется как однозначное зло, а на его фоне в положительном ключе осмысляются фигуры Сталина и застойного Брежнева соответственно. Кажется, самое время начать серьёзно переживать.
https://www.film.ru/
***************
3. На Дону бога нет...
В истории нашей страны много дат, которыми не принято гордиться, но события начала июня 1962 года в городе Новочеркасске определенно выигрывают в условном анти-топе трагедий, произошедших в СССР. Хоть чисто статистически это было далеко не самое кровавое или продолжительное происшествие, но с временной перспективы сейчас оно выглядит особенно страшно и знакомо. Для тех кто в танке, сообщаем, что тогда, в самом начале лета, в обычном городе в Ростовской области последствия экономической реформы руководства Политбюро ощущались очень тяжело. В результате чего народ, который не привык молчать (в основном работники заводов), начал стихийную забастовку, повлекшую за собой кровавые последствия.
Об этих ужасах страна узнала лишь только спустя почти 30 лет. Еще столько же потребовалось на создание полноценного художественного произведения, которое могло рассказать обо всем этом не только любителям документалистики и истории.
Вот только использовать в качестве условного голоса данной трагедии было решено человека, который относился именно больше к виновникам, чем жертвам. Тут, как и в любой непростой ситуации, героем или злодеем может оказаться кто угодно: и обычный солдат, и офицер КГБ, и патологоанатом, и сотрудник горкома. Именно последнего здесь и играет Юлия Высоцкая, которая по удивительному совпадению как раз сама родом из Новочеркасска. В фильме ей досталась роль человека, чьи жизненные ценности из-за обстоятельств подвергаются серьезной корректировке. Сначала она, естественно, яростно поддерживает линию партию, получая излишки продуктов, недоступных обычному населению, и осуждая любые проявления свободомыслия. Но первые же выстрелы и страх за жизнь собственной дочери довольно быстро сменит тональность её убеждений.
При этом важно понимать, что Кончаловский не позволяет себе какого-то злорадства над номенклатурой. Его больше интересует аутентичность эпохи (поэтому, кстати, кино, как и «Рай», снято черно-белым) и трагедия людей, безоговорочно верящих в идеалы коммунизма. Очевидно ведь, что те, кто заполонили улицы Новочеркасска и вышли на площадь с вопросом к своему начальству и руководству страны, не думали, что их инициатива будет кроваво подавлена, потому что их воспитали в условиях оттепели и с желанием стремится к лучшему в себе и окружающих. Только одни искали это «лучшее» в заводских цехах, а кто-то в городской администрации. В итоге их всех уравняла кровь и свинец, как сейчас объединяет полицейская дубинка и брошенный пластиковый стаканчик.
Поэтому особенно печально звучат в финале слова про то, что «мы можем можем быть лучше» из уст Людмилы. Вопреки тому, что спустя тридцать лет страна, чьи идеологию она так яростно защищала, прекратила свое существование, в диалоге между властью и народом ничего не изменилось. Государственная машина все так же спокойно применит механизмы подавления и перемелет любой запрос, ставящий под сомнение её легитимность. Только сделано это будет еще тише и тоньше, без торопливого заливания запекшейся крови свежим асфальтом и буквального танца на костях. Потому что боги забыли, увы, не только про Дон.
https://meownauts.com/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 марта 2021 года.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 14
© 29.03.2021г. Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2021-3054055

Рубрика произведения: Проза -> История


















1