Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Как мыслить без мыслительных глаголов?


­­Просматривая разного рода литературные новинки
и обучающие литературоведческие обозрения,
обратила внимание
на довольно любопытную статью Чака Паланика
американского писателя и журналиста.

Меня несколько озадачила категоричность его рекомендаций
по совершенствованию писательского мастерства.

И я не стала бы предлагать Вам «голый материал»,
но вопрос, который возник в связи с его видением о том,
как научиться стилистически грамотно излагать мысли
в своём произведении,
на мой взгляд, - очень интересный.

Насколько это совпадает с нашей русской
(в широком смысле) ментальностью,
если искоренить в тексте слова,
к примеру, «любить и ненавидеть» ?
Разве это возможно?
Но, по порядку…

Приведу несколько абзацев из его очерка,
чтобы можно было говорить более предметно.

 

«Через шесть секунд вы начнете меня ненавидеть.
Но через шесть месяцев вы станете писать лучше.
С этого момента – по крайней мере, в ближайшие полгода –
я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы.
А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить»,
«хотеть», «помнить», «представлять», «желать»
и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть».
И: «быть» и «иметь», «забыть» и «помнить».
Никаких сокращений.
Только специфические эмоциональные детали:
действие, запах, вкус, звук и чувства.

Опять же – расшифровывайте, не надо писать коротко.
Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь»
попробуйте раскрыть детали портрета своего героя
через действия и жесты.
Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете ее.
Пожалуйста.
С этого момента вы можете меня ненавидеть,
но не используйте мыслительные глаголы...»

 
Далее, он предлагает домашнее задание:


«Выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол:
устраните его, «расшифровав».

«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».
«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».
«Ларри знал, что он мертвец».


Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее.»



Попробую стать примерной ученицей
и попытаюсь выполнить первое задание.

«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».



Мой вариант:

«Марти услышал всплеск в той стороне,
где коряга возвышалась над водой,
пугая очертаниями неведомого животного.
Воображение рисовало скрытую подводную жизнь,
которая замирала в жаркие солнечные дни,
а ночью прохладная вода оживляла речное население и рыба,
набирая скорость, прыгала в лунном свете,
нарушая покой лесной тишины.»



А какой вариант предложили бы вы?
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ,
пишите в комментариях

Материал подготовлен
Варварой Любопытной








Рейтинг работы: 178
Количество отзывов: 4
Количество сообщений: 6
Количество просмотров: 86
© 20.03.2021г. КЛиК
Свидетельство о публикации: izba-2021-3047385

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Ybyf       21.03.2021   16:19:01
Отзыв:   положительный
Попробую написать. Вот и наступил счастливый момент. Вступительные экзамены позади. Ненси сидела с подружками в парке. Лёгкий ветерок освежал лицо и тело. Девчонки рассказывали о треволнениях на экзаменах. Подошли ребята, будущие, однокурсники. После некоторого смущения, заговорили. Начали рассказывать прикольные истории. Шутки сыпались, как из рога изобилия. Вдруг Джон предложил купить вино и отметить начало взрослой жизни. Все дружно закричали :"Ура." Ненси впервые пила вино. Сладкое , чуть терпкое на вкус, оно ей понравилось. Слегка закружилась голова. И тут Ненси осознала, что детство позади и она уже взрослая.
Ybyf       21.03.2021   16:16:56
Отзыв:   положительный
Попробую написать. Вот и наступил счастливый момент. Вступительные экзамены позади. Ненси сидела с подружками в парке. Лёгкий ветерок освежал лицо и тело. Девчонки рассказывали о треволнениях на экзаменах. Подошли ребята, будущие, однокурсники. После некоторого смущения, заговорили. Начали рассказывать прикольные истории. Шутки сыпались, как из рога изобилия. Вдруг Джон предложил купить вина и отметить начало взрослой жизни. Все дружно закричали :"Ура." Ненси впервые пила вино. Сладкое , чуть терпкое на вкус, оно ей понравилось. Слегка закружилась голова. И тут Ненси осознала, что детство позади и она уже взрослая.
СИрена       21.03.2021   17:02:44

Это как раз тот случай, о котором я говорила. Автор, плохо представляющий себе менталитет жителей страны, в которой живут "Джон" и "НЕнси" пишет об Америке, насколько я понимаю.
Или об американцах, которые учатся в России?
С таким же успехом можно вместо Джон и Нэнси вставить имена Барбара и Кшиштов, например.
Ybyf       24.03.2021   14:11:15

Благодарю, Вас. Хотелось бы конкретные аргументы о менталитете американских студентов.
СИрена       21.03.2021   05:23:53
Отзыв:   положительный
1. Американцы люди деловые - любят давать инструкции, бездумное следование которым иногда приводит к негативным результатам.
Но в этом случае соглашусь с г-ном Палаником:
нужно писать так, чтобы читатель самостоятельно пришёл к выводу о том, что любит, что ненавидит и о чём думает автор.
Увы, рассказы многих непрофессиональных прозаиков грешат описательностью.
Автор думает за героя, а нужно, чтобы он перевоплотился в героя.
Как говорят американцы, влез в его туфли и немного в них походил.
2. Варвара, было бы интересно увидеть ссылки на обозрения, которые Вы упомянули.
Полезная статья. Спасибо.
Ирина
Варвара Любопытная       21.03.2021   10:28:44

Уважаемая Ирина! Мне тоже показались интересными эссе Паланика. Его работы по литературному мастерству можно найти разместив в браузерной строке тему: "Задания Чака Паланика". В интернете представлен довольно объёмный материал с его статьями, советами и заданиями.
Чтобы почитать о мыслительных глаголах, то, если сработает, можно попытаться открыть эту ссылку.
https://sergeytoronto.livejournal.com/120022.html
А можно просто набрать: " 45 Задание Чака Паланика"
Вы говорите, что многие непрофессиональные прозаики грешат описательностью. Насколько этот "грех" свойственен нашей российской ментальности? Если наш читатель думает в том же ритме, объёме, что и автор, то, насколько я понимаю, он уже привычен к подобному многословию и не чувствует себя не комфортно среди обилия описываемых подробностей и деталей. Или, всё-таки, длинные описания свидетельствуют о не профессионализме и косноязычии автора? Как обойтись без наших часто используемых "любить" " и "ненавидеть" ? А тексты песен без этих глаголов, а поэтические строки?... Архитрудная задача для автора, как мне кажется...:-)
Ирина, признательна Вам за поддержку и участие в разговоре.
Рада, что статья Вам понравилась.
СИрена       21.03.2021   17:04:04

Выставила статью в редакторский анонс, Варвара.
Варвара Любопытная       21.03.2021   22:38:31

Спасибо за внимание, Ирина.
Возможно, кому-то из авторов Избушки эта статья тоже покажется интересной и полезной. )
Михаил Ярославцев       20.03.2021   20:35:51
Отзыв:   положительный
Пользуясь советом Чака:
Совет этот -
Как один из вариантов, не более, но всё же достойный рассмотрения.
Однако, любое ограничение творчества - путь неочевидный.
Борьба со стереотипами - хорошо. Борьба с графоманией - вдвойне хорошо. Но если герой любит - что мешает автору сказать об этом прямо? Авторитет Чака Паланика? Не думаю.
Также, как не мешает выразиться иносказательно.
Вывод: учить неучей - бесполезно, а тем, кто пишет сердцем - поучения побоку.

Хорошая заметка, благодарю. Было Любопытно :))
Варвара Любопытная       20.03.2021   21:16:31

Логичный вывод, Михаил! Но, возникает подозрение, что неучи, о которых Вы говорите, тоже пишут "сердцем"...иной раз с такой увлечённостью и вдохновением, что в результате у них получаются неплохие творческие работы. Возможно, автор очерка лишь хотел подсказать те случаи ( использования мыслительных глаголов), когда необходимо посмотреть на текст критическим взглядом. Порой, небольшая корректировка или работа редактора выправляют произведение, которое в конце концов обретает вполне достойный вид.
Спасибо Вам, Михаил, за прочтение и участие в обсуждении.
С уважением,
















1