Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Фёдор Басманов и его исторические места. Калуга - место военной службы


Фёдор Басманов и его исторические места. Калуга - место военной службы


ВСТУПЛЕНИЕ

Продолжаю свои поиски и путешествия по историческим местам царского опричника Фёдора Алексеевича Басманова. Для тех, кто пришел ко мне не первый раз, объяснять что такое "дорога Фёдора Басманова" , зачем я этим занимаюсь и почему так люблю род Басмановых-Плещеевых (не только Фёдора Алексеевича), уже не нужно. Всех остальных я приглашаю на свою первую статью из серии данных работ, посвящённую городу Переславлю-Залесскому, где находились родовые земли Басмановых-Плещеевых https://www.chitalnya.ru/work/3010801/ и статью о селе Елизарово https://www.chitalnya.ru/work/3016088/ Там я более подробно раскрываю природу своего поиска, немного рассказываю о Фёдоре Басманове (полный материал можно посмотреть вот здесь https://www.chitalnya.ru/work/2869591/ и рассуждаю о том, как подобные поездки могут помочь понять человека с энергетической точки зрения, если информации об искомой персоне ничтожно мало.
В упомянутых статьях я рассказывала о самом начале, о точке чистоты и рождения Фёдора, когда он не был еще опричником, придворным, объектом зависти и злословия... Простым русским мальчиком, сыном воеводы, рождённым для сечей и побед, потомком славного рода, где были святые, поэты, преданные Родине военные. Статьи - практические. Они содержат материал, который призван помочь тем, кто захочет посетить эти места и краткий исторический материал. Для тех, кому интересен лирический подход, у меня есть художественные эссе, написанные по следам данных поездок (ссылки в конце статьи)
Переславль-Залесский и Елизарово - начало и точка чистоты Фёдора Басманова. В своей статье о Кирилло-Белозёрском монастыре, которая на данный момент готовится, я расскажу об одном из возможных мест гибели Фёдора, а сегодня на повестке дня - одно из мест военной службы опричника, юного царского фаворита, обладавшего живым умом, незаурядными талантами, но к сожалению, не успевшего повоевать хотя бы столько же, сколько воевал его отец, чей список достойных побед достоин уважения и восхищения.
Калуга - одно из мест, где Фёдор Алексеевич Басманов, проходил службу.



О КАЛУГЕ. ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ.
Калуга...

Поездка в Калугу, по местам Фёдора Басманова - мероприятие достаточно символично - условное. Больше для своего удовольствия и расширения кругозора. Калуга город "советский", хотя и хитро-многоликий. Не смотря на то, что это купеческая аристократка, которая на протяжении веков пыталась быть полезной во время военных действий, но всё же оставалась ветряной и принимала в свои объятия всех, кто этого хотел, в советское время, Калуга нарядилась в приталенное платье, сделала прическу бабетту и идеально вписавшись в реалии нового времени победителей, устремилась к звездам... В самом прямом смысле. Навсегда оставшись с новыми Победителями.
Калуга - это островок СССР. Калуга - это Космоград. Калуга - символ великой советской науки, безграничности человеческой мысли. Родина Циолковского, место, связанное с именами С.П.Королёва, Юрия Гагарина и целой плеяды тех, кто дерзнул осуществить давнюю мечту человечества...
Отправиться к звёздам!
Интересный и ироничный момент. Зачатки той самой "дороги к звездам" и отзвук будущей Калуги, её символики, можно найти и в эпохе Ивана Грозного. В той самой известной истории, что легла в основу советского фильма "Крылья холопа" 1926 года. Фильм само собой не о Фёдоре Басманове (его роль в этом фильме второстепенна, а исполнение самого Фёдора отвратительно в своей сальности и вульгарности), а о смельчаке, рискнувшем смастерить искусственные крылья и по велению царя сигануть с Распятской колокольни Александровской слободы.
В основу фильма и одноименной книги К.Шильдкрета, легла легенда о боярском холопе Никите Крякутном. В 1565 году этот смельчак во всеуслышание объявил, что "полетит в небо, как птица". Летательная конструкция, которая должна была ему в этом способствовать, представляла из себя деревянные крылья с налепленными на них при помощи воска перьями.
Легко догадаться, что всё закончилось плачевно. Но не потому что холоп убился, нет. Наоборот! Согласно легенде, он под восторги публики взлетел, перелетел стену и приземлился где-то на берегу реки Серой, что протекает близ Слободы. Однако, царю-батюшке, подобная хиромантия вполне ожидаемо не понравилась. Показалась подозрительной и злокозненной. Финал вылился в самое обычное грозненское: «Человек — не птица, крыльев не имать. Аще кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного, пса смердящего, бросить свиньям на съедение, а выдумку после священная литургии огнём сжечь» - такую цитату не сложно найти в интернете с отсылкой на некий документ грозненской эпохи. К сожалению, что это за документ и существует ли он на самом деле, установить сложно. Да и было ли оно на самом деле?
Факт в том, что человечество к звездам стремилось и полететь очень хотело.... Легенда - не легенда, но в пространстве она существует. И не упомянуть нашего первопроходца - Икара в рассказе о Калуге, ставшей городом-символом Сумевших, Дерзнувших и Сделавших, да еще и в сочетании с грозненской темой, было бы непростительно.

Изначальная история древней Калуги окружена историческими спорами. Под вопросами остаётся как происхождение топонима, как и дата возникновения самого города.
Не буду перечислять все версии, лишь подчеркну их общую особенность. Практически все варианты, связаны с некой "водянистостью" местности. Это и "калюжа"/"калюжина" - топь, болото, насолоды. Это и "полуостров", "оток", "калач". Это и "пойма", "поёмный луг", "вырь", "пожня". Имеются отсылки к церковно-славянскому, где "калуга" - «грязное место, топь (болото), трясина», а калужа - «стоячая вода, тина, грязь». Не трудно заметить - смысл практически един. Исследователи вспоминают даже калужницу - болотную травку.
Нечно похожее, учёные находят и в других языках: украинское - калюга, калужа «лужа, грязь», сербско-хорватское - каљуга, каљужа «лужа», словенское kaluza , чешское kaluze «лужа», словацкое kaluza...
Кроме этого, протекающая к северу от Калуги река Лужа, периодически именовалась в просторечии Колужей.
Некоторые авторы шли по несколько иному пути, искали происхождение топонима в таких словах, как - халуга - «плетень, изгородь, ограда, место, огороженное тыном» и калыга — «забор, ограда, улица». От финно-угорского халига — «глухое место в лесу», от тюркского калыган — «выступ, возвышение" или "коло" - круг, около. В случае Калуги - волость у юга (краевед Дёмушкин).
Еще один вариант обозначает этимологию происхождения названия от словосочетания «Ока - луга» в смысловом ряду: Кашира - Ока-широкая, Коломна - Ока - ломаная, Калуга - Ока-луговая.
Есть версии и более необычные: от названия рыбы до производного от имени местного разбойника Колуги.

Но две последние стоят особняком, а всё так или иначе крутится рядышком с водой, что и вполне ожидаемо. Ока является заметной частью Калуги, как, впрочем и её достойным украшением.
Официальной датой основания города принято считать 1371 год. Это год первого упоминания Калуги в письменных источниках. По предположениям учёных, город основан намного раньше, что подтверждается археологическими раскопками. Дело в том, что по версиям В.Ф.Зуева и других исследователей "Калуга" три раза меняла своё расположения, переносясь с места на место. Современная территория (плюс-минус) включает в себя целых три средневековых городища. В устье реки Калужки, там где она впадает в Оку, далее (выше) по течению Калужки, в окрестностях села Ждамирова и Семёново городище на берегу реки Яченки. Поэтому, говорить о какой-то единой даже "основания" места, можно лишь условно.
С середины 14 века Калуга становится яблоком раздора между московскими и литовскими князьями. В 1371 году, границы Московского княжества вплотную подошли к территории современной Калуги, в связи с чем, литовские князья естественно были возмущены. Они считали, что Москва несправедливо Калугу у них "отжала"
«Волость "Колуга", занимавшая пространство вокруг реки Калужки, была приобретена московскими князьями у тарусских или новосильских князей» В.Н. Темушев
Зато Калуга официально получила статус владения московских князей и их наследников и в таком виде попала на страницы официальных источников.
В эпоху царствования Ивана Третьего (памятник которому не так давно установили в Калуге), город находился в непосредственном подчинении Московского князя. Здесь располагалось регулярное войско на случай против набегов татар. В связи с этим фактором, развитие города в этот период плотно соотносится с его стратегическим положением пограничной крепости на рубежах Московского государства, что по большому счету останется и до времен нашего дорого Фёдора Алексеевича и даже его сына. Территориально Калуга стала центром обширных владений, первым и последним правителем которых был князь Семён (Симеон) Иванович Калужский - один из сыновей Ивана Третьего и Софьи Палеолог. Калугу Симеон получил в удельное владение в 1505 году, уже после смерти своего отца. Вместе с Калугой, князь получил Козельск и Бежецкий Верх, но именно Калугу он выбрал в качестве столицы своей вотчины. Его дворец, по версиям историков, опирающихся на легенды, вероятно располагался в районе Семёнова городища, на берегу реки Яченки.
Интересный факт - Симеон Калужский задолго до достопочтенного Андрея Курбского, попытается проделать его "подвиг", то есть сбежать в Литву. Но неудачно. Тем не менее, не смотря на "бегунство", он даже попал в список местночтимых святых, благодаря удачному отражению татар под предводительством хана Менгли-Гирея в 1512 году. До этого нападения, татары уже нанесли страшный урон Белёву, Алексину и Воротынску. Однако, именно Калуга не сдалась. Калужане отважно защищали свой город. Возглавлял оборону Симеон, активно помогал ему местный святой юродивый Лаврентий Калужский. Местночтимыми впоследствии стали оба.
(Вот здесь обидненько. Аналогичный подвиг отца и сына Басмановых, вдвоём отстоявших Рязанщину в аналогичных, даже более тяжелых условиях, людьми был быстро забыт)
Прожил Симеон мало, ушел из жизни в возрасте тридцать один год. Некоторые полагают, не без помощи брата Василия Третьего. Так это или нет - неизвестно и неизвестным останется. Но наследников Симеон не оставил и после его смерти калужское княжество было включено Василием в состав московских владений.

В дальнейшем, Калуга сыграла весьма своеобразную роль. Особенно в Смутное время (когда на авансцене истории уже действовал сын нашего Фёдора Алексеевича - Петр Фёдорович Басманов). Именно военный характер обустройства города и его жизни, не оставлял население Калуги в стороне от политических событий, что привело к нехилой свистопляске.
Калуга практически сразу приняла и поддержала Лжедмитрия Первого. После гибели самозванца (в 1606 году) Калуга распахнула свои объятия отрядам Ивана Болотникова с повстанцами и Лже-Петру (И.В.Коровину/Илейко Муромцу). Болотников, вложив силы в укрепление города и получив поддержку терских казаков, несколько раз успешно отражал наступления московских воевод и государственного войска. Четыре месяца в зимнее время Калуга под его руководством выдерживала осаду.
Но это не всё. Далее, общительная Калуга приняла уже Лжедмитрия Второго, бодренько признав его государем, со всеми вытекающими и верой и правдой принялась служить. Лжедмитрия Второго даже называют "калужский царёк" (он же "тушинский вор"). В Калугу за Лжедмитрием Вторым сбежала Мнишек и потянулась часть сторонников из Тушино. Как и в Тушине, в Калуге была создана государственная система по образу Московской. Разместился основной "лагерь" деятельности самозванца.
Здесь же, в Калуге (в 1610 г) родился Иван Дмитриевич "Ворёнок" - сын Лжедмитрия Второго и Марины Мнишек, которого Калуга тоже радостно признала.
Дальнейшая история Калуги тоже не сильно отличается от этого "шумного" этапа. В 1611 году Калугу заняли польские интервенты и она снова стала тылом врага. Освобождена была в 1612, но еще долго находилась в зоне боевых действий. В 1615-16 гг Калугу разорили крымские татары. Еще через год, город осадили отряды польского королевича Владислава Четвертого - в ту пору город оборонял князь Пожарский. Еще через год, Калуга подвергнется нападению и разорению запорожскими казаками и войском гетмана Сагайдачного.
Но не смотря на такое вовлечение в военную жизнь, Калуга не забывала развиваться в других сферах. Как-то умудрялась, я бы даже сказала. Во второй половине 17 века ощутимо поднимается производство металла. Именно здесь появляется один из первых чугунолитейных заводов в России.
В 18 веке в городе открывается школа «для обучения дьячих и подьяческих детей и прочих чинов цыфири и геометрии».
Большие бедствия свалились на голову Калуги и её обитателей в 1700-х годах.... Сперва голод 1723-1737 гг, что привело к весьма печальным последствиям: население сильно уменьшилось, город стал пугающе безлюдным. Но и этого судьбе (уж слишком разгульную жизнь вела до этого ветряная красавица Калуга) оказалось мало и вслед за голодом прокатилась серия пожаров. Именно серия. Судите сами - историки называют целых пять дат, в результате которых город был выжжен почти дотла: 1742, 1754, 1756, 1760 и 1761. Если изучать историю архитектуры, можно заметить, что судя по описанию урона, самым сильным был пожар 1754 года. Именно после него пришлось восстанавливать подавляющую часть храмовых зданий.



Серьёзную роль Калуга играла в Отечественной войне 1812 года - здесь расположилась крупнейшая тыловая база наших войск и формировалось вооруженное ополчение для действующей армии. В Калуге заготавливались фураж, продовольствие, собирались денежные средства. По результатам достойной работы город благодарил сам М.И. Кутузов. Надо же, в кои-то веки, Калуга вредительски - наивно - восторженно не распахнула приветливые объятия, очередным врагам.
Далее, боевая юность Калуги закончилась и накал исторических страстей упал. К концу 19 века Калуга превращается в тихий провинциальный город, но во время Первой Мировой Войны, снова становится крупным тыловым и военно-госпитальным центром, конечным эвакуационным пунктом «Москва 1-й», т.е. направлением санитарной эвакуации "Москва-Калуга". Помимо этого, Калуга очень активно принимала огромный поток беженцев со стороны западных губерний. Такая же ситуация повторится и во время Великой Отечественной.
Рядом располагался Восточный фронт... Калуга героически приняла всех под свое крыло и оказала помощь тысячам и тысячам граждан.
Во время Великой Отечественной Войны, Калуга была взята немцами, но оккупация продолжалась совсем недолго (с 12 сентября 1941 г). 30 декабря этого же года, город уже был героически освобожден частями Красной Армии.
Из примечательного: в 1970 году в Калуге вводится в эксплуатацию аэропорт "Грабцево". Ныне перестроенный в «Международный аэропорт Калуга», который официально открыт после реконструкции 25 мая 2015 г.

Повторюсь, что отправляясь в Калугу, необходимо отдавать себе отчёт, что вы найдёте очень советский город. Калуга безумно понравится людям моего поколения и старше. Тем, кто с гордостью и по праву считает себя советским. Бывшим советским ребёнком (хотя, бывших советских не бывает). Она напоминает многочисленные рабочие городки вроде Антрацита или "научные" вроде Королёва, разбросанные по просторам нашей необъятной Родины.
На самом деле храмов и религиозных объектов в Калуге очень много. При этом, древнерусская атмосфера (на мой взгляд) слаба и сильно уступает монументальности научной мысли двадцатого века. Каждому городу - своё. У каждого города своё лицо.
Например, уцелевших храмов грозненской эпохи, вы не отыщите. Самой старой, нынче считается церковь Покрова «На рву». А датируется она 1687 годом. Это отнюдь не древность.
Во времена опричнины, Калуга ничем не выделилась и какой-то весомой роли в истории не сыграла. Учитывая всё рассказанное выше, можно сделать вывод, что Калуга, во времена Грозного, скорее всего, была такой же военной оборонительной линией.
Говорить о связи Фёдора Басманова и Калуги тяжело. Несомненно талантливый юноша, из семьи воеводы, где ратному делу обучали едва ли не с пеленок, ввиду ранней гибели не успел повоевать как следует и раскрыться так, как он раскрыться мог. Военных назначений и разрядов Фёдор получил мало. Среди них выделяется Полоцкий поход, где роль его была невелика, но судьбоносна. Именно там он был отмечен царём (как и многие другие), а сразу после похода получил пусть не военное, но значимое задание - был отправлен с важной миссией, реляцией о победе к Старицким.
И блестящая оборона Рязани (Переяславля-Рязанского). Когда отец и сын Басмановы без помощи регулярной армии от 4 до 6 (по разным источникам) дней, удерживали оборону города от 60-тысячного войска Девлет-Гирея. После этого Басмановы были щедро награждены царём, а дальнейшая судьба Фёдора блестящая, придворная, но со страшным финалом, видимо предопределена.
Назначение в Калуге, увы, стало последним военным назначением Фёдора Басманова перед грядущей опалой, которая закончилась для него гибелью. По крайней мере, последней по официальным документам, которые имеются в распоряжении историков. Другие сведения отсутствуют. Хотя, здесь нужно оговориться - те, кто читал все мои работы, этот нюанс знает.
Сведения о Фёдоре с конца 1569 года, ровно как и об его отце, человеке крупном, видном, заметном, исчезают в принципе. Говорить о связи Басмановых с так называемой "новгородской изменой" можно лишь с оглядкой и оговорками. Благодаря московским пожарам и еще ряду обстоятельств, до нас дошла только формулировка следственного новгородского дела, которая позволяет понять, что Басмановых как минимум подозревали. Собственно и всё. Во время новгородского погрома Басмановы УЖЕ не фигурируют среди обилия тех опричных имен и их деяний, которые зафиксировали как официальные летописи, так и пристрастные мемуары иностранцев. Точно также, эти пристрастные свидетели-иностранцы, в дальнейшем, во время страшной развязки - летних казней 1570 года, при всей своей нелюбви к Басмановым, упоминают о них формально, смутно, скользь, словно повторяя с чужих слов. И это на фоне подробного описания кровавой расправы над более второстепенными персонажами "новгородского дела".
Отец же, Алексей Данилович Басманов, выбывает из боярских списков еще раньше "новгородского дела" и тем более его окончания.
Но, не буду отвлекаться. Про версии случившегося, я подробно написала в своём первом эссе "Иван Грозный и Фёдор Басманов. Пять веков без права голоса. Настоящая история самого оболганного царского опричника" https://www.chitalnya.ru/work/2869591/ и еще раз проанализирую материал в будущем эссе про Кирилло-Белозёрский монастырь. Там это будет не только уместно, но и необходимо. Нынче, мы говорим о службе. О Калуге.

   Опричный корпус в те времена делился на полки и крайне редко концентрировался для больших походов. К сожалению, как покажет дальнейшее, опричнина военных задач, на неё возложенных, не оправдала и не справилась. Самая же важная задача, хоть и спонтанная - отражение нападения войск Девлет-Гирея, будет провалена с треском, что подпишет опричнине приговор и поставит крест на её существовании.
Калуга была как раз тем местом, где опричные войска активно сосредотачивались. В отличии, например, от Рязани или Коломны, где по большей части находились земские.
По разрядам таких операций (опричного корпуса) было около восьми-девяти.
  • четыре похода под Калугу во второй половине 60-х, — начале 70-х гг.,
  • поход к Вязьме весной 1568 г.
  • поход к Мценску 7076 г.
  • два похода под Тарусу в начале 70-х гг.
  • стояние под Тулой в августе 1569 г
  • Условный пункт: выход опричного корпуса в качестве государева двора в походы, где участвовал сам государь
В калужских походах опричниками командовали князь А.П. Телятевский, И.Д. Колодка - Плещеев, Ф.А. Басманов и князь Ф.М. Трубецкой, в вяземском — князь М.Т. Черкасский, во мценском — A. И. Плещеев-Очин, в тарусских — дважды расписан князь М.Т. Черкасский а во время «стояния» под Тулой — князь B. И. Телятевский (то ли, по другой разрядной записи, князь И.П. Зубан -Телятевский).
Вот как описывает обстоятельства одного из опричных походов А.А.Зимин в своей работе "Опричнина":
"Неудачный исход русско-польских переговоров 1566–1567 гг. повлек за собой возобновление военных действий. Царь Иван Грозный рассчитывал, что задуманный им большой поход в Ливонию принесет новые успехи русскому оружию и заставит правительство Великого княжества Литовского быть уступчивее, чем оно было до тех пор. Решение о новом походе было принято 3 сентября. Отправив 12 сентября надежные опричные полки в Калугу (для обеспечения южного фланга русских войск), сам царь 20 сентября с ближайшим опричным окружением поехал к Троице, откуда 23 сентября направился к Новгороду. Как обычно, царя должен был сопровождать Владимир Старицкий, получивший приказ «сходитца» с ним в Твери. Земским воеводам назначались два сборных пункта: Боровск и Великие Луки. В Боровск должны были прибыть с дворянскими войсками И.Ф. Мстиславский (из Коломны) и И.П. Яковлев (из Серпухова). Отсюда им предстояло двигаться через Вязьму в Великие Луки, с тем чтобы поспеть туда к Дмитриеву дню, т. е. к 26 октября. В Великие Луки также подтягивались смоленские войска Л. А. Салтыкова, дорогобужско-вяземские И. А. Шуйского и ржевские И.И. Пронского. Из Великих Лук решено было «сходитца всем на дворцах». Сюда же «к дворцам» прибыл и царь с опричниками…»
Первый этап формирования опричных войск заканчивается по мнению историка В.Кобрина к 1567 году. На тот момент, который нас интересует, в сентябре 1567 года в Калуге три полка: Большой, Передовой, Сторожевой.
Если говорить об участии Фёдора Басманова, то скорее всего имеется ввиду как раз предпоследний пункт из вышеобозначенного списка походов. Подтверждает это тот факт, что Иван Дмитриевич Колодка-Плещеев именно в летние месяцы был назначен первым воеводой полка правой руки вместо умершего А.П. Телятевского в большой опричной армии, стоявшей под Калугой, а затем передвинутой к Туле. И как раз в это же время он оказался в подчинении Фёдора Басманова, которому приходился родственником.
В 1569 году Фёдор Басманов получает первое и последнее самостоятельное командование - он становится Первым воеводой Большого полка, то есть главнокомандующим опричными войсками. Это - верхушка опричной иерархии.
Надо оговориться, что в Калуге, на береговой службе находились одновременно земские войска во главе с князем И.Д. Бельским и опричные во главе с Фёдором Басмановы.
Тогда был дан приказ «лутчим людям изо всех полков» перейти под командование Ф.А.Басманова , то есть в опричнину и под командование именно опричного руководителя. Далее в разряде говорилось, что Ф.А.Басманову было приказано двигаться из Калуги в Тулу с «теми же лутчими, что изо всех полков, людьми». Историк В.Кобрин, в этом месте развивает мысль о смысловом содержании определения "лутчие", считая, что речь идёт не о статусности, а о талантах и военных способностях. Лучшие в значении - лучшие. Никак иначе. Самые хорошие воины.
К сожалению, о финальных результатах этого похода, в частности для Фёдора, говорить не приходится. Такой информации на данный момент нет. Хотя эта информация могла бы быть очень ценной, учитывая, что именно калужское назначение было последним перед опалой.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КАЛУГЕ 

  • Добраться в Калугу можно на самой обычной электричке. От Киевского вокзала в Москве до ж/д станции "Калуга-1". Электричек не так много, но ситуация гораздо лучше, чем, например, в Рязани, откуда мне пришлось уехать в пять часов. Из Калуги спокойно можно уехать в семь-девять вечера. Первые поезда уходят в Калугу в 4-5 утра. Время в пути около трёх часов. Стоимость билета на 2021 год - 506 руб 60 коп. Есть и экспресс. Он стоит дороже, однако, смысла в нем нет. Разница во времени с обычной электричкой не такая уж и большая!
  • Город имеет очень простую структуру. Несколько главных улиц пролегают через город в сторону Оки. Если двигаться по одной из них (любой, между собой улицы параллельны), то можно пройти сквозь город и дойти до центра, который условно обозначен Гостинным двором и площадью Старый Торг. Кремля в Калуге нет;
  • Прекрасно развитая инфраструктура. Кафе на любой вкус, множество магазинов. проблем поесть/посидеть/отдохнуть у вас не возникнет;
  • Сувениры в специализированных магазинах. Большой выбор в Гостинном дворе (торговых рядах);
  • Город большой и оживленный. Опасности "заехать, но не выехать вовремя" нет. А если совсем уж заснете где-то "на ходу", то и гостиницы в Калуге тоже имеются;
  • Большое количество музеев. Основная масса посвящена профилю города - наука, освоение космоса;

Первое, с чем я столкнулась, приехав в Калугу и размяв ноги, по иронии судьбы всё же оказалось связано с Фёдором Алексеевичем. Самого объекта уже давно не существует, но о нём рассказывает информационный щит. К слову, таких щитов по всей Калуге будет много и это очень положительный пример. Приятно, что память есть, память соблюдается.

Этот объект - церковь митрополита Алексия.
В чём собственно изюминка и почему я задержалась около этого стенда дольше, чем возле таких же аналогичных. Да, да, да. Святитель митрополит Алексий, пусть и дальний, но всё-таки кровный родственник наших любимых Алексея Даниловича и Фёдора Басмановых. Сын того самого черниговского боярина Фёдора Бяконта, которого можно считать основоположником рода. Если совсем точно, то Плещеевы (а позже Басмановы-Плещеевы) пошли от другого сына Фёдора Бяконта, одного из братьев Алексия. Здесь, прежде чем перейти к рассказу о церкви, самое место и время сказать пару слов об одном из известных представителей этого славного рода.



Точный год рождения Алексия неизвестен. Называются 1300, 1292, 1293, 1304 гг. При крещении получил имя Симеон. В мире будет зваться Елевфери­ем. Крестным отцом его стал молодой княжич Иоанн, известный всем под именем Иван Калита. Не сложно догадаться, какой значимости в дальнейшем будет тандем крёстного отца и крестника и какую роль они сыграют в жизни нашей Родины... Возможностью своего подъема Московское княжество во многом обязаны святителю Алексию. Он был первым руководителем и помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. В итоге, благодаря усилиям святителя Алексия, преподобного Сергия Радонежского и князя Димитрия Донского, вокруг Москвы сплотилось большинство русских княжеств. Это объединение легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.
С ма­лых Алексий от­дан был учить­ся гра­мо­те. Существует интересная легенда:
На две­на­дца­том го­ду жиз­ни Елев­фе­рий рас­ки­нул се­ти для лов­ли птиц, неза­мет­но для са­мо­го се­бя за­дре­мал и вдруг яв­ствен­но услы­шал го­лос: «Алек­сий! Что на­прас­но тру­дишь­ся? Ты бу­дешь ло­вить лю­дей».
В 1320 го­ду отрок вступил в Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь Москвы и постригся с име­нем Алек­сий. Там он пробыл двадцать лет. Его настав­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем был ста­рец Ге­рон­тий. Митрополит Феогност очень выделял и любил Алексия. По достоинству оце­нив его доб­ро­де­те­ли и способности, при­бли­зил к се­бе и поручил управ­ле­ние су­деб­ны­ми де­ла­ми Церк­ви в зва­ни­и на­мест­ни­ка мит­ро­по­ли­та. На этой должности Алексий пробыл около 12 лет.
В кон­це 1352 (1350) го­да всё тот же Фе­о­гност по­свя­тил Алек­сия в епи­ско­пы Вла­ди­мир­ские. А в 1354 году было решено, что Алексий заменит Феогноста в чине митрополита. Прошение никого другого не ставить на это место, даже посылалось в Константинополь.
В 1356 го­ду Алексий отправился в Кон­стан­ти­но­поль. чтобы положить конец распрям из-за пре­тен­зий мит­ро­по­ли­та Лит­вы и Во­лы­ни Ро­ма­на, ко­то­рый тре­бо­вал се­бе до­хо­дов от Твер­ско­го епи­ско­па. Тогда же (патриархом Каллистом), Алек­сию предо­ста­вили счи­тать­ся ар­хи­епи­ско­пом Ки­е­ва и ве­ли­кой Рос­сии, с тит­улом «все­чест­на­го мит­ро­по­ли­та и эк­зар­ха». Во время его возвращения домой, после утрясения всех этих проблем, поднялась страшная буря, во время которой присутствующие едва не погибли. Спаслись они лишь молитвами Алексия, который обещал (дал обет) поставить храм во славу божию и славу Святого того дня, когда всё это случилось.
Дел у Алексия всегда было предостаточно. Сразу после своего возвращения, он занялся посвящением (распределением) епископов на те места, которые пустовали после моровой язвы. Заботился о пастве, устраивал общежительные монастыри. Мно­го тру­дил­ся для уми­ро­тво­ре­ния смут и меж­до­усо­биц, на­ла­жи­вал от­но­ше­ния с ор­дын­ски­ми ха­на­ми.
В определенный момент, сла­ва о деяниях мит­ро­по­ли­та Алек­сия до­шла до сто­ли­цы та­тар­ско­го ха­на Джанибека. Как раз в это время же­на ха­на Тай­ду­ла тяжело заболела и ослеп­ла. Хан обратился к Алексию за помощью. Ну, как "обратился"... Естественно вопрос был поставлен "помогай, а то земли опустошу". Существует легенда, что во время службы (во время моления) перед тем, как отправиться в путь, на глазах у всех са­ма со­бой за­жглась све­ча при гро­бе чу­до­твор­ца Пет­ра. Алек­сий раз­де­лил эту чу­дес­ную све­чу на ча­сти, раз­дал ее в бла­го­сло­ве­ние. Из остат­ка он сделал ма­лую све­чку и взял ее вме­сте с освя­щен­ной во­дой для со­вер­ше­ния но­во­го мо­леб­ствия непосредственно в Ор­де.
Из Моск­вы Алексий отбыл 18 ав­гу­ста 1357 го­да. Интересно то, что одновременно с выходом Алексия в путь, жена хана видела чудесный, спасительный сон.
Прибыв в Орду, Алексий от­слу­жил над бо­ля­щей мо­ле­бен с чуд­ной све­чой, окро­пил ее свя­той во­дой. Жена пошла на поправку. При­зна­тель­ный хан одарил Алексия пер­стенем, ко­то­рый мож­но ви­деть в пат­ри­ар­шей риз­ни­це, а в лице Тайдулы Русь обрела искреннюю заступницу.
Однако, приходилось Алексию бывать в Орден не единожды. Когда хана Джа­ни­бека убил его собственный сын Бер­ди­бе­к, в Моск­ву явил­ся по­сол но­во­го ха­на и потре­бо­вал от рус­ских кня­зей да­ров. Умягчать нового хана отправился Алексий. Благодаря божьей помощи, отличным навыкам дипломатии, а также ходатайствам Тайдулы, которая не забыла добра, ему снова удалось закончить дело с прекрасным результатом. Алек­сий по­лу­чил от Бер­ди­бе­ка яр­лык и охра­ну ду­хо­вен­ства рус­ско­го.
Кроме этого, святитель Алексий был по сути регентом и опекуном маленького Дмитрия Донского и одновременно с этим (как следствие) граж­дан­ским и ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем Ру­си.
Алексий очень много за­ни­мал­ся стро­е­ни­ем оби­те­лей ино­че­ства и вообще, постройкой храмов и монастырей. В 1361 го­ду он ос­но­вал жен­скую об­ще­жи­тель­ную оби­тель во имя Алексия (своего Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля). В том же го­ду ос­но­вал на бе­ре­гу ре­ки Яу­зы обет­ный мо­на­стырь во имя Неру­ко­тво­рен­но­го об­ра­за Спа­си­те­ля. В 1357 году - Спасо-Андроников монастырь, Симонов между 1375-1377. В 1362 го­ду ос­но­ван свя­ти­те­лем Введенский Вла­дыч­ний мо­на­стырь в Серпухове (тогда - под Серпуховым). Восстановил два старинных монастыря - Бла­го­ве­щен­ский в Ниж­нем Нов­го­ро­де и Кон­стан­ти­но-Елен­ской во Вла­ди­ми­ре. В том и в дру­гом было вве­де­но об­ще­жи­тие. В 1365 го­ду в самом Крем­ле основана оби­тель в честь чу­да Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла - Чудов монастырь. Сам Алексий очень любил эту обитель. Монастырское предание приписывает ему также создание Алексеевского девичьего монастыря в Москведля своих сестер (около 1358).
Алексий, прекрасно разбирался и в житейских делах. Именно он по­дал со­вет ве­ли­ко­му кня­зю по­стро­ить ка­мен­ный кремль, без­опас­ный для по­жа­ров и на­деж­ный для за­щи­ты от непри­я­те­ля.
С 1367 года Алексий много внимания уделяет распрям с тверскими князьями и улаживанию всех вытекающих из этого проблем. Ему много пришлось потрудиться в деле примирения строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. До­го­вор о мире за­клю­чен не без усиленных хлопот Алек­сия.
Остались интересные документы - Евангелие (писаное его же рукой), которое хра­нит­ся в Чу­до­вом мо­на­сты­ре, окруж­ное по­сла­ние к пастве, по­сла­ние к хри­сти­а­нам Ни­же­го­род­ской об­ла­сти и соответственно духовная грамота святителя Алексия, в которой святитель завещает Чудову монастырю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению великого князя Димитрия Иоанновича.
Цер­ко­вью Алексий про­слав­ля­ет­ся как «пи­та­тель вдов, и си­рот отец, по­мощ­ник су­щим в скор­би все­из­ря­ден, пла­чу­щим уте­ше­ние, пас­тырь и на­став­ник всем за­блуж­да­ю­щим», «цер­ков­ная кра­со­то», «ве­ли­кий чу­до­тво­рец», «све­ти­ло всея рос­сий­ския мит­ро­по­лии», «зла­то­зар­ная рос­сий­ская звез­да».
Ушел из жизни Алексий 12 февраля 1378 года. Сам Алексий за­ве­щал по­ло­жить те­ло его в Чу­до­вом мо­на­сты­ре и ука­зал даже ме­сто по­гре­бе­ния «за ал­та­рем» (вне церкви). Но Дмитрий Донской по­ве­лел по­ло­жить те­ло мит­ро­по­ли­та Алек­сия в церк­ви.
В период правления Василия Ивановича Тёмного, когда во время Божественной литургии, рухнула деревянная крыша храма Архистратига Михаила в Чудовом монастыре, пришедшая в негодное состояние, начались перестройки. Василий велел заменить всё на камень. Во время работ 1431 года (20 мая) на­шли мо­щи ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля Алек­сия непо­вре­жден­ны­ми и да­же одеж­ды на нем не истлели. В но­вом хра­ме был устро­ен при­дел в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром и по­ло­жи­ли ­це­леб­ные мо­щи Алек­сия. Потом мощи снова переносили. После уничтожения в 1929 году всего комплекса построек Чудова монастыря, мощи святителя Алексия находились в музеях Московского Кремля. В результате, в сороковых годах двадцатого века, они обрели свой покой в Богоявленском (Елоховском) соборе Москвы, где находятся и сейчас.


(на фото - Елоховский собор Москвы) 


Местное почитание Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни великого князя Димитрия Иоанновича. А был канонизировал он через 50 лет после кончины.
В 16 веке, когда дважды остро вставал вопрос о рождении наследника престола Рюриковичи обращались за помощью к Алексию. В результате чего, он стал считаться заступником правящей династии московских Рюриковичей.

... Иронично - не могу сдержаться. Он будет заступником Рюриковичей. Один из Рюриковичей растерзает его родственников - лучших детей рода Плещеевых.
Еще одна ироничная и страшноватая деталь прячется в том, что Распятская колокольня Александровской Слободы, с которой летал "к звездам" холоп и которая все опричные годы наблюдала за тем, как Фёдор Басманов скользил тенью по кровавым слободским подвалам - является церковью митрополита Алексия.


Но, вернемся снова в Калугу, к информационному щиту, который рассказывает нам о калужском утерянном храме Алексия митрополита. Вроде не 16 век, а непоняток нам и в 20- м веке хватает. По одной версии храм раскурочили в 30-е годы, по другой в 50-е при строительстве многоэтажных домов.
Когда -то храм располагался в другом месте, на окраине Калуги. Первоначальные сведения о нем восходят к началу 17 века. В городской описи 1626 года значился так: "храм древян, клетцки в городе" (клецки - построен клетью). Каменная церковь была построена после пожара по одним источникам в 1740 г, по другим в 1730/33.
Когда Калугу стали планировать по "Высочайше апробованному плану”, церковь в 1785 г. была перенесена на настоящее место, в бывшую тогда Ямскую слободу, за счет стараний и вложений купца А.М. Масленникова. Ныне это ул. Карла Либкнехта. Это был простой с точки зрения архитектуры храм с колокольней в итальянском стиле. Церковь имела высокое шатровое покрытие, увенчанное одной главой.
В храме имелось три придела: во имя Всех Святых, Алексеевский и придел Кирика и Иулиты. В описи 1685 г. церковь зафиксирована с приделом м. Филиппа.
В храме находился чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.



На сайте архивных фотографий православной архитектуры Соборы.Ру можно посмотреть архивные фото. Увы, нет года съемки.



Лично мой путь пролегал через весь город к реке Оке. Очень хотелось спуститься к берегу, учитывая, что служба Фёдора Басманова была связана с береговой охраной. Зимний город удивительным образом мерцал, поворачиваясь то своей советской стороной, то облупленными, но всё же обаятельными фасадами купеческих особняков, коих здесь сохранились целые улицы!

Небольшое символическое упоминание эпохи Грозного на информационных стендах местного банка. Стенды рассказывают интересные и познавательные истории денег. Если кто-то не знал или забыл, именно мать Ивана Грозного, Елена Глинская провела денежную реформу и ввела единые параметры. Уж очень много в тот период развелось мошенников. Руки рубили - рубили, рубили - рубили... А всё бестолку. Пришлось принимать более кардинальные и то же время дельные меры.
Об этом можно интересно почитать у историка Руслана Скрынникова



Один из первых храмов, который можно встретить в центре города, если идти по прямой улице через центр в сторону реки Оки, это

Храм Святого пророка Иоанна Предтечи (храм Усекновения Главы) Московская ул., 30

Пройти мимо крайне трудно. Храм находится в весьма оживленном месте Калуги, виден издали и придает шумливо -болтливому городку спокойствия и умиротворения... Он невероятно изящный - декор не пышный, не крикливый, а очень и очень сдержанный. Но это не застенчивая скромность - это элегантная благородная сдержанность. Храм притягивает взгляд необычным ягодным цветом, что находится в резком контрасте с синими куполами и белой отделкой. Вокруг посажены хвойные породы, которые также подчёркивают все перечисленные визуальные качества.



Если сейчас храм находится в центре города, то при создании он был поставлен на выезде из Калуги, на большой Московской дороге.
Впервые упоминается в описи города в 1685 году. Тогда храм был деревянный. В 1735 году дерево заменено на камень. Новый храм приобрёл вид «аннинского барокко». Построен он был в традиционных формах первой половины 18 века, с несколько замысловатой декоративной отделкой фасадов. В основании главного храма заложили четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней его части по углам - четыре маленькие главки, скрывающие переход к круглому верху (похожему на ротонду), крытому круглым полным куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Окна верхней части перед куполом имеют наличники из колонок и фронтончики.
Храм очень сильно пострадал во время пожара 1754 года. Тогда были утеряны многочисленные иконы, церковная утварь. Смогли спасти лишь образ непосредственно Иоанна Крестителя. Восстановили храм окончательно лишь через десять лет (1763-64). Реставрация включила в себя модернизацию и расширение зданий. Были созданы два боковых придела во имя Сергия Радонежского и святых мучеников Гурия, Самона, Авива. Появилась трехъярусная "готическая" колокольня, которая и сейчас притянет ваш взгляд своей стройностью и изяществом. На углах первого и второго яруса по три, на последнем ярусе они соединены «стрелкой». Колоколен такого типа на тот момент в Калуге ещё не было. Эта стала самой первой. Стены были украшены живописью.



Следующие масштабные работы были проведены в храме уже в 1890—1899 годах без экстремальных поводов, в качестве планового ремонта. Старую живопись закрасили новой, копирующей изображения из храмов Христа Спасителя (Москва) и Владимирского собора (Киев). Семиярусный иконостас переписан на новом полотне и старых досках по рисункам художников известных художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Стены церкви, оконные откосы, борта и рамы вокруг стенных изображений покрыли искусственным мрамором разных цветов, пол выстлали метлахскими плитками.
В советское время храм был закрыт (1929/34 гг), а его алтарь, выходящий на Московскую улицу, разобран, как мешающий автодвижению. Но храму повезло. Пострадал он не столь сильно, как бывало с другими, а в 1960-м попал в число памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения. Однако, по назначению всё равно не использовался. До 1995 года в нем располагалось учебное заведение - Колледж культуры. И только в 1995 году, будучи переданным калужской епархии, храм вновь открыл двери прихожанам.

В какой -то момент, я свернула на параллельную улицу (при этом продолжив путь вперёд). Здесь очень тихо и... рай для любителей романтичной заброшки. Именно здесь, под лёгким снежком, который выпал не так давно, не успел утрамбоваться или слежаться, спутаться с грязью и похож пока на сахар - лицо иной Калуги. Купеческой.



Именно там можно найти еще один интересный и красивый храмовый объект, приятного нежного кораллового цвета и круглыми чёрными куполами с интересным и необычным названием

Храм во имя Великомученика Георгия Победоносца "за лавками" Воскресенская ул., 25/2

Первое упоминание о данной церкви, можно найти за 1617 год. Расположение рядом Егорьевской сотни (названной так по церкви) упоминается в 1617 г. в писцовой книге Бегичева и Пчелина.
"На Егорьевской на церковной земли за лавками"
В описи 1626 г. церковь Георгиевская значится в “старом остроге об одном верху” (с). Интересно, что по той же описи рядом значится еще одна церковь - Петропавловская с двумя приделами. В описи 1685 года этой второй церкви уже нет. Но зато в Георгиевском храме имеются освещенный придел Петра и Павла, а в еще одной церкви неподалёку (Николо-Слободской) придел Бориса и Глеба (один из приделов исчезнувшей церкви как раз был борисоглебский)



Каменный храм был построен в 1700-05 гг. в традиционном стиле. Представлял собой двухъярусный четверик с трехчастной апсидой. По характеру архитектурных форм, строительство церкви можно отнести к мастерам Приказа каменных дел. Перестроен через год после пожара в 1755. По форме храм представляет из себя куб с четырехскатной кровлей и пятью главами, сгруппированных не по краям, а в центре ( т.е. "купой"). Форма глав была шарообразной, древней. Каждая - покрыта чешуёй. На трибунах глав видны остатки прежних украшений в виде легкого фриза и колонок. Храм в верхней части богато орнаментирован узорами, как это встречается часто в храмах Московской области 17 века. Карниз и фриз представляют образчики создания из извести деревянных резных украшений, типичных для старинных деревянных построек.
Большие окна с классическими для 17 века наличниками из колонок с перехватами и с закруглениями вверху, с крестом посредине.
Алтарь - трехапсидный. Иконостас в храме новый, хотя сами иконы 18 века.
Особенность храма в том, что в его архитектурном облике смешаны три стиля. Четверик (не восстановленный после 1941 года) и алтарные выступы относятся к древнерусскому стилю, старая (также ныне разобранная) колокольня 1730- х годов - типичное барокко, трапезная (1755) с фронтонами, края которых испещрены зубцами, а под фронтонами расположены пилястры и ионической волютой - классицизм 1780-90 гг.
Рядом находились колокольня и часовня. Колокольня (1755) четырехъярусная, постепенно суживающаяся кверху. Второй и третий ярус равные восьмигранные, а по углам поставлено по две дорические колонны. С четвертого яруса начинается суженный восьмигранник с одной колонкой на каждом углу. Четыре стороны этого восьмигранника уже четырех других, выведенных полукругом с голосником в каждом. Над этим восьмигранником еще меньший, глухой восьмигранник с тонкими колонками и полукругом на более широких сторонах. Наконец, четырехугольная шейка (трибун) сквозная с маленьким яблоком и крестом.
Часовня - с большим крестом, поставленным посредине на пьедестале и небольшим иконостасом с образами старинной иконописи, сперва была отдельным зданием. Позже её соединили с общим корпусом.
В 1800 г сооружен придел Корсунской иконы Божией Матери.
Вход в церковь с портиком на парных колоннах с коринфской капителью и с зубчиками по краям фронтона. Над входом и по сторонам - священные изображения.

В советское время храм также не функционировал как религиозный объект. Во время войны он сильно пострадал. Особенно кровля трапезной. В мирное время здесь располагался Научно-методический Центр народного творчества Департамента культуры и искусства. Во владения местной епархии был передан довольно поздно, в 2000-х годах. Последние реставрационные работы прошли совсем недавно в 2013-16 гг.
Храм имел много старинных икон, среди которых есть икона святого Георгия Победоносца с ризой старинной работы. Древняя икона святого Николая с житием (находится на левом клиросе). Икона святых Гурия, Самона и Авива (в трапезной и весьма чтимая икона Корсунской Божией Матери.
Хранятся мощи Алексия Рождественского (протоиерей храма с 1900 по 1923 гг)
Кроме этого, очень ценен древний крест в часовне, распятие на котором написано на обеих сторонах.

И вот, наконец приближаемся к самому центру Калуги. Как и в некоторых других городах, например в Переславле-Залесском, в Калуге нет "кремля". Если в Переславле, Кремль заменяется несколькими исторически важными храмовыми объектами, то в Калуге центр торжественно занимает торговый объект - Гостинный двор, о котором мы говорим далее. Сперва, о ещё одном крупном калужском храме, а именно

Свято-Троицкий кафедральный собор

Храм не просто находится в центре города, но и по сути является основным. Это кафедральный собор Калужской епархии Русской православной церкви. Первоначальная деревянная церковь Троицы Живоначальной была построена в Калуге в 16 веке. Первое упоминание о церкви появляется в Новом летописце и связано с захоронением тела Лжедмитрия Второго. в 1610 году:
«… его жь вора взяша и погребоша честно въ соборной церкве у Троицы »
Где сейчас захоронены останки - не установлено.
В 1619 году деревянное здание церкви сгорело во время разорения города запорожцами. Восстановили его только в 1626 году на средства некоего боярина Романова. К сожалению, новое здание очень быстро пришло в негодность и снова потребовало реставрационного вмешательства. В 1686 году снова меценатскими усилиями, а именно благодаря материальной помощи боярыни А.П.Хитровой построен уже белокаменный собор, который стал самым первым каменным строением в Калуге!



В 1786 году на обновление собора выделила средства самолично Екатерина Вторая. По её велению, к северу от обветшавшего храма заложили новый. Руководил проектом П.Р. Никитин. К сожалению, работы остановились после возведения фундамента, были прерваны из-за войны. Стало не до строительства.
В 1800 году рухнула ещё одна идея - по разбору цоколя и возведения на фундаменте храма во имя апостолов Петра и Павла. С мёртвой точки всё сдвинулось лишь в 1803 году, когда и время пришло и за дело взялся губернский архитектор И.Д. Ясныгин. И то, снова работа двигалась со скрипом. Ясныгин планировал сделать гигантский купол диаметром 17 метров, который превысил бы даже диаметр Казанского собора Санкт-Петербурга. Но безопасность и правильность конструкции вызвали сомнения и Ясныгину пришлось активно доказывать правильность своих расчетов, прежде чем возможным стало возобновить строительство.
Далее начались работы по внутренней отделке. К сожалению, самый первый иконостас, заказанный губернатором в Москве и спроектированный самим М.М.Казаковым, а сделанный по канонам классицизма мастером Дмитриевым, сгорел, во время московского пожара, до Калуги не добравшись... Новый иконостас, установленный в 1814 году, Дмитриев сделал уже предусмотрительно в Калуге, на месте. Иконостас был создан в стиле ампир и возвышался в проеме арки алтаря примерно на восемь метров. Верхняя его часть была увенчана коринфским орденом, пилястры которого объединяли трехъярусные фланги. В середине они образовывали купольную полуротонду с дугообразной колоннадой, повторявшей изгиб внешней стены апсиды собора. Среднюю часть иконостаса занимала выдвинутая вперед арка с царскими вратами, завершавшаяся ступенчатым аттиком. Эту часть венчал ионический ордер тонкими колоннами, продолжавшийся в иконостасах боковых приделов.
В 1819 году собор был освящен.
Внешне собор выполнен в стиле классицизм, в плане повторяет схемы латинского креста. Четырёхъярусная колокольня высотой 70 метров, увенчана шпилем. Изначально она стояла отдельно с западной стороны и соединялась с храмом переходом - папертью, который позже был застроен. Стены выложили разноцветным алебастром.
В 1924 году подвергся разграблению и традиционно был закрыт. К сожалению, тогда же, в советской время, был утрачен упомянутый оригинальный иконостас и некоторые элементы внутренней отделки. По некоторым версиям, он вроде как был вывезен в Москву, но... Вывезен с концами. Сам храм хотели взорвать, но, по версиям историков, остановила хлопотность и накладность дальнейшей необходимости разбора завалов, которые образовались бы после взрыва. В результате, храм не тронули.
В первые годы войны в нём хранили боеприпасы. В 1941 году, храм сильно пострадал от пожара.
В мирное время, здание храма послужило Домом обороны, кинотеатром, зверинцем, выставочным залом, спортшколой. Возвращен храм во владение РПЦ в 1991 году. После этого были проведены масштабные восстановительные и реставрационные работы. Нынешний иконостас совсем молодой - его сделали в 2001 году.
При восстановительных работах в наше время, внутреннему интерьеру придали "древнерусский стиль", роспись сделали тёмной.

Центр города. Гостинный двор. Калуга купеческая

Итак, комплекс ярких и позитивных зданий, возле которых и ныне идут городские праздничные гуляния - Гостинный Двор...



Самый обычный, привычный и стандартный для российской провинции, выполненный в стиле классицизм в конце 18 - начале 19 вв. Он занимает целый квартал и состоит из 14 корпусов, расположенных в виде замкнутого каре с проездами во внутренний двор. Долгое время Гостиный двор был главным местом торговли в Калуге.
Гостиный двор считается местными жителями одной из главных достопримечательностей города, его визитной карточкой и символом старой купеческой Калуги, что важна не менее Калуги "советской". Более широкой общественностью же, ансамбль Гостинного двора признан памятником архитектуры федерального значения. Специалисты заключают, что это единственное в городе сооружение, в облике которого сочетаются элементы древнерусской архитектуры и готического стиля. Три корпуса соединяются галереями и арками. Над северными и южными воротами возвышаются фигурные фронтоны. Торжественный вид комплексу придают мощные аркады, яркие стены и белоснежные украшения: белокаменные пирамидки и обрамления стрельчатых арок.
И да, калужский Гостинный двор, на самом деле "красава" и чертовски хорош, хотя и настолько ярок нынче, что глаза режет. Выходя из переулка белоснежной зимой, когда глаз привыкают к нежности, припущённости и теням, можно в первый момент ослепнуть от яркости.
Тем не менее.
Ранее, на месте Гостинного двора, находились лавки (в основном деревянные) рундучного типа. Располагались они бессистемно и выглядели неэстетично. Сама идея постройки Гостинного двора с целью облагородить всё это безобразие, возникла у губернатора города М.Н. Кречетникова. К обсуждению и выполнению идеи было привлечено калужское купечество. Купцам повелевалось выстроить на данном месте за свой счет каменные корпуса единого вида и ансамбля. План строительства утверждался в столице. Увы, он был утерян во время проволочек и историкам лишь логически удалось вычислить его автора - архитектора П.Р. Никитина, который разрабатывал и единый план застройки всего города Калуги. Хотя споры ведутся всё равно до сих пор.

Началось строительство в мае 1782 года с двух южных корпусов. Оба корпуса возведены на средства купечества. Доделали их в 1788 году. Лавки в построенных корпусах были распределены между купцами, вложившимися в строительство. Как обычно, не обошлось без недовольства и конфликтов. Двенадцать купцов главе с Макаром Черновым подали прошение о разрешении им построить «собственным их капиталом полкорпуса соответственно плану». Пройдя через некоторые возражения, купцы всё же получили разрешение и в августе 1789 года первый северный корпус был возведён рядом с Никитской церковью. Второй северный корпус построили между в 1792 - 1794 гг уже за счет муниципальных средств. Пятый корпус был построен не позднее 1796 года рядом с первым и вышел торцом на Никитскую ул.





Дальше, всё происходило по однозначно "российскому" сценарию. Купцам опять стало неудобно и "всё не так как надо", они снова начали хотеть и просить "добавки" аж семи корпусов. Естественно, просто так, это закончится не могло. Потекло время ожидания бюрократических одобрений из столицы. Пока ждали, внезапно оказалось, что первоначальный план, выдан был давно-давно-давно, землемеру, который к тому моменту благополучно скончался, а принявший его дела сотрудник Тимофей Богомазов , в принятых делах, плана не обнаружил. Ничего необычного. В России живём. У нас тут крупные опричные военачальники под покровом ночи пропадают и ничего. И вдруг какая-то бумажка.
Пришлось составлять новый план размещения этих несчастных корпусов, в который соответственно вложились Богомазов и уже упомянутый архитектор И.Д.Ясныгин.
Масштабные реставрационные работы в Гостинном дворе были проведены в 1974–1975 годах и еще раз в наше время - в 2005.

На данный момент, Гостинный двор является удобным местом для гуляния горожан и проведения городских праздников. В 2020 году Калуга получила статус "новогодняя столица" и видимо поэтому начала готовиться к праздненствам раньше других. Когда я приехала, Калуга уже во всю гуляла и праздновала. Повсюду были установлены обычные для зимних каникул инсталляции, которые чаще раздражают, чем радуют и сподвигают веселиться. Тем не менее, то ли потому что Калуга стала нынче "первой ласточкой", то ли замкнутость города создаёт какой-то особый неспешный и домашний уют, но в Калуге, все эти сцены с песнями, снеговиками, огромными снегурочками, гирляндами и сувенирными развалами, где продаются имбирные пряники, смотрелись жизнерадостно, празднично и уютно.

Первый раз в жизни я подобному порадовалась. Видимо, в своём статусе "новогодняя столица", Калуга идеальна, как домашние булочки с маком, только что из духовки )

Никитская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ул.Ленина, д.106)
Ещё один храм притягивающий взгляд и привлекающий внимание, возле самого Гостинного двора.

Соответственно описи 1626 года, ранее, на этом месте стояла деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца "на посаде". А вот по описи 1685 года храм свои данные меняет - появляется придел Никиты и колокольня на семь колоколов. Объясняют это историки тем, что в 1649 году к Богородице-рождественскому приходу присоединились жители Никитской слободы. В Смутное время они были переселены в Калугу из торгового села Спасского. По их желанию, придел был заменен на Никитский (великомученика Никиты), с чего собственно и пошло название храма.
Под церковью находятся пять подвалов и каменная палатка. Храм имеет пять глав, расположенных не по углам, а рядом. Интересно, что главная глава - двойная.
Фасад храма имеет в орнаменте полукружия, напоминающие древние кокошники.
По обеим сторонам алтаря, при боковых входах устроены галереи из колоннад, в которые входят по десять колонн. Трапеза в никитской стороне Никитской — сведена аркой, а в другой держится на столбе.
Каменным храм стал в 1685 году. Во время пожара 1754 года, как и многие другие пострадал.



Храм имел массивный четверик с пучками декоративных полуколонн по углам, наличниками, широким карнизом и ритмично повторяющимися ложными закомарами. По обеим сторонам алтаря, при боковых входах устроены галереи из колоннад, по десяти колонн в каждой. Колокольня храма была восьмигранная, четырехъярусная. Первый ярус четырехугольный, с боковыми полукружиями сверху. Четвертый - уже второго и третьего, а над ним небольшой сквозной восьмигранный трибун, заканчивающийся четырехугольной пирамидкой, на которой посажена глава.
В 1820 был добавлен придел Иоанна Златоуста.
Примечательно, что с 1799 по 1819 гг в храме размещалась кафедра правящих Калужских архиереев.



В 20-е годы храм был закрыт и использовался военным ведомством в качестве склада. В 1929 году подвергся частичному разрушению. Были снесены верхние ярусы колокольни и центральный купол, а сам храм переоборудован. Еще через десять лет, в храме устроили кинотеатр «Пионер». Кинотеатр просуществовал здесь вплоть до развала Союза, многие его еще помнят. А в последние годы к тому же и оброс дополнительными коммерческими структурами. Не помогло это избежать и то, что в 1991 году храм получил статус памятника архитектуры и градостроительства местного значения. Калужской епархии храм вернули лишь в 2004 году.

Город идёт на спуск, к Оке и... самое время для пейзажей.



Здесь, возле дороги, есть указатель на Тулу и можно немного пофантазировать на тему, как стояли опричные полки, как располагались, как они двигались и куда.




Рядом с рекой, через дорогу, находится самый удачливый и счастливый храм Калуги.

Церковь Преображения Господня (За Верхом) Смоленская ул, 8

Является подворьем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря калужской епархии.
Данный храм я увидела, когда поднималась от Оки, вдоволь там насидевшись, настоявшись, натоптавший и напитавшись атмосферой. А заодно, знатно проморозившись и потеряв каким-то чудесным образом при записи видео карту города ))
Идя пешком, я делала по сути "круг", когда попала в эту точку. Но если бы я пошла от вокзала другой улицей, то вышла бы к нему напрямую. Храм находится на въезде в Калугу, на старой Смоленской дороге, в районе за Березуевским оврагом, получившем название «Завершье». В 16 веке где-то здесь протекала небольшая речка Березуйка, а вдоль оврага проходила крепостная дорога. И вроде бы, как гласят некоторые источники, отсюда можно было увидеть нечто вроде калужского кремля.
Здесь же, находится знаменитый Каменный мост - символ Калуги, который является старейшим виадуком России и построен в 1785 году по проекту архитектора П.Р.Никитина в стиле русского классицизма. К сожалению, из-за технических трудностей у меня не получилось его запечатлеть, но это не беда. Чтобы не распыляться, всё равно о нём стоит подробнее рассказать в следующий раз, в статье посвящённой другим объектам Калуги.
Согласно городской описи 1626 года, Спасо-Преображенская церковь находилась в крепости. На это место она была перенесена в 1685 году и была деревянной. Каменный храм был построен в 1700 году. В храме приделы Николая Чудотворца и преподобного Нила Столобенского были устроены в 1804-10 гг купцом Захаром Сорокиным.



Редкий случай, когда изначальный объем храма сохранился в первоначальном варианте. Уцелела и интересная трехчастная апсида "замаскированная" под одночастную штукатуркой.
Пять глав храма, как у уже упомянутых храмов, также сгруппированы, то есть являют собой купу. Трапезная со слабыми фронтонами по бокам выстроена в 1804-10 гг в стиле позднего классицизма. В тот же период устроены приделы.
Трехъярусная готическая колокольня была построена в 1776-78 гг.
Кроме объема и апсиды, сохранились от старых времен и первоначальные детали на четверике. Однако, в начале 19 века "эффективные менеджеры" того времени безбожно замазали их слоем штукатурки. В результате, под кровлей храма вместо кокошников с трех сторон четверика виднеются полукруглые ниши. В них помещались изображения святых. Хотя изображений я сейчас не обнаружила. Кроме кокошников скрыты и узорные кирпичные карнизы, которые считаются уникальными. И единственные в Калуге керамические наличники окон типа "петушиный гребень" - элемент нарышкинского барокко.

Стены трапезной внутри были полностью расписаны. Иконостас храма и роспись алтаря, которая к слову сохранилась до наших дней, расписаны в 18 веке.
Храм активно занимался благотворительностью и духовно-просветительской деятельностью. В 1898 году по инициативе настоятеля храма священника Алексия Макарова было открыто церковно-приходское попечительство, а год спустя, в селе Анненки - школа грамоты.
В 1908 году году в храме был произведен крупный ремонт. Обновлены иконостасы, росписи, сделаны новые входные двери, расширены арки, пол устлан плиткой Харьковского завода, а в центральном алтаре - паркетом.
В годы советской власти, а конкретно в 1938 году, храм был закрыт, но сильного разрушения и надругательства всё же избежал. В здании расположилась типография и различные склады. Во время войны храм также не получил сильного урона и более того, сразу после войны он действовал именно как религиозный объект. Однако, недолго. После смерти настоятеля в 1959 году его закрыли. И снова храм продержался. Еще через годик данный он свою "охранную грамоту" получил! Войдя в состав памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения.
Калужской епархии его вернули в 1993 году.



Невероятно красивая и изящная церковь, возникает когда спускаешься к берегам Оки. Я о ней уже упомянула. Расположена почти на набережной, между рекой и улицей Подвойского...
Храм в честь Преображения Господня "под горой/ на Подоле" с приделом Казанской иконы Божией Матери (ул.Подвойского, д.7)
Данный храм по описи писца В. Плещеева упоминается в 1626 году под длинным названием "Преображение Спасово на Подоле с приделом Рождества Пречистой Богородицы, древян, клетцки, в старом остроге на Подоле". Храм принадлежал Казанскому девичьему монастырю, основанному в первой четверти 17 века.
Храм всегда отличался богатством, так как находился у главного переезда через Оку на дороге Москва-Киев, рядом с причалами, в центре калужского речного порта. Проблем у храма тоже хватало: в половодье вода доходила до самого входа....
Каменный храм с приделом Казанской иконы Божьей матери и главным престолом Преображения Господня построили в 1717 году скидываясь "всем миром". В строительстве участвовали все. Простые люди, купцы и даже царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра Первого), внёсшая весьма ощутимую сумму. Среди вкладчиков был митрополит Иона Васильевский, протоиерей старого храма. Кроме царевны, вложились такие заметные люди эпохи, как светлый князь А. Меньшиков, стольник Д. Мансуров, стольник А. Лопухин, боярин В.П. Шереметьев.
После строительства церковь получила официальное название Спаса Преображения «что под горой», но людьми она называлась Казанской. Однако, судя по всему здание 1717 года не было первичным переводом храма в камень. Уже в описи 1685 года воеводы Ивана Полуэктова, церковь числится каменной и находится в числе трех каменных церквей Калуги, имеющихся на тот момент в городе.
Храм пятиглавый, имеет три пониженные апсиды. Приделы храма одноэтажные, с четырёхколонными портиками. В коринфских капителях колонн главного портика среди листьев аканта головка лепного ангела.
В 1802 году появляется придел Положения ризы Господней, выполненный И.Зюзиным, местным калужским строителем и колокольня, похожая на колокольню Оптиной Пустыни. Четырехъярусная (по некоторым источникам трехъярусная - не очень ясно, что считают за ещё один ярус и если он существовал обычным образом, то когда, в какой период ) колокольня, примыкающая к трапезной, сооружена в этом же году. Под трапезной разместилось подцерковье.
В целом храм неоднократно перестраивался, в результате чего превратился в разноплановый ансамбль. Вход в храм через колокольню украшен портиком. Храм был увенчан пятью главами, главная – выше других, на двойном восьмиугольном трибуне. По обеим сторонам храма были боковые входы в виде галерей, которые не сохранились.
Существует легенда, что стенной росписью и красотой храма, любовался сам Н.В. Гоголь.





Главная достопримечательность храма - чудотворный список Казанской иконы Божьей Матери - копия Вязниковской чудотворной иконы. Преподнесенная в дар семейством Смирных в 17 веке. Эти самые Смирновы, покоятся тут же. При бывшей часовне на погосте, расположены гробницы. Увы, часовня не сохранилась.
В 1844 году произошёл знаменательный случай, который вошёл в городской фольклор: накануне праздника Преображения, во время всенощного бдения, молния ударила в шпиль колокольни. Шпиль загорелся, упали и разбились два колокола. Колокола переливались на деньги вкладчиков и жертвователей. Что интересно, подобная картина повторится в двадцатом веке. Точно в колокольню попадёт артиллерийский снаряд.



В 1933 году храм был закрыт, его пятиглавие разобрано, колокола сброшены. В храме расположилась кузница, а в 1938 году - скульптурная фабрика.
Во время Великой Отечественной войны в период оккупации в подвалах храма спасались горожане. Храм сильно был разрушен в декабре 1941 г. артиллерийским снарядом сбит верх колокольни, о чем я уже написала.
Крупная реставрация была проведена в 1975-79 гг. В 1996 году храм возвращен калужской епархии.

Памятник Ивану Третьему
Памятников в Калуге ОЧЕНЬ много. Но большинство из них - советским деятелям, в частности - учёным.
Говоря о "седой старине", я бы выделила один. И, по иронии, самый молодой, с точки зрения его создания. И именно памятник Ивана Третьему.
Установлен он 12 ноября 2017 года на главной площади Калуги Старый Торг, перед зданием областного правительства. Это первый, но надеюсь не последний, памятник данному правителю в России, если не считать фигуру на новгородском монументе "Тысячелетие России". Автор идеи и художественного решения памятника — Андрей Кончаловский, воплотил образ правителя в бронзе скульптор Андрей Коробцов (именно его работа была одобрена по итогам конкурса)
Фото тёмное, добралась я до памятника к вечеру, но и в сумерках виден эффектный силуэт и мощность задумки.



Надпись на памятнике:
Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов, построил Московский кремль, учредил герб России — двуглавого орла.

Если коротко, для тех, кто не знаком с фигурой Ивана Третьего.... В эпоху его правления зародились те идеи, которые чуть позже составят официальную идеологию Русского государства. Иван Третий объединил вокруг Москвы бОльшую часть русских земель, принял новый свод законом "Судебник" 1497 года, заложил основы приказной системы управления и поместной системы землевладения. Также, в годы его правления усиленно продвигалась централизация страны и ликвидация удельности и раздроблённости. Активно развивалась культура. При Иване Третьем возник наш знаменитый двуглавый орёл, страна освобождена от ордынского гнёта.
Историками, Иван Третий часто называется "самым недооцененным" правителем Руси. Возможно. Говорят о нём действительно мало. Намного меньше, чем о его потомках или предках.

ПОСЛЕСЛОВИЕ 

Повторюсь, что это малая толика храмовых объектов, которые есть в Калуге. Все они, увы, никак не связаны с историей семьи Басмановых, поэтому я позволила себе сделать выборку из наиболее меня впечатливших, для общего экскурса по чудесному и интересному городу Калуга. С точки зрения полезности в нашей теме, все эти объекты, как упомянутые, так и оставшиеся "за кадром" совершенно равны.
Безусловно, сама река Ока, как и любая вода, хранит куда более ценные воспоминания, в том числе и о нашем любимом Фёдоре, да вот "контактировать" с ней в это время довольно трудно. Труднее разве только подобраться к берегам через сугробы и какие-то дровяные завалы, разбросанные по тем местам берега, где спуститься наиболее реально.
Что касаемо, не "альтернативных" знаний, заключающихся в энергетическом общении с городом, а фатических, то и тут Калуга не балует. Хотя, лично я ищу и продолжаю искать. И очень надеюсь, что Калуга ещё преподнесёт сюрпризы.



ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1) Страница Калуги с сайта СоборыРу https://sobory.ru/geo/locat/487
2) Сайт РусАрх http://www.rusarch.ru/regions.htm
страница о Калуге http://www.rusarch.ru/regions_kaluga.htm
3) Источник: Книга Малинина Д.И. (часть 1),
http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/1.htm
4) Д. М. Володихин "Воеводы Ивана Грозного"
5) А.А.Зимин "Опричнина"
6) Роянова Г. И., Марченко Н. В., Бессонов В. А., Манаенкова С. Л., Данильченко З. В., Сафонова Г. Б., Гребенкин А. Р. Единственная и неповторимая. Калуга в старой открытке. Владимир: Изд-во «Посад», 2002.
7) Владимир Обухов. «Русский зодчий Пётр Романович Никитин». Калуга,: Изд-во «Фридгельм», 2008.
8) Калуга в шести веках. Материалы 1-ей городской краеведческой конференции, 1997. Доклад Л. П. Паутовой «Памятники природы г. Калуги»
9) Р.Г. Скрынников "Государство и церковь на Руси 14-16 вв. Подвижники русской церкви" Издательство "Наука", 1991 год.







Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 60
© 02.03.2021г. Марина Пономарёва
Свидетельство о публикации: izba-2021-3032531

Метки: Федор Басманов, Басманов, Иван Грозный, Иван Грозный и Федор Басманов, Алексей Басманов, опричнина, опричник, история России,
Рубрика произведения: Проза -> Очерк


Игорь Ташин       02.03.2021   20:45:44
Отзыв:   положительный
Думаю, Марина, Вы стали уже одним из самых просвещённых экспертов по Фёдору Басманову; и однозначно самым поэтичным из просвещённых. И это здорово!
Марина Пономарёва       02.03.2021   23:05:33

Игорь, спасибо большое ) Приятно, что оно всё выглядит поэтично :)
Когда-нибудь смогу претендовать на звание "главный басмановед" :) А если серьезно, иногда прислушиваясь к своим ощущениям пытаюсь понять, чего в них больше - приятности или горечи. Конечно очень приятно осознавать, что то, что я собрала из всех источников (и это еще даже не половина) и соединила, является единственной своего рода работой по Басмановым (это еще вершки, корешки у меня тут в десяти вордовских документах :) С другой... Почему я? Странно, обидно и дико, что этого никто до сих пор не сделал. Не последний род, сыгравший не последнюю роль в жизни Руси, тем не менее, вокруг них заколдованный круг. Переписывание исторических ляпов друг у друга, связка концов, которые не связываются, откровенные ляпы и жутковатые лакуны в материале, требующие нормального изучения теми, у кого средств больше чем у меня...
Игорь Ташин       03.03.2021   11:37:39

Марина, не горюйте по Басманову, как по личности забытой историей - ему ещё повезло. Его помнят так или иначе, а самому Басманову уже всё одно. Он сыграл свою роль и ушёл туда, откуда не возвращаются. Подобных ему в истории были тысячи тысяч - тех о ком навсегда забыли и не вспомнят никогда. И о них мы знаем ещё меньше - ничего не знаем. А ведь эти люди жили и мечтали о чём-то. Начиная от ратников дружин и заканчивая полководцами. Подвиг "неизвестного солдата", в широком смысле слова, и не важно стило у него было в руке или меч. Такова жизнь, как она есть.
Когда жил в Ленинграде, очень любил гулять по камням старого города и всегда мысли перескакивали на тех, кто его строил. Люди создали величайшее чудо на Земле, а знают о них удивительно мало... А блокада?.. Мне много приходиилось разговаривать с пережившими этот ад - тогда ещё много их было - живых. И я понял, что и об этом времени мы знаем лишь рафинированную вытяжку, процеженную через фильтр существующей власти.
Марина Пономарёва       03.03.2021   13:52:43

Игорь, тут с Вами не соглашусь. Не для спора, просто по факту, по разнице взглядов, видимо, на это дело )
Не всё равно. Там никому не всё равно. Ни мальчишке не принявшему свою смерть пять веков назад, ни родителям, оставляющим тут своего ребенка на этом свете одного, ни представителям Рода, когда их потомки творят дичь, ни убитым, вынужденным бродить возле места своего убийства, ни погибшим во время новой войны на взлёте жизненных сил. Но сила голоса у всех разная, энергия разная, способность проявляться здесь разная, обстоятельства и необходимости разные, способы контакта разные. То же творчество - мы ведь не знаем его природу и не знаем, почему к нам стучаться те или иные имена, события. Кто-то задумывается, кто-то нет. Кому-то слона на голову урони, он будет думать, что это гениальный продукт его персональной интеллектуальной деятельности. У меня и к творчеству отношение своеобразное. Как к способу контакта с теми составляющими мира, которые не видны глазу.
Проживший девяносто лет и умерший в своей постели, отличается от двадцатилетнего с десятком незавершенных дел, погибшего в аварии. А ратник 16 века, сложивший главу во время честного боя, за то, за что он собственно стремился её сложить и почитал за честь, несравнимо отличается от юноши замученного в пыточных по ложному обвинению, у которого отняли всё. Век тут значения не имеет. Отличаются даже квадраты на кладбище по своей энергии. Старое, немецкое Лефортово, где мы с мамой любили гулять осенними золотыми днями, плавая по волнам философской задумчивости, сильно отличается от куска на Николо-Архангельском, тянущегося за горизонт с дами смерти тридцати-сорокалетних в промежутке 94-98 гг и где лучше не задерживаться.

Их действительно много, они не безгласны... Да и вернуться сюда тоже можно. Естественно не официальным образом и не от хорошей жизни там.
Не удивляйтесь, у меня просто своеобычное отношение с миром мертвых, сложившееся задолго до обсуждаемой персоны, которое очень часто другим принять сложно. Хотя как ) Свекор, например, материалист и физик в третьем поколении, в свое время невероятно обрадовался появлению единомышленницы и щедро присыпал мой мозг торсионными полями и Вернадским )))) Названия у вещей там правда не такие лиричные, а по сути всё одно. Это была самая крупная для меня победа "единомыслия", ибо самая нежданная, так как мы совсем разные.... Казалось, что там совпадений быть не может ) Хотя не это главное, а то что после всего, что я всю свою жизнь наблюдала, попадая из ситуации в ситуацию, я физически не могу отрицать второй живой и не каноничный мир - для меня это так же, как отрицать, что на лице два глаза или что во рту есть зубы. Хотя я знаю, что многим это принять на самом деле сложно.

Что касаемо недавней истории, я сама для себя называю это "эффектом рассмотренной пленки". Сперва раны свежие, чтобы их тормошить, потом это становится обыденностью, чтобы это обсуждать, потом оттесняют бытийные заботы (если на примере войны - необходимость убирать последствия, восстанавливать..) Потом не хочется вспоминать, потом начинает забываться... Как-то так мне кажется. Я сейчас очень жалею, что о многом маму не спросила. Много могла сказать о воюющих родителях... Многое рассказывалось, но что? В основном то, что засело еще в детской, юношеской памяти. Я точно знаю планировку особняка, где они жили, какие молитвы читала прабабушка-староверка, узор на чашечках в серванте ))))) Зато так мало знаю из того, что мне сейчас хотелось бы знать. О войне, о военных специальностях ее родителей, об истории рода.
Раньше не знала какие вопросы задавать, сейчас спросить не кого. Извечная по-моему ирония нашей жизни, которую еще ни одно поколение не будучи умнее предыдущего (хотя, казалось бы - у человечества должен накапливаться опыт жизни) не исправило ...Мы извечно упускаем сегодняшние возможности. Вечно куда-то бежим, не слушаем старших, очевидцев эпохи. Да и сами "старшие" тоже люди, жизнь кажется вечной. Дедушка и бабушка со стороны папы вообще необходимости рассказывать о войне не видели. Дед отмахивался, говорил - да шо ты пристала? Помоги лучше бабке пироги печь. Или пошли на огород, жуков тебе наловлю майских.
Или у той же мамы были не самые теплые отношения с её родителями, поэтому рассказов о войне, было не дождаться. Зато я точно знаю, какой ёлочный шарик был любимым у прадедушки или что хранилось в сундуке у прабабушки ...

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1