
Автор "Избы-Читальни" и блогер - Тимур Тамирханhttps://www.chitalnya.ru/users/marsey/
Добрый день, Тимур!
Давайте начнём с традиционного вопроса: каким образом вы попали на Избу-Читальни? Как давно вы на этом лит. портале?Кажется, в литературный мир я мечтал проникнуть с самого детства... и не только литературный, но и журналистики тоже - в общем, мне хотелось попасть туда, где пишут, публикуют и всей этой писательской жизнью живут. Дело в том, что моя сестра, которая была меня на 10 лет старше, работала корректором в областной газете. А папа был высококлассным фотографом и публиковал в этой газете свои работы. Поэтому у них имелся общий интерес, а людьми они были по натуре очень увлечёнными. Временами все их разговоры были - только о газете. Назывались фамилии журналистов, кто что написал, кто что напечатал... А я, десятилетний, слушая их разговоры, испытывал зависть: почему я не ТАМ? Я бы тоже хотел говорить о делах в газете. Почему у них увлекательная газета, а у меня какая-то школа, уроки, учебники? Вот так, видно, и зародился у меня писательский интерес.
Потом жизнь внесла свои коррективы, о мечте " попасть в ТОТ мир" пришлось на долгое время забыть.
Писать и публиковаться я начал уже в эпоху интернета, в 2009-м году.
А в Избу попал в 2013-м совершенно случайно. Захотелось почитать "Стерву" Е. Евтушенко, набираю в Гуле заголовок, и мне выдают произведение в виде песни, исполняемой под гитару. Хорошо, послушал под гитару. Оглянулся: а нахожусь-то я, оказывается, на литературном сайте! Тут же зарегистрировался, тут же опубликовал несколько готовых произведений, а через пару дней узнаю, что на сайте ещё и форум есть. Совсем хорошо! Вот я начал на форуме общаться, вот меня окружают одни литераторы, вот я нахожусь в настоящем мире литературы! Детское желание отчасти сбылось. Только вывод этот оказался слишком идеалистичным.
Здорово, Тимур! У нас с вами была одна и та же мечта. Я с детства мечтала стать репортёром. Закончила двухгодичную школу при МГУ, поступила вне конкурса на вечернее отделение журфака, на факультет «Газетное дело» Но даже первый курс не закончила. Мама серьёзно заболела, а в то время академический отпуск не давали… Но зато сейчас – большое спасибо Альберту! – стараюсь воплотить в жизнь свою несостоявшуюся мечту.
Но я отвлеклась.
Расскажите немного о себе: где родились, где живёте, кто по профессии?Родился и живу в городе Челябинске, место жительства менять не хочу. Первая профессия моя - строитель, но по профессии долго работать не пришлось: настал 1986-й год с его законом о предпринимательстве - "об индивидуальной трудовой деятельности", как это звучало тогда. И я, вдохновлённый газетными статьями о греческом миллиардере Онассисе, взяв себе в качестве девиза слова О. Бендера "начинаем трудовую буржуазную жизнь!" получил патент на эту деятельность одним из первых в городе. Мне шёл 22-й год. Надо сказать, индивидуальную трудовую деятельность я осуществлял не по своей профессии, а по профессии отца: поначалу стал фотографировать отдыхающих в городском парке. Это был мой первый шаг в бизнесе. И с тех пор у меня ни одного дня в жизни не было ни начальства, никого, всю жизнь сам себе хозяин. Считаю, что мне с исторической эпохой повезло.
Писать и публиковаться я начал уже в эпоху интернета, в 2009-м году.
Что было дальше? Как складывалась ваша писательская карьера? Какие темы вы предпочитали, предпочитаете в своём творчестве? Какие писатели, философы, поэты вызывали у вас уважение/ предпочтение?Публично писать я начал в личном блоге на сайте Spaces. Поначалу записывал какие-то свои жизненные наблюдения, высказывал мнения о том, о сём, в том числе о происходящем на сайте. И смотрю, люди интересуются, читают, комментарии пишут. Очень скоро в моем блоге образовался круг друзей, а дальше уже стало традицией: ближе к вечеру я что-то пишу, вечером приходят читатели, и мы написанное все дружно обсуждаем. И так почти каждый день: невысказанных мыслей у меня к тому времени накопилось много. Затем появилось желание писать что-то художественное - мои самые первые миниатюры были написаны в том же спейсовском блоге. И тоже люди читали, нравилось.
При этом надо сказать, я в то время был страшно увлечён творчеством Эдуарда Лимонова, хоть и политических взглядов его совсем не разделял. Я читал его книги запоем, каждый день заходил в его ЖЖ: не написал ли дед чего новенького? Я ценил его, как яркого писателя, как разрушителя людских стереотипов, как генератора неожиданных мыслей и сумасшедших идей. Ценил как смелого человека, который ни в грош не ставит такую вещь, как "репутация" и мало задумывается над тем, "как я буду выглядеть" в глазах этих или тех. Ценил его как в известной степени экстремиста. К тому же лимоновское перо необыкновенно лёгкое, читаешь его - буквально летишь по строчкам. Что не могло не натолкнуть на мысль: " А почему я так не могу?" Ну и пытался мочь. Поэтому, когда встретите у меня где-нибудь резкие высказывания о ком-то или о чём-то, знайте, кто учитель - это он меня всему плохому научил. За что я ему, конечно, благодарен. Лимон напрочь разрушил стереотип писателя как чопорного, умничающего типа, всего положительного из себя.
В том же 2009-м году я зарегистрировался на Проза.ру и стал писать там. И тоже получал одобрительные отзывы - но уже от пишущих людей, что чуть подняло самооценку. "Могу, значит!"
Затем пробовал публиковаться в местных газетах, в интернет-изданиях, даже какие-то копейки за работу получал. Но быстро это дело разлюбил - то исправь, это исправь, а тираж издания смешной. Тогда как у меня есть возможность всё, что душе угодно в Фейсбуке или в Контакте написать, и тут же тебе через 10 минут читатели и комментаторы.
Вообще, думаю, время газет и престижа печататься в "солидных изданиях" прошло - сейчас ценность любого автора определяется одним: количеством подписчиков в ФБ, Инстаграме или Твиттере. И время престижа " ах, я издал бумажную книгу" тоже прошло - издать-то издал, но за то время, пока твои несчастные 1000 экз. раскупят и прочтут, средней руки блогер заполучит столько читателей, что тебе и не снилось.
В 2012-м я основательно засел в Макспарк, " соц. сеть для зрелых людей", довольно крупный и активный на тот момент ресурс: нередко у моих статей было до трёх тысяч прочтений и до 500-600 комментариев. Неплохо.
Также публиковался в КОНТе, в "Однако", на многих-многих других площадках...
Сейчас думаю открыть свой Ютюб-канал.
Ну и о любимых авторах, раз вопрос был задан. Ещё у меня был - и есть - любимый автор: Ошо. Хотя он и не писатель, ни одной книги в жизни не написал - все его "книги" это переписанные на бумагу магнитофонные записи его лекций. Тоже по-своему экстремист хороший, тоже стереотипы людские ломает ещё как, особенно религиозные.А самым первым моим кумиром (пусть это и нехорошее слово) был Высоцкий. Я песни Высоцкого полюбил раньше, чем начал их понимать - лет в 12, наверное. И ведь он тоже в чём-то экстремист - если сопоставить его творчество с выхолощенной официальной эстрадой того времени. И ведь тоже стереотипы ломал – например, стереотип о том, что "песня" это обязательно что-то идейное или лирическое "про любофь". Это сейчас Высоцкий - классика, а тогда...
Как видите, среди авторов я предпочитаю "разрушителей". А вообще я читал в жизни много, был период, когда увлекался фантастикой, был - когда увлекался детективами. И когда увлекался русской классикой, был ТАКОЙ период, мой любимый русский писатель - Герцен, тоже своего рода экстремист, поскольку революционер. После Перестройки стал с жадностью читать всё, что было запрещено и не издавалось в СССР.
Последние лет 10 или даже я художественную литературу не читаю совсем - читаю документалистику, публицистику, книги по истории, психологии, парапсихологии... довольно глубоко изучаю диссидентское движение в СССР.
Ваш любимый литературный жанр?Если говорить о прозе, то эссе!
(Восклицательный знак не случаен) Считаю, что такие жанры, как рассказ,
повесть и роман стремительно уходят в прошлое. Ведь зачем, спрашивается,
в наше время скоростей изобретать каких-то "героев", придумывать им
поступки и действия, вкладывать в уста им свои мысли - когда можно те же
мысли высказать читатель напрямую. А интерес читателя к произведению
будет определяться только тем, насколько интересно и талантливо
написано. Например, я недавно читал сборник эссе Бродского - так
оторваться не мог. Тот же Лимонов последние 20 лет писал одни эссе,
отчего его творчество в целом только выиграло.
Хотя любители романов
есть и будут всегда, но их, по моим наблюдениям, становится меньше. Тем
более, что романов уже написано столько, что даже самые лучшие из них
прочитать жизни не хватит. Потому такая вещь, как "современная
художественная проза" для меня интереса не представляет.
"Иван ушёл, Петр сел и погрузился в размышления"... просто время на это жалко.
Выше Вы сказали, что вывод о том, что когда Вы появились в Избе, Ваш вывод о том, что детская мечта о литературном мире сбылась, оказался слишком идеалистичным. Что Вы имели в виду?Ну, во-первых, что писатели писатели-поэты тоже люди. Разумеется, я это знал и до того, но знать это одно, а видеть своими глазами совсем другое.
А главное, сами понимаете, с 13-го года и по март 20-го такому человеку как я, на форуме Избы делать было нечего. Но всё равно - как-то протискивался, проникал, темы старался писать не так круто, помягче. То есть в буквальном смысле слова обманывал цензуру. Как Гайдай с Рязановым.
Поэтому настоящей датой своего прихода в Избу я считаю не 13-й год, а март 20-го. Теперь, спасибо Альберту, Изба мой дом.