Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Небесные покровители охотников и рыболовов.


Небесные покровители охотников и рыболовов.
Наверное, ни для кого не секрет, что из всех современных людей, охотники и рыболовы - самые суеверные, не потерявшие веру в потусторонние силы, индивидуумы. Естественно, для этого есть куча причин, уходящих вдаль веков, определённые традиции, образ жизни и деятельности, но… самое главное - несмотря на все скептические усмешки учёных, многое из того, во что продолжают верить охотники и рыбаки (как, впрочем, и все остальные люди, непосредственно связанные с лесом), «работает». Причём, практически всегда.
Здесь, конечно, можно долго рассуждать о самовнушении, совпадении, даже о «прогнозировании» определённых ситуаций, но… не проще ли (пусть и с лёгкой, ироничной улыбкой) иногда прибегать к помощи и благосклонности тех самых, мифических потусторонних сил? Как утверждал один мудрый еврей – любая, самая маленькая гарантия, никогда не бывает лишней.

Правда, для начала, желательно бы знать, к кому именно стоит обращать свои просьбы. Вот с этим сразу возникают сложности. Слишком много, в наших лесах, полях и болотах, водится всякой мифической нечести и вполне добропорядочных, хотя и суровых духов. Незнающему человеку трудно определить, кому из них, не мешало бы отлить несколько капель из заветной баклажки или поделиться частью своей добычи, а от кого надо трижды оплёвываться через левое плечо. Здесь, мой совет – не связываться со всякой мелкотнёй, а сразу обращаться к главному. Точнее, к Главной!

Всеми охотничьими делами в славянской мифологии заведует крайне симпатичная, юная, хотя и достаточно воинственная Дама, богиня птиц, зверей и охоты - Зевана (Девана), дочь верховного бога Перуна и… по совместительству, ещё и жена бога лесов - Святобора. (Как видите, не самая последняя личность в пантеоне славянских богов).
К слову, хочется отметить, что… как бы это не показалось странным многим представительницам прекрасного пола, не очень хорошо относящимся к охоте и охотникам, практически у всех древних народов именно женщины занимали трудную и ответственную должность Богинь охоты. Достаточно вспомнить, хотя бы… римскую Диану или греческую Артемиду.
Наша Зевана вполне успешно исполняла свои «должностные» обязанности, во всяком случае, именно занятие охотой на протяжении многих веков было основным занятием древних славян. Да и освоение ими огромных территорий было напрямую связано с «погоней» за мягкой рухлядью – шкурками куницы, соболя, белки, бобра, которые в те далёкие времена являлись полноценной валютой, наравне с золотом, серебром и драгоценными камнями. Противникам охоты, советую посмотреть на карту страны, может быть это их убедит, какую роль охотничий промысел сыграл в становлении нашей державы.
Но… мы о Зеване. Прекрасная богиня не только охотилась на диких зверей (при чём, судя по изображениям, неплохо обращалась с луком и стрелами, капканами, рогатиной и ножом), но и оберегала их, обучала, как избегать опасностей, пережить долгую зиму, воспитывать потомство. Она могла оборотиться в любого зверя или птицу, вывести своих «подданных» из пожара, спасти от наводнения, найти пищу в бескормицу. В этом ей помогали помощники – пара страшных волков, везде сопровождающих и покорно служащих своей хозяйке, и белый кречет. Так что… Зевану, можно считать ещё и основательницей егерского дела, охотничьего собаководства и первой содержательницей ловчих птиц (очень развитой в своё время русской охоте).
Охотники и звероловы очень почитали Зевану, считалось, что именно она помогала найти в лесу тайные тропы животных, избегать встречи с медведями и волками, и (если такая встреча всё же состоялась) выйти победителем из противоборства с диким зверем. Охотники молили Зевану даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили в её святилище часть своей добычи (как правило, меха). Как и любая женщина, богиня была очень неравнодушна к нарядам, в повседневной жизни носила богатую кунью шубу, отороченную белкой, а в качестве охотничьей одежды использовала накинутую на плечи и голову медвежью или волчью шкуру.

У древних славянских рыболовов тоже был свой покровитель, бог рек, озёр и рыбной ловли - Дунай (именно его именем и названа великая река). К сожалению, известно о нём крайне мало. Видимо, как настоящий рыбак, бог Дунай был крайне скрытен и не слишком любил афишировать свою деятельность.

А теперь немного о грустном. Кому бы я ни задавал вопрос, какой праздник мы отмечаем 14 февраля, все, в один голос, говорят: День Святого Валентина, покровителя всех влюблённых. Такое впечатление, что кругом одни влюблённые католики. Поверьте, я абсолютно ничего не имею, ни против этого святого, ни против всех влюблённых, отмечающих этот день, но… мне кажется, как минимум, охотникам и рыбакам всё же не мешает знать, что… в православном календаре, 14 февраля – День Святого великомученика Трифона, покровителя охотников и рыболовов. Давайте, хотя бы немного знать свою историю и свои корни.

Надо сказать, что Святой Трифон не сразу обратил своё внимание на представителей этих древнейших профессий. Сначала у него была вполне обычная для святого биография: он родился (230-250 г.) в семье христиан в селении Кампсада (возле города Апамея-Кибот) во Фригии, ещё отроком проявил чудотворный дар, начал исцелять больных, изгонять бесов и обращать людей в христианскую веру. В правление императора Деция Траяна, гонителя христиан, юноша был схвачен и предан суду, не отрёкся от своей веры, за что его обнажённым подвесили на дерево и били, бросили в темницу, потом вбили в ноги гвозди и водили по городу, а напоследок осудили на усекновение главы. Перед казнью Трифон истово молился, прося Господа принять его в Своё царствие и… по молитве его, Господь взял его душу, ещё до того, как палачи успели привести приговор в исполнение. За стойкость духа и преданность к вере Трифон Апамейский был причислен к лику святых.
И вот спустя несколько веков, уже на Руси, на стыке язычества и православия, Святой Трифон явил Чудо, которое позволило ему стать одним из самых почитаемых в России святых. Народное предание об этом говорит так: «… государев сокольничий во время охоты упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя.
Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Потратив 3 дня и вконец устав, сокольничий горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу пруда.
Во сне к нему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола и, вернув его государю, был прощён, а на том самом месте, где явился ему Трифон, поставил обетную церковь".
Казалось бы, с точки зрения современного человека, не такое уж и монументальное событие (если, конечно, не считать меру наказания за проступок), но если знать, что всё это произошло с вполне реальным человеком – князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым (которому, по всей видимости, собственная голова была очень дорога), а также, что… в те далёкие времена, именно ловчие птицы «помогали» решать многие государственные вопросы: перед принятием важных внешнеполитических решений, государь выезжал на охоту и… по полёту и «бою» сокола определял, верно ли, принятое им решение и к чему оно приведёт, многое становится понятным. Даже существовал особый род придворной деятельности – птицегадатели. Они считались волхвами, предсказывающими будущее по полёту и поведению птиц. Здесь, невозможно не вспомнить и о нашей предыдущей героине – Зеване с её кречетом. Совсем не случайно этот факт не остался незамеченным и нашёл отражение в легендах, преданиях, геральдике и иконописи. Даже в литературе - событие описано в романе классика русской литературы Алексея Толстого «Князь Серебрянный», где, правда, автор достаточно вольно приурочил его ко времени правления Ивана IV«Грозного», хотя Храм Святому Мученику Трифону был построен за полвека до рождения грозного царя.
С тех пор в России Святого Трифона принято изображать с соколом в руке, и он считается главным русским святым - покровителем охотников и рыболовов. А в московских землях почитание Святого Трифона стало настолько большим, что именно он (на коне и с ловчей птицей в руках) первоначально изображался на гербе Москвы, и только спустя многое время образ всадника стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем.
Москвичи обращались к Святому Трифону во всех радостях и бедах, молодые девушки просили у него хороших женихов, а бесплодные женщины – детей. Так что, день Святого Трифона, вполне соответствует и Дню влюблённых (уже с точки зрения не католических, а наших, исконных, православных традиций).






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 45
© 21.02.2021г. Андрей Кузьмин
Свидетельство о публикации: izba-2021-3024388

Рубрика произведения: Проза -> История



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1