
"— Я — Человек.
— Что такое Человек?
Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
— Видишь нитку? Она привязана к форточке...
Синичка испуганно оглянулась.
— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.
— А можно мне съесть это последнее зернышко?
— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?
— Согласна. А что такое работать?
— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.
— А чем ты помогаешь людям?
— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен..."
Из рассказа Евгения Ивановича Носова,"Тридцать зерен".
***
Хочу поделиться, как устроила очередную кормушку для синиц. Родне об этом рассказать не получается, потому что стоит мне начать: " Нашла в сугробе сломанное ведро от штукатурки..." - родственники начинают смеяться и долго не могут остановиться, ехидно переспрашивая: "Чего-чего ты нашла?"
А нашла я верхнюю часть от пластикового ведра: белого цвета, с голубой крышкой и прочной ручкой из металла. Вернее - не нашла, а споткнулась об эту штуковину на тропинке, между сугробов. Понесла ее к мусорному контейнеру, чтобы никто из пешеходов не поскользнулся и ноги не сломал. Над головой дзинькнула синица, благодаря ее подсказке я поняла, что в руках держу не просто мусор, а готовую кормушку, с трех сторон защищенную от снега и ветра!
Приладила ее на конструкцию из железа, на которой иногда жители окрестных домов выбивают пыль из ковров. Засыпала семечек - как положено, без соли и не обжаренные. Семечки покупаю в магазинчике, у киргизов - шестьдесят рублей за кило, дешевле нет, наверное, потому что в районе только этот магазин торгует семенами подсолнечника на развес. А в моем детстве семечки продавали деревенские бабушки, у входа на рынок стояли они с мешками и стаканами - по обе стороны дороги, человек десять наперебой звали: "Дочка, у меня попробуй!" Вот где была настоящая конкуренция! Вокруг мешков скакали и чирикали воробьи... А теперь и бабушки с семечками и воробьи исчезли из нашего подмосковного, рабочего поселка. Воробьев никто из моих знакомых не встречал много лет, уже выросло поколение детей, не знающих о такой птице.
...Два дня семечки в обломке от ведра оставались нетронутыми, на третий - съели синички все, подчистую. Теперь, по утрам добавляю в ведро семечки, мороз - минус двадцать, снег под ногами скрипит, а синички поют со всех сторон, словно весной!
Синицы - птицы лесные, но зимовать перебираются поближе к людям.
Может быть, моя заметка сподвигнет кого-то подкормить птиц нынешней, многоснежной зимой. Это - очень просто, было бы желание.
Я начала эту миниатюру словами из рассказа замечательного писателя Евгения Носова. Евгений Иванович завещал на своей могиле написать всего два слова: "Покормите птиц".
Фото автора.