Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

СМЫСЛ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Культура России.






КУЛЬТУРА РОССИИ.Чувство воли народа многократно пытались подавить как войнами захватчики со стороны, так и – дело обычное для истории всех континентов – безжалостно обращавшиеся с подданными собственные правители (среди последних нельзя не упомянуть имена погубивших тысячи мужчин и женщин в пылу битв с боярами Ивана Грозного; железной рукой проводившего реформы Петра I, построившего ценой запредельных усилий советских людей мощное государство И.В. Сталина) – патриотически и патерналистски настроенный народ переносил все тяготы жизни, восстанавливая порушенное изгнанными врагами хозяйство; вслужбе терпя усталость, боль, и уповая на лучшую для себя жизнь в будущем. Изобретательный по сути характер народа помогал ему приспосабливаться к любой ситуации, а качество его способности к выживанию – преодолевать трудности бытия. События русской истории демонстрируют уникальность обстоятельств складывания особого типа личности культуры, проявляющей себя ярко в экстремальной ситуации; и переносящей невзгоды жизни в приверженности установкам стоического отношения к жизни с почти мистической надеждой в гармоничное устройство общества завтрашнего дня.

**************************************************************

Счастье и лёгкая грусть русских в оценке коллизий истории – грусть метафизическая, с улыбками ответственности на лицах – заключаются в том, что волей Провидения они заселили исключительно огромную и безмерно богатую ресурсами часть Земного шара. Осмысленная битва внешних сил за передел этой территории началась почти восемьсот лет назад с момента объявления крестового похода Ливонского ордена против православных князей Пскова и Новгорода, и продолжается в наши дни политикой экономического ослабления России за счёт возможностей всех подконтрольных Западу организаций международного права. Слова императора Александра III о том, что у России в мире нет друзей, а есть лишь верных два союзника в образах армии и флота, аллегорически точно выражают суть многовековой ситуации обороны русскими некогда «собранных» ими земель. Процессы расширения границ собственного государства и подавления натиска со стороны постоянно заинтересованных агрессоров сформировали в психике русских особую установку гордости за масштаб реализуемых проектов и одновременной подозрительности по отношению ко всем, кого эта масштабность пугает перспективами утраты собственного влияния. Незамеченная О. Шпенглером культура русских – совершенно непохожая на все остальные – является важнейшим фактором международной политики последних трёхсот лет, и, по сути, видимой матрицей всех существовавших в истории отношений между людьми и властью, людьми и Богом, людьми между собой. В русской культуре удивительным образом скопились все решённые и нерешённые для человечества вопросы – те, что были когда-то поставлены, когда-то кем-то даже и изжиты, или вовсе даже никогда и никем не замечены, но сыгравшие важнейшую роль в жизни других обществ; и, быть может, ждущие часа полностью перекроить всю систему ценностных представлений человечества.

Русскими стоит называть всех людей, говорящих по-русски и считающих русскую культуру и русскую историю своими. За тысячелетнюю историю существования российского общества в жилах его представителей слилась кровь славян, тюрков, финно-угров, кавказцев, германцев… Парадоксально, но факт – представитель любого народа по-русски (как, кстати, и в других языках) обозначается именем существительным – англичанин, немец, гватемалец, уругваец, новозеландец и т. д.; – и только сам русский отмечен именем прилагательным, – быть может, признаком принадлежности к необъятной территории от Калининграда до Южно-Сахалинска; или к общности людей, выражающих в своей деятельности многомерные черты культуры предков, притом способных радушно принимать установки десятков и сотен других культур.

Основу национальной культуры русских составила культура восточных славян. Опуская возможность перечисления подробностей жизнедеятельности племён землепашцев и пчеловодов, можно отметить лишь факт образования их ранней государственности на рубеже IX−X вв. со всей обоймой признаков становления городов, укрепления княжеской власти, создания регулярных войск в виде дружин князей и т. д. Процесс централизации власти на территории так называемой Киевской Руси, объединявшей земли от Переяславля до Новгорода, завершился авторитарным актом княжеской власти христианизации в 988 г. родственных друг другу племён северян, древлян, кривичей, ильменских словен и прочих, исповедовавших до того культы почитания персонифицированных божеств явлений солнца, луны, плодородия, женской сути, дождя и т. д. Пару веков христианство мучительно приживалось в среде славян, демонстрировавших своим князьям приверженность ценностям малопонятной народу религии, в постулатах которой распятый в неизвестных землях за грехи человечества Иисус прощал всех и каждого за всё, что бы кто ни делал в жизни; и продолжавших при том втайне приносить жертвы Перуну, Даждьбогу, Стрибогу, Хорею, Мокоши, Симарглу и другим богам, видя в них настоящих защитников себя, домочадцев, здоровья и урожая (процесс «двоеверия» давал о себе знать и в XIV−XV вв.). К концу XII в., однако, христианская традиция показала свою силу в разгар событий феодальной обособленности князей Киевской Руси и последовавшим за ней поражением русских дружин от монгольских войск Батыя – на долгие столетия отныне церковь оставалась единственным институтом скрепления ощущений единства у разорённых войной и данью захватчикам жителей Киева и Чернигова, Пскова и Новгорода, Ростова и Владимира, Суздаля и Рязани. Мало того, русские и выражали себя в мире как подлинные христиане, проявляя качества терпения и смиренного восприятия Божьей данности. По факту, Русь принесла себя в жертву ради спасения остальных стран европейского континента – заливаемые слухами о жестокости движущихся с востока кочевников (захвативших, кстати, наряду с другими странами, Иран, Китай и Корею), трепетали народы германской расы, но монголы остановили многолетний боевой поход на территории Польши и Венгрии, разорив которые, пошли в южнорусские степи.

Захватчики подарили славянам часть собственных бытовых традиций и лексического запаса; наследство же привнесенной крови породило в данниках мощную и отчасти противоречивую комбинацию природных качеств почти звериной выживаемости, простодушия, великодушия, непобедимой отваги и патриотизма – которые отныне и навек теперь будут ставить в тупик всех посягателей на обширные земли востока Европы. После накопления славянами сил для окончательного освобождения от подати монголам, довольно быстро пошёл процесс централизации власти князей прежде малоизвестной Москвы, сумевших за несколько десятилетий подчинить себе князей уделов бывшей Киевской Руси, и даже увеличить её территорию за счёт присоединения к государству земель казанских татар и литовских дворян. Идея расширения пространства русского государства на Земле и гармоничного сосуществования в нём представителей разных народов, в середине XVI столетия вызрела в официальную доктрину власти «Москва – третий Рим», обосновывавшую мессианское право России хранить традиции христианской империи.

Процесс строительства великого государства шёл через преодоление проблем внешне- и внутриполитической жизни общества.После беспорядков многолетней смуты конца XVI–начала XVII в., завершивших время правления потомков киевских князей династии Рюрика, престол в Москве стал принадлежать семье Романовых, передававших власть по наследству родственникам вплоть до часов упразднения монархии в революционной ситуации февраля 1917 г. Структура государства XVII в., вбиравшая в себя сферы подчинения самодержцу всего народа, деятельности системы управления обществом в виде приказов, оформления законодательства о правах и обязанностях представителей сословий (было окончательно закреплено и право собственности дворян на труд закабалённого крестьянства), наличия регулярного войска стрельцов и государственной православной религии, в начале XVIII столетия была подвергнута реформированию царём (с 1721 г. – императором) Петром I – буквально все формы культуры общества были преобразованы по западноевропейскому образцу: приказы переоформились в коллегии, стрелецкие сотни были сменены полками гренадеров, боярское сословие оказалось принуждено служить в армии и активно участвовать в делах развития ремесла, торговли и флота; реорганизованная церковь полностью подчинилась государству, и над ней был назначен светский руководитель в лице обер-прокурора Синода.

Смерть императора не вызвала ожидаемого обществом возврата к ценностям дореформенного периода – Пётр, как выяснилось, запустил ход необратимым процессам развития государства, по организации ряда институтов похожее на европейские общества, но оформившегося к концу столетия в систему мощного бюрократического аппарата, зорко контролирующего жизнь общества во всех сферах: от выплат налогов казне до надзора за взглядами обывателей на жизнь (наглядной иллюстрацией высочайшей заботы о порядке и нравах подданных явились распоряжения Петра I при учреждении Синода в 1721 г.: одним указом император понуждал православных регулярно ходить на исповедь; другим же вменил в обязанность православным священнослужителям доносить о признаниях прихожан в тайную канцелярию полиции – осквернением таинства Пётр ожидаемо возмутил духовных лиц).

Границы Империи постоянно расширялись за счёт вхождения в её состав территорий юга Сибири, Средней Азии, Кавказа, Крыма, восточной части Речи Посполитой и других земель. Русское правительство открывало здесь обучающие грамоте школы, больницы – в большинстве мест эти виды учреждений становились вообще первыми элементами социальной инфраструктуры принятого в Россию народа. Присоединение образований, население которых исповедовало ислам, католичество, буддизм, протестантские формы религии, требовало создания законов, объявляющих свободы богослужений, строительства культовых сооружений, духовного образования и т. д. – такое законодательство было фактически создано в XVIII в. рядом указов российских самодержцев и Синода. Окончательный вид система конфессионального права приняла к 1830 г., когда через утверждённые государством «уставы» для каждой религиозной группы были определены нормы самовыражения её представителей в виде свобод и обязанностей. По вопросам веротерпимости, законодательство явилось одной из самых либеральных форм права в Европе – на континенте, пережившем бесчисленные религиозные войны.Благодаря реформам Петра в России (прежде всего, конечно, в её новой столице – Петербурге) появилась немногочисленная группа людей, перенявшая внешние образцы западноевропейской культуры в виде ношения голландской и немецкой одежды, участия в балах, курения трубок и т. д. Число новообращённых резко увеличилось в период десятилетнего правления племянницы Петра, бывшей курляндской принцессы, Анны Иоанновны, и позже – поскольку следование образцам и манерам западноевропейцев, с этих лет до падения монархии в 1917 г., стало нормой жизни при дворе. Копирование форм чужеродной культуры представителями аристократии страны породило уникальную ситуацию культурного расслоения нации – любой молодой дворянин уже с 60-х гг. XVIII в. считал делом чести знание основ французского языка, следование парижской моде; выражение готовности участвовать в дуэлях, наличие навыков танца на балах и галантного общения с дамами и т. д., – в то время, как управляемый высшим сословием народ продолжал исповедовать традиционную культуру. Несовпадение образцов аристократической и народной культуры, как и многовековая традиция эксплуатации дворянским сословием крестьянского населения России, стали причинами системных противоречий в обществе. С начала XIX в. предпринимались непоследовательные попытки их устранения и со стороны имперской власти, и со стороны части аристократического общества, и со стороны представителей набиравшей количество в течение всего столетия неформальной группы «разночинцев» – выходцев из купечества, мещанства, мелкопоместного дворянства и даже крестьянства, ставивших себе целью расширение собственных статусных прав за счёт получения образования в университете и последующего преодоления карьерной лестницы на государственной службе.

Акт отмены права на законное владение крестьянами аристократией в 1861 г. ещё более повысил степень социального напряжения в государстве – миллионы не имевших земельной собственности крестьян стали скитаться по стране в поисках заработка, в результате чего резко увеличилось население городов, и вспыхнули протестные настроения на фабриках бывших селян, понимавших, что на смену прежней барской эксплуатации пришла новая система выкачивания жизненной энергии рабочего, обслуживавшего весь световой день бездушную машину в обмен на выплату ему денежных средств, достаточных всего лишь для восполнения потенциала потраченных за день сил. В стране начинает расти количество организаций, имеющих задачу направить напряжение недовольства рабочих и обманутых крестьян в русло процессов свержения самодержавного строя; методы же достижения конечной цели разнились – от форм пропаганды в деревнях идей создания антиправительственно настроенных крестьянских общин, до физического устранения со сцены политической жизни высших государственных чиновников и самого царя.

Огромную роль в делах подготовки к революции сыграла интеллигенция – разномастная группа деятелей умственного труда, испытавших на себе серьёзное влияние образцов западной культуры, или, наоборот, ощущавших к ней болезненно-осмысленную антипатию в собственных поисках духовных концепций строительства России. Первые интеллигенты всколыхнули общественную среду Петербурга в годы завершения эпохи правления Екатерины II обличительной критикой абсолютистского режима и скрытыми призывами к объявлению гражданских свобод. Напуганная событиями в революционной Франции, императрица распорядилась закрыть редакции «вольнодумных» журналов и установить полицейский надзор за частной жизнью их сотрудников (некоторые из них были осуждены). В строгом понимании русской интеллигенцией стоит называть представителей социальной категории «разночинцев», получивших, как правило, в XIX–начале XX в. университетское образование, и зарабатывавших жалование ежедневным трудом в литературных журналах (особенность процессов формирования русской интеллигенции высвечивается именно во вполне объяснимом факторе близости к органам печатного производства мятущихся духом людей из числа журналистов, писателей и университетской профессуры), государственных учреждениях и частных конторах. В состав интеллигенции последовательно вливались поклонники принципов французского Просвещения, противоборствующие им идеологи черт исконной русской общинности в национальном характере, апологеты учений либерального абсолютизма, буржуазного либерализма, непримиримого марксизма и даже антигосударственного терроризма. Интеллигенция, в конечном итоге, стала одной из главных движущих сил потрясений в российских революциях начала и конца XX в.

Фактор ограничения социальных прав многочисленных имперских подданных еврейского происхождения на проживание в обеих столицах и занятия политико-государственной деятельностью сыграл роковую роль детонатора в ситуации приближения часа грядущего социального взрыва. В первые годы XX в. евреи возглавили большинство антиправительственных организаций, на заседаниях руководства которых были подготовлены многочисленные варианты идеологических программ свержения монархического строя в России. Правительство всячески пыталось спасти ситуацию посредством воплощения в жизнь проектов православизации иудеев, жестокого подавления забастовок и мятежей, передачи ряда политических свобод массам рабочих и крестьян, введения цензуры в печати, поощрения инициативы «еврейских погромов» со стороны обывателей и т. д. Начало Мировой войны было расценено российскими политиками как возможность патриотического сплочения народа вокруг фигуры царя – ряд неудач в войне (перевес сил в которой, в целом, был на стороне союза Российской империи, Великобритании и Франции) и её экономических последствий фатальным образом обусловил отставку Николая II в феврале 1917 г., и последующую отмену монархии как формы государственного устройства. «Февральская» революция представила обществу шанс создания республики с полновесной системой выражения мнений народа, но власть в стране в октябре того же года захватила партия большевиков, финансирование которой осуществляли правительственные круги Германии, воевавшей с Россией.

Великая Отечественная война СССР против Германии закончилась триумфом советского народа, одолевшего режим, целью которого было сметение с карты мира почти всех государств, и образование единой и последней в истории империи высшей арийской расы. Для достижения победы в войне руководство Советского Союза пошло на немыслимый прежде пересмотр итогов строительства режима большевиков – была разрешена деятельность Русской православной церкви, исламской уммы и других конфессий; стали пропагандироваться ценности духовной жизни многонационального русского народа; в армию вернулись традиции дореволюционных времён (организация гвардейских соединений, ношение погон, вручение орденов имён прославленных полководцев России и т.д.); интернациональные лозунги борьбы за мировую революцию были вытеснены патриотическими призывами защищать русскую землю.

Советское государство в высшей степени гуманно отнеслось к побеждённой Германии, вынашивавшей планы оккупации всей территории СССР и истребления его граждан – на Нюрбергском процессе были осуждены лидеры фашистского режима; пленённых во время боевых действий солдат и офицеров, после прохождения исправительных работ восстановления разрушенного ими хозяйства, вернули на родину; самим немцам позволили сохранить национальное государство.На территории освобождённых от власти нацистов Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Албании, Болгарии, Восточной Германии были провозглашены социалистические государства, образовавшие так называемый блок Варшавского договора (в него не вошла социалистическая Югославия, руководство которой видело собственный путь развития страны).

Окончание мировой бойни не означало завершение противостояния между первым социалистическим государством и миром Запада – США и Великобритания, недавние союзники СССР в борьбе против нацизма (начавшие реально значимые боевые действия против немцев после вступления советской армии на территорию Румынии – за 10 месяцев до падения Германии), уже в октябре 1946 г. объявили Советскому Союзу так называемую «холодную войну». Восстановление разрушенного хозяйства на территории СССР проходило в условиях наличия у США атомного оружия и планов уничтожения населения и промышленного потенциала десятков крупнейших советских городов. Создание атомного оружия Советским Союзом в 1949 г. явилось важнейшим фактором ограничения возможности развязывания кем-либо на планете глобальной войны.

Во внутриполитической жизни СССР изменился вектор направленности социально-идеологической работы государства. Смерть И.В. Сталина оборвала заданный было виток репрессий против отдельных представителей так называемой творческой интеллигенции (в их адрес звучали обвинения в идеологических диверсиях против советского строя в условиях противостояния с буржуазными странами Запада), и уже в считанные месяцы с марта 1953 г. были арестованы объявленные виновниками перегибов в социальной политике последних полутора десятилетий высшие руководители карательных органов, а в стране стал нарастать процесс пересмотра дел невинно осуждённых за антигосударственную деятельность людей.

Время правления пришедшего к власти на одиннадцать лет Н. С. Хрущёва, и затем, сменившего его Л. И. Брежнева, можно обозначить периодом социальной стабильности жизни населения – ушли в прошлое массовые репрессии (разгон толпы митингующих рабочих в 1962 г. в Новочеркасске с применением оружия оказался единственным за этот период и последним в истории Советского Союза случаем лишения жизни граждан, выдвигающих политические требования – редкое исключение для истории второй половины ХХ в. на фоне деятельности других государств), постоянно повышалась заработная плата представителям всех профессий при проведении политики замораживания цен на товары, заработала система массового строительства и бесплатного выделения квартир всем нуждающимся; качественно улучшалась система получения образования и медицинских услуг (то и другое было принципиально бесплатным со времен захвата власти большевиками); жителям села выдали паспорта, что предоставило возможность им и их детям переезжать при необходимости в города и т. д., и т. п. – и всё это на фоне подъёма чувства гордости за советский народ, выигравший в 1945 г. самую кровопролитную в истории войну, впервые в истории запустивший в космос спутник и ракету с человеком на борту; являющийся наследником духовной культуры А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и П.И. Чайковского; имевший самые передовые в мире науку и систему образования молодежи (в то время, как в Американских Штатах, идеологически конкурирующих с Союзом, десятки миллионов людей не умели ни, читать, ни писать); стремившийся помочь всем народам, страдающим от эксплуатации капитализма.

Оттаявшая за два десятилетия после утрат великой войны, психика народа по-юношески задорно взялась осваивать безмерное пространство страны, строя города в тундре и степях, проводя линии железных дорог и электропередач сквозь леса и горные хребты, перекрывая электростанциями могучие реки. Искренне переживая радость социальных преобразований, советская молодежь по призыву руководителей партии в массовом порыве на годы или всю дальнейшую жизнь оставляла родительский дом и уезжала на так называемые комсомольские стройки века. Правительство всячески поощряло энтузиазм граждан объявлением всё новых проектов приложения сил энергичных молодых людей; сам же народ, в простодушном доверии партии, не чувствовал экзистенциальной потребности самостоятельно решать проблемы жизни общества нового типа. Все планы развития страны, увы, рассчитывались в рамках логики идеологии большевистского руководства 20–30-х гг. Принцип подбора кадров управленцев государством предполагал бюрократическое выдвижение на ключевые посты системы руководства обществом людей, преданных марксистко-ленинской идеологии; которые на практике, увы, далеко не всегда оказывались способны адекватно оценить ситуацию в стране и мире, и дать не повзрослевшему пока советскому обществу указания по здоровой модернизации самого себя.

1970-е–первая половина 1980-х гг. стали эпохой подлинного расцвета советской культуры, в условиях развития которой отсутствовали как явления организованная преступность, пропаганда низменных людских потребностей и конкурирующие идеологии; главными же ценностями общества были объявлены чувства товарищества и желания помочь всем и каждому, принципы социальной справедливости, политика наделения всех нуждающихся стандартной обоймой качественных материальных благ, развитие инфраструктуры общества в каждой республике Союза (систем экономического производства, строительства, образовательных и медицинских учреждений, транспорта, туристических центров и т. д.) для повышения общего уровня жизни людей; верность рабочих, крестьян и так называемой трудовой интеллигенции всех стран идеалам интернациональной солидарности и идеям возведения на Земле гармоничного общества побеждающего коммунизма.
Социалистические ценности, в значительной мере отражавшие глубинные ценности Российской империи, в той или иной мере искренне разделяло подавляющее большинство советского народа, с энтузиазмом воспринимавшего установки съездов и пленумов коммунистической парии о непримиримости борьбы с буржуазными государствами, унижающими достоинство собственных граждан из рабочей среды; о необходимости стойко преодолевать тяготы пути к идеальному обществу, о братстве больших и малых народов страны и Земли, о близком окончании сроков полного обретения благ коммунизма и т. д. Часть советских людей из состава интеллигенции не была, однако, удовлетворена суровой простотой идей будничного строительства справедливого для всех общества, и скрыто противодействовала программной политике руководства страны эпатажной для окружающих манерой одеваться, слушанием пропагандистских (почти всегда – музыкальных) передач радиовещания государств НАТО на русском языке; кулуарным высмеиванием приёмов воспевания идеалов социалистического общества в произведениях советского искусства; сочинением анекдотов о лидерах партии и даже созданием небольших подпольных кружков с целью обмена мнениями о преимуществах жизни свободного западного общества и недостатках системы всеобщей вовлеченности в процессы строительства социального рая на Земле – тезисы критиков советского общества могли быть соотнесены по степени идеологического простодушия с установками творцов коммунистического строя.

Механизм жизнедеятельности выстраиваемого десятилетиями планового и бюрократического по сути общества дал резкий сбой во второй половине 80-х гг. в эпоху правления М.С. Горбачёва, объявившего поначалу намерение придать ускорение процессам строительства экономики государства, а затем и концептуальную идею создать социализм «с человеческим лицом» на основе принципов так называемой демократичной гласности и кооператиной промышленности – судорожно запущенные в жизнь механизмы рыночной экономики стали рушить систему централизованного управления политической и хозяйственной жизнью общества. Миролюбивый настрой советского правительства, расценившего 80-е гг. как первый в истории шанс создать подлинно гармоничную жизнь на Земле, проявился в выдвижении перед руководством стран НАТО инициативы так называемого «нового мышления» – поиска конвергеционных («сближающих») принципов создания справедливого порядка в мире, гарантирующего безопасное существование народов разных континентов и развитие их социальных систем, обмена опытом социалистических и либеральных традиций в жизни народов, – был цинично использован элитами Запада, бросивших все ресурсы на пропаганду в СССР моделей западного образа жизни, финансового обеспечения оппозиционных советскому строю движений – с целью уничтожения блока стран социалистического содружества и самого союза советских республик. Результатом процессов либерализации и демократизации общества стал развал СССР в 1991 г – на его территории появилось 15 новых независимых государств. Далее начался процесс нового реформирования всех образцов культуры постсоветской России – в том числе, и в первую очередь, – их ценностей – под тотальным руководством неожиданно победивших за счёт обмана ожиданий человечества в «холодной» войне США и её европейских сателлитов.

События культурной «перестройки», кислотой своей жестокости обожгли нервные окончания психики народа – провозглашённые с 1991 г. либеральными правительствами президента Б.Н. Ельцина призывы к  обогащению любой ценой  пришли в противоречие с глубинными ценностными установками подавляющего большинства членов общества о социальной справедливости, служении государству и ожидании с его стороны ответной заботы. Личность народа замкнулась в себе и, десятилетие созерцая картины тотального разграбления прежде общей собственности толпой оборотистых дельцов (идея «именных» чеков, позволявших каждому гражданину из ста пятидесяти миллионов приватизировать свою долю государственной собственности, после стрельбы правительством из танков здания парламента по находящимся там народным депутатам, вдруг была заменена властью на практику подушной раздачи «анонимных» чеков; результатом чего стала скупка за бесценок и даже авантюрный отъём у голодающего народа через финансовые фонды преимущественной части принадлежащих населению чеков, оказавшихся в руках десятка тысяч бенефициаров приватизации), развала принципов организации армии и системы правопорядка, массовых случаев принятия второго гражданства в каком-либо из западных государств членами российского правительства и увоза ими собственных детей за рубеж для постоянного проживания и т. д., вдруг перестала отзываться на любые предложения власти – стрессовая ситуация полного беззакония вогнала национальную психику в состояния шока и социальной депрессии. Главной ценностями были объявлены свобода и отсутствие контроля во всём: в предпринимательской деятельности, в выражении мнений, в выборе форм развлечений и т. п. – в деидеологизированном обществе идея безграничных свобод последствиями имела понижение планки у значительной части общества к нормам морали, рост коррупционных связей, разгул преступности на улицах и в быту. Защитные силы организма нации, потребность в которых исчезла в 70–80-е гг.; были, тем не менее, запущены в упомянутые 90-е гг., и народ стал привычно выживать (как и во времена нашествия монголов, или, например, в годы гражданской войны), равнодушно взирая на сюрреалистическую действительность проведения властью безостановочных реформ, реально ухудшающих жизнь полуголодных людей.

Ситуация начала 90-х гг. XX в. вновь, по сути, обнажила вековечные проблемы бытия общества – усыплённый лозунгами обещаний демократично избранного президента Б.Н. Ельцина о строительстве богатого для всех общества, народ на время отдал себя во власть группировкам национального криминального и иностранного капитала. По амнистии были выпущены на свободу заключённые, отбывавшие наказание за совершённые экономические и уголовные преступления – концептуально предполагалось, что эти пассионарные, с авантюрным складом ума люди станут локомотивом реформ.Разодранная на куски – по рецептам западных советников – собственность Советского государства потеряла экономическую эффективность из-за отсутствия желания у новых владельцев вкладывать в неё инвестиции – инфраструктура дробилась на элементы и перепродавалась, производственные площадки использовались в качестве помещений для хранения заполонивших рынок сбыта товаров из-за рубежа.


Элиты Запада, втянувшие Россию в болото отнимавших у неё жизнь реформ, проявляли интерес к ситуации лишь в сферах распространения собственного влияния на внутренний рынок страны и вывода российского финансового капитала в банки США и Евросоюза. Системой созданного – с учётом концепций западных экономистов – законодательства, Россия была лишена собственного производства, и, как итог, – втянута в глубочайшие долговые обязательства перед крупнейшими транснациональными банками и фондами.

Надежда на сохранение российской цивилизации, в условиях целенаправленных попыток её уничтожения Западом, не исчезала – она укрепилась в дни избрания в 2000 г. нового президента, провозгласившего курс на возвращение России статуса суверенного государства и сохранение традиций народа. Стала проводиться политика взвешенного подхода к реформированию форм жизни общества, заработали обанкроченные было предприятия; возродился оборонный потенциал армии России и её военно-морского флота, едва не уничтоженных за десятилетие деятельности либеральных правительств. Возобновились процессы строительства справедливого общества для всех граждан страны, процессы чувствования и понимания смыслов богатейшей культуры России, процессы анализа негативного опыта развития человечества под водительством, увы, не устоявшего перед соблазном в очередной раз ограбить мир Запада.

Событие добровольного присоединения Крымской автономной республики к Российской Федерации в 2014 г., вызвавшего в стране мощный подъём патриотических настроений, обозначило начало нового этапа истории российского общества – оно показало желание народа видеть Россию полностью независимым государством, избавившимся от какого бы то ни было влияния со стороны западных стран; государством, устраивавшим свою жизнь в соответствии с собственными представлениями о смыслах существования многонационального человечества: государством, налаживающим равноправные отношения со всеми миролюбивыми державами мира.

Падение нью-йоркских небоскрёбов в первый год нового века и нового тысячелетия символически открыло сезон реализации планов масштабного переформатирования группой транснациональных компаний всех институтов деятельности людей – включая базовую форму государства. Пошли-поехали вращаться сценарии свержения законных правительств в десятках стран; человечество, раз за разом, вдруг стали посещать вирусы искусственного происхождения, сеющих беспорядки в сферах общественной жизни землян. В эпоху ужесточения цифрового контроля в западных странах за свободами граждан, неожиданной гонки экспериментов по изменению культурного облика HomoSapiens, российская цивилизация – богатейшей культурой и самим отношением общества к этим вопросам – предлагает миру вариант развития культуры через сохранение традиционных ценностей, сохранение свобод людей на уровнях разумного общественного договора и здравого смысла, сохранение всех оправдавших себя в истории моделей сближения и сотрудничества народов мира.


Приложение. Статья, опубликованная на канале "Главные вопросы" (Яндекс-Дзен)

Такой вот особенный человек. Эпоха позднего Советского Союза.
Существует разлом понятий у людей об СССР. Те, кто его защищают, имеют в виду мощное государство новейшей истории, от любого движения которого трепетали противоборствующие ему блоки мира; имевшее грандиозную экономику, сильнейшую в мире армию; целью самого существования которого было стремление максимально улучшить жизнь своих граждан.
Критики Советского Союза в любом споре всегда и сразу выдвигают аргументы деятельности ГУЛАГа на территории страны.Приём продуманный, совершенно нечестный, и не от большого ума. Репрессивная система ГУЛАГов, действительно, стала трагедией для народа, попавшего в водоворот событий больших революций;но она была преодолена ходом дальнейшего развития истории страны:
– в 1945 г. Советским Союзом была выиграна Вторая мировая война;
– общество стало возвращаться к традиционным ценностям России;
– ушла оголтелость идей беспощадной борьбы с проявлениями «буржуазной» культуры;
– и, главное, стал поощряться энтузиазм масс в идеях мирного строительства совершенного общества для жизни совершенных людей.
В делах этого строительства были достигнуты серьёзные результаты: кроме обретения народом выдающихся социальных благ в виде бесплатного жилья, бесплатной медицины, бесплатного образования, бесплатных путёвокв детские и взрослые оздоровительные, развлекательные и прочие учреждения,РОДИЛСЯ ЧЕЛОВЕК НОВОГО ТИПА – живущий устремлениями добра, социальной справедливости, любви к ближним и дальним.Этот человек не размышлял категориями своих города-села, района или даже страны – его понимание жизни реально включало в себя весь мир со всем его добром и страданиями. Идеалистический подход советских людей предполагал мирное решение любых проблем человечества ради его блага.
Бывшему госсекретарю США Г. Киссинджеру приписывают фразу о том, что великим грехом американского народа было уничтожение самой популяции советского человека. Оставил ли истории эти слова Г. Киссенджер; окончательно ли исчез тип советских людей с лица Земли – сейчас речь не об этом.Главное понять, что был факт существования особенного человека в поздний период истории СССР – в 60–80-е гг. ХХ века. Человека, светлого в помыслах, искреннего в суждениях, страстно желавшего счастья всему человечеству.
Человечество тогда, увы, к счастью было не готово.



Приложение. Статья, опубликованная на канале "Главные вопросы" (Яндекс-Дзен)

За мир во всём мире отдали полмира: Как Россию выталкивали из мирового пространства. Михаилу Сергеевичу посвящается.
А чего скрывать?
Чудны дела человеческие! Реально хотели, как лучше, а вышло не то. Думали, на Земле – все люди, как люди…
Мы к ним – с новым мЫшлением. Они – улыбаются.
Мы: «За мир – во всём мире!». Они: «Разоружайтесь».
Мы разоружаемся. Они: «Ешьте наше».
Перестали есть свое. Они: «Про «своё» вообще забудьте, только рынок».
Идём на рынок. Они: «Ваша судьба – бензоколонка».
«Но как жить дальше?» «Как все – в кредит, эпоха банков».
Мы – в банк. Они – улыбаются.
«Но как же экономика?». Они: «Бензоколонка only, рынок».
«Но как же only?» «Вы ведь угробили своё, но есть что продать».
Мы: «За мир во всём мире отдали полмира». Они: «Зато теперь весь мир в расчётливых руках».
«Но мы же говорили о мире для всех – со всеми». Они: «Жизнь – это бизнес, господа; учитесь жить».
«А где же справедливость?». Они: «Жизнь – это бизнес, господа; учитесь жить».
«Но вы обложили нас по всем границам». Они: «Жизнь – это бизнес, господа; учитесь жить».
Чудны дела человеческие! Реально хотели, как лучше, а вышло не то. Думали, на Земле – все люди, как люди…






Рейтинг работы: 2
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 9
© 19.02.2021г. Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-3023211

Метки: Культура, история, человек.,
Рубрика произведения: Проза -> Другое


Рудольф Сергеев       20.02.2021   03:20:09
Отзыв:   положительный
Да уж, человечество, возможно, за уничтожение СССР заплатит концом своего существования
Александр Алакшин       21.02.2021   15:51:16

Не дай Бог.
Нужен новый паритет.
















1